=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Библия: богодухновенность, состав, цель

Подготовлено по следующим материалам:

А. еп. Кассиан (Безобразов). Принципы православного толкования слова Божия. kiev-orthodox.org/site/scripturistic/424/.

B.
1. История Библии: как сложилось Священное Писание, temadnya.ru/spravka/24jun2004/4047.html.
(статья содержит отдельные терминологические неточности и определенные аспекты темы в ней опущены.)
2. А.В. Лакирев. Канон Священных книг, bible-center.ru/book/kanon/001.
3. материалы "Брюссельской Библии", В т.ч. статьи: А.Даниель-Ропс. Ключ к пониманию Cвященного Писания, bible-center.ru/article/keyholy.
4. статья КАНОН из "Библиологического словаря" священника Александра Меня prosv21.narod.ru/r2/3/b02_005.htm.

C.
1. о. Бернардо Антонини. Введение в Библию. // М.: Колледж катол. Теологии им. св. Фомы Аквинского. Стр.19-23,31-33.
2. А.Даниель-Ропс. Ключ к пониманию Cвященного Писания, bible-center.ru/article/keyholy.

 
серия "Библия" 
 (1690 слов)
 

 

A. Богодухновенность

Священное Писание есть Слово Божие. Оно содержит Божественное Откровение. Через него Бог говорит человеку. Его двуединую богочеловеческую сущность, присутствующую во всякой теофании — явлении Бога тварному миру, нельзя никогда упускать из внимания. Аналогией может послужить Халкидонское учение о соединении естеств во Христе "неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно". Посредниками Откровения были люди, и оно предназначено для людей. Но остановиться только на человеческом восприятии и человеческом воспроизведении, сводить познание теофании к исследованию чувственного опыта познающего субъекта, значило бы погрешать против нераздельности являющего Себя Бога и твари, удостоивающейся явления.

Подобное понимание Священного Писания связано с православным учением о Церкви. Природа Церкви богочеловеческая. Она стоит на грани миров. Ей даны обетования. И ей принадлежит Священное Писание.

Отсюда вытекают предпосылки его толкования. Православное богословие толкует Священное Писание в свете Священного Предания. Священное Предание — голос Церкви. Православный толкователь знает, что он не найдет в Священном Предании готовой формулы по каждому интересующему его вопросу. Православная Церковь не обладает непогрешительным авторитетом в вопросах веры. У нее нет органа, который мог бы с формальной безошибочностью решить, что есть и что не есть Священное Предание. В нём ясное, и есть неясное. Непреложное содержание Предания в значительной части закреплено в символах и вероопределениях Церкви, но не исчерпывается ими. Развитие богословия это уяснение неясного, чтение Предания. Мы научаемся внимать ему в писаниях Отцов, в церковных песнопениях, в житиях святых. Это область исследования. Каждая отдельная мысль святого отца, каждая черта в жизни святого еще не выражает непременно Священного Предания.

В основном Священное Предание о Священном Писании уже раскрыто с достаточной ясностью.

Прежде всего, Священное Предание учит о богодухновенности Священного Писания. Богодухновенность можно понимать по-разному. Православное учение о богодухновенности связано с учением о нераздельности Божьего и человеческого во всяком истинном богооткровении. Оно не понимает богодухновенность в смысле общеблагодатного укрепления естественных сил человека. Если священный писатель остается человеком и по-человечески стремится достичь той цели, которая ему указана Святым Духом, то самое указание этой цели свыше предполагает и сверхъестественный дар Божией благодати; священный писатель получает высшее ведение, исключающее возможность ошибок и искажений, происходящих от человеческой немощи, и облекает сообщаемое ему откровение в наиболее совершенную форму, какую только допускает ограниченный человеческий язык.

Учение о богодухновенности Священного Писания — общая предпосылка его толкования в Православной Церкви. Общее свидетельство Священного Предания дополняется трояким свидетельством: о священном каноне, о тексте и о писателях отдельных книг Священного Предания.

 

B. Состав Библии (канон)

/В квадратных скобках [] приводим общепринятые сокращения названий библейских книг. Названия некоторых книг сокращаются по-разному, например, Чсл. и Числ. (книга Чисел)./

В традиции иудаизма Библия называется Танах. Это слово образовано из начальных букв трех частей, составляющих Священное Писание: Тор`а ("Закон", точнее — "Учение, наставление"), Неви`им (в другом произношении: Небиим, "Пророки") и Ктув`им (или Кетувим, "Писания"). Танах включает 50 книг, написанных на древнееврейском языке (за небольшими исключениями) в период с XIII-XII вв. по II в. до н.э.

Тора, или Пятикнижие (Пятокнижие), состоит из книг Бытие [Быт.], Исход [Исх.], Левит [Лев.], Числа и Второзаконие [Втор.].

Невиим включает в себя книги Ранних Пророков — Иисус Навин, Судьи [Суд.], 1-я и 2-я Самуила, 1-я и 2-я Царей (в Синодальном переводе последние четыре книги носят название 1-4 Царств [1-4Цар.]), и Поздних Пророков — Исаия [Ис.], Иеремия [Иер.], Иезекииль [Иез.], Осия [Ос.], Иоиль, Амос [Ам.], Авдий [Авд.], Иона, Михей [Мих.], Наум, Аввакум [Авв.], Софония [Соф.], Аггей [Агг.], Захария [Зах.] и Малахия [Мал.].

Ктувим включает в себя духовную поэзию (Псалмы [Пс.] и Плач Иеремии [Плач.]), любовную поэзию (Песнь Песней [Песн.]), книги Премудрости (Притчи, Иов и Экклесиаст (Екклесиаст) [Екк.]), исторические книги (Руфь, 1-я и 2-я Паралипоменон [1-2Пар.], Эсфирь (Есфирь) [Есф.], Ездра [Езд.] и Неемия [Неем.]) и произведение апокалиптического жанра — книгу Даниила [Дан.].

Канонизация книг Священного писания (признание и закрепление состава входящих в него книг) проходила в течение нескольких веков. Тора приобрела свой канонический вид в V в. до н.э., корпус пророческих книг сформировался к началу II в. до н.э. (по другим данным — от конца V до сер. IV в. до н.э.) Окончательное закрепление Ктувим обычно приписывают ученым раввинам Ямнии (Явны) в Палестине в I в. н.э. Общепринятым этот канон стал лишь поколения спустя. Известно, что во II и нач. III вв. среди учителей иудаизма всё еще шли дебаты о ряде Учительных писаний (Песн. и Еккл.).

Традиционный иудаизм рассматривает все книги библейского канона как священные и боговдохновенные, но Торе (Пятикнижию) всё же приписывается исключительный статус: согласно ортодоксальному иудаизму, сам Бог открыл ее пророку Моисею на горе Синай. Каждое слово Торы считается истинным, хотя оно и может интерпретироваться различным образом.

Греческий перевод книг, входящих в состав Танаха, — Септуагинта — предположительно был завершен к сер. II в. до н.э. Состав Септуагинты ("Александрийский канон") отличался от списка книг, вошедших позже иудейский канон Танаха. В греческий перевод вошли Пятикнижие и Пророки, а третий его раздел был достаточно неопределенен.

Христианская Церковь долго колебалась между принятием либо Ямнийского, либо Александрийского канона. Последний был для христиан ближе, т.к. их Библией являлась Септуагинта (в Новом Завете есть ок. 350 цитат из книг, входящих Александрийский канон). Многие отцы Церкви доникейского периода ссылаются на книги, вошедшие только в Александрийский канон, с формулой: "как сказано в божественных Писаниях".

Понятие "канон Священного Писания" подразумевает известный отбор. Начиная с IV столетия нашей эры, Церковь приняла много решений относительно состава канона Священного Писания.

В Ветхом Завете католический канон насчитывает 45 книг, тогда как канон древнееврейский, которому следуют и протестанты, признает только 39 книг, оставляя вне канона книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха, 2-ю книгу Ездры и две книги Маккавейских. В Септуагинте, в Вульгате (старом латинском переводе), в славянском переводе и в русской Библии (московского издания 1956 и 1968 гг.) помещены еще: 3-я книга Маккавейская и 3-я книга Ездры, а также молитва Манассии, псалом 151-й и сирийское окончание книги Иова, не вошедшие в католический канон).

В Новый Завет входят 27 книг, которые принимают все христианские конфесии: четыре Евангелия (от Матфея [Мф.], от Марка [Мк.], от Луки [Лк.], от Иоанна [Ин.]), Деяния апостолов [Деян.], 21 Послание (Послание Иакова [Иак.], 2 Послания Петра, 3 Послания Иоанна [1-3Ин.], Послание Иуды и 14 Посланий Павла) и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) [Откр.].

 

C. Цель Библии

Библейское откровение совершалось по инициативе Бога. Оно было реализацией великой любви и неисчерпаемого милосердия Творца к Его падшему творению. Откровение является снисхождением, благодаря которому непостижимый Бог становится в значительной мере доступен человеку.

Именно Божественное снисхождение позволяет нам узнать волю Бога, осуществлением которой явилась история Израиля и начало истории христианской Церкви, запечатленная в Библии.

Бог открывает Себя в Священном Писании Богом жизни. Он постепенно открывается человеку, который обретает в Нём полноту жизни.

Вся конкретная история понимается как проявление диалога между Богом и человеком, цель которого — даровать человеку жизнь. История отношений между Богом и человеком показывает поступательный характер спасительного действия Бога, постепенно готовящего Свой народ (а через него и всё человечество) к восприятию полноты Откровения.

Спасение, даруемое Богом, подготавливалось Им постепенно и Бог открывал Себя людям по мере их духовной готовности. Такое постепенное, многообразное устроение Богом спасения получило в богословии название "домостроительство" (подобно возведению дома от фундамента ввысь).

Домостроительство откровения дает возможность познавать волю Божию, постигать подлинное назначение человека с его проблемами и нуждами, познавать смысл истории, которая оказывается не просто "декоративным обрамлением" чудесных дел Божиих, но реальным осуществлением Его спасительного действия.

 

Библия делится на две, очень по объему, части: книги Ветхого и Нового Завета. Само слово «Завет», если его понять правильно, подводит читателя вплотную к таинственной действительности, занимающей в Священном Писании ключевое положение. Речь идет о соглашении, заключенном между Богом и человеком сначала через посредство одного определенного народа, а затем непосредственно. Это соглашение также называется Откровением. Слово «завет» значит: договор, заключенный союз. Еврейское слово Берит, было по-гречески переведено diaqhkh), что обозначает как договор, так и завет, завещание. Первый смысл этого слова прежде всего определяет те особые отношения, которые были установлены между Богом и народом, который Он избрал, чтобы тот служил Ему свидетелем и был Его глашатаем; но оно также обозначает и тот союз, который Сам Бог, вочеловечившись, заключил с человеком через принесение Христом Самого Себя в жертву. Но тем самым сюда включается и второй смысл слова diaqhkh: завет, завещание, ибо в послании к Евреям сказано (9:15): Христос передает тем, кого призвал, вечное наследие, «завещание» Господне. Итак, слово «завещание», в самом трагическом смысле слова, обозначает дарственную на все права, проистекающие из усыновления Богу: в этом и заключается благовествование, побеждающее смерть.

 

На страницах Библии неоднократно возникает тема "верности Бога", понимаемой как дар Божий, а также тема "верности человека Богу", т.е. ответа человека на Божий дар. Ягве (т.е. "Сущий", "Существующий" — именно под таким именем открылся Господь Моисею) представляется библейскими авторами как "Бог верный" — верный Своему завету и сохраняющий его на протяжении тысячи поколений: "Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов..." (Втор 7.9).

Для древнего Израиля "верность Бога" не была чем-то абстрактным; это была проявлявшаяся изо дня в день забота Бога о Своем народе и поддержание его стабильности и безопасности. Соответственно, со стороны человека вера (доверие) Богу и верность Ему становится залогом праведности: "Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность" (Быт 15.6).

Примечательно, что тема "верности Бога" занимает особое место в молитвах народа Израилева, где это понятие иногда оказывается тождественным "истине Божией". В таких словах, как: "Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей" (Пс 86[85].11); или: "В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял Меня, Господи, Боже истины" (Пс 31[30].6); или: "Щит и ограждение — истина Его" (Пс 91[90].4), имеется в виду не что иное, как верность Господа тем, кто верен Ему.

Напротив, именно неверностью Израиля (начиная со времени исхода народа израилева из Египта) Бог, через пророков, объясняет многие бедствия Своего народа. Господь призывает евреев не повторять упрямства их предков —

"чтобы они в свое время возвещали своим детям,
возлагать надежду свою на Бога,
          и не забывать дел Божиих,
и хранить заповеди Его,
          и не быть подобными отцам их,
роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем
          и неверному Богу духом своим"
                                        (Пс 78[77].6-8; ср. Втор 9.23; 4Цар 17.13-14).

Впрочем, псалмы, обобщающие исторический опыт Израиля, подобно приведенному Псалму 78[77], подчеркивают верность Самого Бога Своему завету (Пс 105[104]), который Он хранит вечно, а также милосердие Бога к Его неверному и грешному народу (Пс 106[105] — "ибо вовек милость Его" (ст. 1).

Сходное понимание "веры"-"верности" мы находим и в Новом Завете. "Верен Бог, Которым вы призваны в общение с Сыном Его Иисусом Христом, Господом нашим" (1Кор 1.9). Эта "верность" Бога предполагает свободный ответ "веры"-"верности" человека. Но даже неверность человека неспособна поколебать верность Бога: "Если мы неверны, Он остается верен; ибо Себя отречься не может" (2Тим 2.13).

На протяжении всей истории спасения Бог, будучи Сам верен людям, не принуждал человека к вере. Господь обращается к свободной воле человека, предлагая ему сделать выбор. Так было в ветхозаветные времена, например, при возобновлении синайского завета перед вхождением евреев в Обетованную Землю: "Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь…" (Втор 30.19).

Подобно этому и Христос никому силой не навязывает заповеди вечной жизни, а призывает людей по свободному волеизъявлению последовать за Ним: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк 8.34).


Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!)  

www.prosv21.narod.ru/r2/4/b01_037.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.prosv21.narod.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.prosv21.narod.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»