Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
||||||||||||
Тема выпуска: В конце выпуска форма для выражения Вашей его оценки и мнений. |
||||||||||||
> О воспитании правдивости в детях > Мы, родители, хотим, чтобы наши дети росли правдивыми. Мы стремимся доверять им, хотим, чтобы они нас не обманывали и чтобы на их слово можно было положиться. И как всё подлинно ценное в жизни, правдивость не дается сама собой, без труда, без воспитания. Важно воспитывать не только правдивость, но и понимание того, что такое правда и что такое ложь. Это понимание дается не сразу и не легко. > В русском языке есть два, очень близкие друг другу по смыслу слова: "правда" и "истина". В "Толковом словаре русского языка" Ушакова истина определяется следующим образом: "то, что есть в действительности" или "совпадение мыслимого с действительностью". Слово "правда" тоже означает "то, что есть на самом деле", но к этому смыслу добавляется еще одно: "идеал поведения, заключающийся в соответствии поступков с требованиями морали, долга..." Когда мы говорим о правдивости, то подразумеваем способность человека видеть действительность такой, какова она есть на самом деле, и вести себя в этой действительности согласно своим нравственным убеждениям. Это, конечно, требует большой зрелости. > Для маленьких детей их "мир действительности" совсем не таков, как мир взрослых: для них реален мир фантазии, мир сказочный. Они часто одушевляют предметы и природные явления, боятся темноты или шума ветра, видят в них какую-то живую силу. Все мы знаем бесчисленные анекдоты о детском восприятии окружающего мира. Помню, как трехлетняя девочка, искавшая какую-то игрушку под кроватью, стала звать няню: "Няня, няня! Смотри пыль с хвостиком!" Это она впервые в жизни увидела мышь... > Мне кажется, что признание реальности сказочного мира, мира фантазии, совершенно законно. Сказка повествует, может быть, не о том, что на самом деле существует в окружающем нас реальном мире. Но в сказке есть своя правда о добре, зле, геройстве, глупости, самопожертвовании. И взрослые, любящие детей, легко входят в этот мир сказочной фантазии, но он не делает их ни обманщиками, ни лжецами. Есть разница между "сказкой" и "суеверием", потому что сказка живет в мире фантазии, а суеверие вносит сказочные понятия в мир реальной будничной жизни. > Ребенок начинает говорить неправду не тогда, когда он рассказывает, как "он убил большого льва в саду", а тогда, когда он сознательно искажает факты, желая что-нибудь получить или избежать неприятных последствий своего поступка. Большую роль в этой детской лжи играет страх страх наказания, страх, что на него рассердятся. Один из способов развивать в детях правдивость и очень действенный научить их, чтопризнание проступка является самым лучшим выходом из положения, что только это спасает от наказания. Помню, какое тяжелое впечатление произвело на меня, когда отец мальчика, укравшего у товарища велосипед, долго убеждал сына сознаться, обещая, что его не накажут. А когда мальчик признался в краже, отец тут же закричал: "Ну и выпорю же я тебя, мерзавца!" Не было ли это наглядным уроком лжи? > Способствует детской лжи и невнимательность взрослых к тому, что думают и чувствуют дети. Конечно, у детей бывает немало желаний, причем часто неисполнимых. Излишнее баловство вредно, и важно с детства понимать, что невозможно иметь все, что тебе хочется. Но мне кажется, что родители должны быть внимательны к детским желаниям и мечтам, должны сочувственно выслушивать их. Важно понять, почему ребенку чего-то особенно хочется, и терпеливо объяснить причину, если его желание исполнить невозможно. Можно предложить ему подождать... "Важно уметь рассуждать с детьми, бесконечно рассуждать с ними...", говорила мне когда-то мать маленького мальчика, который потом вырос и стал замечательным священником. Это была мать отца Александра Шмемана. > Самый лучший способ воспитания правдивости в детях, это, конечно, пример взрослых. Что видят дети в отношениях взрослых членов семьи? Если в семейных отношениях главенствует любовь и правда, не вырастет ребенок лживым! В романе французского писателя Виктора Гюго "Отверженные" описывается, как бывший каторжник Жан Вальжан заходит в дом старика-епископа в поисках приюта. Епископ гостеприимно принимает его, угощает. В удобный момент каторжник незаметно уходит, забирая со стола один из двух массивных серебряных подсвечников, единственных ценных предметов в доме. Полиция его ловит и, подозревая кражу, приводит обратно к епископу. Епископ радостно встречает каторжника и говорит: "Друг мой, ведь я подарил тебе оба подсвечника, а ты забыл захватить второй!" Этими словами он спасает беглеца. Важно помнить, что бывает "ложь во спасение", бывают случаи, когда формальная ложь ради доброго дела не нарушает правды. > Мне кажется, что самое главное это воспитать в детях и, прежде всего, в самих себе способность разбираться в том, где ложь и где правда. Мы любим представлять самих себя и обстоятельства, в которых живем, не такими, каковы они есть на самом деле. Слишком часто мы видим их такими, как нам хочется. Мы оправдываем свою бездеятельность мнимой болезненностью, а нетерпение и властность называем ответственностью. Самолюбие и дурной характер выдаем за "стояние за правду". Недаром в одной из самых любимых молитв Православной Церкви мы говорим: "Царю Небесный, Утешителю, душе Истины". > Бог есть дух истины, и с Его помощью мы можем увидеть самих себя и все окружающее нас таким, каково оно есть на самом деле. Эту способность мы и должны стараться воспитывать в наших детях. > В наше время воспитывать в семье дух правдивости очень трудно. Помню, как несколько лет тому назад, когда мне удалось съездить на родину, тогда еще Советский Союз, я встретила подругу моей молодости, тоже бабушку нескольких внуков. В конце дня, проведенного в длинных задушевных разговорах, я спросила ее: "Что самое трудное в вашей жизни здесь?" Не решившись сказать это вслух, она разорвала клочок бумаги и написала на нем одно слово: "ложь", а потом разорвала бумажку на мелкие клочки. В наше время почти невозможно избежать случаев, когда мы должны смолчать вместо того, чтобы говорить то, что думаем. Иногда же приходится говорить неправду. В этих обстоятельствах особенно важно воспитывать в себе способность отличать правду от лжи, понимать, в чем правда и где ложь. Прежде всего быть правдивым с самим собой это мы можем делать в любых обстоятельствах. И это самое главное! > В Евангелии любимого ученика Иисуса Христа Иоанна Богослова мы обретаем замечательные слова о правде истине. Говоря об Иисусе Христе, Которого он называет "Словом" Бога, он пишет: "И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины..." (Ин.1,14). Он приводит и слова Самого Иисуса Христа: "Познаете истину, и истина сделает вас свободными!" (Ин.8,32) и "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин.14,6). |
||||||||||||
Цель этого голосования
выявление приоритетных интересов читателей. Заранее благодарен всем, принявшим участие. !--> Голосование почтой: ? 0 1 2 3 4 5 нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.) |
||||||||||||
www.messia.ru/r2/3/c07_058.htm
|
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск серии | ||||
|
![]() |