=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Автор: Рут Кох, Кеннет Хок
Опубликовано: ИСТИННОЙ ЛЮБОВЬЮ. Христианство и уверенность в себе (гл. 2)
(Перевод: Е.Канищева) // М.: Триада, 2003; стр. 27-38.

 
серия "внутренний мир" 
       

Предыдущие части:
(1) (2) (3)

 (2675 слов)

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.


 

> I. Что такое уверенность в себе?

> 2. Уверенный образ жизни

В 1988 году на Олимпийских играх в Корее во время соревнований по парусному спорту, проходивших неподалеку от Сеула, вдруг резко ухудшилась погода. Из-за сильного ветра скорость временами возрастала с максимально допустимых пятнадцати узлов до тридцати пяти. Море швыряло суда, точно скорлупки. Во время пятого этапа гонки (всего их было семь) двое спортсменов из команды Сингапура оказались за бортом и получили травмы.

Лоренс Лемье из Эдмонтона (Канада) прошел в этом этапе уже почти половину дистанции. Он участвовал в одиночном зачете и рассчитывал на второе место.

Увидев, что сингапурский парусник перевернулся, а оба члена команды упали в штормящее море, он немедленно сошел с дистанции и устремился к пострадавшим. Когда Лемье втащил первого из них на борт своего судна, оно тотчас начало заполняться водой. И всё же он направился ко второму спортсмену, спас и его, а затем дождался патрульного судна.

Выручая товарищей, Лемье, конечно же, потерял много времени и в результате пришел двадцать первым из тридцати трех участников этапа.

Лоренс Лемье — истинный олимпиец. Он не получил заслуженную медаль, зато завоевал иную награду, которую нельзя потрогать руками, — награду, которую можно было бы назвать орденом чести. Весь мир, потрясенный и восторженный, отдал должное его доброте, порядочности и силе характера. Лемье ни на миг не усомнился в том, что человеческая жизнь гораздо важнее олимпийских медалей, и этим напомнил всему миру, что истинный победитель определяется не только тем, что он делает, но и тем, каков он есть.

Точно так же и уверенность в себе — это не только то, что ты делаешь, но и то, какой ты человек. Уверенность в себе произрастает из духовной и психологической зрелости, из умения осознать себя как личность и уважения к этой личности, сотворенной Богом по Своему образу. Уверенность в себе — одно из внешних проявлений человеческой цельности.

Христианин всю жизнь, изо дня в день, стремится следовать Божьей воле. Развитие цельности — тоже процесс длиною в жизнь. Цельный человек — это личность, все элементы которой составляют гармоническое единство.

Конечно, абсолютно цельная личность — недостижимый идеал. Мы можем говорить лишь об относительной цельности. Но каждый из нас должен двигаться в направлении более полного слияния компонентов личности. И такое движение тоже длится всю жизнь.

Компоненты личности, которые мы стремимся слить воедино, — это стиль поведения, убеждения, духовная жизнь, система ценностей, отношение к людям, чувства, поступки, модели мышления и познания мира. В этой главе мы подробнее рассмотрим некоторые из них: жизнь в вере; мысли и чувства; модели поведения.

> Быть уверенным в себе значит жить по вере

> Идея стремления к цельности особенно дорога христианам, поскольку Богу угодно, чтобы Его народ состоял из гармоничных личностей. И Бог готов помочь нам на пути к цельности! Силой Святого Духа Он с радостью ведет нас к полноте и гармонии. Ведь грех разрушил, разбил на мелкие кусочки то, что при сотворении было целостным и совершенным; а Иисус Христос и вошел в историю человечества и в жизнь каждого человека, чтобы восстановить эту целостность. И Он восстановил ее, но лишь отчасти; полностью она будет восстановлена при Его Втором пришествии. Вот почему, стремясь стать цельной личностью, мы рассчитываем на Божью помощь и вверяем себя заботам Святого Духа.

Жизнь в вере подразумевает две важные характеристики: последовательность и подлинность,

Последовательность

Уверенные в себе христиане хотят, чтобы их жизнь не расходилась с верой, с призванием служить Богу и быть Его народом. Поэтому они стремятся принимать решения, соответствующие воле Божьей, о которой знают, и верности Божьей, в которой постоянно убеждаются. Они со всей серьезностью относятся к просьбе апостола Павла "поступать достойно звания, в которое вы призваны" (Ефесянам 4:1).

Сила Божья — важнейший фактор, объединяющий личность человека и его жизнь во Христе. Сила Божья преобразует христианина в единое целое. Общаясь с Богом, мы ощущаем, как Ему нужно, чтобы жизнь наша не расходилась с нашей верой в Него, — и стремимся к этому. И помните: если вам не удается быть последовательными, если ваша вера все еще расходится с делами — Бог дарует вам Свое прощение.

Подлинность

Христианская вера подлинна в истинном смысле этого слова. Она освобождает от множества изнурительных страхов, претензий и защитных приемов, которые порой кажутся нам такими очевидными, необходимыми и заманчивыми.

Христиане стараются вести жизнь честную и искреннюю — хотя, разумеется, нам никуда не уйти от последствий греха. Те, кто решительно и открыто, но без агрессии, воплощает свое христианское призвание, живут настоящей, подлинной жизнью. Те, кто уверенно и честно признает, что им нужен Спаситель, совершают настоящий, подлинно христианский поступок.

> Быть уверенным в себе значит мыслить и чувствовать

Носовой платок — предмет более чем знакомый. Представьте, что кто-то, протягивая вам его, спрашивает:

— Какие чувства вызывает у вас этот платок?

— Чувства? — изумитесь вы. — Какие еще чувства? Я не испытываю никаких чувств по отношению к носовым платкам!

Но если вас очень попросят ответить и вы заглянете к себе в душу, то, возможно, обнаружите, что вид носового платка все-таки будит в вас определенные воспоминания, неизбежно влекущие за собой эмоции.

Например, аллергик может вспомнить, как отчаянно он чихал и сморкался весной, когда цвели деревья. Мать невесты припомнит смятение, охватившее ее на свадьбе дочери, — странное чувство, в котором смешались радость и грусть. Вдовцу платок напомнит о том, как безутешно он оплакивал любимую жену...

Выходит, что при виде обычного носового платка три разных человека испытают три совершенно разных чувства, вызванных личными воспоминаниями. Откуда же берутся эти чувства? Неужели сам по себе платок способен пробудить в человеке тревогу, печаль пополам с радостью или глубокую скорбь?

Нет, конечно! Наш мозг наряду с мыслями и ощущениями хранит в себе и чувства, которые пробуждаются под действием определенных ассоциаций. Это "пробуждение" воспоминаний — сложнейший процесс, который однако же происходит мгновенно. Большей частью мы даже не осознаем его. Временами для нас является загадкой даже процесс собственного мышления, поскольку мысли могут оставаться на подсознательном уровне, а чувства вырываются на поверхность.

Порою мысль опережает чувства

Механизм проявления чувств иногда объясняют так: чувство следует за мыслью; оно отражает мысль и служит ее признаком.

Но многим из нас трудно принять такое объяснение из-за неизбежных выводов, которые оно за собой влечет. Ведь если мысль — источник чувства, то, выходит, все, что мы испытываем, определяется именно мыслью! А если так, утверждение "Ты так меня разозлил!" будет попросту нечестным. Правильней сказать: "Я так себя разозлил!". А уж если быть совсем точным, то: "Я так зол!"

В том-то и дело, что другой человек не может вас разозлить. Никто не в состоянии заставить вас испытывать те или иные чувства. Да, кто-то способен создать такие обстоятельства, в которых вы с большей вероятностью испытаете одно чувство, нежели другое. Но по большому счету никто не может управлять вами и вашими чувствами. Это доступно только вам.

Мысль влияет на чувство

Мы властны над своими чувствами. Это значит, что мы можем успешно управлять ими, выбирая, что именно мы можем думать о людях и событиях.

Вы помните, что один из основных принципов, на которых построена эта книга, звучит так: "Человек — существо небезучастное". Христианин, живущий уверенно, открыт людям, реагирует на события и отвечает за совершаемый им выбор.

Человек — создание сложное. Иногда нам кажется, что лучшая реакция на тот или иной стиль поведения — гнев, а в другой раз такое же поведение воспринимается нами пассивно и равнодушно. Например, когда двухлетний малыш закатывает истерику, мама может переполошиться, а может и не обратить внимания, если голова ее занята другими проблемами. Вчера вы переживали, что вам не позвонил друг, а сегодня испытываете облегчение оттого, что он снова забыл позвонить и можно спокойно дочитать детектив. Уверенный человек способен рассмотреть разные типы реакций и выбрать ту, которую он сочтет наиболее полезной и уместной. Люди, живущие уверенно, не желают чувствовать себя отчаявшимися и беспомощными жертвами. Они знают, что у человека всегда есть выбор.

Однако окружающие могут создать такие обстоятельства, в которых вам будет легче дать волю гневу и раздражению, чем достойно отреагировать на них. Каждому из нас памятны ситуации, вызывающие у нас ярость. И надо сказать, что в определенном положении это вполне уместная реакция! Но люди — не бездушные и безответные роботы. Мы мыслим и чувствуем; мы способны себя контролировать. А это значит, что мы можем изменить свою реакцию, если она нам не нравится. И это обнадеживает!

Если ваше эмоциональное благополучие зависит от поведения других, то, вероятно, большую часть времени вы удручены и расстроены. Ведь окружающие, как правило, не собираются посвящать всю жизнь тому, чтобы уберечь вас от огорчений. Вы должны владеть своими чувствами и нести за них ответственность. Признав тот факт, что другие люди не воздействуют непосредственно на вашу эмоциональную жизнь, вы сможете сделать следующий шаг — проанализировать собственное мышление. Мышление — процесс, который часто порождает те или иные чувства, а следовательно, с его помощью можно изменять их!

Уверенный образ жизни включает в себя мышление, которое сосредоточено на истине, которое распознает и отвергает заблуждения и славит Бога.

Уверенное мышление сосредоточено на истине

"Негодных... басней отвращайся", — наставляет Тимофея апостол Павел (1 Тимофею 4:7). И по сей день многим христианам в этих словах слышится справедливый упрек. Ведь и мы попадаем во власть "негодных басен", когда начинаем понапрасну волноваться, бередить прошлое или тревожиться о будущем. Все это "негодные", т. е. безбожные предубеждения. И люди, чьи помыслы сосредоточены на них, пытаются избавиться от тревог и волнений безбожными способами.

Истина же состоит в том, что Бог действительно хочет войти в ваши мысли и помочь вам справиться с проблемами. Вы сумеете преодолеть беспокойство, горечь и страх, потому что Бог направит вашу мысль, дарует вам мудрость и проницательность. Вам незачем будет обманывать себя, делая вид, будто у вас все хорошо. Если вы привыкли все рационализировать и раскладывать по полочкам, то и в этом отпадет нужда. Уверясь в Божьем присутствии, вы научитесь смотреть правде в глаза без страха и тревоги.

Уверенное мышление распознает и отвергает заблуждения

Порой мышление человека настолько подвержено влиянию эмоций, что он не способен мыслить здраво, логично и плодотворно. В такие моменты люди могут исходить из заблуждений, которые, в свою очередь, порождают еще большую неуверенность и тревогу. Вот некоторые из этих заблуждений:

•  Если кто-то на меня сердится, значит, я виноват.

•  Если никто меня не хвалит, значит, я никудышный человек.

•  Я обязан сделать так, чтобы всем было хорошо и удобно.

•  Мой долг — постоянно всем угождать.

•  Все должны быть приветливы и добры ко мне.

• Как бы трудно или плохо мне ни было, я всегда обязан быть веселым и бодрым.

Уверенное мышление сосредоточено на поиске истины — и потому отвергает заблуждения, распознав в них неразумность, логический изъян или нелепость.

Уверенное мышление славит Бога

Вам наверняка станет спокойнее, если вы будете подходить к людям и событиям с позиций правды. Вы обретете ясность мысли, перестанете обманывать себя и сумеете разоблачить свои заблуждения.

Прекратив думать только о страхах и тревогах и сосредоточившись вместо этого на поиске правды, вы сможете воздать славу Богу за всё, что Он сделал и делает для вас.

Вы возблагодарите Господа за то, что Он ставит перед вами задачи и учит решать их. Вы осознаете то, что Он верен Своему обетованию: "Не отступлю от тебя и не оставлю тебя" (Иисус Навин 1:5), и за это тоже воздадите Ему хвалу. Вы сумеете радоваться Его присутствию в вашей жизни; вы поймете, что вам незачем все время защищаться, потому что Он защищает вас. И эта радостная мысль наполнит вас покоем и уверенностью.

Итак, уверенное мышление означает поиск правды, разоблачение заблуждений и прославление Бога. Уверенное мышление позволяет вам жить в постоянном общении с Богом — Богом вечной и неизменной истины.


> Быть уверенным в себе значит выбирать модели поведения

Но мы выбираем не только образ мысли, но и модели поведения. Если ваше поведение свидетельствует о том, что вы живете по вере и мыслите как уверенный в себе человек, — значит, вы совершили правильный выбор.

Вести себя уверенно — значит уважительно отзываться о себе и других

"Я неудачник!", "Я ни на что не годен!", "Я идиот!"

"Он тупица!", "Дура безмозглая!", "Какой кретин!"

Это примеры неуважительных высказываний в адрес свой и других людей. Все эти презрительные и обидные "ярлыки" часто свидетельствуют о том, что говорящий не отделяет человека от его поведения.

Например, если кто-то совершил неразумный поступок, это вовсе не значит, что он бестолковый. Если вы забыли по пути с работы купить молоко, то лишь от вас зависит, как вы это оцените. Возможно, вы обзовете себя самыми нелестными словами и придете к выводу о собственной безответственности. Но есть и другой подход, куда более здравый и полезный: оценить не себя, а только свой поступок. Тогда вам легко будет увидеть истину: по пути с работы вы забыли купить молоко. Точка. Совершенно необязательно доискиваться до мотивов этого поступка или делать далеко идущие выводы.

Те, кто не различает человека и поступок, обычно склонны к преувеличениям. Сделать один неверный шаг — совсем не то же, что постоянно вести себя дурно. Преувеличивая, мы судим о способностях и характере человека исходя из одного (или нескольких) поступков. Уверенное поведение, как и уверенное мышление, основано на стремлении к истине.

Мы можем научиться честно и справедливо относиться к себе и другим на примере того, как к нам относится Бог. Он не смешивает нас с нашими поступками! Из Священного Писания нам более чем ясно, что Бог справедлив, что Ему ненавистен грех. И в то же время нам совершенно понятно, что Бог, осуждая те или иные поступки, по-настоящему любит каждого из нас. Ведь Бог никогда не говорил, например, такого: "Я полюблю тебя, когда ты будешь больше походить на Меня". В Послании к Римлянам 5:8 сказано: "Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками"!

Вести себя уверенно — значит уметь распоряжаться своим временем

Вы вправе сами выбирать, на что вам тратить свое время.

В этой области нет лучшего специалиста, чем вы. Только вы знаете, сколько времени вам нужно проводить одному, а сколько — с людьми, сколько времени необходимо для духовной практики, а сколько — для ухода за собой. Только вы можете верно распорядиться своим временем. Иисус, например, часто удалялся от толпы, чтобы побыть в одиночестве и отдохнуть от непрерывного общественного служения.

Вы можете решить, как распределить время между заботой о себе, которая также угодна Богу, и жертвенной заботой о ближнем. Например, если для полноценного отдыха вам необходимо спать восемь часов, но вы нечасто можете себе это позволить, вы вправе пересмотреть свой режим и найти время для сна. Или вы хотите, скажем, вести занятия в воскресной школе, но не хватает времени для этого служения, следовательно, вам нужно перестроить распорядок дня. Все это требует принятия решений. Вести себя уверенно — значит верно оценивать собственные потребности и распоряжаться бесценным даром времени так, как это угодно Богу.

Вести себя уверенно значит выбирать друзей

В уверенное поведение входит и принятие решений о том, стоит ли вступать в дружеские отношения или, наоборот, прервать их. Уверенность в себе помогает нам устанавливать определенные границы общения; решать, насколько тесными будут отношения с тем или иным человеком; поддерживать, укреплять и ценить старую дружбу.

Уверенный в себе человек сам решает, какими должны быть его дружеские отношения. Пытаясь, например, подружиться с человеком, вы отдаете себе отчет в том, что он может и не пойти вам навстречу. Ведь и у него есть право личного выбора, а значит, он волен отвергнуть ваше предложение дружить.

Вести себя уверенно — значит решать, насколько глубокими будут ваши отношения с тем или иным человеком. Уверенное поведение служит выражением личных предпочтений в этой сфере.

Кроме того, уверенное поведение помогает поддерживать и ценить уже сложившуюся дружбу. Телефонный звонок другу, планирование совместного отдыха, проявление доброты и заботы — все это активные, уверенные действия, подчеркивающие, что вы цените дружбу этого человека и хотите продолжать ее.

Вести себя уверенно значит принимать решения о христианском служении

Бог дает каждому христианину безграничные возможности для служения. По сути дела, перед христианином каждый миг открыто столько путей, сколько человеку никогда не пройти за одну земную жизнь. Поэтому мы постоянно стоим перед выбором.

Благодать Божья дарит нам возможность отвечать согласием всякий раз, когда мы чувствуем, что дело, предлагаемое нам, — именно то, к чему призывает нас Бог. Мы помним, что Бог временами требует от нас самопожертвования и что христианское служение приносит не только радость, но и страдание. Мы делаем то, к чему ведет нас Божья воля, а если нам что-то окажется не по силам, Бог призовет в помощь нам других христиан.

Христиане, живущие уверенно, серьезно относятся к выбору служения. Они просят Бога помочь им в принятии решений и знают, что время от времени нужно подвергать эти решения пересмотру.

Уверенный образ жизни включает в себя и жизнь в вере, и мысли, и поведение. Гармония этих трех компонентов жизни и личности ведет к цельности, которая угодна Богу.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.
Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/v04_021.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»