=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Пассивность, агрессивность и уверенность (2)

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: Рут Кох, Кеннет Хок
Опубликовано: ИСТИННОЙ ЛЮБОВЬЮ. Христианство и уверенность в себе
(Перевод: Е.Канищева) // М.: Триада, 2003; стр. 13-7.

(996 слов)

Предыдущая часть


> I. Что такое уверенность в себе?

> 1. Пассивность, агрессивность и уверенность

<.....>

> Агрессивное поведение

> Агрессивное поведение направлено против других. Оно подразумевает: "Я имею право помыкать тобой, управлять, попрекать или унижать, чтобы добиться своего". У агрессивного человека мало внутренних сдерживающих факторов, да и внешние барьеры он редко признает.

> Хэнк Мейсон вел себя по отношению к Тому агрессивно. Этот тип поведения особенно ярко проявился в тот момент, когда он бросил: "Не болтай ерунды!", тем самым обесценив старания Тома. Разумеется, Хэнк не обязан ловить каждый намек Тома; но если бы он проявил чуткость к его опасениям и задал пару наводящих вопросов, он мог бы оценить конструктивность предложений Тома, а не упиваться своей способностью руководить и распоряжаться.

> Поведение Хэнка было направлено не только против Тома, но и против других: отказавшись прислушаться к Тому, Хэнк, по сути, подверг опасности всю общину. Ему никогда не приходилось устанавливать елку высотой в шесть метров; он понятия не имел, что в этом деле есть определенные тонкости, и не желал прислушиваться к советам. Следовательно, он ставил под угрозу безопасность членов церкви.

> Агрессия может проявляться физически, невербально и вербально; кроме того, существует особая разновидность агрессивного поведения — пассивная агрессия.

> Физическая агрессия

> Всем нам хорошо известно, что это такое. Из сводок новостей мы узнаём об издевательствах мужей над женами, родителей над детьми, молодых над стариками. Мы ежедневно слышим и читаем о насилии, нападениях, убийствах, в том числе заказных, о войнах мафиозных кланов... О физической агрессии все мы, увы, знаем гораздо больше, чем нам хотелось бы.

> Невербальная агрессия

> Если вам о чём-то говорит выражение "убивать взглядом", то вы знаете, что такое невербальная агрессия. Зачастую для проявления агрессивности не нужны слова. Человека можно обидеть и унизить просто выражением лица, жестом, тоном. Вспомните, что вы ощущаете, когда на ваши слова отвечают ухмылкой или презрительным взглядом. Когда Хэнк в ответ на робкое замечание Тома презрительно дернул плечом, это было не что иное, как проявление невербальной агрессии. Изумленно покачать головой, с отвращением скривиться, закатить глаза и издать страдальческий вздох — вот лишь несколько, способов, посредством которых можно показать человеку, что его слова — вздор, не заслуживающий внимания. Акт невербальной агрессии является, по существу, попыткой продемонстрировать свое превосходство над другими.

> Вербальная агрессия

> Но всё-таки чаще агрессия проявляется на вербальном уровне. Многие типичные социальные ситуации превращаются в "зоны боевых действий", где в роли оружия выступают слова. Вербальная агрессия принимает разные формы:

> • Оскорбление. Иногда оскорбление бывает явным и очевидным, а порой люди "пускают шпильки", т. е. язвительные замечания, где оскорбительно не прямое значение слов, а подразумеваемое, зачастую противоположное. Под издевательским "Ну конечно!" может скрываться: "Ну и чушь ты несешь, тупица!"

> • Унижение. Это, пожалуй, самое точное описание сути вербальной агрессии, которая состоит в том, чтобы принизить человека, демонстративно указывая на его недостатки или ошибки, или в его присутствии сообщить о нём нечто нелестное третьим лицам.

> • Сквернословие. Унижение и другие виды агрессии зачастую сопровождаются бранью. Люди в большинстве своем привыкли слышать ругательства и редко задумываются о том, что означают эти слова и какое воздействие оказывают на межличностные отношения. Вот пример: семья вечером смотрит по телевизору футбол. Отец, уставший после работы, обращается к сыну.

> Вариант первый: "Убери, пожалуйста, руку, мне плохо видно".

> Вариант второй: "Эй, руку свою убери, не видно ни черта!"

> Трудно не уловить разницу между ними.

> Обычно в оправдание говорят, что ругательства помогают подчеркнуть мысль, сделать ее более выразительной. В некотором смысле это так и есть. Люди с помощью бранных слов активно навязывают свою точку зрения и подавляют собеседника. "Ты послушай, что я тебе говорю", — вот какой смысл вкладывается в подобные высказывания.

> • Порицание, упреки. Люди, склонные винить других, распространяют собственные жизненные правила на всех. Все должны делать то-то и то-то. Все должны думать так-то и так-то. Если же они не желают поступать так, как я считаю нужным, пусть пеняют на себя — сами виноваты. Постоянные упреки ведут к эскалации агрессии. Конечно, бывают ситуации, в которых вся вина действительно лежит на одном конкретном человеке, но в большинстве конфликтов виноваты обе стороны.

> • Сарказм. Слово "сарказм" имеет греческие корни со значением "терзать, разрывать плоть". Всякий, кто испытывал жгучую боль от чьих-то саркастических замечаний, видит, что это значение не слишком изменилось: просто теперь страдает, если можно так выразиться, "плоть души". Сарказм всегда агрессивен, и страдания, причиняемые им, подчас куда сильней физической боли. Даже через много лет бывает больно вспоминать злые саркастические шутки родителей, учителей или одноклассников.

> Да, вербальная агрессия многолика. Недаром апостол Иаков писал первым христианам:

> "Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает: и язык — огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны; ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию: из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть" (Иакова 3:5—10).

> Пассивная агрессия

> Пассивная агрессия — очень тонкий, завуалированный агрессии. Его иногда называют "активным недеянием". Люди, прибегающие к этому способу, с помощью скрытых рычагов давления манипулируют другими, добиваются своего, или сообщают нечто, о чём не желают говорить открыто.

> Пассивная агрессия тоже проявляется в нескольких формах:

> • "Приходите завтра!" Этот вид пассивной агрессии напоминает сидячую забастовку: в обоих случаях люди пытаются добиться цели с помощью бездействия. Человек дает вам некое обещание и постоянно заверяет, что выполнит всё наилучшим образом; на самом же деле он и не собирается ничего предпринимать. У него совсем иная задача: не дать сбыться вашим планам и намерениям.

> • Хмурый и недовольный вид. Человек явно дуется на вас, но в ответ на вопрос: "Что случилось?" вы слышите: "Ничего!"

> • Молчание. Вот новый взгляд на старую пословицу:

> Палка — много ли вреда?
> Камень — тоже не беда.
> Слово — вот что больно бьет,
> Но молчанье ранит влет!

> Люди, прибегающие к этому способу, пытаются своим молчанием наказать, причинить боль. И зачастую это удается: ведь не замечать человека — значит отрицать его существование. "Тебя здесь нет!" Упорное молчание человека, который вам дорог, действительно больно ранит.

> • Слезы. Некоторые люди считают слезы наилучшим способом добиться своего. Такие "дежурные" слезы легко отличить от искренних рыданий или от слез, сдерживаемых усилием воли.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

messia.ru/r2/3/v02_008.htm
Архив рассылки, формы подписки -> messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»