=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
XIII век: свв. Александр Невский, Гертруда Великая, Раймунд Луллий

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: свящ. Яков Кротов
из СЛОВАРЯ СВЯТЫХ
А. krotov.info/spravki/persons/13person/nevski192.html;
B. krotov.info/yakov/6_bios/37_xiii/gertruda.html;
C. krotov.info/yakov/6_bios/40_xiv/1315_lulliy.html.

 
серия "история Церкви: персоналии" 
 (1350 слов)
 

 

A.

> Александр Невский (р. 30 мая 1220 г. в Переславле-Залесском — ум. 14 ноября 1263 г. в Городце). Святыми почитаются дядя Александра Юрий Всеволодович, его брат Феодор (и невеста его преп. Евфросиния Суздальская). В 15 лет Александр принял участие в первом сражении (с немцами; войска его отца Ярослава разгромили их на реке Эмайыги в нынешней Эстонии). Со следующего, 1236 года, он стал князем в Новгороде, в 1239 г. женился до Брячиславе Полоцкой. Монголы не дошли до Новгорода, но была другая напасть, с запада. 15 июля 1240 года дружина Александра победила шведскую армию на реке Неве, а в 1242 году немецкую на льду Чудского озера. Среди придворных летописцев нашлись такие, которые писали, что имя Александра прославилось "до моря Египетского и до гор Араратских"; но сам князь вряд ли заблуждалося на этот счет. Слава его была воинской, а вот политической властью он не обладал почти никакой, ибо новгородцы держали князей при себе почти что как наемников для обороны от врагов. Александр четыре раза ездил в Орду, в саму Монголию. Монголы не только не тронули Новгорода, но и сделали Александра великим князем Владимирским, Киевским и Новгородским. Умер князь на обратном пути из четвертой поездки в Орду, перед смертью приняв иноческий постриг с именем Алексий.

> В XIX-XX вв. Александр Невский был превращен идеологами российского изоляционизма в символ государственной мудрости: с одной стороны (восточной), добился компромисса с монголами, правившими тогда Русью, с другой (западной), разгромил крестоносцев. Мифом об Александре попытались заменить предыдущий миф, о Петре Великом, показав, что Россия должна ориентироваться не на Запад, а на Восток. В 1839 г. маркиз де Кюстин, приехав в Россию, отозвался об Александре вежливо: "образец осторожности, но не жертвенности. Это — Улисс среди святых" (Россия в 1839 г. М., 1996. С. 137). В 2003 г. русский либеральный публицист А.Новиков высказался резче: "Невский всю жизнь лизал зад Орде, был побратимом какого-то там хана, то есть непосредственно принимал участие в порабощении своего народа" (Новое время. — N29. — 20.07.2003. — С.3).

> Реальный князь был свят не потому, что махал мечем направо и налево, не потому, что вел ту или иную политику. Канонизация политика никогда не является канонизацией его политики. Когда-то считалось, что Александр более угодничал перед монголами, чем его брат Андрей, но постепенно становится ясно, что все русские князья не бунтовали против завоевателей.

> Для христиан важнее, что перед смертью Александр стал монахом, принял новое имя (Алексий), напоминает об очень трезвом отношении к тому, что он совершил за свою жизнь, более трезвом и христианском, чем у многих историков Церкви, проповедников и богословов, фальцетами воспевавших святого именно за то, что он вряд ли считал чем-то большим, чем труд крестьянина или плотника. Память 23 ноября / 6 декабря, пересения мощей из Владимира в Петербург в 1721 г. 30 августа/12 сентября, соборная 23 мая / 5 июня.

 

> Св. Александр Невский, которого при Сталине любили изображать в виде грозного воина (см. известную картину Павла Корина) и чуть ли не в латах западного образца, не после Чудского озера и Ледового побоища был признан Церковью святым. Он, гордый воин, привыкший любой спор решать при помощи оружия, меняет кольчугу полководца на плащ дипломата и, отводя от русских городов и селений новую войну, путем весьма унизительных с точки зрения средневековья переговоров миром улаживает отношения с Батыем. Не воином, но князем-иноком в монашеской мантии, преподобным Алексием запомнил его православный народ. И только при Петре I начинают изображать святого князя на иконах в воинском одеянии, сделав из преподобного что-то вроде российского Марса, православного бога войны, поклонение которому связано с культом оружия и т.д. Увы, это чистой воды язычество, православное только по форме. Кощунство.

[ свящ. Георгий Чистяков. Война глазами христианина ]


B.

Гертруда Великая (ок. 1255 — 17.11.1301 или 1302). В пять лет эта девушка, о семье которых никаких сведений не сохранилось, была отдана в монастырь бенедиктинок в Саксонии, который существовал на средства аристократического рода Хакеборнов. Ее учительницей стала св. Мехтилда фон Хакеборн, которая не скрывала от Гертруды и других послушниц своих мистических откровений. В двадцать шесть лет Гертруда пережила первое из тех видений, которые сделали ее знаменитой. Перед сном она увидела Иисуса в облике молодого человека. Когда Он заговорил, Гертруде показалась, что она на хорах в церкви, в том уголке, где она обычно стояла и молилась. При этом она сознавала, что находится в дормитории (общей спальне), но слышала голос: "Я спасу и избавлю тебя. Не бойся". В видениях Гертруды были повторяющиеся образы: особенно часто ее внимание привлекали раны Христа, которые она называла "сверкающими алмазами". Как и ее учительница Мелхтилда, Гертруда мысленно обращалась к Сердцу Иисуса и говорила, что дважды прикладывала голову к груди Спасителя так, что слышала биение его сердца. Она говорила о духовном браке, которым она сочеталась с Иисусом через Его сердце, и сразу добавляла: "Тем обручальным кольцом, которое скрепляет союз души с Богом, является страдание". Книгу, в которой собраны рассказы о ее откровениях (из пяти глав книги лишь вторая написана самой Гертрудой), назвали "Вестник любящий благости Божией", и Гертруда подчеркивала, что старалась исправить свои грехи не столько из страха справедливого гнева Божия, сколько ради нежности Его любви. Это было новое, это был духовный переворот, необъяснимый ни предшествующим развитием истории, ни циничными выкладками тех "психологов", которые тем смелее судят давно умерших людей иной культуры, чем менее способны понять своих современников. На протяжении предшествующих столетий в европейском благочестии преобладал страх перед внезапной смертью и озабоченность тем, как бы не умереть без соответствующих обрядов, "гарантирующих" рай. Гертруда говорила: "Всем сердцем хотела бы перед смертью получить целительные последние таинства, но всё же лучшим и самым надежным приготовлением к кончине мне кажется воля Божия и Его помазания. Уверена, что как бы я ни умерла — внезапно или со всеми церемониями — меня не предаст Его милосердие, без которого я в любом случае не смогу спастись". Последние десять лет жизни Гертруда тяжело болела. Формально ее не канонизировали, но в 1677 г. папа Иннокентий IX вписал ее имя в Римский мартиролог, а Климент XII сделал ее почитание общим для католиков. <...> Память 16 ноября (когда в 1738 г. папа Климент вписывал память св. Гертруды Великой в святцы, он увидел, что "место занято" Григорием Чудотворцем, и перенес память Гертруды на 15-е, сказав, что нельзя передвинуть память того, кто сам двигал горы — по преданию, Григорий однажды передвинул огромный камень; в пересказе Григория Двоеслова камень превратился в целую гору).

 

См. также: ОТКРОВЕНИЯ СВ. ГЕРТРУДЫ


C.

Раймунд Луллий (1233 — 1315). Уроженец города Пальма на острове Майорка, сын одного из испанских полководцев, участвовавших в завоевании Майорки (до этого остров находился под властью мусульман, в свою очередь ранее захвативших его у испанцев). Богатый, талантливый, деятельный Раймунд женился, у него были сын и дочь, но при арагонском дворе, где он был стольником, будущий мученик прославился как безудержный ловелас. Когда ему было тридцать лет, он сочинял поэму, посвященную очередной своей возлюбленной, и вдруг увидел Христа, висящего на кресте. Он взволновался и лег спать, чтобы успокоиться и продолжить писать поэму. Видение повторилось пять раз, и только после этого он понял, что прощается с прежней жизнью. Не принимая монашества, Раймунд изменил свою жизнь в корне, посвятив себя молитве, богословию и проповеди Евангелия. Он основал маленький монастырь на горе Мирамар, но сам не принял монашество. Луллий написал более трехсот сочинений (не только на латыни, но и на арабском), создав цельную философскую систему, традиции которой продолжали Агриппа Неттесгеймский, Николай Кузанский, Джордано Бруно и Гегель, систему, доказывавшую возможность познания истины, лукавство людей, которые отказывают разуму в возможности понять то, во что верует человек. Раймунд считал, что действительно сумел доказать истину, и уговаривал францисканцев и доминиканцев, а в 1311 году и Вьеннский собор организовать проповедь Евангелия на исламском Востоке, объединить все монашеско-рыцарские ордена в один миссионерский орден. Однако, в его время предпочитали действовать мечом и не вместе, а порознь, и францисканцы с доминиканцами не слишком ладили. Призывы Луллия не находили отклика, и в этом отношении вся его жизнь была сплошной неудачей и разочарованием. Тогда он сам отправился проповедовать христианство в северную Африку (девять лет Луллий потратил на изучение арабского). Там власти его арестовывали после каждой проповеди и сажали в тюрьму, а затем высылали. Точные обстоятельства его кончины неизвестны, но предание утверждала, что толпа арабов, разъяренная его проповедью, забила Раймунда камнями. Конечно, все его проповеди были ясны и интересны лишь для тех, кто уже веровал в Христа. Его тело якобы подобрал генуэзский купец Стефан Колумб (предок Христофора) и отвез на Майорку. Делались многочисленные попытки канонизации Раймунда, но им противодействовали богословы, отрицавшие учение о непорочном зачатии Богородицы, горячим провозвестником которого он был, поэтому Раймунд формально даже не беатифицирован (его почитают как святого на литургиях францисканцы). <.....> Память 5 сентября.

 

См. также — о Раймунде Луллии:
Его сочинения и материалы о нём;
Яков Кротов. ЛЮБЯЩИЙ РАБОВЛАДЕЛЕЦ (подробный очерк)
Такер Рут. из книги "От Иерусалима до края земли"


 

См. также о персоналиях и истории XIII в.:
св. Франциск Ассизский;
архим. Августин (Никитин). Жизнь и деяния св. Франциска Ассизского в оценке русской православной мысли;
св. Бонавентура; Боэций; св. Альберт Великий; Роджер Бэкон; Иоанн Дунс Скот;
Христианство в XII-XIII веках, Запад;
Христианство в XII-XIII веках, Русь;
Хронологический указатель, XIII век.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/is06_161.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»