=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Молитва: непостижимость Бога

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: свящ. Анри Каффарель
Опубликовано: В ПРИСУТСТВИИ БОГА. Сто писем о молитве
(письмо 96)
// Брюссель: "Жизнь с Богом", 1992.
krotov.info/library/11_k/kaf/farel_70.html#96

 
серия "Молитва" 
         
 (822 слова)

> "КТО ПРИЛЕПЛЯЕТСЯ К БОГУ, СОСТАВЛЯЕТ С НИМ ОДИН ДУХ"

Желание обрести Бога, которое нас направило на путь молитвы, не обмануло нас. Столь желанное единение становится очень близкой, внутренней реальностью.

Обрести Бога — вот чего следует ожидать от молитвы, вот что она нам готовит (1. Я хочу научиться молитве). — Действительно, молитва есть святое место, где Бог принимает человека, чтобы говорить с ним от сердца к сердцу и заключить его в объятия с нежной и сильной любовью (2. Размышление перед портретом). — Бог обнаруживает Свое деятельное присутствие не только в конце нашей молитвенной жизни, но порой и очень рано. Мистический опыт не предназначен для одних только святых подвижников. Достойны сожаления те, кто Его хулят, но еще больше те, кому Он дарован, но кто Им пренебрегает (3. Мистика). — Тот, кому Он дан, ясно видит, что творить молитву означает не столько "творить", сколько "быть", быть с Богом, быть для Бога, живущего в душе (4. Быть или действовать?). — Несомненно, чтобы достичь такого опыта нужна аскеза, но еще более верно и обратное: мистические дары есть мощная поддержка в добродетельной жизни, с их помощью наша любовь к Богу понемногу очищается от любви к самим себе (5. Саид). — Они дают проявиться в нас таинственному познанию Господа, но при том условии, что разум наш смирится перед "высшей непостижимостью Божией" (6. "Ты увидишь Меня со спины"). — Они трудятся, чтобы соединить нас с Богом, каковое единение состоит, по сути, в том, чтобы воля наша глубоко прониклась волей Божией (7. Молитва смиренной женщины). — Этапы на пути этого единения с Богом не обязательно одни и те же для всех, но развитие всегда происходит в направлении любви, любви все более безоглядной и все более бескорыстной (8. Вехи на дороге). — Однако, единение завершится лишь тогда, когда мы вполне предадим себя Богу (9. Это Ты). — В этот день мы обнаружим, что мы введены в общение любви с Отцом и Сыном, приведены на то пиршество, певец и свидетель которого Дух Святой на небе и на земле (10. "Покой Божий").


 

> 96. "Ты увидишь меня со спины"

Ваше письмо напомнило мне об одной смиренной женщине, которую я встретил вот уже более тридцати лет назад. Будучи молодым священником, я жил тогда у одного моего собрата, который сдавал мне комнату, неподалеку от Монмартрской базилики.

За хозяйством смотрела жившая по соседству женщина, и мне случалось с нею разговаривать, пока она подметала мою комнату. Она казалась мне очень пожилой — сегодня моя оценка была бы несколько иная. Маленькая, проворная, скромная, как тень, она, казалось, постоянно извиняется за то, что существует.

Ее достоинства... быть может, мне бы следовало сказать: ее святость была, несомненно, велика. Чтобы об этом догадаться, достаточно было обратить внимание на ее взгляд, единственная брешь в ее внутренний мир, — излучавший интенсивное и чистое сияние.

Часто ее можно было видеть в базилике молящейся очень подолгу, с глазами, устремленными на дарохранительницу. Шептались, что она отдает людям, еще более бедным, чем она сама, половину своего скудного заработка.

Мне потребовалось описать Вам ее, чтобы Вы поняли содержание диалога, который я собираюсь Вам пересказать, диалога одновременно немногословного и богатого духовным значением.

Однажды, желая, чтобы она упомянула в своих молитвах группу совершавших духовные упражнения, которой я должен был проповедовать, я попросил ее: "Помолитесь, чтобы я смог хорошо им говорить о Боге!" И тогда у нее вдруг вырвалось: "Только ни в коем случае не говорите им о Боге!" Но тут же, смутившись от того, что она сказала, она стала извиняться: "Я такая глупая! Я не знаю, почему я Вам это сказала". Я не смог добиться от нее ничего другого.

Я был весьма заинтригован ее любопытной и краткой фразой, произнесенной с таким убеждением. И с этого момента я стал внимателен к ее внутренней жизни.

Другое наблюдение, — когда она однажды вернулась с проповеди, позволило мне сделать еще шаг вперед в познании ее мысли: "Я была так довольна, — поведала она мне, — проповедник сказал, что Бог непостижим". — "Я думаю, что у Вас огромное желание познать Бога?" — "Да, но не понять Его. Всякий раз, как я думаю о том, что невозможно ничего понять в Боге, я чувствую, что меня окружает исполненный покоя свет".

Ошибаюсь ли я, думая, что Вы найдете в этих простых словах смиренной женщины ответы на вопросы, которые Вы себе ставите?

Если мы не откажемся от познания Бога с помощью наших собственных средств, мы никогда не приблизимся к Нему поистине. Нужно превзойти не только чувственное познание, но и познание рациональное. Сколько молитвенных душ остаются ни с чем в своих поисках Бога, потому что они не соглашаются умерщвлять воображение и чувства или еще потому, что они держатся за понятия о Боге, не понимая, что Бога так же невозможно уловить нашими определениями, как невозможно уловить океан рыболовной сетью!

Она знала, эта смиренная женщина, что все самые прекрасные идеи могут, самое большее, дать нам пройти отрезок пути к Богу, но они нам помешают, если мы на них застрянем, проникнуть в тайну Божию. Она по-своему говорила о том, что Боссюэ выразил более красноречиво, если не более проникновенно, — о "вышней непостижимости Божией": "Чем больше продвигаются в познании Бога, тем более убеждаются, что, если можно так выразиться, не знают о Нём ничего, что было бы Его достойно; и, возносясь надо всем, что когда-либо думали или только могли бы о Нём подумать в течение всей вечности, хвалят Его в Его непостижимой истине, и растворяются в этой хвале".

Нужно прежде всего отказаться от претензий познать Бога здесь на земле таким, каков Он есть, чтобы Бог влил в центр нашей души познание Себя, которое есть одновременно ясная убежденность в Его существовании и Его присутствии и полное неведение того, кто Он есть в Себе Самом. Это "Бог, видимый со спины", как это было с Моисеем (Исх 33,18-23). Ибо, пока мы находимся на земле, мы не сможем созерцать Его лика. У св. Фомы Аквинского есть на эту тему несколько изумительно проникновенных строк: "Достигнув предела нашего познания, мы познаем Бога как неведомого. И дух наш проникает самым совершенным образом в познание Бога именно тогда, когда он познает, что божественная сущность превосходит всё, что только он мог бы постичь во время земной жизни".

Одним из лучших свидетельств присутствия и действия в нас самого высокого из даров Святого Духа — дара мудрости, является это ощущение непостижимости Божией, радость слышать о ней, неловкость, когда мы слышим утверждения тех, кто претендует открыть нам Бога, и еще эта потребность забыть себя в молитве, позволить поглотить себя бездне божественной непостижимости, как искатель жемчуга погружается в прозрачные воды.

Но, разумеется, прежде, чем достичь такого состояния, необходимо долго познавать Бога разумом через размышления над Его Словом, или через созерцание Его свойств, отраженных в зеркале творения. Было бы самонадеянно желать продвигаться быстрее благодати.

Желайте изо всех сил познать Бога, ищите Его. И в конце концов, в совершенной самоотдаче, позвольте Ему ввести вас в область, безмерно превосходящую то, что могут постичь человеческие способности. Будьте в ожидании совершенно бедными и малыми, и Он Вам явится весьма великим. Возлюбите Его Тьму, и Он вас примет в Свой Свет.

"Продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам. Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение" (Мф 11,25-26).

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.
Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Я уже раньше читал этот текст:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/m17a_158a.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»