=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

автор: священник Фома Хопко
из книги: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ (ч. III гл. 3)
/перевод с англ. п/ред. свящ. Андрея Трегубова/

religioved.ru/Pravoslavie/Hopko-OP/Hopko-OP-03.htm#bdn|127
 
серия "заповеди, добродетели"
    
 (1230 слов)

В данной публикации большая часть цитат из Нового Завета заменена цитатами из перевода "Радостная Весть" (такие цитаты помечены звездочкой *).


 

> ДОБРОДЕТЕЛИ

    

   

    Кроме Евангельских Заповедей Блаженства, существует множество "плодов Святого Духа", о которых говорят и апостолы, и святые отцы Церкви. Они еще часто называются добродетелями, что буквально означает те силы и качества ума и сердца, которыми должны обладать все люди, чтобы воистину стать образом и подобием Божьим. Все наши человеческие добродетели есть отражения свойств Самого Бога, и, конечно, все они присущи Иисусу Христу, Сыну Божьему во плоти человеческой.

    Справедливо замечание, что христианские добродетели не являются специфически христианскими, – многие, если даже не все они, были почитаемы, уважаемы и проповедывались учителями духовной жизни во все времена. Но это никак не умаляет их христианского значения, потому что совершенно естественно, что Иисус Христос – Исполнение всех добрых человеческих надежд и устремлений – должен был исполнить и явить в Себе то, к чему всегда тяготели в своих умах и сердцах провещенные Богом люди. Осознаем мы это или нет, но все доброе, прекрасное и истинное в человеке существует в нём только от Бога, и благодаря Богу, ибо "<Всё, что дается во благо, и всякий дар совершенный – свыше, исходят от Отца Светил>" (*Иак.1.17); и Сам Христос, предвечный Сын и Слово Божье, является светом и жизнью всякого человека, живущего на земле (Ин.1.1-10). Так, апостол Павел дает следующий совет верующим во Христа:

    

    И еще, братья, пожалуйста, всегда направляйте свои мысли на то, что истинно, что достойно, что справедливо, что целомудренно, что приятно и восхитительно, что нравственно и достойно похвалы. (Флп.4.8)

    

    Итак, <"направим свои мысли" на это> и обратимся теперь к учению самого Павла и других апостолов и учителей христианской веры.

    

ВЕРА

    

    Вера в Иисуса как "Христа, Сына Бога живого" является центром христианской жизни и основанием Церкви, источником всякой мудрости, силы и добродетели. Через нее человек может все познать и все совершить, ибо "<Всё может тот, у кого есть вера>" (*Мк.9.23). И прежде всего она есть "осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" <(или: "залог наших надежд и видимое проявление вещей еще невидимых"*>, Евр.11.1). Это – уверенность в духовных способностях человека, в добре и силе Божьих, это – разумное согласие и доверие к обещаниям и дарам Божьим. Сила веры – дар Божий, даваемый всем и принимаемый нищими духом и чистыми сердцем, чьи жизни открыты к действию в них Господа.

    Прототипом и примером для всякого верующего служит Авраам, праотец Израиля:

    

    И не за то, что Авраам исполнял требования Закона, Бог дал ему обещание, что он и его потомки будут владеть миром, а за его веру, благодаря которой он был оправдан. Если бы это обещание касалось только тех, кто исполняет Закон, тщетна была бы вера и ничего бы не значило обещание. Потому что Закон несет возмездие; где нет Закона, там нет и его нарушения.

    Вот почему обещание это – за веру, чтобы оно было даром Бога, чтобы было непреложным для всех потомков Авраама – не только тех, кто подчиняется Закону, но и тех, кто верит верой Авраама. Он всем нам отец, как сказано в Писании: "Я сделал тебя отцом множества народов". Он отец перед лицом Бога, которому он поверил, – Бога, возвращающего мертвых к жизни и приводящего несуществующее из небытия к бытию. И Авраам с надеждой – хотя не было никакой надежды – поверил и стал отцом множества народов, по словам Писания: "Столь многочисленно будет твое потомство..." И вера его не ослабела, хотя он понимал, что тело его почти мертво, раз ему сто лет, и что утроба Сарры давно омертвела. Но он не усомнился, а поверил обещанию Бога, и исполнился силой благодаря вере и вознес хвалу Богу, уверенный, что Бог в силах сделать то, что обещал. Вот почему веру эту Бог признал за праведность. Эти слова Писания "признал за праведность" относятся не только к нему, но и к нам. И наша вера будет признана за праведность – вера в Того, кто поднял Иисуса, Господа нашего, из мертвых. Он был предан смерти за наши грехи и был воскрешен, чтобы мы получили от Бога оправдание. (Рим.4.13-25)

    

>     Человек был сотворен, чтобы веровать в Бога. Отсутствие веры в Бога, являясь извращением человеческой природы и корнем всех зол, укоренено в грехе, нечистоте и гордости. Безверие не может быть результатом ошибки разума или умственной потерянности, оно всегда есть результат подавления истины – беззаконием, подмены правды Божьей – ложью, сознательный или бессознательный отказ поклониться Богу с честью и благодарением.

    

>     Слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. (Ис.6.9-10)

    

>     Истинный же духовный человек живет в вере в Сына Божия, возлюбившего нас и предавшего себя за нас (Гал.2.20).

    

НАДЕЖДА

    

>     Добродетель надежды не отделима от силы веры, и направлена в неизвестное, основана на невидимом.

    

*     Пока мы еще только надеемся, что будем спасены. Если бы наша надежда уже исполнилась, незачем было бы надеяться. Кто же надеется на то, что уже есть? Но если мы надеемся на то, чего еще не видим, мы должны надеяться терпеливо и стойко. (Рим.8.24-25)

    

>     Что такое надежда? Это – уверенность в добром исходе наших жизней, укорененных в вере в Бога; это – упование, что праведность принесет свои плоды; это – убежденность, что несмотря на всю тьму и весь грех, свет любвеобильного прощения Божия нисходит на нас и делает для нас то, чего нам одним никогда бы не совершить.

    

*    Душа наша уповает на Господа: Он – помощь наша и защита наша. О нём веселится сердце наше; ибо на святое имя Его мы уповали. Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя. (Пс.32.20-22)

    

>     Надежде противоположны уныние и отчаяние, которые представляют собой наихудшие и наиопаснейшие из всех греховных состояний, какие только возможны для человеческой души. Надеждой неверующий человек может быть исправлен и убежден, гордый – смирен, нечистый – очищен, слабый – укреплен, грешный – возвращен к праведности. Но если человек впал в уныние и отчаяние, сама природа его болезни такова, что сердце и душа мертвеют и не могут откликнуться ни на Божью благодать, ни на поддержку братьев.

    

>     Оно (т. е. малодушие) порождает одолевающую человека силу уныния, в котором ощущает он подавление души, – и это есть вкушение геенны; потому что отсюда источаются тысячи искушений: смущение, раздражение, хула, жалоба на судьбу, превратные помыслы...
  (Св. Исаак Сирин, IV в., "Подвижнические наставления")

    

>     Единственное средство от отчаяния – смирение и терпение. Надо твердо держаться за веру, даже если в это время в душе молчит убеждение или чувство. Надо упростить свое существование до одного дня, проживая каждый как единственный, с постоянным соблюдением, пусть даже формальным, чтения Писания, посещения церкви, поста, молитвы и работы. По совету св. Венедикта (IV в.) самым верным является пребывание в одном месте и "делание того, что вы делаете" наилучшим образом. По совету преп. Серафима (XIX в.), нужно посещать "духовных друзей", таких, кто полон надежды, милости и силы. Необходимо держаться до конца в этой духовной тьме и засухе, покуда не придет свет благословенной надежды и утешения. Другого пути нет, он – единственный и "немногие находят его" (Мф.7.14). Но когда человек "борется и победит, у того после подвига следует мирное некое состояние и душа преисполняется неизреченной радостью" (Евагрий, "Об осьми помыслах Анатолию").

>     Иногда люди думают, что безнадежность – это даже христианская добродетель, что ею они удовлетворяют Бога, и что чем больше они возносят силу беззаконных, чем больше вздыхают и говорят: "Нет нам помощи в Боге", тем более благочестивыми и праведными делаются. Но это совершенно ложная идея. Подобное настроение на самом деле есть бегство от Бога, оно не имеет ничего общего с терпеливыми страданиями и терпеливой борьбой со злом настоящих праведников, которые абсолютно уверены в своей конечной и совершенной победе в Боге, источнике их силы и надежды. Для них добродетель – это утешение в надежде и терпение в скорби (Рим.12.12), знание и вера в Божью победу.

 


Ссылки по теме:
* К.С.Льюис о  главных добродетелях   * ДОБРОДЕТЕЛЬ в Б.Я.К
* К.С.Льюис о  вере   * ВЕРА в Б.Я.К
* К.С.Льюис о  надежде   * НАДЕЖДА в Б.Я.К

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/z08_128.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»