=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Добродетели: верность, самообладание, доброта, благодарность

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

автор: священник Фома Хопко
из книги: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ
(ч. III гл. 3)
/перевод с англ. п/ред. свящ. Андрея Трегубова/

religioved.ru/Pravoslavie/Hopko-OP/Hopko-OP-03.htm#bdn|138
 
серия "заповеди, добродетели"
        Предыдущие части:
вера и надежда
в
едение, мудрость, честность
смирение, послушание, долготерпение, бесстрашие
 (1625 слов)

В данной публикации большая часть цитат из Нового Завета редактором рассылки заменена цитатами из перевода "Радостная Весть", а  цитата из книги Иова — цитатой из перевода А.С.Десницкого, опубликованного в издании: ПРИТЧИ. КНИГА ЭККЛЕЗИАСТА. КНИГА ИОВА. / М.: Изд-во ГРРУ, 2000.
(Такие цитаты помечены звездочкой *).


 

ВЕРНОСТЬ

    

>     Никогда не нарушать свое слово, не изменять своей любви и твердо держаться своего призвания, продолжать свое смиренное служение согласно Божьей воле, даже несмотря на отвержение другими людьми, на отсутствие благодарности или признательности, – вот добродетель верности.

>     Бог Отец – совершенно верен: дав обещание и провозгласивши Завет, Он соблюдал Свое слово, несмотря на то, что люди Его отвергали. Люди могут быть лживы и неверны, но Бог <остается> верным, ибо "клялся Господь и не раскается" (Пс.109.4).    

* Если мы неверны,
   Он остается верным —
   ведь Он от себя самого
   отречься не может (2Тим.2.13)

>     Иисус Христос тоже верен Своему Отцу и Своему творению до конца. Он не уклоняется от Своей миссии, но исполняет всё, порученное Ему Отцом. Согласно Книге Откровения, имя Ему – "Верный и Истинный", а св. Иоанн называет Его "Свидетель верный" (Откр.19.11; 1.5).

>     Духовный человек верен в каждой мысли, каждом слове, каждом деле, "по мере веры, какую каждому Бог уделил" (Рим.12.3), "по мере дара Христова" (Еф.4.7). Такая верность и лежит в основе притчи о талантах. Тот слушается голоса Господина Своего, кто верно и бесстрашно развивает и приумножает дарованное ему Господом.

    

*     Хорошо, ты добрый и верный слуга. Ты был верен в малом деле, я поручу тебе большое. Иди на мой пир. (Мф.25.21)

    

>     Главными врагами верности Богу и людям являются гордыня, жадность, трусость, зависть и отказ смиренно принимать те условия, в которые ставит человека Господь. Вот тут и рождается неверность, когда человек <"ставит себя выше, чем следует"> (*Рим.12.3), когда он боится, что ничего для себя не достигнет, завидует талантам и дарам своих ближних, и мечется с места на место, ища удовлетворения.

>     Единственный способ получить "венец жизни" – это быть "верным до смерти" Господу <(Откр.2:10)>. Единственный способ обрести радость, мудрость и мир – это быть верным собственной личности, как неповторимому творению Божьему, зная, что и каждый человек обладает своей особой и единственной жизнью, своей особой жизненной задачей, которую никто, кроме него, не может исполнить. И духовный человек развивает свою жизнь в соответствии с этим, исполняя таким образом то, что извечно было предопределено ему волей Божьей.

    

> САМООБЛАДАНИЕ

    

>     Самообладание почти никогда не достигается легко, потому что люди забывают, что оно, как и терпение, тоже является благодатью Божьей и его надо просить у Него, а приобрести одним только человеческим усилием и силой воли невозможно.

>     Самообладание – это одно из главных божественных качеств и один из главных даров Бога человеку. Согласно святым, оно, вместе с даром свободы, составляет основу подобия человека своему Творцу. Тот, кто благодатью Божьей совершенно свободен, тот также и в совершенстве владеет собой.

>     Человек теряет контроль над собой, когда он отдается греху и становится рабом разлагающего влияния своих плотских страстей. Об этом ярко пишет во втором Послании ап. Петр:

    

*     ...тех, кто идет на поводу у грязных желаний своей плотской природы и ни во что не ставит власть Господа. Дерзкие и наглые, эти люди не трепещут, оскорбляя небесные силы... В глазах у них только проститутки и непрестанный грех; они заманивают в ловушку слабые души; сердца их натасканы на алчность... Они сошли с прямого пути и заблудились... Это иссохшие источники, это тучи, гонимые бурей! ... Ведь они своими напыщенными и пустыми речами завлекают и ловят на приманку необузданных желаний плоти тех, кто только-только стал удаляться от людей, живущих во лжи. Ведь кто чему покоряется, тот тому и раб. (2Петр.2.10,14-15,17-19)

    

>     Отсюда понятно, что человек, теряющий самообладание, превращается в раба греха, послушное орудие плотских страстей, жертву глупости и зла. Он связан в уме и сердце "похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской" (1Ин.2.16). Он – "сын диавола" (Ин.8.44), "помышляющий о плотском" (Рим.<8:5; ср.> 1.18-32).

>     Согласно духовному Преданию Церкви, самообладание – это духовная власть над вожделениями своего ума и плоти. Святые отцы часто называют его "бесстрастием". Оно не означает уничтожение естественных потребностей и желаний тела и души, таких, как нужда во сне, в еде и в питье; или уничтожение таких чувств, как духовное влечение, рвение, радость, изумление, печаль или страх. Оно значит, скорее, живую и естественную гармонию всех чувств в любви к Богу и ко всей твари.

    

*     Бесстрастие это мирное состояние души, в котором она не склоняется ко злу... В душу человеческую вложены силы духовные. Органы человеческие и чувствования это жизнь тела.

*     Телу принадлежат пища, <имущество>, деньги и прочее. Доброе или злое пользованием всем этим и то, что от этого случается, определяет праведность или неправедность нашей жизни... Писание не воспрещает ни есть, ни рожать детей, ни иметь состояние, ни разумно тратить деньги, но оно осуждает обжорство, блуд и прочее. Оно не запрещает нам думать обо всём земном, но воспрещает думать со страстью и похотью... Когда не разум властвует нами, властвует чувственность, а чувственность не свободна от власти греха, который, через удовольствия, побуждает нас жалеть свою плоть. Грех побуждает человека заботиться о своей плоти со страстью и через самоуслаждение уводит его от настоящей естественной жизни, делая его источником зла самому себе... Как ум, обуздывая страсти, делает чувства наши орудиями добродетели, так и страсти, подчиняя себе наш ум, побуждают чувства наши ко злу. Надо уметь трезвенно смотреть и обсуждать, как должна правильно вести себя наша душа, используя для делания добра то, что раньше служило злу... Душа правильно направлена, когда сила ее желаний обуздана воздержанием, когда возбужденность ее направлена к любви, а мыслительная способность пребывает в Боге и в духовном созерцании. (Св. Максим Исповедник. VII в.)

    

БЛАГОСТНОСТЬ И ДОБРОТА

    

>     Согласно Священному Писанию, что хотя Бог гневается на людские грехи, Он всё-таки остается "<добр даже к неблагодарным и злым>" (*Лк.6.35).    

* Ибо Он благ,
ибо вовек милость Его. (Пс. 117.1)

>     Христиане призываются подражать Богу в Его благости и доброте, особенно же благостными и мягкими они должны быть при обличении или направлении других.

    

*     Слуге Господа не пристало махать кулаками. Ему полагается быть добрым и мягким со всеми, уметь учить, не помнить зла, с кротостью исправлять тех, кто ему противится. (2Тим. 2.24-25)

    

>     Родители особенно увещеваются "<не раздражать своих детей>" суровостью и жестокостью (*Еф.6.4).

>     Но, однако, часто случается, что люди проявляют доброту к чужим и к тем, с кем они поддерживают неглубокие отношения, и в то же самое время относятся невнимательно и грубо к тем, кто находятся с ними в длительных и близких отношениях: к семье, родственникам, сотрудникам по работе, прихожанам той же церкви. Это – большое искушение. В отношениях с близкими особенно необходимы постоянные мягкость, нежность и доброта в каждом действии и слове. Для бесчувственности и грубости не может быть никаких извинений. Духовные люди должны "делать добро всем, а наипаче своим по вере" (Гал.6.10).

    

*     ...все мы — части одного тела. "Даже рассердившись, не допускайте себя до греха". Пусть гнев ваш остынет прежде, чем сядет солнце. Не оставляйте лазейки дьяволу! ... Пусть не будет у вас на языке ни одного дурного слова, лишь слова, полезные для назидания, благотворные для слушателей. ... Навсегда избавьтесь от раздражения, гнева, ярости, крика, проклятий вместе с прочими злыми чувствами. Будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как простил вас Бог через Христа. (Еф.4.25-27,29,3132)

    

>     Конечно, быть благостным, это не значит не замечать людских грехов, но – прощать их. Это не значит соглашаться со всеми и во всем или "быть добренькими" по отношению у любому и каждому, по-настоящему благостный и добрый человек при необходимости может и поправить другого, ибо его благость проявляется в реальной заботе о своем брате, "за которого Христос умер" (Рим.14.15).

    

*     Если твой брат провинится перед тобой, ступай к нему и упрекни его с глазу на глаз. Если он тебя послушается, ты вернул себе брата. (Мф.18.15)

    

БЛАГОДАРНОСТЬ

    

>     В Ветхом Завете благодарность была центром жизни народа Божия. Храмовое богослужение состояло тогда из жертвоприношений благодарения и хвалы, и непрерывного пения псалмов в благодарность Богу:

> Пойте хвалу Господу, все преподобные Его,
   и благодарите имя святое Его.

>  Да предстанем пред Ним с благодарением.
   Да войдем в Его врата с благодарением
   и в Его дворы с хвалой.
   Благодарите Его,
   благословляйте святое имя Его!

> Добро есть благодарить Господа,
   петь хвалу Твоему имени, Всевышний;
    провозглашать Твою милость утром
   и Твою верность – ночью.

> Славьте Господа, ибо Он благ,
   ибо вовек милость Его.

>     В Новом Завете благодарность – эта самая суть жизни Церкви, а центр литургического богослужения – тот момент, когда верующие "горе имеют сердца" и "благодарят Господа". Все апостольские писания и жития святых изобилуют благодарениями Богу:

    

*     Не подобает это Божьему народу, так же, как всякая грязная, глупая, двусмысленная болтовня! Неуместно! Лучше благодарите Бога! ... Всегда и за всё благодарите Бога Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа. (Еф.5.3-4,20)

* Всегда радуйтесь,
   непрестанно молитесь,
   за всё благодарите —
   вот воля Бога для вас, верящих в Христа Иисуса. (1Фес.5.16-18)

*     Радуйтесь всегда, ведь вы живете в единении с Господом! И снова говорю: радуйтесь! ... Ни о чём не заботьтесь. Но если есть у вас в чём-либо нужда, с благодарностью поверяйте в молитвах и прошениях свои просьбы Господу. И тогда мир Божий, который выше всего, что может представить себе человеческий ум, сохранит ваши сердца и мысли в единении с Христом Иисусом. (Флп. 4.4,6-7)

    

>     Духовный человек должен быть исполнен благодарности во всех обстоятельствах, по твердому убеждению в милостивом промысле Божием, в Его заботе, и по непоколебимой вере, что "<для тех, кто любит Бога, ... Он всё обращает во благо>" (*Рим.8.28).

>     Духовные учителя, особенно св. Иоанн Златоуст (IV в.), всячески подчеркивают эту мысль. Бога надо благодарить не только за то, что мы считаем добрым, но и за все, что даже кажется плохим, ибо мы знаем, что внимательная забота Бога о каждом из нас никогда не прекращается, и что даже зло в этом мире (к сожалению, неизбежное), правильно понятое и побежденное Божьей благодатью, может быть Им превращено в средство нашего духовного роста и спасения.

>     Противоположность благодарности – это, конечно, горечь и жалобы, это оплакивание своей жизненной доли, вызванное гордыней и завистью, отсутствием смиренного доверия Богу. Они укоренены в том неправильном отношении к жизни, которое не дает нам воскликнуть вместе с праведным Иовом:    

* Нагим я вышел из чрева матери, и нагим туда вернусь.
   Господь дает, Господь и берет:
   благословенно имя Господне! (Иов.1.21)

>     Благодарность Богу во всем и за все вытекает из веры в Бога, из верности Ему, из совершенного доверия к Нему, знающего лучше всех, что нам нужно для спасения, и делающего в наихудших условиях этого падшего мира всё возможное, чтобы привести нас в вечную жизнь, мир и радость.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/z11_150.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»