=рассылка *Христианское просвещение*=

Христос воскрес!!!

Тема выпуска: Библия об эпохе Соломона

Автор: священник Александр Мень.
Из книги:
КАК ЧИТАТЬ БИБЛИЮ.
Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета.

Опубликовано:
Есть издание 1997 года, и отредактированное 2005. По всей видимости, последний вариант в формате PDF помещен здесь: alexandrmen.ru/books/kak_chit/kak_chit.html. (Он и взят за основу данного выпуска рассылки.)

Цитата из библейской книги Притчей в этом выпуске дана в переводе:
ПРИТЧИ. КНИГА ЭККЛЕЗИАСТА. КНИГА ИОВА. // М.: Изд-во ГРРУ, 2000.   © РБО.
Перевод и комментарии А.С.Десницкого, Е.Б.Рашковского и Е.Б.Смагиной.

 
серия "Библия"
 (примерно 900 слов)
 

> СОЛОМОН (961928 гг. до Р. Х.). ХРАМ ИЕРУСАЛИМСКИЙ

> I. ПРАВЛЕНИЕ СОЛОМОНА

> Как и рассказ о Давиде, повествование о его сыне носит нарочито двойственный характер. Библейский автор показывает величие и мудрость Соломона, однако его изложение далеко от панегирика. Он постепенно подводит читателя к печальному эпилогу: Соломон оказался нарушителем Завета и поставил свои прихоти выше Закона Божия. Соломон просил у Бога мудрости, и она была ему дана. Но деспотизм и грехи царя впоследствии разрушили то благоденствие, которое принесло Израилю мудрое правление Соломона в дни его юности.

> 1. Воцарение Соломона. Смерть Давида (3 Цар 1; 2.10-12)

<.....>

> 2. Мудрость Соломона (3 Цар 3; 4.20-34)

<.....>

> 3. Изречения (притчи), собранные Соломоном (Притч 25)

> Жанр притчей {В Ветхом Завете «притчи» чаще всего означают афоризмы, а не рассказы.} был издревле распространен во многих восточных странах. В Книге Притчей идеалом провозглашается мудрое устроение земной жизни. Со временем эта книга была расширена, и составители ее более четко выразили в ней мысль о том, что «добрая жизнь» — это жизнь по закону Господню. Какая часть афоризмов принадлежала самому Соломону, неизвестно. Первый сборник, который можно датировать точно, представлен главами 25—29, собраннымив VIII в. до Р. Х. Начальные главы книги написаны уже после Плена Вавилонского (ок. V — IV вв. до Р. Х.).

1ВОТ ДРУГИЕ ПРИТЧИ СОЛОМОНА,
СОХРАНЕННЫЕ ЛЮДЬМИ ХИЗКИ`И, ЦАРЯ ИУДЕИ.

2Славен Бог, тайное сокрывший;
славен царь, тайное понявший.
3Небесную высь, земную глубь
и сердце царя – не понять.
4Удали примесь из серебра,
и выйдет у мастера чаша;
5удали нечестивца от царя,
и праведностью престол утвердится.
6Не красуйся перед царем,
в один ряд с вельможами не становись;
7лучше пусть скажут тебе: "Поднимись повыше",
чем унизят тебя перед знатью.
Что увидишь своими глазами,
8не торопись выносить на суд;
а иначе – каково будет потом,
когда посрамит тебя ближний?
9Судись с ближним лишь по собственному делу,
чужой тайны не разглашай,
10а расскажешь – тебя же опозорят,
и бесчестия тогда не миновать.
11Золотые яблоки на серебряном узоре –
таково слово, сказанное ко времени.
12Золотая серьга, червонная подвеска –
таков мудрый упрек для чуткого уха.
13Прохлада снега в разгар жатвы –
таков для хозяина верный исполнитель,
придаст он сил своему господину.
14Тучи да ветер, а дождя всё нет –
так и тот, кто впустую сулит подарки.
15Долготерпение убедит и властителя,
мягкая речь проймет и твердолобого.
16Нашел мед – поешь досыта,
но не объедайся до тошноты;
17не ходи к другу слишком часто,
не то пресытится тобой до отвращения.
18Палица, меч, острая стрела –
таков для ближнего лжесвидетель.
19Как от зуба гнилого, от ноги хромой –
проку от неверного в день беды.
20Как в холодный день срывать одежду,
как уксус лить на соду –
так и песни петь тому, кто в г`оре.
21Если голоден твой враг – дай ему хлеба,
если жаждет – напои водой:
22так сгребаешь ты угли ему на голову,
а тебя вознаградит ГОСПОДЬ.
23Северный ветер несет с собой ливни,
а язык сплетника – озлобленные взгляды.
24Лучше жить на краю кровли,
чем делить кров со сварливой женой.
25Как прохладная вода для измученной души –
так и добрая весть с дальней стороны.
26Как загрязненный родник, оскверненный источник –
так и праведник, дрожащий перед нечестивцем.
27Нехорошо объедаться медом
или добиваться похвалы.
28Как разоренный город без ограды –
так и человек, не владеющий собой.

> 4. Построение Храма (3 Цар 5 — 8; Пс 67)

<.....>

> Храм, построенный финикийскими зодчими, был выдержан в финикийском стиле. Молящиеся стояли во дворе перед жертвенником. В помещение Храма вступали лишь священники. По размерам Храм был сравнительно невелик (30 х 10 м). Явление Славы (т. е. видимого знака присутствия Божия) означало, что отныне, как и во дни Моисея, Господь пребывает среди Своего народа.

> Он является его единственным истинным Царем.

> Псалом 67 начинается словами, которые произносили во времена Моисея, когда поднимали Ковчег ().

> 5. Завет Божий с Соломоном (3 Цар 9.1-9)

<.....>

> Здесь еще раз подчеркивается, что благоденствие народа и царя возможно лишь при условии верности Закону Господню. Ни корона, ни сан, ни избрание сами по себе не оправдывают человека.

> 6. Слава Соломона (3 Цар 9.10 — 10.29)

<.....>

> 7. Отступничество Соломона (3 Цар 11.1-13)

<.....>

> Соломон завел огромный гарем, подражая другим монархам. По понятиям того времени, размеры гарема указывали на могущество царя. В угоду союзникам и торговым партнерам, а также женам-язычницам Соломон к концу жизни сам стал принимать участие в идолослужении. Следование языческим обычаям и привело Соломона к падению.

> 8. Восстание против Соломона и его смерть (3 Цар 11.14-43)

> Изменив Богу, Соломон начал править жестоко и деспотично, что стало вызывать мятежи.

<.....>

> II. ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ

> Традиция приписывает Соломону библейскую книгу Песнь Песней (название это означает «Лучшая из песен»), но употребление в ней арамейских и даже греческих слов указывает на то, что время ее записи можно отнести к периоду после Плена. Однако общий дух и ряд внутренних признаков говорят о том, что в основе своей книга возникла раньше. Упоминание древнеизраильской столицы Тирцы указывает на эпоху между 922 и 875 г. Многие толкователи полагают, что первоначально Песнь Песней возникла в эпоху Соломона, но была переработана ок. V в., когда иудеи вернулись из Плена. Есть мнение, что в основу книги положено драматическое повествование, в котором любовь девушки к пастуху противопоставлялась участи женщин в гареме Соломона.

> В позднеиудейскую эпоху книге был придан новый, более глубокий смысл. В любви ее героев стали видеть символ любви Бога к «дочери Сиона», т. е. к Израилю. К аналогичной символике прибегали уже пророки Осия и Иеремия. Иудейские богословы, начиная с Акибы (II в. по Р. Х.), усматривали в книге только этот мистический смысл. Точно так же и апостол Павел посредством символов любви и брака выражает тайну отношения Христа и Церкви (Еф 5.22-33). Большинство Отцов и Учителей Церкви давало Песни Песней мистическое толкование. Только Феодор Мопсуестский утверждал, что эта книга есть песнь о земной любви. Однако прямой смысл здесь не исключает мистического. Именно то, что земная любовь становится символом отношений между Богом и человеком, делает ее еще прекрасней и воистину достойной того, чтобы быть пережитой как таинство.

> В русской поэзии отрывки из Песни Песней перелагали Г. Державин, А. Пушкин, Л. Мей, К. Фофанов, М. Волошин. Есть два новых перевода книги на русский язык — А. Эфроса (1909) и И. Дьяконова (1973).


 


См. также:
свящ. Александр Мень. Исагогика. >
Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня. >
свящ. Александр Мень. Из цикла "В поисках Пути, Истины и Жизни". >
"Толковая Библия Лопухина". >
Комм. в "Брюссельской Библии". >
Эл. еврейская энциклопедия >

 

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!) 

www.messia.ru/r2/4/b16b_163b.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск в серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»