=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Библия о Моисее и его эпохе

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

Автор: священник Александр Мень.
Из книги:
КАК ЧИТАТЬ БИБЛИЮ.
Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета

Опубликовано:
Есть издание 1997 года, и отредактированное 2005. По всей видимости, последний вариант в формате PDF помещен здесь: alexandrmen.ru/books/kak_chit/kak_chit.html. (Он и взят за основу данного выпуска рассылки.)

В этом выпуске рассылки приведена цитата из книги Второзаконие по новому переводу РБО, она выделена синим цветом
(Перевод: С.В.Тищенко и М.Г.Селезнев. // Издательство РБО, 2005).

 
серия "Библия"
 (3645 слов)
 

 

> МОИСЕЙ (XIII в. до Р. Х.)

> I. ОТ РАБСТВА К СВОБОДЕ

 

Около 1580 г. власть от гиксосов перешла к египетской династии. Успешные походы египетских царей в Сирию и Палестину приводят к созданию империи. Всё это время израильтяне живут в земле Гесем. Около 1300 г. фараон Рамсес II начинает обширные строительные работы и переносит свою резиденцию в Дельту.* К работам было привлечено израильское население Египта. Сказание о рабстве и освобождении от него записано в Книге Исход. Основная мысль книги: Бог являет Себя не как далекая от человека космическая сила, а как Личность, действующая в истории, как Избавитель от рабства, как Тот, Кто требует от своих избранников верности Себе и нравственной чистоты. Центральная фигура книги — Моисей**, вождь и пророк, возродивший древнюю веру Авраама и возвестивший о новой, более высокой ступени Откровения.

* См. В. И. Авдиев. История Древнего Востока. М., 1953.
** Память пророка Моисея Церковь празднует 4/17 сентября.

 

> 1. Угнетение израильтян фараоном (Исх 1.8-22)

<....>

 

(Исх 2)

<.....>

 

> 2.10. Имя Моисей (евр. МОШ`E) переводится как «выводящий», «извлекающий», «спасающий». Однако по мнению толкователей, Моше — это измененное египетское имя Мосе, или Месу, означающее «дитя», «сын». Послание к Евреям 11.24-26, основываясь на иудейском предании, утверждает, что у Моисея еще до его призвания пробудилась тяга к вере отцов. По другому преданию, приводимому апостолом Лукой, Моисей был научен «всей мудрости египетской» (Деян 7.21-2). Примечательно, что некоторые левиты, родственники Моисея, носили египетские имена: Мерари, Офни, Финеес. 2.15Земля Мадиамская* находилась в области залива Элат (Акаба). Из последующего текста явствует, что мадианитский священник стал наставником Моисея. По-видимому, он был одним из немногих почитателей Бога Авраамова. Его имя предание не сохранило точно. Иудейская традиция (J) называет его Рагуилом, а северная (E) — Иофором. Согласно Суд 1.16, мадианитяне входили в состав более обширного племени кенитов, населявших область к югу от Мертвого моря.

* Евр. МИДЙ`АН, греч. — МАДИАН, МАДИАМ.

> 3. Призвание Моисея и его борьба с фараоном (Исх 3 — 6.13; 6.26 — 11)

<.....>

 

> 3.1. Хорив, другое название горы Синай на юге Синайского полуострова*. Бог, явившийся Моисею, есть Бог патриархов: Авраама, Исаака и Иакова. 3.2. Горящий куст («неопалимая купина») является символом Богоявления. Как огонь чудесным образом не сжигает терновый куст, так и Божественный огонь не опаляет человека, которому открывается Господь. Этот образ Богоявления символизирует близость к человеку Бога, поэтому рассматривается Церковью как прообраз тайны Богочеловечества и прообраз Богоматери. Ст. 3.5 свидетельствует о том, что встреча с Богом без очищения человека может быть для него губительной. 3.14«Сущий» — в еврейском тексте: «Я есть Тот, Кто есть». Это слова, истолковывающие имя ЯХВ`Е. Как полагают экзегеты, оно происходит от слова ХАВ`A — архаической формы глагола ХАЙA, быть. Имя Божие и его толкование указывают на то, что бытие как таковое (абсолютное) принадлежит единому Богу и что Он является создателем всего, что имеет бытие (ср. Ин 1.3; Откр 4.8). Русский перевод, следуя греческому, везде заменяет имя Божие словом «Господь». Возвещение имени Яхве означает новую ступень Откровения. Прежнее наименование Эль (Бог) — общее для всех семитских народов (Илу — у вавилонян, Аллах — у арабов). Новое Откровение знаменует начало особых промыслительных деяний Господних, направленных на создание избранной человеческой группы (народа Божия), которая станет предтечей и прообразом Церкви. 4.24-26Моисей пренебрег обрезанием сына (вероятно, считая это только египетским обычаем). Но тяжелая болезнь («хотел умертвить его») послужила для Моисея знаком, что этот обряд необходимо совершить. Не будучи в состоянии из-за недуга сделать это сам, он поручает исполнение обряда жене. Фраза Сепфоры, как полагают толкователи, взята из мадианитского брачного ритуала, в который входил обряд с окроплением кровью. Обрезание сына стало для жены Моисея закреплением их брачного союза. После этого Сепфора временно удаляется к отцу, уверенная, что отныне она связана с Моисеем нерушимыми узами. 8-11. Сказание о борьбе Моисея с фараоном дает типологический образ противления человека воле Божией. Явления и грозные знамения не могут изменить внутренней направленности злой воли человека. Он лишь «ожесточается». Временно, в минуту опасности, фараон уступает, но потом вновь продолжает борьбу с Богом, ожесточаясь еще больше. Таким образом, очевидные чудеса еще не порождают веры. Исторической основой сказания явились стихийные бедствия, постигшие Египет в то время. Поражение воды, неба и земли во время «казней» знаменует абсолютную власть Яхве над природой, которую обоготворяли египтяне, почитая богов воды (Хапи), неба (Хатор), земли (Геб). Ср. Исх 15.11.

 

* Эта гора, по-видимому, почиталась священной у окружающих народов. Название Синай, вероятно, связано с именем халдейского бога Сина.

 

> 4. Пасха и Исход (Исх 12.1-33; 13.1-16; 12.37-39, 48; 13.17-22)

Исход был актом веры, уходом в неизвестное. Люди поверили Моисею, ибо у них не было никаких реальных надежд вернуться в землю отцов, заселенную хананеями. Поэтому ветхозаветный праздник Пасхи стал праздником веры и чудесного избавления от рабства, а пасхальная трапеза символом религиозного единения. Она явилась прообразом Тайной вечери, а спасение от рабства прообразом Искупления. Кровь агнца знак единения и одновременно спасения (ср. Лк 22.20).

 

<.....>

<.....> 22 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. 23 Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица всего народа.

 

«Столп» — знак присутствия Божия (ср. Исх 40.33-38; Лев 16.2). Ст. <12.>48 содержит указание на то, что к израильтянам примкнули восставшие из других народов и влились в их поток. Впоследствии этих иноплеменников называли «герим», пришельцы, и Моисеев Закон защищал их права.

 

> 5. Переход через море (Исх 14 — 15)

<.....>

 

В русском переводе море, через которое шли израильтяне, названо Чермным (т. е. Красным). Однако в подлиннике оно названо Морем Тростников. Это, вероятно, не что иное, как «Великая чернота» египтян. Так называлась цепь горьких озер, тянущаяся к северу от Красного моря.

Песнь в гл. 15 положена в основу 1-го ирмоса большинства канонов православной утрени. Эта песнь читается и поется в Великую Субботу, ибо говорит о Боге-Спасителе. Прохождение через воды стало прообразом крещения, которое в раннехристианские времена приурочивали к празднику Пасхи. О космическом владычестве Творца говорит также Псалом 28, сложенный в период борьбы с хананеями.

 

> 6. Путь к Синаю (Исх 16 — 19.15).

<.....>

 

19.10 И сказал Господь Моисею: пойди к народу, объяви и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, 11 чтоб быть готовыми к третьему дню; ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай. 12 И проведи для народа черту со всех сторон, и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее: всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти. 13 Рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями или застрелят стрелою; скот ли то или человек, да не останется в живых. Во время протяжного трубного звука, когда облако отойдет от горы, могут они взойти на гору. 14 И сошел Моисей с горы к народу, и освятил народ, и они вымыли одежду свою. 15 И сказал народу: будьте готовы к третьему дню: не прикасайтесь к женам.

 

> 16.14. Как полагают многие толкователи, эта невиданная евреями «манна» есть застывший сок тамариска, падающий на землю в виде крупиц. В библейской символике манна становится символом небесного хлеба, который питает верующих. Этот хлеб для тела есть прообраз Хлеба жизни, возрождающего дух (Ин 6.58). 16.27-38Сказание об исчезновении манны в субботу подчеркивает необходимость соблюдать священный день покоя. Ст. 33 отмечает символиколитургическое значение манны как Небесного дара. Это означает, что Господь питает Своих людей. 17.5-6Согласно Числ 21.16-18, источник был откопан Моисеем и старейшинами. В современном Синае известны случаи, когда из разбитой шестами скалы выходил ручей. Это «естественное чудо» приобретает символическое значение в Священной истории*. Бог открывает людям источник живой воды. 17.11. Поднимал руки — слова, обозначающие напряжение молитвы. 17.14. Речь идет о древнем сборнике гимнов. Ст. 17.16, как полагают, есть строка из одного такого гимна. Как первые враги, встретившиеся Израилю на пути к свободе, амаликитяне становятся олицетворением враждебных сил, с которыми нужно вести постоянную борьбу (Втор 25.19; 1Цар 15.3). 18.14-27. Иофор пользуется духовным авторитетом у Моисея, так как, вероятно, он и прежде влиял на религиозное миросозерцание пророка (см. выше). В данном случае Иофор помогает Моисею отделить светскую власть от духовной. Пророк остается религиозным вождем, а гражданские дела должны разбирать особые, поставленные им светские лица. «Судить» — значит вершить правосудие. 19.6. Царство священников, т. е. служителей Бога. Народом святым, т. е. посвященным Богу, принадлежащим Ему. 19.12. Запрет, который должен воспитывать благоговение и трепет перед Тайной («страх Божий»). Ср. Притч 1.7.

* Под «естественным чудом» мы подразумеваем естественное событие, промыслительно совершившееся в нужный момент.

 

> II. СИНАЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

> 1. Богоявление на Синае (Исх 19.16-25)

<...>

 

Библейские картины бури и грозы есть поэтическое выражение величия и славы Творца, являющего Себя творению. Эти образы проходят через весь Ветхий Завет до самого Апокалипсиса. Громкие звуки космических катастроф означают «глас Божий» (см. Пс 28).

 

> 2. Десять заповедей (Декалог) (Исх 20.1-21)

И изрек Бог к Моисею все слова сии, говоря:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской из дома рабства.

Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

> 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, 10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. 11 Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

13 Не убивай.

14 Не прелюбодействуй.

15 Не кради.

16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, весь народ отступил и стал вдали. 19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. 20 И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог к вам пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили. 21 И стоял весь народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог.

 

> Декалог трактует об отношении человека к Богу и ближнему. В этом заключена самая суть Моисеева учения, раскрытая далее пророками и утвержденная Христом (Мф 5.18; 22.36-40). В первой заповеди подчеркивается, что Ягве — это Бог, не далекий от мира и человечества, а Бог — Владыка истории, Бог — Избавитель, Ревнитель и Спаситель. 20.3-11. Заповеди I — IV говорят об отношении человека к Богу. Бог истинный — один. Он не должен быть изображаем, ибо Он превыше всего тварного*. Его имя (и все относящееся к святыне) должно быть окружено благоговением. Субботний день посвящен Богу, чтобы человек помнил о Творце, Которому принадлежит вся его жизнь. 20.12-17. Вторая часть Декалога, заповеди V — X, посвящены отношениям между людьми. Это означает, что не ритуал, а человечность и отказ от зла суть первейшие религиозные обязанности верующего. Для Нового Завета Декалог — основа Моисеева учения — имеет непреходящее значение. Поэтому Христос говорит о том, что Он пришел не нарушить Закон, но исполнить его (Мф 5.17). 20.21. Мрак символизирует священную тайну Божественного, невыразимую словом и образом. Этот символ часто встречается в писаниях христианских мистиков.

> * Это не относится к иконе, ибо она либо изображает Бога воплотившегося, либо иллюстрирует Священную историю (Троица в виде трех Ангелов, явившихся Аврааму). Изображение Бога Отца лишь иллюстрирует видение Даниила (Дан 7.9), где Сущий явился мудрецу в виде Старца, «Ветхого днями» <...>.

 

> 3. Законы Моисеевы (Исх 23; Лев 19.17-18; Числ 15.1-16)

 

> Вероятно, большинство этих изречений было произнесено пророком устно, а впоследствии священники приспособили их к новым условиям жизни и богослужения в земледельческой стране. Но религиозно-нравственный дух Моисеева учения пронизывает и эти постановления и заветы. В них нравственное служение ставится очень высоко.

> Большинство обрядовых уставов (в Книге Левит) записано позднее духовенством Иерусалимского храма. Но и в этом сборнике ощутим дух Моисея.

 

<.....>

 


4. Заключение Завета (Исх 24)

<.....>

15 И взошел Моисей на гору; и покрыло облако гору. 16 И слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака. 17 Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. 18 Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей.

 

Слава Господня есть видимый знак присутствия Божия. Библия обычно описывает ее как огонь, сияние, светлое облако (ср. Мк 9.2-7).

 

5. Золотой телец (Исх 31.18; 32)

<.....>

 

31.18. Скрижали представляли собой две каменные доски, на которых был высечен текст Декалога. Подобные надписи на камне были в широком употреблении на древнем Востоке. Моисей, вероятно, пользовался так называемым «синайским» алфавитом, который употребляли семиты, жившие в соседстве с Египтом. 32.1. Речь идет не о новой религии; народ лишь требует дать ему зримый образ Божества. Между тем Декалог категорически это запрещает. Священный бык, или телец, издревле считался символом плодородия (Египет, Месопотамия, Сирия, Греция). По-видимому, израильтяне захотели иметь именно такое изображение Ягве. 32.10. Бог, испытывая Моисея, предлагает произвести от него новый народ, который будет верен Завету. Но Моисей отказывается, ибо слово Господне для него свято, обетование непреложно. 32.22. То, что Аарон без возражений пошел навстречу просьбе народа, показывает его в невыгодном свете. Возможно, он искал популярности. Предание сохранило и другие намеки на стремление Аарона оттеснить брата (Числ 10). Избиение, описанное в стихах 25-28, означает, вероятно, то, что люди оказали сопротивление Моисею, когда он разрушал идола. Суровая расправа свидетельствует о жестоких нравах того времени.

 

6. Ковчег Завета (Исх 25.10-22; Числ 10.35-36)

<....>

 

> Ковчег представлял собой ларец, или ящик, похожий на египетские хранилища для реликвий. Херувимы (евр. КЕР`УВ) в древнем Израиле олицетворяли стихийные силы, в частности ветер и бурю. Раскопки показали, что изваяния этих существ имели человеческие лица, птичьи крылья и львиные тела.

 

7. Скиния и Божественное присутствие (Исх 33 — 34)

<.....>

 

33.18-23. Человек не может созерцать Бога, но для пророка открыт путь к частичному Богопознанию. Только став человеком, Бог явил Свой лик миру (Ин 1.18). 34.6-8Бог открывает Себя и Свое отношение к человеку. Угроза наказания детей за родителей здесь лишь воспитательная мера, которая впоследствии отменяется (Иез 18.20). Для стадии духовного развития народа были необходимы строгие и грозные предупреждения, чтобы пересоздать его необузданную и варварскую природу. 34.13Повеление это дано для того, чтобы исключить возможность языческого соблазна. Как показало будущее, этот соблазн был очень велик. Даже покинутые хананеями идольские алтари привлекали суеверные массы. 34.10-26. Начало так называемого Культового Декалога. В нём десять заповедей дополняются предписаниями, относящимися к культу. Культовый Декалог был, скорее всего, записан раньше Книги Завета* и, может быть, относится к Моисееву времени. Толкователи полагают, что Моисей ввел культовые предписания после того, как убедился в их необходимости для народа, столь легко впадающего в идолопоклонство. «Как увидел Бог, что евреи беснуются, скучают, хотят жертвы, готовы, если им не позволят этого, обратиться к идолам, или даже не только готовы обратиться, но уже и обратились, то позволил им жертвы»**.

> * Исх 20.22-26; 21—23.1-33.
> ** Cвт. Иоанн Златоуст. Творения, 1850, т. III.

 

8. Посвящение левитов (Числ 3.5-13)

<....>

 

> Левиты — потомки Левия, сына патриарха Иакова. К левитам принадлежали сам Моисей, Аарон и их ближайшие сподвижники. Колено левитов посвящается на служение при Ковчеге и скинии.

 

> 9. Благословение народа (Числ 6.22-27)

<....>

 

> 10. Израильтяне покидают Синай (Числ 10.11-13,28б-36)

<.....>

 

> Ст. 32 указывает на то, что часть мадианитян была принята в союз колен Израилевых.

 

> 11. Ропот народа (Числ 11)

<.....>

 

> 12. Грех Аарона и Мариам (Числ 12)

<....>

 

> Рассказ свидетельствует о соперничестве между вождями народа. «Кротость» Моисея следует понимать не в христианском смысле, а на фоне нравов того времени. Бог подает знак, что Он вверил Откровение преимущественно Моисею. «Ефиоплянка» в данном случае общее название иноземки. Ефиопией (Куш) называли страны южнее Египта.

 

> 13. Лазутчики отправляются в Ханаан (Числ 13.1-4,18-34; 14)

> В это время опорным пунктом Израиля становится оазис Кадес (Кадеш, от евр. слова КАД` — святость) в области Негев. Оттуда Моисей отправляет в Ханаан лазутчиков. Ханаан уже был свободен от египетского господства. Он представлял собой непрочный союз городов-государств.

 

<.....>

 

> Поколение, выросшее в рабстве, не способно завоевать землю обетованную и обречено кончить жизнь в пустыне.

 

> 14. Возмущение левитов (Числ 16)

<.....>

 

> 15. Оазис Кадес. Вода из скалы (Числ 20)

<.....>

 

> 16. Медный змей (Числ 21.4-9)

От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути. И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне? Ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей Господу о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.

 

> Это одно из наиболее темных мест Пятикнижия. Некоторые исследователи Библии предполагают, что змей был геральдической эмблемой левитов. Сказание говорит о великой исцеляющей силе веры. Поэтому и Христос сравнивал Свой Крест с медным змеем, вознесенным в пустыне подобно знамени спасения (Ин 3.14-15). Медный змей почитался в Израиле как реликвия вплоть до VIII в. До Р. Х. (4Цар 18.4).

 

> 17. Израильтяне и царь Моава. Прорицатель Валаам (Числ 22.10 — 24.9)

> Сказание о Валааме (евр. БИЛЕ`) повествует о подчинении воле Ягве языческого пророка. Подобные пророки были известны и в Ханаане, и в Финикии, и в Вавилоне. Библия не отрицает, что эти люди могли иметь подлинный мистический дар. И именно в силу этого дара Валаам вместо проклятий произносит благословение на израильтян.

 

<.....>

 

> 18. Соблазн идолопоклонства (Числ 25.1-3)

<...>

 

> 19. Моисей смотрит на землю обетованную (Числ 27.12-23)

<...>

 

> 20. Завещание Моисея (Втор 1 — 4.40)

<.....>

 

> 21. Главная заповедь Ветхого Завета (Втор 6.4-25; 10.12-21)

<.....>

(4 Слушай, Израиль! ГОСПОДЬ, наш Бог, — единственный ГОСПОДЬ!

5 Люби ГОСПОДА, твоего Бога, всем сердцем, всей душой, всеми силами. 6 Пусть повеления, которые я даю тебе ныне, всегда будут у тебя в памяти. 7 Пересказывай их своим детям, повторяй их постоянно  — дома ты или в пути, ложишься или встаешь. 8 Повяжи их на руку, как знак, пусть они будут повязкой у тебя на лбу. 9 Напиши их на дверных косяках твоего дома и на городских воротах.

10 ГОСПОДЬ, твой Бог, приведет тебя в страну, которую Он обещал отдать тебе  — Он клялся в этом твоим праотцам Аврааму, Исааку и Иакову. Там  — большие и процветающие города, не тобой возведенные, 11 дома, полные всякого добра, не тобой собранного, колодцы, не тобою высеченные, виноградники и оливковые рощи, не тобою посаженные. Там ты будешь есть досыта! 12 Смотри же, не забывай ГОСПОДА  — Того, кто вывел тебя из Египта, из неволи. 13 Бойся ГОСПОДА, твоего Бога, служи Ему, клянись Его именем.

14 Не следуйте за другими богами, богами народов, живущих вокруг вас, 15 ведь ГОСПОДЬ, ваш Бог, пребывающий среди вас, — Бог ревнивый: Он разгневается и сметет вас с лица земли! 16 Не испытывайте ГОСПОДА, вашего Бога, как вы испытывали Его в Масс`е. 17 Исполняйте повеления ГОСПОДА, вашего Бога, наказы и предписания, которые Он вам дал. 18 Делайте то, что правильно и хорошо в Его глазах. Тогда вам будет хорошо: вы придете и овладеете прекрасной страной, которую ГОСПОДЬ поклялся отдать вашим праотцам. 19 Господь прогонит из нее всех ваших врагов. Так сказал ГОСПОДЬ

20 Когда в будущем спросит у тебя сын: "Что означают эти наказы, предписания и законы, которые дал вам ГОСПОДЬ, наш Бог?" — 21 отвечай ему так: "Мы были рабами у фараона в Египте, и ГОСПОДЬ сильной рукой вывел нас из Египта. 22 У нас на глазах ГОСПОДЬ явил великие чудеса и знамения, гибельные для Египта, для фараона и всего его дома. 23 А нас Он вывел из Египта, чтобы привести нас в страну, которую Он поклялся отдать нашим праотцам, — и даровать ее нам. 24 ГОСПОДЬ велел нам выполнять все эти предписания — бояться и чтить ГОСПОДА, нашего Бога, чтобы нам всегда было хорошо, чтобы мы были живы (так оно и есть — поныне). 25 Праведность наша — в том, чтобы неукоснительно исполнять пред ГОСПОДОМ, нашим Богом, все эти повеления, как Он и заповедал нам".

 

12 Израиль! ГОСПОДЬ, ваш Бог, требует от вас лишь одного: чтобы вы боялись и чтили ГОСПОДА, вашего Бога, всегда ходили путями Его, любили Его, служили ГОСПОДУ, вашему Богу, всем сердцем и всей душою, 13 исполняли повеления и предписания ГОСПОДА, которые я возвещаю вам ныне, для вашего блага. 14 ГОСПОДУ, вашему Богу, принадлежат небеса и небеса небес, земля и все, что есть на земле, 15 но ГОСПОДЬ возлюбил только ваших праотцев. Он избрал вас, их потомков, из всех народов (это и поныне так). 16 Так пусть сердца ваши станут обрезанными, впредь не будьте упрямы! 17 Ибо ГОСПОДЬ, ваш Бог, — это Бог над богами и Господин над господами. Он — Бог великий, могучий и грозный; Он беспристрастен и неподкупен. 18 Он охраняет права вдов и сирот; Он любит переселенцев — дает им еду и одежду. 19 Люб`ите переселенцев и вы, ведь вы сами были переселенцами в Египте.

20 ГОСПОДА, твоего Бога, бойся и чти, Ему служи, оставайся верным Ему и клянись Его именем. 21 Он — твоя слава, Он — твой Бог, Он совершил ради тебя великие и грозные дела, и ты видел их своими глазами.)

 

> 22. Смерть Моисея (Втор 34)

<....>

 

> 34.6. И погребен — буквальный текст еврейской Библии может быть понят так: «Ягве похоронил его». Это окружает таинственностью смерть Моисея, человека, чья жизнь была исполнена необычайных знамений и великих событий.


См. также:

 

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!) 

www.messia.ru/r2/4/b13_147.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»