=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Библия: Пятикнижие. Повествование о сотворении мира

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

Автор: священник Александр Мень.
Из книг:

А. ИСАГОГИКА. (Том I. §15.)
bible-center.ru/book/isagogika/001/001/000;
PDF: alexandrmen.ru/books/isagogik/isa_03.pdf.

B. КАК ЧИТАТЬ БИБЛИЮ.
Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета

Опубликовано:
Есть издание 1997 года, и отредактированное 2005. По всей видимости, последний вариант в формате PDF помещен здесь: alexandrmen.ru/books/kak_chit/kak_chit.html. (Он и взят за основу данного выпуска рассылки.)
Цитата из библейской книги Притч в этой части рассылки приводятся по новому переводу Российского Библейского Общества (РБО):
Перевод и комментарии А.С.Десницкого, Е.Б.Рашковского и Е.Б.Смагиной.
ПРИТЧИ. КНИГА ЭККЛЕЗИАСТА. КНИГА ИОВА. // М.: Изд-во ГРРУ, 2000.

В дополнение к цитатам из книги Бытия в Синодальном переводе иногд в скобках приводится текст из нового перевода РБО, который выделен синим цветом:
Перевод: М.Г.Селезнев. // Издательство ГРРУ, 1999.

 
серия "Библия"
 (примерно 2600 слов)
 

 

A. Пятикнижие

> 1. Название. В своем комментарии на Евангелие от Иоанна Ориген дал первым пяти книгам Ветхого Завета наименование Пятикнижия (греч. πευτάτευχος Пентатеух — Пять свитков, слав. Пятикнижие). С тех пор этот термин прочно вошел в христианскую литературу. В еврейской Библии Пятикнижие называется Тор`ой. Слово «тора» в Новом Завете обычно переводится как Закон (греч. Номос). Но при этом следует учитывать, что понятие «тора» шире юридического или канонического. Оно означает наставление, устное поучение, наказ (ср. Иов 22:22; Притч 13:15; Ис 24:5).

В Пятикнижии, кроме заповедей, законов и уставов, есть и исторические разделы, и это не противоречит названию книги. Законодатели Древнего Востока имели обыкновение обрамлять юридические и культовые предписания рассказами исторического характера ().

2. Состав и содержание. Тора распадается на пять книг, но сохраняет при этом цельность единого произведения. Разделение на пять частей было, по-видимому, связано с особенностями книжного дела в древние времена, слишком большие свитки были неудобны в обращении. По этой же причине на пять книг была разделена и Псалтирь (свт. Епифаний. О мерах, 4,5).

Первоначально книги Торы назывались по их первым словам, в греческом переводе они получили другие названия, перешедшие и в русскую Библию:

БЫТИЕ (евр. БЕ-РЕШ`ИТ — в начале; греч. γένεσς — Происхождение). Книга повествует о происхождении мира и человека, о падении людей, об избрании Авраама и заключении Завета с ним и другими патриархами народа Божия. В ней рассказывается о судьбе предков Израиля и их переселении в Египет.

ИСХОД (евр. (ВЭ-`ЭЛЭ) ШЕМ`ОТ — (и вот) имена; греч. ’Έξοδος). Книга содержит рассказ об угнетении Израиля фараоном, о призвании пророка Моисея, борьбе его с фараоном и исходе израильтян из Египта, о странствии народа Божия к горе Синай; излагает заповеди и законы Завета (20-23; 25-31; 34; 40); говорит о грехе израильтян, сделавших золотого тельца, и повторном даровании скрижалей. Основная мысль книги — вера в Бога-Спасителя, являющего Свою волю в истории.

> ЛЕВИТ (евр. ВА-ИКР`А — И воззвал; греч. Λενιτικόν). Книга содержит богослужебные уставы, а также правила очищения, данные для того, чтобы сохранить телесную и духовную чистоту ветхозаветной Церкви. Основная мысль Лев. выражена в словах: «Будьте святы, ибо Я свят» (11:44 ).

ЧИСЛА (евр. БЕ-МИДБ`АР — И сказал; греч. ’Αριθμοί). Книга говорит о странствии израильтян от Синая к Кадешу (Кадесу), переписи народа, его колебаниях и маловерии во время путешествия, первых попытках проникнуть в Землю Обетованную, пребывании в Кадеше, где происходит возмущение против Моисея. Вступление в восточную Палестину (нынешняя Иордания) сопровождается военными столкновениями с царями местных городов-государств. Моавитский царь Валак пытается погубить израильтян с помощью волхва Валаама, но попытка остается тщетной. За Иорданом два израильских колена занимают первые территории.

> ВТОРОЗАКОНИЕ (евр. (`ЭЛЕ ХА-)ДЕВАР`ИМ — Вот слова; греч. Δευτερονόμιον). Книга излагает в основном законы и заповеди Моисея, повторенные им (с добавлением новых) незадолго до смерти. Так, новая заповедь — святилище Богу должно быть только в одном, свыше установленном месте. В заключение приводятся песнь и благословение Моисеевы (32-33) и рассказ о его смерти на границе, отделяющей западный Ханаан от восточного.

Таким образом, Пятикнижие представляет собой историю основания ветхозаветной Церкви, перемежающуюся сводами ее законов и заповедей (религиозно-этических, богослужебных, канонических и правовых). В силу этого Тора есть как бы фундамент всего Ветхого Завета. Она учит о мудрости, всемогуществе и благости Творца, Который, встречая противление со стороны человека, призывает избранных людей и открывает им Свою волю. Он обещает им великое будущее (Обетование), тесно связанное с Его таинственными замыслами. Он испытывает веру тех, кто свободно принял Его Завет, охраняет их среди опасностей и дает им Закон жизни. Они должны стать «царством священников», беззаветно преданных Богу, готовых служить Его промыслительным намерениям. Как видимый знак будущего народу Господню дается во владение Земля Обетованная, которой суждено впоследствии стать Землей Спасения для всего человеческого рода.

 

B. Повествование Библии о сотворении мира

> В отличие от греческих философов, боговдохновенные авторы Библии, говоря о миротворении, не ставили себе целью дать его научную картину.

> Используя язык восточной поэзии, они возвещали Откровение о Боге как верховной Первопричине мира (ср. Откр 4.11). Лаконичность библейского рассказа резко отличает его и от языческих мифов, в которых немалую роль играет художественная фантазия. Книга Бытия в скупых, но полных глубины и силы выражениях проповедует «Творца неба и земли, всего видимого и невидимого». Впрочем, хотя это и есть богооткровенная истина, сам человеческий разум в какой-то степени может подвести к идее Божественной Первопричины (см. Рим 1.19-20). Вопрос же о том, как конкретно совершалось творение и по каким законам протекали эти процессы, относится уже к области естественного познания. Библейское учение не исключает ни одной из возможных теорий космогенеза.

> 1. Божественный замысел о Вселенной, олицетворенный в образе Премудрости (Притч 8.22-31)

22 ГОСПОДЬ сделал меня началом пути Своего,
прежде всех Своих деяний, издревле.
23 Я возникла от начала времен,
издревле, при основании мира.
24 Прежде первозданной бездны
и источников вод я появилась;
25 еще не были воздвигнуты горы
и холмы, когда я возникла,
26 еще не создал Он тогда земных просторов
и первой горсти земного праха!
27 Когда Он утверждал небеса — я там была,
когда чертил круг на поверхности бездны,
28 когда Он водружал облака наверху,
когда укреплял источники бездны,
29 когда Он полагал морю предел,
которого не преступят воды,
когда устанавливал основания земли —
30 я была при Нём строительницей,
была ежедневным ликованием,
веселилась пред Ним непрестанно —
31 веселилась о мире земном
и ликовала о сынах человеческих.

> Премудростью в Израиле первоначально именовалось искусство управлять обществом (см. 3Цар 3.5-12). Впоследствии это понятие было перенесено на космический строй, принцип разумности, заложенный в структуре мира (см. Притч 3.19). Текст о Премудрости обычно относят к V в. до Р. Х.

2. Начало Шестоднева (греч. гексамер`он) — сказания о творении мира (Быт 1.1)

1 В начале сотворил Бог небо и землю.

1. Сказание записано ок. VI в. до Р. Х., но в устной форме существовало с глубокой древности и, быть может, некогда являлось литургическим текстом. Уже в первых словах Шестоднева провозглашаются единство и абсолютность Творца и тем самым отвергаются: а) политеизм, б) пантеизм, в) материализм, г) дуализм, д) языческое учение об извечной материи, которая будто была лишь упорядочена Божеством. Слова небо и земля соответствуют древнему шумерскому «ан ки», означающему всю Вселенную. По толкованиям Отцов Церкви, небо — духовный мир, а земля — материя. Стоящее в еврейском тексте наименование Бога ЭЛОХ`ИМ есть множественное число от эл`оах (Бог). Это указание на полноту Божественности, присущей Творцу.

3. Хаос (Быт 1.2)

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.

(Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и дух Божий веял над водами.)

> Земля же была безвидна и пуста (евр. Т`ОХУ ва-в`оху). Последние два слова означают, что первозданная земля была в хаотическом состоянии. В Ис 45.18 (в буквальном переводе) мы читаем, что землю Бог сотворил не «пустой» (евр. ЛО-Т`ОХУ). Из этого явствует, что хаотическое состояние мира проистекало не от Творца, но было уже нарушением Его воли. Нечто таинственное исказило гармонию творения.

Тьма над бездною — слово "бездна" (евр. ТЕХ`ОМ, мн. ТЕХОМ`ОТ) созвучно с вавилонским словом ТИАМ`АТ. Так именовалось чудовище хаоса в халдейской мифологии. Этот же космический дракон встречается и в сказаниях других народов (египтян, финикийцев, китайцев). Он олицетворял разрушительные силы, и одновременно его почитали как существо божественное. В Библии силы хаоса тоже представлены чудовищем, которое, однако, рассматривается как тварь (левиафан, раав, дракон. Ис 51.9-10; Иов 9.13*; Пс 73.13-14; 88.11; ср. Откр 12.9; 20.2). Это существо воплощает в себе сопротивление божественному порядку, которое возникло в лоне духовного тварного мира (Ср. Ин 8.44; 1Ин 3.8). В конце времен эти демонические силы будут повержены (Ис 27.1; ср. Ин 12.31).

> * В этом стихе имя дракона Раав (Рахав) синодальный перевод заменяет словом «гордыня».

4. Первый день творения (Быт 1.3-5)

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

(3 И сказал Бог:

—  Да будет свет.

И появился свет. Бог увидел, как хорош свет, и отделил его от тьмы,дал свету имя "день", а тьме — имя "ночь". Настал вечер, настало утро — первый день.)

1.3. И сказал Бог... Творение словом означает всемогущество Создателя (см. Пс 32.6; 2Петр 3.5; Евр 11.3). День в Библии может означать любой период времени (ср. Пс 89.5; 2Петр 3.8). Точно так же вечер и утро в данном случае условные обозначения начала и конца некоего периода (земных суток еще не было). Согласно Откр 10.6, время — преходящее свойство творения, которое присутствует лишь в незавершенном мире. Творение совершается в три этапа. Они представлены в согласии с законами параллелизма, присущими восточной поэзии, в виде двух рядов:

> 1) свет; 2) твердь среди воды; 3) земные растения;

> 4) светила; 5) водные животные; 6) земные животные и человек.

> Счет от вечера к утру соответствует древнейшему счету времени, связанному с пастушеским образом жизни, когда трудовая деятельность начиналась вечером. 1.4. Антропоморфное, метафорическое выражение, которое должно означать, что в мироздании Бог отделяет хорошее (евр. ТОВ — доброе, полезное, гармоничное) от темного и хаотического. В дальнейшем (ст.10,12,18,21,25,31) этот термин повторяется. Это указывает на гармоничную и совершенную природу того порядка, который вносится Творцом в созидаемый им мир. Однако, как явствует из других текстов (см. выше, прим. к Быт 1.2), хаотическое начало, идущее вразрез с Божиим замыслом, будет заявлять о себе вплоть до полного воцарения Божественной гармонии (ср. Откр 21.1, где море есть синоним дракона и хаоса). То, что Бог при сотворении видит мир хорошим весьма (см. Быт 1.31), свидетельствует о Его созерцании мира вне времени, т. е. в форме предельного совершенства (какое возможно для твари). Это то состояние, которое свв. отцы Церкви называли обожением (греч. те`озис) созданного.


5. От второго до шестого дня творения (Быт 1.6-25)

<...>

> Слово сотворил (евр. БАР`А) употребляется только тогда, когда говорится о создании: а) Вселенной как целого (ст. 1), б) жизни в водах (ст. 21) и в) человека (ст. 27). В прочих случаях стоит еврейское слово АСА образовал. Это указывает на особый творческий акт, имевший место в узловые моменты миротворения. В повелении воде и земле произвести живые существа содержится указание на участие природных сил в творении. Оно совершается по восходящей линии, от простого к более сложному, от неживого к живому и, наконец, к разумному.

> Соотнесение светил с разделением времен означает, что космический порядок проецируется на земной. Говоря о создании светил Творцом, библейский автор тем самым отвергает их обожествление, столь распространенное в древних культах.

6. Сотворение человека (Быт 1.26 — <2.4a>; Пс 8)

<....>

> ПСАЛОМ 8

1 Господи, Боже наш!
>         как величественно имя Твое по всей земле!
2 Слава Твоя простирается превыше небес!
3 Из уст младенцев и грудных детей
>      Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих,
>         дабы сделать безмолвным врага и мстителя.
4 Когда взираю я на небеса Твои, —
>         дело Твоих перстов,
>         на луну и звезды, которые Ты поставил,
5 то чт`о есть человек, что Ты помнишь его,
>         и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
6 Не много Ты умалил его пред Ангелами;
>         славою и честью увенчал его;
7 поставил его владыкою над делами рук Твоих;
>         всё положил под ноги его:
8 овец и волов всех,
>         и также полевых зверей,
9 птиц небесных и рыб морских,
>         всё, преходящее морскими стезями.
10 Господи, Боже наш!
>         Как величественно имя Твое по всей земле!

> Созданию человека предшествует особая мысль Божия (сотворим). Человек в отличие от всей природы создан по образу и подобию Божию (речь идет о духовной сущности человека), он призван быть венцом мироздания и его владыкой. Почил означает конец особых творческих деяний Бога. Однако сила Божия постоянно поддерживает мир. Без нее он вновь вернулся бы в ничто (2Петр 3.7; Деян 17.28).

7. Творение как продолжающийся процесс (<см.> Пс 103)

<...>

> О живой связи, которая существует всегда между Творцом и бытием твари, см. Пс 92, 148; ср. Ин 5.17.

8. Второй рассказ о сотворении человека (Быт 2.4-7)

<...>

> Рассказ записан около X в. до Р. Х. В нём в несколько иной форме проповедуется то же учение, что и в Шестодневе; согласно ст. 5, человек появляется на пустынной земле, чтобы стать тружеником на ее просторах. Отсутствие растений означает, что до человека мир не завершен и пуст без своего владыки — человека. 2.7. Дух Божий, вложенный Богом в человека, ставит его над всем животным царством. Под прахом земным следует понимать живую материю, в которую был вложен дух. Преподобный Серафим Саровский говорил: «До того как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному»*. «Было, — пишет еп. Феофан, — животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой, — и из животного стал человек»**. Дарование образа и подобия человеку (в тексте Бытия они, по-видимому, синонимы) устанавливает глубокую внутреннюю связь между ним и Богом (см. 1Ин 4.13); слово человек (евр. АД`АМ) происходит от слова земля (АДАМ`А). Это напоминание о том, что человек возведен на вершину мироздания из праха, что тело его состоит из тех же элементов, что и земля у него под ногами. По словам св. Григория Нисского, Адам не столько единичная личность, сколько всечеловек, целокупная душа всего человечества***.

> * Прп. Серафим Саровский. О цели христианской жизни, Серг. Посад, 1914.

> ** Письма, т. 1. M., 1898.

> *** Св. Григорий Нисский. Об устроении человека, XVI.

9. Эдем (Быт 2.8-15)

<...>

(В Эдеме, на востоке, ГОСПОДЬ Бог насадил сад и поселил в нём человека, которого создал. ГОСПОДЬ Бог вырастил в саду всевозможные деревья, приятные взору и с хорошими плодами, а по среди сада — дерево жизни и дерево познания добра и зла.)

2.8. И насадил Господь... В этом и в других подобных местах автор Библии, по словам Златоуста, «употреблял грубые речения приспособительно к немощи человеческой»*. Бытописатель, поясняет Златоуст, «говорил к людям, которые не могли слышать его иначе, как это возможно нам»**. Слово Эдем (евр. `ЭДЕН) происходит, вероятно, от месопотамского ЭДИНУ — равнина. По толкованию свв. Отцов Церкви, Едем означает прежде всего духовное состояние человека, его способность к непосредственному Богообщению***.

* Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Бытие, XV, 2.

** там же, XII, 4.

*** Cв. Григорий Богослов. Песнопение таинственное, Слово 7.

2.9. Древо жизни — распространенный на Востоке символ божественности и бессмертия. «Если бы наши прародители, — говорит преп. Ефрем Сирин,— повиновались заповеди, Бог стал бы для них познанием добра и жизнью, и они возвысились бы до сладости созерцания, которое заключается в Древе Жизни, которое есть Бог»*. География Едема условная: четыре реки соответствуют четырем сторонам света. Упоминание среди них халдейских рек говорит о связи сказания с древними легендами Вавилона. В библейские времена Вавилония нередко именовалась центром мира. В историческом плане эту область земли можно считать колыбелью цивилизации.

* Св. Ефрем Сирин. Толкование на Бытие.

2.15Возделывать и хранить... — указание на творческую роль человека в природе.

10. Древо познания (Быт 2.16-17)

<...>

(15 Поселив человека в Эдемском саду, чтобы он возделывал этот сад и берег его, 16 ГОСПОДЬ Бог дал человеку такой наказ:

—  Ты можешь есть плоды любого дерева в этом саду, 17 кроме дерева познания добра и зла. Не ешь его плодов: если съешь  — в тот же день умрешь.)

> Слово познать (евр. ЙАД`А) в Библии нередко означает «уметь», «владеть», «обладать» (ср. Быт 4.1; 1Цар 16.18; Иов 32.22; Ис 29.11). Словосочетание добро и зло есть идиома, обозначающая «всё» (ср. Быт 24.50; 31.24,29; 2Цар 13. 22; 14.17). Поэтому дерево познания добра и зла можно понимать как символ власти над миром, но не власти, даруемой Богом, а той, на которую человек мог бы претендовать независимо от Него. Апостол Павел противопоставляет своеволие человека, нарушившего заповедь, добровольной покорности Богочеловека, принявшего образ раба (Флп 2.7).

11. Двое — одна плоть (Быт 2.18-25)

<...>

2.18. Не хорошо быть человеку одному... — указание на социальную природу людей. 2.19. Наречение имени в древневосточной практике означало проявление власти. Таким образом, здесь выражено то же учение, что и в Быт 1.26 (ср. Евр 2.5-9). В ст. 20 слово Адам первый раз употреблено без артикля, как личное имя. Это означает великую роль личностного начала в человеке. 2.21. Ребро — символ тесной близости тех, кто становится одной плотью (см. Мф 19.6). 2.23. Будет называться женою... — игра слов, по-еврейски муж — ИШ, жена — ИШ`А.


См. также:
священник Александр Мень:
Ветхий Завет: история созданияВетхий Завет: состав, методы толкования ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ И ШECТОДНЕВ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРЕДОК ЧЕЛОВЕКА
ТВОРЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, ЧЕЛОВЕК
 
Э. Гальбиати, А. Пьяцца. ТРУДНЫЕ СТРАНИЦЫ БИБЛИИ. Ветхий Завет (Введение; Главы I-III) П. Д. Сахаров. Языки текстов Библии. Переводы БиблииБытие, гл. 1-4 в переводе М.Г.Селезнева
(+ ссылки на комментарии)
Джованни Мартинетти. ЧЕЛОВЕК, БОГ, ВСЕЛЕННАЯ (основания для веры сегодня) (гл. 3-4)
/txt/
Библия: Пятикнижие (М.Г.Селезнев, С.В.Тищенко, А.Мень)

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!)  

www.messia.ru/r2/4/b08_116.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
НПЗ Томскнефтепереработка Кнауба Андрея