=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Персоналии XV века: Ян Гус; св. Марк Ефесский; Савонарола

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

А. свящ. Александр Мень.
Из "Библиологического словаря"
krotov.info/spravki/persons/14person/gus.html

B. свящ. Яков Кротов
из СЛОВАРЯ СВЯТЫХ

krotov.info/spravki/persons/15person/mark_efe.html

C. свящ. Александр Мень.
Из "Библиологического словаря"
krotov.info/spravki/persons/15person/1498savo.html

 
серия "история Церкви: персоналии" 
 (865 слов)
 

   

A.

Гус (Hus) Ян (ок. 1370-1415), чешский реформатор. Родился в селе Гусинец. Окончил Пражский университет. Рукоположен в 1401, в 1409 был избран ректором Пражского университета. В этот период складываются воззрения Гуса, близкие идеям Виклифа. С церковного амвона и университетской кафедры он стал вести борьбу против злоупотреблений клира, упадка духовной жизни, засилья немцев в Чехии. В 1410 Гус был отлучен католическим архиепископом Праги. Покинув столицу, реформатор, однако, продолжал свою борьбу словом и средствами литературной полемики. В 1414 он был вызван на Константский собор, где его, несмотря на охранную грамоту императора Сигизмунда, арестовали и предали суду. Гус отказался отречься от своих взглядов и умер на костре как мученик.

> В борьбе со злоупотреблениями папства, индульгенциями и язвами церковной действительности Гус постоянно опирался на Библию. Многие его беседы, проповеди и книги содержат изъяснение слов Писания. Как толкователь он часто следовал блж. Иерониму и Виклифу. Ориентируясь на Вульгату, он осуществил полный пересмотр и редактуру чешчкого перевода священных книг, сделанного на протяжении XIV в. Задачей Гуса было дать народу Библию, свободную от тех неясностей и погрешностей, которые имелись в старом переводе. Эта работа шла параллельно с его трудами в области преобразования чешског литературного языка.


B.

Марк Ефесский (1457). Один из последних великих византийских богословов, Марк жил в стране, которая уже почти не имела надежд на выживание: турки наступали. По видимости и отец Мануила Евгеника (так звали Марк в миру) был высоким чином — диаконом и сакелларием при Софийском соборе в Константинополе, мать была дочерью врача, оба были знатные персоны. А на деле уже платили дань туркам. Когда мальчику было 13 лет, его отец умер, но Мануил продолжил образование и вскоре занял отцовское место, стал популярным проповедником. Ежедневно он посещал литургию. В 1418 г. он принял монашество и новое имя в обители на острове Антигон. Но вскоре население островов бежит, опасаясь турецкого завоевания, в Константинополь. Бежали и монахи; Евгеник нашёл приют в Манганском монастыре столицы. В 1437 г. его делают митрополитом Эфесским, чтобы Марк принял участие в составе византийской делегации на Флорентийском соборе не простым монахом, а с внушительным титулом.

> Все отчаянно искали какую-то помощь извне, и поэтому византийские церковные лидеры решились поехать в Италию и участвовать там во Флорентийском соборе, чтобы договориться о восстановлении единства Церкви. Даже если бы и удалось договориться, это еще не гарантировало военной помощи с Запада, да если бы помощь и пришла, турки бы сломили и ее. Более того, сама Западная Церковь была расколота, и переговоры вел один из двух пап. Богословские прения увенчались успехом — если успехом считать подписание бумаги о воссоединении. Один Марк протестовал, причем он лучше всех прочих византийцев понимал, что о воссоединении договорено не благодаря преодолению различий, а благодаря равнодушию к ним. Но богословы меньше всего решали тогда этот вопрос; когда было нужно, ими пользовались, когда нет, их просто отодвигали в сторону. Марк вернулся в империю, выступал против унии, но безуспешно. Город, где он числился архиереем — Ефес — давно был под властью турок. Умер Марк через четыре года после падения Константинополя и империи. <....> Память 19 января / 1 февраля.


C.

Савонарола (Savonarola) Джироламо, иером. (1452-98), итальянский католический проповедник, богослов и общественный деятель. Родился в аристократической семье. Отец Савонаролы, известный ученый, готовил его к медицинской карьере и дал ему прекрасное образование. Однако юноша тайно покинул дом и вступил в орден доминиканцев (1475). В Болонском монастыре он изучал схоластическую философию, Библию и написал свои первые стихи. Там же проявился его великий проповеднический дар. По благословению монастырского начальства он проповедовал в различных городах Италии. Моральный упадок общества побудил Савонаролу вступить в борьбу за духовное возрождение страны. Из его книг "Об истине пророчества" и "Об откровениях" явствует, что Савонарола осознал себя преемником ветхозаветных пророков, призванным возвестить волю Божью народу. В своих проповедях, толкуя Библию, он предсказывал великие бедствия родине, если она не вступит на путь покаяния. Воздействие речей Савонаролы было огромным. Среди его почитателей были многие знаменитые современники: прп. Максим Грек, Микеланджело, Пико делла Мирандола, С.Боттичелли. Поселившись в 1490 во Флоренции, Савонарола открыто объявил свою программу нравственного обновления Церкви. Он находил в Писании прямые указания на неизбежность исторического возмездия, если духовенство и народ не покаются. Деятельность Савонаролы способствовала падению диктатуры дома Медичи и образованию республики, духовным главой которой оказался проповедник (хотя сам он сторонился политики). Римская курия, находившаяся при папе Александре VI Борджиа в самом плачевном состоянии, отнеслась к Савонароле как к опасному мятежнику. Против него были приняты суровые меры. Но никакие запрещения не могли остановить пророчествующего монаха. В конце концов против Савонаролы была использована партия его политических противников во Флоренции. Монастырь св. Марка, где он был настоятелем, взяли штурмом. Савонаролу и его приверженцев арестовали.

> В тюрьме он написал свои вдохновенные толкования на псалмы. После пыток и суда пророк свободы был обвинен в ереси и казнен. Его труды, в частности проповеди на тексты Писания, были тесно привязаны к конкретным событиям современной ему Италии; они являются ярким примером актуализации Писания с помощью аккомодического толкования Библии. Ряд позднейших историков обвинял его в фанатизме, в ненависти к гуманистической культуре. Но эти упреки неосновательны. Савонарола ценил искусство, сам писал стихи; он лишь протестовал против разврата и роскоши. "Если бы в XV веке, — писал П. Виллари, — прислушались к голосу Савонаролы, Реформация не сделалась бы явлением необходимым, равно и религия не очутилась бы в разладе с разумом и свободой". Примечательно, что последующие папы, рассмотрев его сочинения, не нашли в них ничего еретического, а некоторые папы склонны были считать его святым.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/is08_196.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»