=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Христианское воспитание детей в современном мире
(2. Родители как наместники Бога).

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

 

Автор: cвященник Михаил Шполянский  (его ЖЖ)
Опубликовано:
Поприще, дарованное нам Богом. // М.: Образ, 2005.
www.golubinski.ru/katehizis/vospitanie.htm
krotov.info/libr_min/25_sh/shpo/lyansky.htm
 
серия "Церковь и дети" 
  Предыдущая часть:
 
1. Крест и спасение...
 (993 слов, не считая примечаний)

Родители как наместники Бога

> Далее. Одна из главных задач воспитания — сформировать в душе ребенка твердые критерии добра и зла. Хотя, по слову Тертуллиана[1], душа по природе своей христианка, но изначальная поврежденность человеческой природы первородным грехом глушит голос совести в неукрепленной воспитанием душе. Очевидно, что ребенок сам по себе далеко не всегда способен различить добро и зло; более того, чаще всего он не способен должным образом извлекать те уроки и вразумления, которые Господь посылает человеку в жизненных обстоятельствах. То, что взрослый может обрести и осознать непосредственно как плод своих отношений с Богом, для ребенка должны являть родители: во-первых, быть явным и очевидным источником любви, во-вторых, быть наглядным примером нравственного императива[2]. Человек взрослый и живущий полноценной религиозной жизнью сам ощущает, что зло возвращается сторицей злом, а добро и в этой жизни возвращается полнотой добра, в первую очередь — миром в душе. Ребенку же должны дать это почувствовать родители. Ведь детская непосредственная реакция проста! Удалось тайком съесть банку сгущенки, несмотря на запреты, — приятно, значит, добро. Не получилось стащить полтинник из кошелька — не купил себе жвачки, неприятно — значит, зло. И здесь необходимо вмешательство родителей. Именно родители должны быть для ребенка проводниками вразумления Божиего, должны постараться донести до детского сознания в простых и очевидных житейских проявлениях великий принцип монотеизма: зло в конечном счете всегда наказуемо, добро всегда оправдано. Эта задача требует постоянной сосредоточенности и трезвенности в воспитательном процессе, здесь серьезный практический труд — контроль[3], поощрения, наказания[4]. И чем младше ребенок, тем наглядней и, так сказать, массированней родители должны демонстрировать ему и свою любовь, и различие добра и зла[5].

> Конечно же, в этом деле исключительно важно постоянство. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы хороший поступок был оставлен без внимания из-за взрослых хлопот или усталости, а причиной наказания стал нервный срыв. Ведь нет ничего хуже ситуации, когда проступки ребенка как бы накапливаются раздражением в душе родителей и затем выплескиваются по ничтожному поводу; также и наоборот, когда поощрения связаны не с реальными делами, но только с настроением родителей. Отсюда следует необходимость строгого соблюдения принципа справедливости в воспитании, невозможность зависимости от симпатии или от настроения. Конечно, выдержать этот принцип в полной мере трудно, но главное — осознать его необходимость, ошибки же исправит покаяние.

> Слышат ли нас?

> В воспитательном процессе необходимо учитывать, что ребенку можно передать только то, что он способен и готов принять. Определяется это индивидуальными особенностями ребенка, а также мерой его открытости и доверия к воспитателю. Если то, что вы хотите донести до ребенка, им категорически отвергается, то пытаться навязать это силой совершенно бесполезно[6]. В таких случаях нужно уметь признавать свое поражение и молиться об общем вразумлении и смягчении сердец. При этом никак не следует путать это состояние с бесхребетностью и уступчивостью: напротив, здесь нужно много воли и ума, подлинной христианской рассудительности, дабы разумно определять характер отношений с ребенком и уметь сдержать свою властность и эмоции тогда, когда они бесполезны для дела воспитания[7]. Казалось бы, очевидно — и в этом убеждается каждый — излишняя настойчивость, тем более агрессивность, совершенно бесполезна, особенно в отношениях со старшими детьми. Тем не менее постоянно приходится сталкиваться с тем, что, назойливо ломясь в едва приоткрытую дверь детского доверия, родители добиваются лишь того, что она захлопывается наглухо. А ведь какая-то мера доверия наличествует всегда, и всегда есть возможность ее приумножить. Отчаиваться в труде воспитания не должно ни в какой ситуации — даже в самой разобщенной семье есть минимальная мера того, что ребенок согласен принять от родителей, пусть на самом бытовом уровне — только нужно эту меру чутко и молитвенно определить. Даже малейшую возможность воспитательного воздействия следует использовать терпеливо и неуклонно. Ни в коем случае нельзя метаться от пораженческого "пусть идет как идет" к шумным скандалам. Только оправдав доверие ребенка, мы сможем добиться большей открытости. Над этим и будем работать — с терпением, любовью и надеждой. Будем совершать то малое, что в наших условиях возможно, не соблазняясь тем, что не достигаем желаемого идеала. Как говорится: "Лучшее — главный враг хорошего". Максимализм в воспитании неуместен: мы делаем то, что можем, восполняя немощи и ошибки покаянием, а результат в руках Божиих. Мы твердо верим, что Господь в угодное Ему время восполнит Своей благодатью то, что мы не могли совершить человеческими силами.

> Возраст ребенка

> Скажем несколько слов о возрасте ребенка. Понятие это не биологическое. По сути дела, это комплекс духовных, душевных и физиологических категорий. Но определяющим в этом комплексе является чувство ответственности. Можно сказать, что возраст определяется тем грузом ответственности, которую человек принимает на себя. Вспомним исторический факт: двести лет назад 16-17-летние молодые люди занимали немалые чины в действующей армии, брали на себя ответственность за жизни сотен и тысяч людей. И кто из нас не знает совершенно взрослых, и тридцати— и пятидесятилетних мужчин, которые не отвечают даже за самих себя. Так вот, иногда приходится напоминать родителям: если сын или дочь в определенной мере уже сами отвечают за себя перед Господом и людьми, то они уже могут выбрать, какую меру опеки родителей принять, а какую ответственность нести самим. Об этом было сказано выше, но это столь важно, что вновь напомним: помочь сформироваться самостоятельной личности ребенка — определенная Богом обязанность воспитателей. Успех в этом — успех в воспитании, и ошибка воспитателей — пытаться пролонгировать свое довлеющее влияние в бесконечность. Но как определить ту меру зрелости, когда мы можем сказать, что наш ребенок стал взрослым? Наверное, когда появляется не только способность к самостоятельным действиям, но, главное, способность к трезвой самооценке. И тогда, если взросление ребенка идет нормально, то родителям следует вспомнить слова Иоанна Крестителя: "Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин.3,30), — и отступить в сторону, перестать быть "воспитательным орудием Бога". Конечно, в любом возрасте, родители всегда должны оставаться примером жизни в Боге — ведь на этом пути нет предела взрослению, и родители всегда будут здесь обгонять свое чадо. А еще родители должны стать для ребенка воспитующим и благодарным поприщем приложения его любви по заповеди Божией, школой самоотверженной христианской любви к ближнему. И именно в этом роль престарелых родителей постоянно возрастает.

> Итак, правильно определить возраст воспитанника — один из залогов успеха. А определяется возраст той мерой ответственности, которую человек готов понести. Взрослым является тот, кто несет всю полноту ответственности за себя и за тех, кого даровал ему Господь. Только понимая это, можно правильно ориентироваться в постановке задач воспитания.


[1] Тертуллиан (Квинт Септимий Флоренс) — крупнейший христианский богослов и апологет (защитник христианства от критики язычников) начала III века от Рождества Христова.

[2] Императив (лат. imperativus — повелительный) — категорический императив в этике Канта — всеобщий обязательный нравственный закон.

[3] Позволим себе поделиться с читателем своим частным опытом в этом деле. Весьма эффективным оказался такой прием: для ребенка (или детям) вычерчивают таблицу, в которой против его имени (их имен) в некотором количестве клеток последовательно ставятся (перекрывая друг друга) крестики и нолики. Родители определяют условный минимальный критерий поступка хорошего или плохого — за них ставится соответственно крестик или нолик. За особо хороший поступок ставится два или более крестика; то же и за плохой. Удобнее всего такую таблицу "закрывать" в конце недели (в конкретных случаях это следует определять родителям по их обстоятельствам — ежедневно, еженедельно или по "закрытию" некого фиксированного числа клеток) и по ее результатам — по преобладанию крестиков или ноликов и по их количественному соотношению — организовывать детям некоторое поощрение или же наказание. Поощрение должно быть привлекательным; наказание ощутимым, но не пугающим (лишить чего-либо, может быть, даже в углу постоять и пр.) Конечно же, следует быть очень внимательными к справедливости выставляемых "оценок", а также к регулярности и тщательности заполнения таблицы — в противном случае игра очень быстро теряет смысл. И еще "тактический" совет родителям: нужно несколько "подыгрывать" детям, организовывая так, чтобы заполнение таблицы шло с небольшим преобладанием то ноликов, то крестиков, и чтобы "победы" и "поражения" соотносились друг с другом как 2 к 1. Это дает наибольший воспитательный эффект игры.

[4] По нашему мнению, допустимы самые разные виды наказания, вплоть до физических — строгие выговоры, ограничение развлечений, "штрафные" работы, "угол" и даже в разумных пределах — "ремень". Однако применимость наказаний ограничена характером их восприятия ребенком: наказания ни в коем случае не должны подавлять ребенка как личность и оскорблять его. В одном случае, в одной системе отношений (в семье более патриархального уклада), отец может дать затрещину великовозрастному сыну, и это только пойдет ему на пользу; в другом случае не следует физически наказывать даже и маленького ребенка. И конечно же, само собой разумеется, что наказания не следует совершать в страстном состоянии — в гневе, обиде на ребенка и пр. Впрочем, и в полном бесстрастии наказывать тоже невозможно — в этом есть некая холодная бесчувственность, что ощущается ребенком и очень его обижает. Должно стараться наказывать сознательно, в подлинную меру проступка, с чувством некоторого справедливого гнева и в то нее время c состраданием к ребенку. Если же чувствуешь свою крайнюю пристрастность, то лучше отложить наказание (даже если это — только устный выговор) или даже вообще его отменить, чем дать волю своей страсти. Воспитательного эффекта такое наказание всё равно не даст, скорее наоборот.

[5] Что, к сожалению, чаще всего бывает наоборот. Малыша более кормят, одевают да балуют, а настойчиво воспитывать начинают лишь тогда, когда характер ребенка уже в значительной степени сформировался.

[6] Конечно, нужно учитывать возраст и развитие самосознания ребенка. Младенец вручен нам Господом "от чрева матери" (т.е. с момента зачатия) как чистый лист бумаги — не в смысле отсутствия мистической и генетической заданности (то — вне нашего влияния), а в смысле определенного нам как воспитателям поля деятельности. По мере взросления ребенок всё более формируется как самостоятельная личность, образуется волевая и сознательная сфера самоидентичности, и с этим происходит неизбежное умаление возможностей воспитателей. Эта сфера постоянно растет: сначала, в раннем детстве, она возникает из зародыша чувственной жизни и постепенно обретает форму нравственных альтернатив с их волевым (хотя чаще всего несознательным) разрешением: нравится — не нравится, обмануть — признаться, обида — ласка и пр. Затем наступает период вычленения своего "Я" в отношении с близкими: "А я так хочу!" Наконец, в отрочестве приходит время определения своих отношений с внешним миром; в конечном счете обретается полнота ответственности за свою жизнь. В душе ребенка, вне растущей с возрастом сферы самоидентичности, наш пример и воспитательные усилия могут иметь решающее значение. Внутри сей сферы ребенок принимает только то, что согласен от нас принять, и здесь проявляют себя уже плоды нашего "первичного" воспитания. В конечном итоге приходит время, когда мы навязать не можем ничего, можем только поделиться. В случае доброго и доверительного отношения с воспитателями — это благо, ибо это есть мера зрелости ребенка; в случае тотального отторжения — это беда, результат предыдущих ошибок в воспитании (впрочем, некий период отторжения, что хорошо известно психологам и педагогам, ребенок закономерно проходит в возрасте 13-18 лет). В любом случае процесс этот неизбежен; учитывать его необходимо — именно это требует от нас максимум воспитательных усилий (не только над ребенком, но и над собой) с младенчества и максимум терпения в отрочестве.

[7] Впрочем, вполне может быть — и очень часто бывает именно так, что ребенок ждет твердости от воспитателя. Тогда вразумление может иметь весьма жесткую форму, вплоть до самого серьезного наказания. Однако, если и под таким давлением ребенок не вразумляется (лукавая покорность или сломленность никому не нужны), то остается терпеливо и молитвенно нести это попущение Божие, возлагая на Господа наши печали и надежды.

www.messia.ru/r2/3/c15_209.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»