=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Похвала и благодарность: как выражать и как принимать их

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: Рут Кох, Кеннет Хок
Опубликовано: ИСТИННОЙ ЛЮБОВЬЮ. Христианство и уверенность в себе (гл. 14)
(Перевод: Е.Канищева) // М.: Триада, 2003; стр. 167-176.

 

Предыдущие части:
* I. Что такое уверенность в себе?
(1) (2) (3) (4) (5)
* Уверенность в себе — библейская ценность (1) (2) (3)
* Уверенность в себе: приемы и методы:
(Когда и где проявлять уверенность?)
(Что говорить, когда хочешь вести себя уверенно?)
(Что делать, когда хочешь вести себя уверенно?)
Возможности для проявления уверенности:
(как предъявлять требования)
(Реакции на требование или просьбу)
(Критика и реакция на нее)
(Выражение своего гнева и реакция на чужой гнев)

 
серия "внутренний мир"
   
 (2055 слов)

   

> IV. Возможности для проявления уверенности

<.....>

> 14. Похвала и благодарность: как выражать и как принимать их

Один мальчик участвовал в конкурсе на получение роли в школьном спектакле. Его мама очень боялась, что роль ему не достанется. В день распределения ролей она заехала за сыном в школу. Он выбежал к ней навстречу, сияя от счастья, и закричал: "Мама! Меня выбрали! Я получил роль! Я буду хлопать и кричать "ура"!"

Эти слова маленького мальчика — урок для всех нас. Он получил, возможно, самую ответственную роль в спектакле — и, по всей видимости, мудрый учитель помог ему оценить ее значение. Как же вдохновляет нас благодарная аудитория, как обнадеживает искренняя похвала, как согревает душу доброе слово, как поддерживает дружеский хлопок по плечу!

> Как выражать похвалу и благодарность

Умение поблагодарить человека, похвалить, ободрить, сказать ему доброе слово — такая же неотъемлемая часть уверенного образа жизни, как и умение высказать критическое замечание или выразить гнев. Пожалуй, все любят, когда их хвалят и говорят им спасибо — но далеко не все умеют уверенно реагировать на похвалу и благодарность. А ведь похвала и благодарность открывают путь к здоровым отношениям. Если человек слышал из ваших уст добрые слова в свой адрес, то он скорее воспримет и вашу критику.

Одни люди вполне отдают себе отчет в собственных талантах и способностях, другие — нет. Но для всякого человека искренняя похвала служит далеко не лишним подтверждением того, что он уже знает или на что надеется. Похвала помогает человеку лучше узнать себя и понять, какие из его личностных качеств особенно привлекательны. Похвала — часть механизма самокоррекции, своего рода обратная связь, помогающая нам оценить адекватность наших действий: мы стремимся повторять те модели поведения, за которые нас хвалят, и отказываемся от поступков, вызывающих критику или равнодушие. И тут очень важно сохранить должный уровень самооценки и самосознания: чувство собственного достоинства не должно полностью зависеть от чужого мнения! Помните, что человеку свойственно ошибаться — как в хвале, так и в хуле.

Думая о воодушевляющей силе даже одной-единственной искренней похвалы, нельзя не удивляться тому, как скупо и неохотно люди прибегают к столь могучему средству выражения высокой оценки. Когда возникает повод для похвалы или комплимента, одни мнутся, не в силах подобрать нужные слова, другие же искренне считают, что это вообще ни к чему. В частности, людям почему-то особенно трудно похвалить своего ближнего за усердие в делах церкви. Существует ошибочное мнение о том, что в похвале никто не нуждается, потому что в конце всех вознаградит Бог. Некоторые принципиально не считают нужным выражать признательность пасторам и деятелям церкви, поскольку уверены, что этим людям, посвятившим себя служению Богу, ни к чему людская похвала. Возможно, это и так; но каждому человеку необходимо хотя бы изредка слышать слова благодарности в знак признания его умений и талантов.

Апостол Павел знал цену искренней похвалы и, не колеблясь, выражал свою благодарность, признательность, любовь и поддержку братьям и сестрам во Христе:

"Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит" (1 Коринфянам 16:7).

"Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами" (2 Коринфянам 7:4).

"Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих" (Ефесянам 1.15-16).

"Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих... Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых" (Филимону 1:4, 7).

Временами вы, возможно, сомневаетесь, стоит ли делать комплименты представителям власти или людям, занимающим высокие посты, — им, дескать, и так постоянно расточают похвалы. Вы можете предположить, что раз эти люди заняли высокое положение в обществе, то они и сами знают о своих достоинствах и о том, как их ценят окружающие. Но что любопытно: из бесед, например, с государственными деятелями или представителями других профессий, которые постоянно на виду, выясняется, что их обратная связь с окружающими ограничена только отрицательными отзывами! Неудивительно, что Марк Твен однажды сказал: "Я могу неделями держаться на одной искренней похвале!"

Часто бывает и так: мы говорим третьим лицам о чьих-то достоинствах, но предпочитаем не хвалить в лицо тех, кто вызывает у нас восторг. Порой человек, желая сказать что-то приятное, робеет, смущается и теряет дар речи. Поэтому он идет по пути наименьшего сопротивления и предпочитает вообще никого не хвалить. Иногда добрые слова буквально застревают у человека в горле, если он боится, что тот, кому они предназначены, неправильно их поймет, посмеется над ними, отнесется к ним с пренебрежением или, того хуже, решит, что от него чего-то хотят. Подобные опасения, как правило, основаны на прошлом негативном опыте общения с кем-то, кто просто не умеет уверенно выслушивать комплименты.

Вот несколько советов, как уверенно выражать и принимать похвалу и благодарность.

Пусть ваша похвала будет немногословной, краткой и относящейся к делу

Витиеватые, пространные речи могут смутить собеседника и затуманить смысл ваших слов. Например, вы хотите поблагодарить председателя комитета.

Не нужно говорить: "Знаете, мне так нравятся все предложения, которые вы выдвигаете... У меня такое ощущение, что вы всегда знаете, как поступить, — в отличие, между прочим, от прежнего председателя, который никогда ничего не знал и вечно просил нашей помощи даже в самых простых вопросах. Тогда собрания длились часами! Мне, бывало, казалось, что это никогда не кончится! А ведь я приглашала няню к ребенку на время собраний, и она была вынуждена задерживаться допоздна, а потом..."

Нужно сказать: "Мне нравится, как вы руководите нашим комитетом. На каждом собрании нам удается сделать много полезного. Вы не боитесь ответственности, и я это очень ценю".

В первом примере суть похвалы тонет в потоке довольно бессвязных слов. Зато второе высказывание, прямое и недвусмысленное, легко понять и уяснить. Председателю комитета не составит труда просто и честно ответить на него — тоже кратко и по делу, например: "Спасибо. Меня тоже радуют наши успехи".

Конкретизируйте похвалу

По возможности сосредоточьте похвалу или выражение благодарности на конкретном поступке, личном качестве или ситуации. Уточните, что вызывает вашу признательность, и объясните, почему. Такая похвала скорее услышится и запомнится.

Например, ваши друзья только что переехали в новый дом, и вы впервые пришли к ним в гости. Они потратили много времени и энергии на благоустройство нового жилища, и вы видите, как они гордятся результатами своих трудов.

> Не нужно говорить: "Ух, как здорово! Не дом, а картинка!"

Нужно сказать: "По-моему, вы выбрали замечательные обои — светлые, жизнерадостные. Комната выглядит очень солнечно. И я вижу, сколько труда вы вложили в отделку полов. Они превосходны!"

Будьте непосредственны и изобретательны

Когда добрые слова рождаются на ходу, а не продумываются заранее — это прекрасно! Искренняя похвала обращает на себя внимание, особенно когда она звучит непосредственно, ясно и открыто. Если вы хотите поблагодарить лектора за прекрасное выступление, сделайте это немедленно. Если игра музыканта пришлась вам по душе, подойдите к нему и скажите об этом. Хорошо выразить признательность в тот миг, когда она родилась в вашем сердце!

Подтвердите свои слова, когда это нужно

Если человек преуменьшает значение вашей похвалы или пытается возражать, подтвердите свои слова кратко, но убедительно. Например, вы сказали председателю строительной комиссии вашей церкви: "Ваш доклад был превосходен. Наверное, вы вложили в него немало труда!" и получили пассивный ответ: "Да что в нем хорошего!". Но вы уверенно подтверждаете свое высказывание: "Я просто хотел сказать, что благодарен вам за вашу работу".

Вот еще один пример: ваш двенадцатилетний сын по собственному почину, без всяких просьб с вашей стороны, подстриг газон. Он приходит домой и докладывает об этом. Вы говорите ему: "Спасибо! Ты мне здорово помог. Я очень тебе благодарна".

Сын (агрессивно): "Еще бы ты не была благодарна! Я часа два возился!"

Вы (уверенно): "Я просто хотела сказать тебе спасибо".


> Как принимать похвалу и благодарность

Уверенно и с признательностью принять похвалу не менее важно и не менее сложно, чем уверенно и с признательностью ее выразить. Одни считают, что не заслужили похвалы; другие боятся почувствовать себя обязанными тому, кто ее высказал. Но если вы отвергаете комплименты, избегаете их или не обращаете на них внимания, то тем самым затрудняете людям возможность равноправного и полноценного общения с вами. Ваша уверенная реакция на похвалу не только полезна вам, но и доставляет огромное удовольствие человеку, который захотел сказать вам любезность, нашел нужные слова и набрался смелости их высказать.

Вот несколько советов тем, кто хочет научиться уверенно принимать похвалу.

Достаточно простого "спасибо"

Когда кто-то хвалит вас или делает вам комплимент, достаточно просто сказать: "Спасибо". Вы не обязаны говорить ему в ответ любезности или судорожно придумывать, за что бы похвалить его. Просто поверьте в его искренность и добрые намерения — и порадуйтесь комплименту.

Постарайтесь не обидеть человека, делающего вам комплимент

Мало кто станет сознательно обижать человека, делающего ему комплимент, но у многих это получается непреднамеренно. Например, приятель говорит вам: "Мне нравится твой костюм. Он тебе очень идет".

Не нужно говорить: "Да это старый костюм, я ношу его сто лет!"

Нужно сказать: "Спасибо. Мне приятно, что тебе нравится".

Первый ответ не только лишает вас возможности сказать спасибо и испытать радость от комплимента, но и содержит в себе намек на дурной вкус вашего собеседника. Второй ответ, напротив, подразумевает: "Я ценю твое мнение".

Следите за своим невербальным поведением

Уверенный ответ предполагает внятную, четкую речь и прямой визуальный контакт. Возьмем для примера такую ситуацию: вы болели и две недели не были на работе. Один из ваших сотрудников в это время взял на себя львиную долю ваших обязанностей, чтобы вам было легче наверстывать упущенное. Он сделал это по собственной инициативе, никто его не просил. Теперь вы хотите поблагодарить его.

Ответ (пассивный): "Зря вы это... Не нужно было..." — бурчите вы, опустив глаза. Или смущенно топчетесь у его стола и мямлите: "Я... это... я очень... в общем... ну, вы понимаете, что я хочу сказать!"

Ответ (агрессивный): "Ну и зачем вы сделали всю мою работу? Небось, надеетесь в один прекрасный день занять мое место, а?"

Ответ (уверенный): "Я хочу, чтобы вы знали, как я благодарен вам за то, что вы так много сделали за меня, пока я болел. Это было очень благородно с вашей стороны. Спасибо!"

Нелегко научиться выражать и принимать похвалу и благодарность в духе уверенности. Но когда речь идет о взаимной хвале и взаимной признательности, у нас есть замечательный пример — Сам Иисус. В Евангелии от Марка 12:28-34 говорится о беседе Иисуса с одним книжником. Евангелист особо отмечает взаимную приязнь Иисуса и этого книжника, упоминая о том, что на последнего произвели сильное впечатление ответы Иисуса во время прений в синагоге. Когда книжник, задав Иисусу вопрос и получив ответ, выразил свой восторг и согласие, Тот, в Свою очередь, похвалил его: "Недалеко ты от Царствия Божия".

Иисус не раз привлекал внимание окружающих к глубоко верующим людям-неиудеям, стремясь подчеркнуть, что спасение дано всем — и иудеям, и язычникам. В Евангелии от Матфея 8:5-8, 10 Иисус одаряет щедрой похвалой сотника, чья вера была особенно велика:

"Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же отвечая сказал: Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой... Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры".

В Евангелии от Матфея 15:21-28 обращается особое внимание читателя на тот факт, что женщина-хананеянка не была иудейского вероисповедания, но твердо верила, что Иисус изгонит беса из ее дочери. Ученики попросили Его прогнать ее, но Он решил испытать ее и, убедившись в крепости ее веры — "о, женщина! велика вера твоя: да будет тебе по желанию твоему", — исцелил ее дочь.

Однажды некий фарисей пригласил Иисуса в свой дом на обед; Иисус принял приглашение и пришел. Вот как описывает дальнейшее евангелист Лука:

"И вот, женщина того города, которая была грешница, узнавши, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром; и, ставши позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром...

И обратившись к женщине, (Иисус) сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал; а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много..." (Луки 7:37-38,44-47).

Иисус с благодарностью принял любовь кающейся женщины и подчеркнул дух раскаяния и самоотречения, с которым она служила Ему. Иисус не отвергал похвал и отмечал смелость уверовавших в Него. Да и сам Он смело похвалил книжника, несмотря на враждебное окружение, ведь религиозные деятели были готовы придраться к каждому Его слову. Смелость Иисуса — стимул и пример для каждого, кто хочет выразить похвалу и благодарность ближнему.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Я уже раньше читал этот текст:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно, но если вы хотите получить ответ на ваш отзыв или вопрос, имейл и имя, конечно, надо указать!)

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/v22_183.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
Каталог файлов спб нии канцелярия спб канцелярия.онлайн.