> II.
Уверенность в себе библейская ценность
> 6.
Уверенность в молитве и прославлении Бога.
Христианское увещевание
> Какая
прекрасная и счастливая обязанность применять в нашей нелегкой
жизни все, во что мы верим, все, что мы знаем о Боге! Дух Святой помогает
нам безошибочно решить, во что и в Кого верить.
> Мы уже
знаем: чтобы вести истинно христианскую жизнь, чтобы решительно и энергично
нести свою веру, нам необходима уверенность в себе. Уверенность помогает
нам жить как в сообществе братьев и сестер во Христе, так и среди
тех, кто еще не признал Иисуса своим Господом и Спасителем.
> Священное
Писание многократно напутствует, предостерегает и воодушевляет христиан,
решивших нести веру в повседневную жизнь. Такое решение требует от нас многого.
Вот что пишет об этом апостол Иаков:
> "Будьте же исполнители
слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя... Чистое и непорочное
благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов
в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира" (Иакова 1:22,
27).
> Быть "исполнителями", а не только "слышателями"
означает активно жить и уверенно строить отношения с Богом, с другими
христианами и с теми, кто еще не уверовал. Уверенность нужна нам в самых
разных областях христианской жизни. В этой главе мы рассмотрим три из
них: молитва; прославление и благодарение; христианское увещевание.
> Уверенность
в молитве
> Одна женщина рассказала мне о случайно услышанном
разговоре ее семилетнего внука Карла и его друга Аарона. (Мальчики играли
в детской и не знали, что дверь открыта.)
> Родители Карла
накануне подарили ему щенка, и Аарон сокрушался о том, что его мама
и папа не позволяют ему держать дома собаку.
> Ни за
что не разрешают взять щеночка, жаловался он. Сколько
я ни просил нет и всё!
> Карл придвинулся
поближе и заговорщицки прошептал:
> Ты просто неправильно
просил. Ты все время просишь щеночка. А ты проси у них маленького братика
или сестричку тогда они быстро согласятся на щенка!
> Маленький
Карл хитроумным, но нечестным способом добился того, что ему подарили собаку.
Христианам, которые обращаются к Богу с просьбами, такой путь категорически
не подходит. Бог хочет, чтобы мы, проявляя уверенность в молитве, честно,
прямо и открыто говорили Ему о том, что нам нужно. Никаких хитростей,
никаких тайных умыслов, никаких сделок ("Боже, Ты только дай мне это, а уж
я тогда...")!
> Уверенная молитва характеризуется как
минимум двумя важными элементами: откровенным и доверительным обращением
к Богу и действиями в соответствии с Его ответом на молитву.
> Молиться
откровенно и доверительно
> Поверяя Богу свою просьбу,
будьте откровенны. Верьте, что Он искренне печется о вашем благе. Вот как
описывает апостол Павел глубину Божьей любви к христианам Рима:
> "Ибо
Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть,
кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем,
что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками... Ибо, если, будучи врагами,
мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся
жизнию Его; и не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа
нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение" (Римлянам
5:68, 10-11).
> Ни наша беспомощность, ни омерзительность
наших грехов ничто не может быть преградой силе Божьей любви, способной
превратить врага в друга. Бог спасает нас, потому что сами мы бессильны себя
спасти.
> В Послании к Римлянам апостол Павел объясняет,
что Божьи деяния выше людских мерок и не подвластны критериям, по которым
мы определяем, стоит ли жизнь того или иного человека спасения и самопожертвования.
"Хороший ли это человек? Стоит ли он того, чтобы я ради него отдал свою
жизнь?" такие вопросы часто возникают у нас. Бог же возлюбил
нас так, что пожертвовал Собой ради нас, несмотря на то что мы неправедны и недостойны
Его любви. Безграничность Его любви и благодати побуждает нас смело
доверять Ему любые просьбы.
> В Послании к Римлянам 8:14-17 апостол
Павел пишет:
> "Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии;
потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли
Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей Самый Дух
свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии. А если дети,
то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним
страдаем, чтобы с Ним и прославиться".
> Какое счастье!
Бог Сам свидетельствует нам о том, что те, кто верует в Сына Божьего,
Его дети; Он дарует нам Духа Святого, изгоняющего страх. Мы уже не рабы,
но наследники, не страх руководит нами, но отвага, и Дух придает нам
силу воззвать: "Отец наш Небесный!". Христиане не боятся уверенно обращаться
к Богу с мольбами.
> Бог, усыновивший нас, обещал, что
услышит наши молитвы. Иисус в одной из притчей учил Своих последователей
молиться смело и уверенно. Эта притча построена на сравнении. Неправедный
и равнодушный к людскому горю судья в конце концов помогает несчастной
женщине лишь потому, что его утомили ее попытки добиться справедливости. А праведный
и любящий Бог слышит все наши молитвы и с готовностью отвечает
на них.
> "... В одном городе был судья, который Бога
не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она,
приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время
не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь
и людей не стыжусь, но как эта вдова не дает мне покоя, защищу
ее, чтобы она не приходила больше докучать мне" (Луки 18:2-5).
> Иисус
подчеркивает, что Бог добр и отзывчив к молитвам Своих детей:
> "И сказал
Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих,
вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю
вам, что подаст им защиту вскоре..." (Луки 18:6-8).
> Христиане
могут смело и уверенно обращаться к Богу с молитвенными просьбами
ведь Бог, даровавший нам спасение в Иисусе, усыновил нас и пообещал,
что услышит все молитвы и ответит на них. Вот почему мы можем молиться Ему
со всей откровенностью и доверительностью.
> Действовать
в соответствии с Божьим ответом на молитву
> Второй
принцип уверенной молитвы действовать в соответствии с Божьим
ответом хорошо виден в истории о том, как апостол Петр ходил
по воде. Евангелист Матфей рассказывает эту историю так:
> "В четвертую
же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидевши Его,
идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха
вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это
Я, не бойтесь.
> Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это
Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И вышед из
лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу" (Матфея 14:25-29).
> Отвечая
на наши молитвы, Бог и от нас ждет ответа решительных и уверенных
действий. Если, как в случае с Петром, мы получили утвердительный ответ,
значит, нам предстоит сделать следующий шаг, и шаг этот должен быть верным.
Если же ответ, полученный нами, отрицательный, то необходимо сделать выбор: терпеливо
ждать, отказаться от своей просьбы, обратиться с нею в другой момент
или поискать другие пути. Если же из Его ответа следует, что необходимо подождать,
следовательно, необходимо запастись терпением и довериться Богу, Который
выберет нужный день и час. Все эти решения требуют уверенности. За откровенной
и доверительной молитвой и за ответом на нее логически следует очередной
шаг: деяние или недеяние.
> В ночь после предательства
Иуды Иисус молился Богу в Гефсиманском саду. В главе 26 Евангелия
от Матфея рассказано, как искренне и уверенно Иисус просит Бога пронести
мимо Него чашу страдания. В рассказе же евангелиста Луки Иисус молится в этот
момент так напряженно и усердно, что "был пот Его, как капли крови,
падающие на землю" (Луки 22:44).
> Даже в те мгновения,
когда Иисус молит Бога пронести мимо чашу немыслимого страдания, Он полностью
вверяет Себя Божьей воле: "Впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Матфея
26:39). И обращение к Богу с молитвой, и готовность подчиниться
Его воле и принять ответ, каким бы он ни оказался, все это Его
решения, принятые Им сознательно и уверенно.
> В ту ночь
в Гефсиманском саду Иисус трижды молился (см. Матфея 26:44), а затем
собрал учеников и приготовился действовать в соответствии с полученным
Им ответом: "Встаньте, пойдем: вот приблизился предающий Меня" (26:46).
> Иисус
знал Божью волю во всем, что касалось Его жизни и смерти. Там, в саду,
Он получил подтверждение этой воли и отважно приступил к ее исполнению.
Сила Его веры, Его послушание Отцу, Его смелость и решительность
все это даровало нам спасение: "(Иисус) прибавил: "вот, иду исполнить
волю Твою, Боже"... По сей-то воле освящены мы..." (Евреям 10:9-10).
> Уверенность в прославлении и благодарении
> Святой
Павел начинает послание христианам Ефеса со звучного гимна, возносящего хвалу
и благодарность Богу:
> "Благословен Бог и Отец Господа
нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением
в небесах, так как Он избрал нас прежде создания мира, чтобы мы были
святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе
чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати
Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном" (Ефесянам
1:3-6).
> Объясняя, почему Бог достоин хвалы, апостол обращает взгляд
в бесконечно далекое прошлое, предшествовавшее сотворению мира. Важная часть
служения Павла состояла в том, что он учил первых христиан прославлять и благодарить
Бога. Он сознательно и намеренно начинает свои послания христианским
церквям со слов хвалы и на протяжении каждого письма не раз прославляет и благодарит
Бога.
> В Библии прославление и благодарение иногда звучат
в благодарность за чудеса, сотворенные Богом. Примером тому может служить
торжественная песнь Моисея и Мариами после того, как Бог повелел водам
Чермного моря расступиться перед израильтянами, а войско фараона вместе с колесницами
ввергнул в морскую пучину (см. Исход 15), или стихи Евангелия от Луки 19:37 о том,
как в Вербное воскресенье "все множество учеников начало в радости
велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они". Из Послания Иакова
5:13 следует, что прославление и благодарение могут быть и проявлениями
радости: "Весел ли кто? пусть поет псалмы". Естественно, для того чтобы
уметь выразить радость и благодарность, человеку нужна уверенность в себе.
> Прославление
Бога не только проявление сиюминутной радости и счастья, но и откровение
о чудесах, и голос надежды. Прославление и благодарение должны
служить внешними свидетельствами основанного на вере решения воздавать Богу всю
Его хвалу при любых обстоятельствах. Псалом 41 молитва об избавлении
от врага, сокрушившего израильтян, избранный Богом народ. Думая о Боге, Его
верности и заботе, псалмопевец не безмолвствует, но активно прославляет
Его, даже отчаявшись и находясь в угнетенном состоянии.
> Такое
поведение проистекает из безоговорочной веры псалмопевца в праведность и верность
Божью пусть даже он и не ощущал их в тогдашних прискорбных
обстоятельствах. Уверенность побуждает христиан к тому, чтобы провозглашать
и утверждать истину о Боге, и тем самым укрепляет их в вере.
Христианин, живущий уверенно, славит Бога не только и столько за Его дела,
сколько за то, что Он такой. Псалмопевец прославляет Бога по собственной
воле, а не в ответ на благодеяния. Это явствует не только из контекста,
но и из употребляемой им формы глагольного времени: "... Я буду
еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего" (Псалом 41:12; курсив
наш).
> Когда разгневанная толпа схватила Павла и Силу, когда
их жестоко избили, швырнули в темницу и забили им ноги в колодки
они и после этого не переставали восхвалять Бога. В Деяниях святых Апостолов
16:25 сказано: "Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали
Бога; узники же слушали их". После всех бед, которые выпали им на долю в тот
день, Павел и Сила вряд ли пели славу Богу оттого, что их сердца были переполнены
ликованием. Напротив, это был не порыв души, а решение, продиктованное верой,
воспевать Бога, несмотря ни на какие внешние или внутренние обстоятельства.
> В письме
к верующим фессалоникийцам апостол Павел облек в словесную форму суть
истинно христианского прославления: "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь.
За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе"
(1 Фессалоникийцам 5:16-18).
> Христианское
увещевание
> Наверное, никакой другой возможностью христианской
жизни мы не пренебрегаем так, как новозаветным наставлением "увещевать"
братьев и сестер во Христе. Что это значит "увещевать"?
И каким образом увещевание связано с уверенностью в себе?
> Увещевать
значит предостерегать против ошибок. Предостерегая брата или сестру во Христе
против греха, мы тем самым служим им и проявляем свою любовь и заботу.
Святой апостол Павел поясняет:
> "Братия! если и впадет
человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе
кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным" (Галатам
6:1).
> Павел учит: видя, что собрат по вере впал в грех, ставящий
под угрозу его спасение, христианин должен кротко и с любовью предостеречь
его о возможных последствиях. Но тут же апостол сам предостерегает нас
против искушения: самому увещевателю легко впасть в грех гордыни, если он
указывает ближнему на его грехи не кротко и с любовью, а свысока,
надменно, словно заявляя: "Я праведней тебя!". Разумеется,
такое отношение больно ранит.
> Цель христианского увещевания
помочь брату или сестре во Христе восстановить отношения с Богом и сделать
выбор, ведущий к духовной цельности и к полноте христианской жизни.
Ощущая любовь и поддержку, христианин может покаяться, разделить с собратьями
по вере радость прощения и силой Святого Духа изменить свое поведение.
> Христианское
увещевание сопровождается важным библейским правилом: с человеком, которого
хочешь предостеречь, говори с глазу на глаз, открыто и доверительно.
Евангелие от Матфея 18:15 учит: "Если же согрешит против тебя брат
твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя,
то приобрел ты брата твоего". Увещевая собрата по вере, мы должны
с чуткостью выслушивать его и молиться о его духовном благе. В христианском
увещевании нет места поверхностным суждениям или резким неодобрительным высказываниям,
потому что цель увещевания примирение с Богом.
> Уча
верующих Ефеса принципам жизни среди собратьев по вере, апостол Павел рисует прекрасную
картину взаимоотношений между истинными христианами: "... Со всяким
смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу
любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира" (Ефесянам 4:2-3).
Его дальнейшее наставление говорить правду "истинною любовью"
(Ефесянам 4:15) идеально соответствует образу христианской общины,
в которой царят отношения любви и доверия. Долг каждого христианина
предостеречь собрата по вере о грозящей ему духовной опасности; при этом
нужно молиться о том, чтобы увещевание было искренним и принесло пользу.
Человек, к которому обращено увещевание, должен ощутить дух бескорыстной
любви. Тогда он не только выслушает предостережение, но и позволит Духу Святому
произвести в себе все необходимые перемены.
> Христианское
увещевание немыслимо без уверенности в себе. Христианин, живущий уверенно,
будет увещевать открыто и честно, показывая собеседнику, что искренне обеспокоен
его судьбой. Совсем иначе поведет себя человек пассивный: он скорее всего
оставит без внимания угрозу, нависшую над собратом по вере. Агрессивный человек
в подобных обстоятельствах будет резок и бесцеремонен. Человек, избравший
пассивно-агрессивный стиль общения, не станет ничего говорить напрямую, а предпочтет
шутки и полунамеки, пытаясь повернуть разговор в нужное русло. Однако,
если проявить уверенность, обратиться к человеку прямо и откровенно,
но при этом с уважением и искренней заботой, вероятность того, что он воспримет
ваше предостережение, несомненно, возрастет.
> В служении увещевания
очень важно и то, что поведение уверенного в себе человека предполагает
взаимное уважение. Христианин, обращающийся к брату или сестре с увещеванием,
уважает себя, поскольку всерьез воспринимает библейское учение о вразумлении
других членов Тела Христова. Но при этом он уважает и того, к кому обращается,
и потому не прибегает ни к хитростям, ни к принуждению. Он уважает
свободу личности и отдает себе отчет в том, что в конечном итоге
каждый человек сам делает свой выбор.
> Служение увещевания дано
нам для укрепления христианской общины и поддержки каждого ее члена.
Тем, чей дух в опасности, предоставляется возможность восстановить союз с Богом
и духовную цельность. Уверенное поведение как нельзя лучше служит этой миссии,
поскольку навыки уверенности это навыки открытого и честного
общения, незаменимые в деликатных ситуациях. Уверенное поведение не несет
в себе угрозы, и потому человек, которого хотят предостеречь, не станет
защищаться и откроется для доверительной беседы. Уверенный в себе христианин,
живущий по закону любви, захочет и сможет найти такой способ обращения к собрату
по вере, который наверняка будет услышан и воспринят.
> Служение
увещевания предполагает кротость, ободрение и долготерпение. Апостол Павел
призывает христианскую общину жить в мире, как члены одного тела, и разделять
ответственность за духовное благополучие друг друга:
> "И да
владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы призваны в одном
теле; и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно,
со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием
и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу"
(Колоссянам 3:15-16).
> Увещевание это возможность увидеть
и ощутить силу Божью в действии: в Слове и в любви собратьев-христиан.
> Навыки
уверенного общения приносят пользу не только общине в целом, но и каждому
христианину в отдельности. Обращаемся ли мы к Богу с молитвой,
прославляем ли Его в любых обстоятельствах, увещеваем ли с любовью тех
братьев и сестер, которым грозит духовное бедствие, во всех этих
ситуациях уверенность в себе служит укреплению Тела Христова.