=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
XI век: свв. Григорий VII Римский и Иларион Киевский

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

А. Автор: свящ. Яков Кротов
krotov.info/yakov/6_bios/33/1085_greg7.htm (из СЛОВАРЯ СВЯТЫХ)

B. Автор: свящ. Александр Мень
из
"Библиологического словаря"
krotov.info/spravki/persons/11person/ilarion.html

 
серия "история Церкви: персоналии" 
 (1080 слов)
 

 

A.

Григорий VII Римский (Ровако под Саоной в Тоскане — 25.5.1085, Салерно).

> Мальчиком Григорий Гильдебранд был послан в Рим к дяде, настоятелю монастыря на Авентинском холме, учился в Латеранской школе. Один из его преподавателей, Иоанн Грациан, стал папой под именем Григория VI и тогда сделал своего бывшего ученика секретарем. Когда Григорий умер в Германии, низложенный с папского трона, Гильдебранд поселился в монастыре Клюни, но вскоре папа Лев IX вызвал его в Рим и назначил своим казначеем. У четырех последующих пап он был главным советником, и многие считали его подлинным их руководителем, а в 1073 году он сам был избран папой. Григорий мечтал провести реформу Церкви, очистив ее от злоупотреблений изнутри и освободив от подчинения светским властям снаружи. Разумеется, это вызывало и вызывает недовольство тех, кто считает светскую власть компетентной руководить Церковью, и Григория и при жизни, и после смерти часто упрекали во властолюбии. Особенно многих раздражал так называемый "Диктат папы" — неофициальный документ, чье грозное название означает всего лишь "Продиктованное папой", продиктованное для себя. В этом черновике, так и не ставшем беловиком, Григорий пишет о том, что папу не имеют права судить светские власти, что только папа может называться вселенским епископом. Не он один из властителей того времени мечтал об абсолютной власти ради общего блага. Целое тысячелетие после этого разные властители Европы конкурировали с папами за право возглавлять движение к светлому будущему, пока вера в прогресс под мудрым руководством кого бы то ни было не приказала долго жить. У римских пап она, правда, осталась, но без точки опоры — доверия паствы — вполне безобидна. Григорий начал с того, что низложил архиепископа Миланского Годфруа, который купил свой пост, и на Римском соборе принял решения против священников-взяточников, священников, у которых были сожительницы. Во Франции и Германии эти постаноавления были приняты в штыки, в Париже собрался специальный собор, который отверг эти постановления как слишком суровые. В Англии Вильгельм Завоеватель эти постановления принял, но отверг требования Григория дать Церкви свободу в назначении епископов. Германский император Генрих IV организовал против Папы духовенство и Германии, и северной Италии, к этому движению присоединились и противники Папы из римских аристократов. Григория схватили и заточили в тюрьму, но восставший народ его освободил. Собор немецких епископов в Вормсе объявил Григория низложенным, — Григорий ответил отлучением Генриха. Это уже играло на руку тем немецким аристократам, которые хотели свергнуть императора. Тогда Генрих, чтобы удержать престол, пришел к Папе (пришел пешком, пришел в суровый мороз), который тогда жил в замке Каносса между Моденой и Пармой, и 27 января 1077 г. формально просил прощения, три дня стоял у ворот замка. Григорий не имел выбора: он подозревал, что император лукавит, но должен был дать ему отпущение грехов и воссоединить с Церковью, что он и сделал. "Пойти в Каноссу" стало нарицательным выражением для обозначения поражения вообще и господства Церкви над государством в частности. Но это была, в сущности, победа Генриха: он не отказался от своих притязаний руководить Церковью, зато защитился от нападок внутренних врагов. Вскоре он опять выступил против Папы, организовал собор, избравший анти-папу, был вновь отлучен и вторгся в Италию. После двухлетней осады император взял Рим. Григорий, однако, затворился в замке Сант-Анджело и призвал к себе на помощь норманов, владевших Калабрией. Они пришли на выручку, но, освобождая Григория, так разграбили Рим, что жители возненавидели и норманов, и Папу. Григорий бежал в Монте Кассино, затем в Салерно, покинутый кардиналами, и через год умер, успев перед смертью сказать: "Я возлюбил праведность и возненавидел беззаконие, поэтому умираю в изгнании". Имя было добавлено к Римскому Мартирологу кардиналом Баронием (почему Григорий считается не святым, а "всего лишь" блаженным), а общецерковное почитание установлено в 1728 г. (к возмущению тогдашних французских противников папства).

 

B.

Иларион Киевский, митр. (XI в.), рус. правосл. богослов и церк. деятель. Сведений о его жизни сохранилось немного. Из "Повести временных лет" известно, что он был священником княжеской церкви в с. Берестове (близ Киева) и что в 1051 г. по желанию кн. Ярослава Мудрого его поставили митрополитом. Он стал первым русским, получившим этот сан, причем без согласия византийского патриарха. Летописец отмечает, что И. был "муж благ, книжен и постник". Митрополит принимал активное участие в просветительской и государств. деятельности кн. Ярослава. После смерти князя (1054) имя Илариона больше не встречается, а в 1055 г. в Киев прибыл новый митрополит, на сей раз грек.

> Из произведений, приписываемых Илариону, подлинным считается "Слово о Законе и Благодати", к которому примыкают "Молитва" и "Исповедание веры" (атрибуция впервые была установлена прот. Горским). И. писал еще в то время, когда был священником и, возможно, именно его "Слово" обратило на него внимание кн. Ярослава. "Слово" свидетельствует об обширной церковной эрудиции автора, богословской образованности аудитории, к которой он обращался, и об оригинальности мышления Илариона. Как и живший в том же столетии прп. Нестор Летописец, Иларион глубоко проникнут библейским историзмом и рассматривает христианизацию Руси в контексте мировых событий и свящ. истории. Следуя ап. Павлу, он аллегорически толкует сказания Кн. Бытия об Агари и Сарре, которые являются для него прообразами Ветхого и Нового Завета. И. противопоставляет Закон и Благодать как два этапа Домостроительства — несовершенный (В.З. = Агарь) и совершенный (Н.З. = Сарра). Согласно сказанию, рабыня Агарь родила Аврааму сына, когда еще не пришло время родиться подлинному наследнику — Исааку. Подобным же образом благодать медлила явиться среди людей и сама умолила Бога послать людям временное наставление — Закон. Он был тенью, "подобием, а не истиной". Как после рождения Исаака Агарь с Измаилом должны были покинуть дом, так и Закон был упразднен пришествием Христа Спасителя. Как поводом изгнания Агари послужило оскорбление, нанесенное ею госпоже, так и поводом к отторжению иудеев послужило их превозношение в те дни, когда "в Иерусалиме и иудеи и христиане были еще вместе". Закон померк, точно луна при восходе солнца. Благодать же начала распространяться среди народов, пока не дошла до Руси. Иларион подчеркивает национальную ограниченность Закона и универсализм еванг. Благодати. Некоторые историки полагают, что в резких суждениях Илариона о В.З. содержалась скрытая полемика против Византии, которая свысока смотрела на новообращ. "варваров", в т.ч. русских. В напряжении между Византией и христ. Русью повторилось нечто подобное тому, что описано в Деян 15, когда "люди традиции" (иудеи) выражали недоверие новообращенным из язычников. Однако в "Слове" Иларион был и прямой смысл. Подчеркивание несовершенства Закона было обусловлено антииудаистической полемикой. Эта полемика находит свое объяснение в пропаганде иудаизма, шедшей из Азии и гл. обр. из враждебного Руси Хазарского княжества (каганата), где эта религия с VIII в. стала государственной. Следует, однако, отметить, что полемика Илариона никогда не доходила до взглядов, свойственных Маркиону или последователям манихейства. Иларион исповедует веру в единство Библии и благословляет "Господа, Бога Израилева, Бога христианского", ибо Он "не попустил твари Своей идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть. Но оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и с Законом, после же через Сына Своего все народы спас Евангелием и Крещением, вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную".


См. также:
История Церкви: Крещение Руси. Свв. Борис и Глеб. Становление Церкви на Руси
Христианство в X-XI веках, Запад
св. Симеон Новый Богослов
• св. Никита Стифат
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.
Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Я уже раньше читал этот текст:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/is04_143.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»