=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

  
серия "заповеди, добродетели"  / ответы на вопросы
    
 (700+1135=1835 слов)

 

В этом выпуске отвечаю на 2 вопроса, заданные мне читателями моей библейской рассылки. Оба вопроса — о десятине. После ответов — текст свящ. Якова Кротова о десятине.

 

> Спасибо за рассылку. Подскажите пожалуйста, что такое десятина и почему
> это десятина, а не двадцатина, четвертина или ещё какая часть. Спасибо.

Основное значение термина "десятина" в Библии — религиозная повинность, заповеданная народу Израиля, предназначенная для содержания племени (колена) левитов, которое не получило надела в Земле Израиля, посвященного для храмового служения. Кроме удовлетворения своих жизненных потребностей, левиты должны были за счет получаемой от остального народа десятины обеспечивать содержание Храма и совершение необходимого служения в нём, в т.ч. жертвоприношений.

Почему Бог установил эту повинность именно в размере 10 % от урожая и приплода скота — этого сказать точно нельзя.

Одно из возможных объяснений — такой размер "налога" предположительно можно объяснить тем, что такой его размер давал возможность безбедно содержать племя левитов, численность которого могла быть равна примерно средней численности других одиннадцати племен-колен (в реальности в момент исхода из Египта левитов было, видимо, около 4% от общего количества изриальтян, см. home.lipetsk.ru/~wyatt/exodus_case/28.htm).

Теперь вообще о том, что такое десятина. Впервые о ней упомянуто в Бытии 14:20: Авраам отдает десятую часть всего, что имел, Мелхиседеку, священнику Бога Всевышнего. Позже патриарх Иаков дает обет отдавать Богу десятую часть всего, что он приобретет (Бытие 28:22).

После исхода еврейского народа из Египта десятина Богу становится законом (Левит 27:30-33).

Кроме десятины, отдаваемой колену Левия, был, по всей видимости, еще другой вид десятины: каждый третий год (точнее, в 3-й и 6-й год семилетнего цикла) выделялась десятина, которую надлежало отдавать вдовам, беднякам и левитам (Второзаконие 14:28-29; Числа 18:21-23); в другие годы ее нужно было "есть пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там" (т.е. в Иерусалиме; Второзаконие 14:22-26; ср. Товит 1:7-8).

В настоящее время, когда Храма в Иерусалиме нет, в иудаизме заповедь о храмовой (левитской) десятине считается временно неисполнимой.

Источники:
* Комм. в "Брбссельской Библии" к Втор.14:22-27
* Комментарий "Толковой Библии Лопухина" к Втор.12
* Комментарий "Толковой Библии Лопухина" к Быт.14:19-20
* статья "ДЕСЯТИНА" в "Электронной еврейской энциклопедии"
* МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ / ДВАРИМ / Maacpom — десятины, которые земледелец должен был отделять в Эрец Исраэль во времена Храма
* статья "ДЕСЯТИНА" в библейской "энциклопедии архимандрита Никифора"
* Зайденберг С.И. Жертвоприношения и праздники в Ветхом Завете.
* статья "НАЧАТКИ (ПЕРВИНЫ)" в "Словаре библейского богословия"

Как-то примерно так. Хотя тут есть вопросы, толкуемые неоднозначно (например, о второй десятине). Я не стал в них углубляться, а описал в общих чертах то, как я вижу эту тему.


Вопрос от другого читателя:

> Хотелось бы узнать Ваше мнение о десятине.

Мое лично мнение вот какое. Десятина — ветхозаветное установление, одна из норм Закона. Но христиане не состоят в Ветхом Завете и не под властью этого Закона.

Знаю, что во многих церквях, сегодня в основном в протестантских, провозглашается обязательность десятины.

Конечно, практика десятины удобна для пасторов, священников, епископов и др. Хотя и не всегда: скажем, если какая-то церковь — государственная или полугосударственная, как у нас РПЦ, то десятина ей ни к чему, т.к. она в основном содержится не за счет прихожан (членов церкви). (К тому же, говорят, иногда люди жертвуют больше тогда, когда их к этому не понуждают.)

Новый Завет не знает десятины: ни в Посланиях, ни в Деяниях нет речи об обязанности христиан платить десятину. Да это было и немыслимо тогда. Ведь заповедь Ветхого Завета говорит об уплате десятины ВЕТХОЗАВЕТНОМУ священству, а Церковь — это уже другая структура. Да, собирались пожертвования на миссионерство, на содержание наставников ("трудящийся достоин платы"), в помощь бедной христ. общине в Иерусалиме... Но размер никак не оговаривался.

В III-IV веках, видимо, появляются призывы в проповедях, касающиеся десятины. (И появляется идея, что работать христ. священнослужителю — недостойно.) На Западе десятина стала узакониваться с VI века, а на Востоке эта практика не прижилась (думаю потому, что церковь поддеживалась императором и власть имущими и потому не нуждалась в десятине от прихожан).

В каноническом праве Правосл. церкви есть следующее положение:
"Всякого иного плода начатки <(имеется в виду: кроме того, что приносится "к алтарю" — для богослужения)> да посылаются в дом епископу и пресвитерам> (3-е правило св. апостолов). Сколько это — "начатки" — не указывается.

Думаю, что смысл ветхозаветной заповеди о десятине для христиан состоит в том, что это образец, пример. Те, кто служат Господу, т.е. те, для кого служение в церкви — основное занятие, имеют право на обеспечение от церковного народа (служить-то Богу всей своей жизни призваны все христиане). Но размер пожертвований каждый христианин может определить сам. Если трудно определить, то можно взять за правило 10% дохода. Но важно помнить, что Бог благоволит к тому, кто жертвует с радостью, "доброхотно" и что главное, чего Бог ждет от нас — это наше сердце, всё наше существо, вся жизнь (к сожалению, порой заповедь о десятине воспринимают так: я дал десятину — я "в расчете" с Богом).

В заключение приведу литературу, которую я использовал в процессе подготовки этого ответа.
* Алексей Лебедев. ДУХОВЕНСТВО ДРЕВНЕЙ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ от времён апостольских до IX века ОТДЕЛ ТРЕТИЙ. VI. Материальное состояние духовенства от IV до IX века
* Там же. ОТДЕЛ ВТОРОЙ. I. Духовенство и народ и их взаимные отношения во II и III веках
* "АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ (через Климента, епископа и гражданина Римского)" Книга вторая /несколько странный перевод... но другого в Сети, похоже, нет/
* Николай Тальберг. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ. Церковное управление. Отношения между Церковью и государством в 4-11 веках.
* Иоанн Мейендорф. ЕДИНСТВО ИМПЕРИИ И РАЗДЕЛЕНИЕ ХРИСТИАН. Глава II. СТРУКТУРА ЦЕРКВИ
* И.В.Дубровский. ЦЕРКОВНАЯ ДЕСЯТИНА В ПРОПОВЕДИ ЦЕЗАРИЯ АРЛЬСКОГО: ЯЗЫК ЭКСПЛУАТАЦИИ ДЕРЕВНИ
* 6 век. Хронологический указатель (в "Библиотека свящ. Якова Кротова")
* Самуил Лозинский. ИСТОРИЯ ПАПСТВА
* Архимандрит Иероним (Тестин). Историческое развитие форм хозяйствования Русской Православной Церкви в X–XIII вв.
* Петр Соколов. АГАПЫ

Автор: священник Яков Кротов
Опубликовано: krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/5b_religiya.htm#des

 
    
 (1135 слов)

 

> ДЕСЯТИНА — ОБРЕЗАНИЕ ДОХОДА

> Есть действие, неизвестное даже высшей математике, но отлично известное и первобытным людям, и нынешним дикарям. Это — обрезание. На первый взгляд, это же деление: обрезать — значит отделить, пожертвовать Богу нечто от своего. На самом деле, обрезание — да и всякая жертва — есть движение в прямо противоположном направлении: не от человека к Богу, а от Бога к человеку.

> Вдумаемся: представление о жертве как швырянии Богу куска своей добычи — совершенно противоестественно. С таким же правом человек может считать обрезание пуповины — актом отделения матери от ребенка. От этого нас удерживают прежде всего этические и логические соображения: чувство благодарности матери и сознание того, что она крупнее новорожденного. А то, что обрезается, жертвуется Богу — всегда меньшая часть: сотая часть процента, если речь идет об обрезании в прямом смысле слова, седьмая часть, если речь идет о времени, десятая — если о деньгах. Но ведь и пуповина — меньше младенческого тельца, и уж куда меньше тела матери! Наши жертвы Богу — та же пуповина. Они ничтожны по сравнению с Творцом или хотя бы только с творением. Они не нужны Богу, как не нужна пуповина роженице. Жертвы нужны нам — так ребенку нужно, чтобы пуповина была отрезана, иначе он задохнется.

> Мир, не знающий жертвы, тоже в одночасье запутался бы в собственном "изобилии" и задохнулся. И недаром самые неверующие люди все же сохраняют представление о том, что нельзя только хапать и хапать. Когда неграмотные и неверующие бабки боятся стирать в воскресенье — это ведь неосознанное поддержание религиозного обычая: седьмой день обрезывается от недели, жертвуется Богу, он не наш. Когда лощеные и тоже неверующие бизнесмены отстегивают от своих доходов сиротам на молочишко — они совершают религиозный акт, они отдают Богу десятину, как отдавали ее сотни людских поколений. Всякое пожертвование предназначается Богу, а священник, сирота или нищий — лишь почтальоны.

> Церковь выступила в свое время против всеобщего принудительного обрезания, потому что оно вносило раздоры в общину христиан. Против десятины Церковь не выступала никогда — сам Господь, решительно вторгаясь в историю, отверг принудиловку в деле обрезания личных доходов. Здесь сейчас — полная свобода, достигнутая через простую личную корысть: каждому жалко отдавать Богу десятую часть зарплаты или, тем паче, прибыли. И слава Богу, что общество, правительство или синод не заставляют никого платить десятину.

> Но с подлинным чувством скажет "слава Богу" тот, кто поймет, что настоящая-то корысть — в платеже десятины, что, урезывая доходы на десять процентов мы получаем больше, чем урезывая расходы. Попробуйте отдавать Богу десятину; Богу, заметьте — не только в пользу храмов. Христос и в тюрьме, и в больнице, и везде, где людям плохо. Не надо переваливать на священников все хлопоты по раздаче милостыни — возьмите ответственность и на себя. И вы увидите, что платить десятину — выгодно, что оставшиеся девять десятых ваших доходов станут весомее, а главное станут по-настоящему вашими. Вы станете обращаться с деньгами иначе — с уважением, трезвее. Вы, наконец, увидите, что такое Божье благословение: оно приходит к тем, кто рискует, платя десятину, и начинается странный и необъяснимый рост доходов. Не обязательно арифметический: но у вас станет хватать денег на то, о чём вы раньше только мечтали, станет хватать духу глядеть прямо в глаза людям — и Богу.

> Но десятина не только физиологическая потребность отдать хозяину его долю. Десятина — уплачивается она временем или деньгами, субботой или плодами земли — больше того целого, от которого ее отделяют. Достаточно вспомнить рассказ о творении мира: последнее, что сотворил Бог — это суббота. Шесть дней творения давно минули, а седьмой все длится и длится. Более того, не просто одна седьмая или одна десятая более целого, но они — цель. Мы привыкли к тому, что отдыхаем для подкрепления сил, для дальнейшего более или менее творческого процесса — а Господь творит, чтобы отдыхать. Пребывание с Богом, отдых в Боге — более творческое состояние, чем любое творчество в пределах мира сего. Райское блаженство — безделье с точки зрения надсмотрщика и высшая деятельность с точки зрения человека.

> Десятина или суббота — очень грубые, осязаемые, материальные вещи. Читая евангельское "Не суббота для человека, а человек для субботы", мы склонны воспринимать это как предписание спиритуализировать свою жизнь, встать выше соблюдения мелочных предписаний иудаизма, разрешение делать в субботу всё, что угодно, и все деньги класть в свой карман — лишь бы только мы любили ближних и Бога. Но Господь боролся не за отмену субботы, а за утверждение субботы во всей ее высшей чистоте — для человека. Если бы Иисус хотел упразднить блаженство седьмого дня, Он бы сказал: "Человек не для субботы", а было сказано: "Суббота для человека". Смысл этой фразы мы лучше поймем, если вспомним, что в ранней Церкви Христа часто называли Субботой. Спаситель — для человека, а не человек — для Спасителя; это невыносимо величественно, благородно и божественно в самом прямом смысле слова.

> Претендуя быть "выше" десятины и субботы, не опускаться до мелочных материальных расчетов с Богом, мы и в духовности нарушаем заповедь о десятине. "Любить Бога и любить ближнего" — слишком часто мы истолковываем эту заповедь так, что девять десятых нашей любви должны принадлежать Богу, а одна десятая — людям. Так мы и живем, ценя более наше отношение к Богу. А Господь хочет, чтобы мы и в любви давали Ему десятину: больше любили людей. Всё бытие наше здесь Он направляет соответствующим образом, время от времени давая по рукам, несущим всё в храм, забывающим давать большую часть людям. Сокрушаться надо, когда мы чувствуем в себе больше любви к невидимому Богу, нежели к окружающим нас людям. Когда же мы любим людей так, что любовь к Богу кажется едва десятой частью по сравнению с делами этой любви — тогда можно быть спокойными, словно уплатив десятину. Но когда и кто так любил людей?..

> *

> На халяву и Христос сладок. Да здравствуют деньги — самый независимый социологический опрос в мире!

> *

> Как-то "неудобно" давать батюшке деньги. Прихожане отца Александра Меня (да и других священников) в своих мемуарах часто упоминают, как батюшка их поддерживал материально, но никогда — как они платили ему за "требу". Но это "неудобство" не такое уж нравственное и отражает не самую христианскую черту человека. К деньгам как раз в крестьянской среде такое отношение: они нечто поганое, признак нечистой силы, денег много у чужаков.

> Западная психология (возникшая в XI веке) другая: деньги хороши, они дают свободу, и можно даже близкому человеку дарить именно деньги (у нас — разве что на свадьбу, а так стараются дарить вещь, которая бы "выражала отношение", деньги же кажутся слишком деперсонализированными). Деньги можно пожертвовать Церкви, но не церковнику — неудобно ставить священника в положение наемника (у католиков, кстати, священнику тоже не платят прихожане, но он там формально получает зарплату не от них, а от священника, и это оригинальный, но в своем роде последовательный и мудрый способ выйти из положения).

> У нас, к сожалению, и прихожане (через свечной ящик), и захожане жертвуют не так много, чтобы можно было содержать церковь. В лучшем случае, прихожане находят жертвователей — если "батюшка" им нравится. Но пока значительно чащей жертвователи приходят сами, по своим расчетам, и больше денег получают не те храмы, где священник душевнее, а те, которые стоят рядом с домом правительства (как Всехсвятский на Кулишках), или те, строительство которых по идейным (не религиозным!) соображениям угодно светскому начальству. Так что душевная черствость священника, увы, не всегда "наказывается рублем".

www.messia.ru/r2/3/z01_029.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»