=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Иеремия и пророки его времени (1)

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

Составлено на основе книги:
священник Александр Мень
.
КАК ЧИТАТЬ БИБЛИЮ. Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета.

(Есть издание 1997 года, и отредактированное 2005. По всей видимости, последний вариант в формате PDF помещен здесь: alexandrmen.ru/books/kak_chit/kak_chit.html. Он и взят за основу данного выпуска рассылки.)

В выпуске использованы материалы:
Книга Иеремии. Перевод и комментарии: Л.В.Маневич. Редактор: А.Э.Графов. // М.: Российское Библейское Общество, 2001. (Тексты из Книги Иеремии приводятся по этому переводу.)
Плач Иеремии. Перевод и комментарии: И.М.Дьяконов, Л.Е.Коган, при участии Л.В.Маневича.
Издано: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. Плач Иеремии. Экклезиаст. Песнь Песней. // М.: РГГУ, 1998. (Тексты из книги Плач приводятся по данному переводу.)

 
серия "Библия"
 (примерно 3720 слов)
 

 

ИЕРЕМИЯ И ПРОРОКИ ЕГО ВРЕМЕНИ

1. Реставрация язычества при Манассии (687–642 гг.)

Сын и наследник Езекии, целиком подчинившись влиянию Ассирии, ввел в Иудее языческие обычаи и начал преследовать пророков.

Об этом повествуется в 4 Цар.21.1-17.

Пс.93 возможно, был написан в это же время.

 

2. Воцарение Иосии (4 Цар 21.18-26)

Иосии (640—609) при его воцарении было всего восемь лет. Люди, правившие от его имени, в целом продолжали политику Манассии и Аммона. Но пророки вновь обрели голос. Выразителем религиозной оппозиции стал пророк Софония (евр. ЦЕФ`АНИЯ; память пророка Православная церковь празднует 3/16 декабря). То было время мировых переворотов, заката Ассирии и появления на исторической арене новых народов: персов, халдеев и скифов. В исторических бурях Софония усмотрел знамения грядущего Страшного Суда Господня. Проповедь пророка оказала влияние на молодого царя, который решительными мерами покончил с идолопоклонством и осуществил централизацию культа в Иерусалиме. В период реформы Иосии проповедовал пророк Иеремия, а о Софонии уже не упоминается. Вероятнее всего, он умер в начале преобразовательной деятельности Иосии (ок. 625 г.). Учение Софонии характеризуется следующими чертами: а) в событиях мировой истории проявляется воля Господня; б) грех мира неизбежно влечет за собой всеразрушающую бурю, подобную древнему потопу; в) после этой бури сохранятся только «бедные земли», как Софония называет людей истинного благочестия; г) по истечении дней возмездия Бог явится среди своих избранников и установит на земле вечное Царство радости и света.

 

3. Пророк Софония (Соф 1.2-18; 2.1-15; 3.8-17)

Пророк описывает День Суда Божия как всемирный потоп (1.2-3; ср. Быт 6.7.). Это означает, что весь мир теряет смысл и как бы возвращается к первозданному хаосу, когда человек, царь природы, оказывается недостойным своего призвания.

1. И простру руку Мою на Иудею
и на всех жителей Иерусалима;
истреблю с места сего остатки Ваала,
имя жрецов со священниками,
5 и тех, которые на кровлях поклоняются
воинству небесному,
и тех поклоняющихся, которые клянутся Господом
и клянутся Царем своим,
6 и тех, которые отступили от Господа,
и не искали Господа, и не вопрошали о Нём.

В Иудее воцарился религиозный синкретизм: Ягве чтили наряду с Молохом (Манассия в честь Молоха провел своего сына через огонь; см. 4 Цар 21.6). Воинство небесное — светила; их культ был официальной религией Ассирии. Клянутся Царем... — здесь Синодальный перевод следует за греческим переводом (Септуагинтой). В еврейском тексте: «именем Молоха» (евр. М`ОЛЕХ), финикийского бога плодородия.

Вместе с идолопоклонством в Иудею приходили иноземные обычаи и моды (1.8.).

1.14 Близок великий день Господа,
близок, и очень поспешает:
уже слышен голос дня Господня;
горько возопиет тогда и самый храбрый!
15 День гнева — день сей,
день скорби и тесноты,
день опустошения и разорения,
день тьмы и мрака,
день облака и мглы,
16 день трубы и бранного крика
против укрепленных городов
и высоких башен.
17 И Я стесню людей,
и они будут ходить, как слепые,
потому что они согрешили против Господа,
и разметана будет кровь их, как прах,
и плоть их — как помет.
18 Ни серебро их, ни золото их
не может спасти их
в день гнева Господа,
и огнем ревности Его
пожрана будет вся эта земля;
ибо истребление, и притом внезапное,
совершит Он над всеми жителями земли.

Образы космической катастрофы здесь сливаются с картиной вторжения неприятеля. Эти слова пророка легли в основу гимна Фомы Челанского «Dies irae» (День гнева), который поется во время заупокойной литургии в Западной Церкви (Реквием).

В преддверии Дня Господня человек должен проверить свою совесть, чтобы не быть испепеленным огнем гнева. (2.1.)

2.3 Взыщите Господа, все смиренные земли,
исполняющие законы Его;
взыщите правду, взыщите смиренномудрие;
может быть, вы укроетесь
в день гнева Господня.

Смиренные (евр. АН`АВ) — буквально «бедняки», или «нищие». Это одно из первых упоминаний в Ветхом Завете данной категории людей. В них нельзя видеть просто обездоленных и неимущих, их «нищета» есть смирение и кротость, «нищета духовная». «Бедными» (евр. ЭВЙОН`ИМ, или АНАВИМ) называли себя в Израиле люди, которые строго хранили Закон Божий и чаяли пришествия Господня. К ним в первую очередь обратился Христос, возвещая Царство Божие (Мф 5.3, 5; Лк 6.20). В Ветхом Завете тема «духовной нищеты» особенно часто встречается в псалмах (Пс 9.35; 11.6; 34.10; 39.18; 21.27).

2.11. Пророк выражает уверенность в том, что к истинному Богу обратятся люди всех народов.

2.13-15. Во времена пророка Софонии Ниневия казалась неодолимой. Господь устами пророка предрекает, что тираническая держава будет сокрушена. Некоторые толкователи считают, что Софония усмотрел призрак близкого суда над Ассирией в нашествии скифов (ок. 630 г.), о котором говорит Геродот.

3.8 Итак, ждите Меня, говорит Господь,
до того дня, когда Я восстану для опустошения,
ибо Мною определено собрать народы,
созвать царства,
чтобы излить на них негодование Мое,
всю ярость гнева Моего;
ибо огнем ревности Моей
пожрана будет вся земля.

Огонь ревности означает несовместимость чистоты и святости Бога с нечистотой греховного мира (см. Втор 32.22; 33.2; Пс 77.21; Иер 4.4; 11.16; Плач 2.4; Наум 1.6).

3.9-10. Пророк говорит о всемирном Богопочитании, которое наступит в конце дней.

11 В тот день ты не будешь срамить себя
всякими поступками твоими, какими ты
грешил против Меня,
ибо тогда Я удалю из среды твоей
тщеславящихся твоею знатностью,
и не будешь более превозноситься
на святой горе Моей.
12 Но оставлю среди тебя
народ смиренный и простой,
и они будут уповать на имя Господне.
13 Остатки Израиля
не будут делать неправды,
не станут говорить лжи,
и не найдется в устах их
языка коварного;
ибо сами будут пастись и покоиться,
и никто не потревожит их.
14 Ликуй, дщерь Сиона!
торжествуй, Израиль!
веселись и радуйся от всего сердца,
дщерь Иерусалима!
15 Отменил Господь приговор над тобою,
прогнал врага твоего!
Господь, царь Израилев, посреди тебя:
уже более не увидишь зла.
17 В тот день скажут Иерусалиму:
«не бойся», и Сиону:
«да не ослабевают руки твои!»
18 Господь Бог твой среди тебя,
Он силен спасти тебя;
возвеселится о тебе радостью,
будет милостив по любви Своей,
будет торжествовать о тебе с ликованием.

3.11-13. Учение об «Остатке» было впервые сформулировано Исайей (Ис 1.9; 11.16). «Остаток» тождествен «бедным Израиля», т. е. людям из среды избранного народа, хранящим верность Богу.

 

4. Царь Иосия возвращается к вере отцов (632—628 гг.)

Шестнадцатилетний царь Иосия открыто объявляет о своей верности религии праотца династии Давида. Религиозное возрождение идет рука об руку с национальным подъемом. Пользуясь ослаблением Ассирии, Иосия берет под свой контроль северные области Израиля.

Об этом рассказывается во 2 Пар 34.1-7.

См. также Пс 135; 137.

 

5. Призвание Иеремии (625 г.) (Иер 1)

О жизни и личности пророка Иеремии (евр. ЙИРМЕЙ`АХУ; память пророка Православная церковь празднует 1/14 мая). В художественной литературе пророк изображен в драме С. Цвейга «Иеремия» и стихотворении Рильке «Иеремия».) известно больше, чем о каком-либо другом пророке-писателе. Ученик Иеремии писец Варух вставил в книгу его речений рассказы о важнейших событиях биографии учителя. Кроме того, Иеремия сам нередко касается обстоятельств своей жизни и говорит о собственных переживаниях в трудные годы пророческого служения. Иеремия, сын Хелкии, происходил из священнической семьи; он родился ок. 645 г. в г. Анафофе (евр. АНАТ`ОТ), в 9 км от Иерусалима. Бог призвал его на служение, которое длилось до смерти пророка около 580 г.

Одна из основных тем проповеди пророка Иеремии — конец Синайского Завета и замена его Новым Заветом (31.31), который будет начертан в сердцах человеческих. Пророк отрицает абсолютное значение Храма и Ковчега и предсказывает их уничтожение. Он — предвестник новозаветного богопочитания «в духе и истине» (Ин 4.23). Прежде пророки больше говорили об отношении к Богу всего Израиля. Иеремия же подчеркивает значение личной религиозности. Предвосхищая Новый Завет, Иеремия часто называет Бога Отцом и развивает тему богосыновства как основу веры (3.4,19). Как и Амос, он учит, что избранность Израиля не привилегия, а великая духовная ответственность. Он сурово осуждает национализм политических вождей и признает за Израилем главным образом религиозную миссию. Подобно Исайе, Иеремия был противником войны, считая мир залогом успеха тех внутренних преобразований, которые призваны сделать Израиль подлинным народом Божиим. В своем рассказе о призвании на служение Иеремия приоткрывает завесу тайны пророческого дара.

Иеремия мало говорит о Мессии как о Личности, однако он именует Его «Давидовой Отраслью» (23.5), тем самым продолжая Нафанову мессианскую традицию. Это пророчество читается в храме в праздник Рождества Христова.

1.1. Значение имени Иеремия (Йирмей`яху) обычно толкуется как "Господь возвысит". В книге Иеремии упоминаются еще два человека с этим именем: некий рехавит (35.3) и дед царя Седекии по материнской линии (52.1).

1.5 — Я знал тебя прежде,
чем дал тебе облик во чреве,
освятил тебя прежде,
чем вышел ты из утробы,
Я пророком поставил тебя для народов.

Я знал тебя... освятил...  — Глагол йод`а ("знать") здесь имеет значение "избирать" (ср. Ам 3.2, а также Рим 8.29). Исходное значение глагола хикд`иш ("освящать") — "отделять что-либо от области мирского и переводить в область сакрального".

6 Я ответил:

— О ГОСПОДИ, Боже!
Я говорить не умею,
ведь я слишком молод.

В это время Иеремии было около 20 лет.

1.7-9. Хотя пророк не считает себя готовым к проповеди, Бог посылает его к людям, ибо он будет говорить не от себя, но от Духа Господня (ср. Исх 4.10-13).

9 И сказал мне ГОСПОДЬ:

—  Тебе в уста Я вложил Мое слово.
10 Смотри, Я сегодня тебя поставил
против племен и царств —
искоренять и разрушать, губить и крушить,
строить и насаждать!

Двойственность миссии пророка. Он должен будет искоренять старые заблуждения и предрекать кару нарушителям Синайского Завета; в то же время он станет провозвестником возрождения и Нового Завета.

18 Я сегодня тебя поставил
неприступным градом,
столпом железным,
стеною медной —
против всей земли этой,
против царей и вельмож Иудеи,
против священников,
против народа земли этой.
19 На тебя они ополчатся,
но будут пред тобою бессильны,
ибо Я с тобою,
                     — говорит ГОСПОДЬ.  —
Я спасу тебя.

Метафорическое изображение судьбы Иеремии, одинокого, но несгибаемого поборника правды Божией.

 

6. Первые проповеди Иеремии (Иер 4.5-31)

Несмотря на то, что все вокруг полны надежд, Иеремия должен предсказывать новые бедствия. Раскаяние народа поверхностно, он еще долго будет нуждаться в исправлении.

 

7. Тщетные призывы к покаянию и исправлению (Иер 5.1-19; 6.27-30)

 

8. Реформа в Иерусалиме (622 г.) (4 Цар 22.3-20; 23.1-3; Втор 12.2-7)

В то время как Ассирия шла к упадку, возросла сила Иудеи, которая под властью Иосии (640–609) вернула себе границы Соломонова царства. В год смерти Ассурбанипала (в 630 г. он удалился от власти и в 628 г. умер) Иосия начал очищение страны от языческих храмов и занял северные области. В год нашествия скифов (622 г.) он предпринял религиозную реформу.

Книга Закона, найденная в Храме (4 Цар 22.8), согласно мнению свв. Иеронима и Иоанна Златоуста, была Пятой Книгой Моисея, Второзаконием. Именно в ней содержались требования истребить языческие алтари, а богослужение совершать только в одном месте. Централизация культа имела целью пресечь проникновение в него языческих элементов.

 

9. Соотечественники преследуют Иеремию (Иер 11.1-5,18-26; 12.1-6)

Борьба Иеремии за чистоту веры была встречена враждебно левитами его родного города. Они противились централизации культа и не хотели отказываться от старых обычаев.

11.1 Вот слово, которое было Иеремии от ГОСПОДА:

11.2 — Слушайте слова этого Договора и возвестите их людям Иудеи, жителям Иерусалима! Скажи им:

Так говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля:

— Проклят всякий, кто не слушает слов Договора, который Я заповедал вашим отцам, когда вывел их из Египта, из печи плавильной! Я сказал им: "Голосу Моему повинуйтесь и во всём поступайте так, как Я повелю вам, и будете вы Моим народом, Я буду вашим Богом". Тогда Я исполню клятву, которую Я дал вашим отцам, — что отдам им землю, текущую молоком и медом, землю, которой вы владеете ныне.

Многие толкователи полагают, что пророк имеет в виду завет, заключенный в правление Иосии (2 Пар 34.29-33).


 

10. Падение Ниневии. Пророк Наум

В конце VII в. ассирийская военная держава, гроза всего Востока, переживала агонию. Покорив Сирию, Палестину, Египет, Вавилон, часть Малой Азии и Кавказа, ассирийцы опустошили эти земли, разрушили десятки городов и угнали в плен сотни тысяч жителей. Все народы смотрели на Ниневию как на ненавистную угнетательницу. Военная мощь ассирийцев пошатнулась в результате нашествия скифов. В 616 г. Ассирия потерпела жестокое поражение в битве с восставшими вавилонянами. В 614 г. халдеи в союзе с мидийцами захватили древнюю столицу ассирийцев Ассур (Ашшур). Иерусалимские пророки видели в упадке Ниневии возмездие, обрушившееся на алчную и деспотическую империю. Близкую гибель ее воспел пророк Наум (между 616 и 612 г.). О личности и жизни Наума Елкосеянина (евр. НАХ`УМ ХАЛЬКОШ`И) ничего не известно. Смысл его гимнов: здание, построенное на крови и насилии, не устоит. В августе 612 г. пала и Ниневия. Царство Ассура перестало существовать. Те страны, которые испытали на себе невероятную жестокость ассирийцев, с ликованием встретили это известие.

Наум 1.15 – 3.3 — гимн о падении Ниневии. Пророк изображает картину штурма и описывает войско врагов, несущееся по улицам города.

 

11. Смерть царя Иосии (609 г.) (2 Пар 35.20-27)

Мечта о теократическом царстве оказалась иллюзией. Трагическая гибель Иосии привела к ликвидации всех его преобразований.

Фараон Нехо II вторгся в Сирию с целью использовать падение Ниневии и установить господство над финикийцами, арамеями и иудеями.

 

12. Пророк Аввакум

О жизни пророка Аввакума (евр. ХАВАК`УК; память пророка Православная церковь отмечает 2/15 декабря.) почти ничего не известно. Из его книги явствует, что он жил в Иерусалиме и проповедовал в Храме. Два момента могут служить косвенным указанием на время жизни пророка: 1) из слов Аввакума очевидно, что он уже не может считать постигшие Израиль невзгоды карой за грехи. Следовательно, речь идет о периоде, когда Израиль был верен Богу. Таким периодом было правление царя Иосии, прерванное его трагической гибелью в 609 г.; 2) пророк Аввакум говорит о КАСД`ИМ как о могущественном народе. Хотя некоторые толкователи читали вместо КАСДИМ — КИТТИМ (т. е. видели в этом народе греков или римлян), большинство экзегетов принимает буквальный смысл слова: КАСДИМ — халдеи. Халдеи пришли к власти в Вавилоне в конце VII в.; в союзе со скифами и мидийцами они разрушили Ассирийскую державу. С 605 г. халдеи (после победы над Египтом при Кархемише) стали господствующей державой на Востоке (царем их с 604 г. стал Навуходоносор II). Таким образом, наиболее вероятной датой создания Книги пророка Аввакума можно считать время между 609 и 597 г., когда Иерусалим был впервые покорен Навуходоносором.

Пророк Аввакум — представитель новой эпохи религиозно-нравственного сознания Ветхого Завета. Он ставит вопрос о страдании невинного (ср. Книгу Иова). Пророк мучительно размышляет над тайной зла и просит Бога указать ему выход из трагических противоречий бытия. Ответ он получает краткий и для поверхностного взгляда загадочный: праведный своею верою жив будет. Псалом, которым заканчивается книга, показывает, что этот ответ озарил светом душу пророка. Он не хочет веры, которая непременно ждет себе награды. В созерцании Бога Аввакум находит невыразимое словами, но исполненное силы разрешение всех сомнений. Он готов встретить любую грозу, если только Господь не оставит его. Главное — это внутреннее единение с Богом, а не Его дары, которых ищет корыстная вера. Смысл книги может быть выражен одним словом — вера. Она означает полное и всецелое доверие Богу. (Книга пророка Аввакума положена в основу 4-й песни канона православной утрени.) Поэтому ап. Павел, говоря о спасающей силе веры во Христа, приводит слова пророка Аввакума: подобно тому, как вера пророка соединяет его с Богом, верующий во Христа обретает единение с Ним и через это — спасение (Рим 1.17; Гал 3.11). Первое толкование на Книгу пророка Аввакума было составлено членами Кумранской общины в I в. до Р. Х. В этом комментарии слова о вере праведника относятся к людям, которые верны Закону в день испытаний.

а) Пророк вопрошает: Авв 1.2-4.

1.2 Доколе, Господи, я буду взывать,
и Ты не слышишь,
буду вопиять к Тебе о насилии,
и Ты не спасешь?
3 Для чего даешь мне видеть злодейство
и смотреть на бедствия?
Грабительство и насилие предо мною;
и восстает вражда и поднимается раздор.
4 От этого закон потерял силу,
и суда правильного нет:
так как нечестивый одолевает праведного,
то и суд происходит превратный.

б) Ответ Ягве: Авв 1.5-11.

5 Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь,
и вы сильно изумитесь;
ибо Я сделаю во дни ваши такое дело,
которому вы не поверили бы,
если бы вам рассказывали.
6 Ибо вот, Я подниму Халдеев,
народ жестокий и необузданный,
который ходит по широтам земли,
чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями.
7 Страшен и грозен он;
от него самого происходит суд его и власть его.
8 Быстрее барсов кони его
и прытче вечерних волков;
скачет в разные стороны конница его;
издалека приходят всадники его,
прилетают как орел, бросающийся на добычу.
9 Весь он идет для грабежа;
устремив лицо свое вперед,
он забирает пленников, как песок.
10 И над царями он издевается,
и князья служат ему посмешищем;
над всякою крепостью он смеется:
насыплет осадный вал и берет ее.
11 Тогда надмевается дух его,
и он ходит и буйствует; сила его — бог его.

Бог дает понять пророку, что время бедствий еще не кончилось. Идет новый враг — халдеи. Аввакум не наделяет Вавилонское царство конкретными чертами; халдеи в изображении пророка воплощают в себе всяческое беззаконие и поклонение грубой силе.

в) Слово пророка: Авв 1.12-17.

г) Ответ Ягве: Авв 2.1-4.

2.1 На стражу мою стал я
и, стоя на башне, наблюдал,
чтобы узнать, что скажет Он во мне,
и что мне отвечать по жалобе моей?
2 И отвечал мне Господь и сказал:
запиши видение
и начертай ясно на скрижалях,
чтобы читающий легко мог прочитать,
3 ибо видение относится еще к определенному времени
и говорит о конце и не обманет;
и хотя бы и замедлило, жди его,
ибо непременно сбудется, не отменится.
4 Вот, душа надменная не успокоится,
а праведный своею верою жив будет.

2.1. Вероятно, имеется в виду башня Храма, куда поднимались пророки, чтобы получить откровение Ягве.
2.
2-4Бог отвечает пророку: как бы долго ни ждали люди Его пришествия, День Правды наступит. Нужно твердо знать это и крепко надеяться. У Бога Свой замысел о мире, который не будет отменен. Но пока не совершилось конечное Богоявление, пред людьми две дороги: одна — путь надменности и попрания Закона Господня, это путь гибели; другая — полное доверие Богу (ср. Быт 15), которое дарует человеку истинную жизнь (ср. Втор 30.15-16).

д) Два пути: Авв 2.5-20; 3.

5 Надменный человек, как бродящее вино,
не успокаивается,
так что расширяет душу свою как ад,
и как смерть он ненасытен,
и собирает к себе все народы,
и захватывает себе все племена.

6 Но не все ли они будут произносить о нём притчу и насмешливую песнь:

«Горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, —
надолго ли? — и обременяет себя залогами!»
7 Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя,
и не поднимутся ли против тебя грабители,
и ты достанешься им на расхищение?
8 Так как ты ограбил многие народы,
то и тебя ограбят все остальные народы
за пролитие крови человеческой, за разорение страны,
города и всех, живущих в нём.
9 Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего,
чтобы устроить гнездо свое на высоте
и тем обезопасить себя от руки несчастья!
10 Бесславие измыслил ты для твоего дома,
истребляя многие народы,
и согрешил против души твоей.
11 Камни из стен возопиют,
и перекладины из дерева будут отвечать им:
12 горе строящему город на крови
и созидающему крепости неправдою!
13 Вот, не от Господа ли Саваофа это,
что народы трудятся для огня
и племена мучат себя напрасно?
14  Ибо земля наполнится познанием славы Господа,
как воды наполняют море.
15 Горе тебе, который подаешь ближнему твоему
питье с примесью злобы твоей
и делаешь его пьяным,
чтобы видеть срамоту его!
16  Ты пресытился стыдом вместо славы;
пей же и ты и показывай срамоту, —
обратится и к тебе чаша десницы Господней
и посрамление на славу твою.
17  Ибо злодейство твое на Ливане обрушится на тебя
за истребление устрашенных животных,
за пролитие крови человеческой,
за опустошение страны,
города и всех, живущих в нём.
18  Что за польза от истукана, сделанного художником,
этого литого лжеучителя,
хотя ваятель, делая немые кумиры,
полагается на свое произведение?
19  Горе тому, кто говорит дереву: «встань!»
и бессловесному камню: «пробудись!»
Научит ли он чему-нибудь?
Вот, он обложен золотом и серебром,
но дыхания в нём нет.
20 А Господь — во святом храме Своем:
да молчит вся земля пред лицом Его!

3.1 Молитва Аввакума пророка, для пения.

2 Господи! услышал я слух Твой
и убоялся.
Господи! соверши дело Твое среди лет,
среди лет яви его;
во гневе вспомни о милости.
3 Бог от Фемана грядет,
и Святый — от горы Фаран.
Покрыло небеса величие Его,
и славою Его наполнилась земля.
4 Блеск ее — как солнечный свет;
от руки Его лучи,
и здесь тайник Его силы!
5 Пред лицом Его идет язва,
а по стопам Его — жгучий ветер.
6 Он стал и поколебал землю;
воззрел и в трепет привел народы;
вековые горы распались,
первобытные холмы опали;
пути Его вечные.
7 Грустными видел я шатры Ефиопские;
сотрясались палатки земли Мадиамской.
8 Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой?
разве на реки негодование Твое
или на море — ярость Твоя,
что Ты восшел на коней Твоих,
на колесницы Твои спасительные?
9 Ты обнажил лук Твой
по клятвенному обетованию, данному коленам.
Ты потоками рассек землю.
10 Увидев Тебя, вострепетали горы,
ринулись воды;
бездна дала голос свой,
высоко подняла руки свои.
11 Солнце и луна остановились на месте своем
пред светом летающих стрел Твоих,
пред сиянием сверкающих копьев Твоих.
12 Во гневе шествуешь Ты по земле
и в негодовании попираешь народы.
13 Ты выступаешь для спасения народа Твоего,
для спасения помазанного Твоего,
Ты сокрушаешь главу нечестивого дома,
обнажая его от основания до верха.
14 Ты пронзаешь копьями его главу вождей его,
когда они, как вихрь, ринулись разбить меня,
в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно.
15 Ты с конями Твоими проложил путь по морю,
через пучину великих вод.
16 Я услышал, и вострепетала внутренность моя;
при вести о сем задрожали губы мои,
боль проникла в кости мои,
и колеблется место подо мною;
а я должен быть спокоен в день бедствия,
когда придет на народ мой грабитель его.
17 Хотя бы не расцвела смоковница
и не было плода на виноградных лозах,
и маслина изменила,
и нива не дала пищи;
хотя бы не стало овец в загоне
и рогатого скота в стойлах;
18 но и тогда я буду радоваться о Господе
и веселиться о Боге спасения моего.
19 Господь Бог — сила моя:
Он сделает ноги мои как у оленя
и на высоты мои возведет меня!

В 2.5-20. пророк говорит о пути зла и неверия, а в гл. 3 — о пути веры.
2.
5. В кумранском варианте текста этот стих читается так: «Богатство развращает высокомерного человека, и он не знает покоя; оно, как бездну, расширило его вожделение, и он, как смерть, не насытится, и соберутся вокруг него все народы и сойдутся все племена...»

Гл. 3 — это гимн. Он рисует Богоявление красками древневосточной поэзии. Для того чтобы изобразить величие Господа, пророк прибегает к образам космической бури. В то же время эта буря есть аллегория исторических бурь, которые грядут в мир (Феман и Феран — местности в южной пустыне, примыкающие к Синаю. Гимн напоминает о Богоявлении на Синае). Хотя истинно верующий и трепещет перед лицом грозных переворотов, но у него есть оплот и надежда — вера. Он прибегает к Богу не за тем, чтобы Он даровал ему благоденствие. Бог — его жизнь и его радость. Верного ничто не может поколебать. Эти слова пророка знаменуют важный поворот в ветхозаветном сознании, освобождающий человека от корыстного отношения к вере.


Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /

  2 (малоинтересно)  / 3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!) 

www.messia.ru/r2/4/b20_197.htm

Архив рассылки, формы подписки  —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение"  —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило,
автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
Противопожарная безопасность в снт
противопожарные нормы, пожарная безопасность
техключи.рф
Аккаунты фейсбук для арбитража
аккаунты фейсбук для арбитража
hq-accounts.com