=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Загадка "единой плоти": "сплетенье тел" и Церковь

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Авторы: священник Владимир Зелинский, Наталия Костомарова
Заглавие публикации:
Загадка "единой плоти" или попытка задуматься о христианском браке
Опубликовано в сб.: "И будут двое одна плоть. Размышления о христианском браке." (М.: Образ, 2006)
kiev-orthodox.org/site/family/463/; agnuz.info/book.php?id=161&url=page72.htm;
devam.ru/life/family/zagadka.html; reshma.nov.ru/alm/pr_sov/zagadka.htm;

 
серия "семья, брак" 
       

Предыдущая часть:
любовь-постижение; Другой и я
брак как таинство

 (1350 слов)

 

> "Сплетенье тел" и Церковь

> То, что Церковь вслед за Библией называет "единой плотью", рождается из "сплетенья тел" (Борис Пастернак) и благословения Отца и Сына и Святого Духа, призываемого Церковью на венчающихся. Как происходит соединение этих двух начал? В спорах об этом поломалось немало копий на религиозно-философских собраниях начала XX века. Как соединить желание, выявляющее импульсивную, почти бессознательную природу человека, с его опытом духа, как бы несомненно этой природе противоречащим? Надо сказать, что в отличие от богословия, у жизни не всегда есть на всё готовые ответы. На последней глубине ответ дается совестью каждого, той совестью, которая не лжет перед Богом и каждому помогает найти его призвание. У апостола Павла есть слова о том, что каждый перед своим Господом стоит или падает (см. Рим.14,4). Перед Богом по совести возможен брак и невозможна любовная связь. Перед Богом освящается и желание, благословляется и "сплетенье тел", хотя, по-видимому, невозможно полностью изгнать из него момент эгоизма, чья греховная сосредоточенность на своем "я" делает другого лишь орудием своего желания. "Влечение к мужу", которое есть одно из наказаний Божиих после грехопадения, и "желание мужа", и "похоть очей", о которых говорит апостол Иоанн, неотъемлемые даже от самой гармоничной семейной жизни, Царства Божия не наследуют и для него не предназначены. Однако влечение к другому полу обнаруживает нашу неполноту и зависимость от другого, от его телесной природы.

> Кардинал Кароль Войтыла в своей книге "Любовь и ответственность", изданной впервые в 1960 году, говорит о том, что объектом сексуального влечения должно быть не только тело другого, но вся его личность и благо ее. "Таково "божественное" свойство любви. Действительно, когда человек желает для другого бесконечного блага, он желает для него Бога, ибо только Он есть объективная полнота блага, и только Он может наполнить им человека. В его отношении к счастью, то есть полноте блага, человеческая любовь каким-то образом соприкасается с Богом". (Karol Wojtyla. Amour et Responsabilite, Paris 1978, стр. 127. — agnuz)

> Однако само понятие счастья представляется нам богословски уязвимым, поскольку оно подразумевает полноту, невозможную на земле между двумя. Счастье, каким бы ни казалось оно простым и самоочевидным, заключает в себе парадокс: оно всегда обращено к Небу, но хочет прочно устроиться на земле. Оно открыто к Богу и, вместе с тем, всей своей интенсивной плотностью вытесняет Бога. И потому когда счастье становится слишком полным, оно делается слишком тесным. Об этом знает даже языческая мудрость. "Счастливой любви не бывает, но есть наша любовь на нас двоих", говорит Луи Арагон о той любви, которую обычно называют переполненной счастьем. И оттого в моменты наибольшего любовного опьянения в нас внезапно просыпается трезвость и печаль. Всякая полнота и интенсивность нашего земного существования чреваты чуть заметной горечью; нам словно хочется вырваться из "капсулы души", освободиться от "сплетенья тел" и уйти на какое-то время в пустыню, в одиночество с Богом.

> Вот почему православный подход к браку, в котором праздник тела сочетается с томлением тела, с аскетикой и покаянной молитвой, на наш взгляд наиболее точно отвечает парадоксальной — в христианском смысле — реальности брака. Трудность брака в том и состоит, что в нём как будто неразрывно соединяется несоединимое, благодатное и греховное, и это несоединимое дано не как данность, но как призыв и внутренняя, диктуемая совестью необходимость постоянной борьбы, и победа духовного над плотским в самом "сплетеньи тел" и в "единой плоти"... "Жизнь и смерть предложил Я тебе, — говорит Господь, — слова относятся и ко всякому моменту человеческого существования. — Избери жизнь" (Втор.30,15).

> "Избери жизнь". Это значит, что супружеское соединение в принципе (хотя и не во всяком акте) должно быть обращено к "избранию" и созиданию той новой жизни, которую мы уже несем в наших телах. Брак становится очагом эроса, зажженного в нас любовью Божией, той, что не только "движет солнце и светила" (Данте), но прежде всего беспрерывно творит жизнь. В этой обращенности к новому творению и соучастию в нём исполняется одно из основных его предназначений. Но оно никогда не может быть ни приказом, ни предписанием. "Женщина спасается чадородием", — как говорит апостол Павел (1Тим.2, 15), ибо отвечает "да" изначально заложенному в ней, от Бога ей данному благословению жизни. "Женщина, когда рождает, — говорит Иисус, — терпит скорбь, а когда родит, то не помнит себя от радости, потому что родился человек в мир" (Ин.16, 21). В этой радости есть не только плотское, но и царственное, от Царства Божия проистекающее начало, радость встречи с существом, в котором, по дивному выражению апостола Павла, "изобразился Христос" (Гал.4,19). И потому деторождение есть не только исполнение Божия Завета "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (Быт.1,28), но и вид служения Богу, неотъемлемого от брачной жизни. Это служение, связанное со многими тяготами, вносит в брак и радость благословения, как и ту "скорбь", которая сопряжена отнюдь не только с муками рождения.

> Бездетный брак, ни в коей мере не теряющий своей ценности, скорее может стать той болотистой почвой, куда заманивает нас человеческий эгоизм и попечение о плоти. Без детей брак иногда становится затянувшимся праздником на двоих, от которого им порой становится некуда деться. В этом смысле бездетному браку гораздо труднее устоять в своей открытости воле Божией и в том, что в православной аскетике называется "трезвением", необходимым и для жизни пола. Ибо если даже не проходит хмель первоначальной влюбленности, опьянение от нее с годами может стать навязчивым, приторным и до комического монотонным. Кто не видел бездетных жен, давно расставшихся с очарованием юности и с годами постепенно переносящих влюбленность на самих себя, то везущих себя по жизни в детской колясочке, то угощающих себя различными удовольствиями, то трепетно заботящихся о своем теле? Эротическая энергия никогда не бывает невостребованной и нередко, обратившись на самого ее носителя, буквально душит его в своих любовных объятьях. Не лучшую эволюцию проделывает и другая сторона, и потому зачастую мужчина по-настоящему обретает себя в качестве мужа, лишь становясь отцом. Когда же третий — ребенок и вообще потомство — становится принципиально лишним в браке, супружество нередко становится ловушкой для двух смертельно уставших друг от друга нарциссизмов, столкновение между которыми под предлогом ли несошедшихся характеров либо несложившихся обстоятельств, либо банальных измен (которые совершаются чаще не столько от нахлынувшей страсти, сколько лишь из одного желания выбраться из постылого семейного заточения), становится в конце концов неизбежным.

> В отношении супружества издавна существовали две богословских точки зрения, соперничавшие между собой: брак — это плохо прикрытый грех или, по крайней мере, переносчик его отравы, или же брак, даже и языческий, по идее сам по себе настолько свят, что способен источать эдемское благоухание почти без тяжелых земных испарений. Однако не существует брака отдельно от человека, такого, каков он есть, и потому брачный союз есть долгий и непростой путь, по которому, преодолев притяжение земли, человеку предстоит добраться до Бога, пусть даже если Бог остается здесь непознанным и безымянным. В браке Бог приходит к каждому под видом брата-мужа или сестры-жены и каждый призван любить в муже или жене не только мужчину и женщину, но Того, Кто создал их и вошел и живет в них, и Кого мы можем узнать всегда и повсюду, даже и в самом "сплетенье тел". Об этих встречах есть поразительно смелые стихи Вячеслава Иванова в цикле сонетов "De profundis amavi":

> Из глубины Тебя любил я, Боже,
> Сквозь бред земных пристрастий и страстей.
> Меня томил Ты долго без вестей,
> Но не был мне никто Тебя дороже.
> Когда лобзал любимую, я ложе
> С Тобой делил. Приветствуя гостей,
> Тебя встречал. И чем Тебя святей
> Я чтил, тем взор Твой в дух вперялся строже.
> Так не ревнуй же!...

> Любить из глубины значит отвечать любовью на ту любовь, которая вложена во всякое творение Божие, уметь различить в каждом единственное лицо Возлюбленного. Ради осуществления такой любви существует "тесный путь" монашества, однако изредка, в какие-то благодатные, переломные или трагические моменты она вспыхивает, просыпается и расцветает в браке. Стихотворение Вячеслава Иванова обрывается неожиданной смертью последней жены поэта, и эта смерть переживается как прорыв плоти к духу, как прозрение в ее лице лика Того, Кого любят "из глубины". Любовь земная словно перегорает здесь, оставляя место той, которая ожидает нас в Царстве Небесном, когда любовь к человеку, мужу, жене, матери, отцу или ребенку уже не будет отличима от любви к Богу.

> На земле же человек начинает с влюбленности и идет долгим, часто извилистым путем к любви, к той единственной изначальной любви, которая заложена в нем со дня Творения, "Но имею против тебя то, — загадочно говорит Иоанн Богослов, — что ты оставил первую любовь твою" (Откр.2,4), и брак есть благодатный и труднейший путь к той первой любви, которая для всякого, по гениальной догадке К.С.Льюиса, есть Христос.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.
Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/s08_101.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»