=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Библия: Книга Даниила

Этот выпуск тройной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 3 примерно равные части.

Составлено на основе книги:
священник Александр Мень
.
КАК ЧИТАТЬ БИБЛИЮ. Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета.

(Есть издание 1997 года, и отредактированное 2005. По всей видимости, последний вариант в формате PDF помещен здесь:
alexandrmen.ru/books/kak_chit/kak_chit.html.
Он и взят за основу данного выпуска рассылки.)

В выпуске также использованы следующие материалы:
Кн. Даниила. Перевод Е.Б.Смагиной; комментарии Е.Б.Смагиной и М.Г.Селезнева.
// КНИГА ДАНИИЛА. КНИГА ЭСФИРИ / М.: Российское Библейское Общество, 2004.

 
серия "Библия"
 (примерно 4530 слов)
 

АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ И БОРЬБА ЗА ВЕРУ
(V—II вв. до Р. X.)

III. КНИГА ДАНИИЛА

Книга Даниила (евр. ДАНИЭЛЬ — Бог мне Судия) в еврейской Библии отнесена не к разделу Пророков (как в Синодальном переводе), а к разделу Писаний. Это указывает на то, что древнейшая традиция сближала по жанру Книгу Даниила с назидательной литературой. Предание считало автором книги мудреца Даниила, жившего (как явствует из ее содержания) в VI в. до Р. X. в Вавилоне. Других свидетельств о Данииле в Ветхом Завете нет. (Даниил у Иез 14.14,20 не иудейский пророк, а древний финикийский царь.) Книга распадается на две разнохарактерные части: 1) сказания о жизни и чудесах Даниила (1-6); 2) видения о судьбах мира (7-12). Текст написан на еврейском (1.1-2.3; 8–12) и арамейском (2.4-7) языках. Кроме того, в греческом переводе LХХ книга имеет несколько добавлений, не включенных в канон (3.24-90 и гл. 13-14).

Повествовательная часть Книги пророка Даниила свидетельствует о том, что в нынешнем виде она составлена много времени спустя после описываемых событий. Покорителем Вавилона в ней назван Дарий (522—486), между тем как из Ис 45.1-6, Езд  1 и внебиблейских документов известно, что Вавилон был взят Киром (559—530). Книга повествует об обращении Навуходоносора к вере в единого Бога, что противоречит всем имеющимся в Библии и других источниках данным. Тем не менее эти главы книги не чистый вымысел, а «мидраши», т.е. назидательные сказания, основанные на рассказах о действительных событиях. Книга Даниила много говорит о преследованиях верных и о Господе, Который избавляет их от мучителей. Один из врагов Божиих уже Отцами Церкви (Иоанном Златоустом, блж. Иеронимом) отождествлялся с Антиохом Епифаном (175—163), который начал массовое гонение на ветхозаветную религию и насильственно насаждал в Иудее язычество. Намеки на эти события рассеяны повсюду в Книге Даниила. В настоящее время подавляющее большинство толкователей Библии считает, что Книга Даниила была написана ок. 165 г. до Р. X., в разгар гонений Антиоха Епифана.

Книга Даниила содержит библейскую философию истории. Она ободряет гонимых в период, когда свобода веры оказалась под угрозой. И сказания, и видения книги являются призывом твердо стоять перед лицом мучителей, отстаивая свое духовное сокровище. Аллегорические образы зверей, выходящих из моря (символ темных сил), представляют мировые империи, власть которых не будет беспредельна. Настанет день, когда на смену этим царствам-чудовищам придет Царство Сына Человеческого (так пророк именует Мессию). Тогда злые рати будут повержены, мученики за веру и праведники воскреснут, чтобы войти в радость Небесного Царства. Это еще одно раннее свидетельство о вере в воскресение, раскрывшейся ветхозаветному сознанию (ср. 2 Макк 7.14).

Из всех наименований Мессии Иисус Христос предпочитал Даниилово «Сын Человеческий», которое постоянно прилагал к Себе. Этим же именем назвал Он Себя на суде Синедриона (Мф 26.64). Говоря о падении Иерусалима, Христос также ссылается на слова Книги Даниила (Мф 24.15). Апокалипсис Иоанна Богослова, который раскрывает философию истории Церкви, есть как бы продолжение линии, начатой в Книге Даниила.

Паремии из Книги Даниила читаются в Церкви на Рождество Христово и в Великую Субботу.

1. Верность Закону (Дан 1)

1.На третий год царствования Иоакима, царя Иудеи, пришел Навуходоносор, царь вавилонский, и осадил Иерусалим. Господь отдал в его руки Иоакима, царя Иудеи, и часть утвари Храма Божьего. Навуходоносор увез утварь в страну Шинар, в храм своего бога (он поместил ее в сокровищницу храма).

Царь велел Ашпеназу, начальнику евнухов, отобрать из народа Израилева, из царского рода и знати, мальчиков без телесных изъянов, красивой наружности, способных к наукам, смышленых и умных, годных для службы в царском дворце, и обучить их халдейской грамоте и языку. Царь распорядился кормить их ежедневно с царского стола и подавать им вино, какое пил он сам, воспитывать их три года, а потом приставить к царской службе.

Были среди них Даниил, Анания, Мисаил и Азария из племени Иуды. Начальник евнухов дал им другие имена: Даниилу — имя Белтешаццар, Анании — Шадрах, Мисаилу — Мешах, а Азарии — Авед-Него.

Даниил решил, что ничего нечистого — ни царских кушаний, ни царского вина — он и пробовать не станет. И он попросил у начальника евнухов разрешения не есть нечистого.

 

 

21 Даниил оставался там до первого года правления царя Кира.

1.1. Имеется в виду 605 г. до Р. X., когда царь Иоаким, бывший данником фараона, вынужден был подчиниться халдеям. Но ни автор 4-й Книги Царств, ни пророк Иеремия, очевидец событий, ничего не знают о походе Навуходоносора на Иерусалим в 605 г.
1
.2-3. Переселение части народа в Вавилон произошло в 597 г. Но возможно, что сразу же после признания вассальской зависимости Иоаким послал халдеям сокровища и юношей-заложников. Земля Сеннаар — Месопотамия.
1
.8. Речь идет о запрете употреблять пищу, приготовленную не по Закону (Лев 11). Это подчеркивание пищевых запретов отражает более позднюю эпоху иудейства. В период антиохийских гонений язычники принуждали евреев есть запретную пищу, но они отказывались, предпочитая смерть (2 Макк 6.18-31).
1.21. Автор полагает, что Кир царствовал после Дария (Дан 6.28). Это указывает на то, что «мидраш» написан намного позже упомянутых в нём событий. Но духовный смысл сказания не зависит от исторических подробностей, которые для писателя являлись второстепенными.

2. Изобличение идолопоклонников (Дан 14)

 

 

Сказание не сохранилось в еврейской Библии, но есть в греческом переводе LХХ. В основе его могут лежать действительные факты. Вил, или Бел, — одно из имен главного вавилонского бога Мардука. На вавилонских рельефах можно видеть изображение огромного пресмыкающегося рядом с вполне реальными зверями. Быть может, действительно какой-то редкий вид рептилии содержался при храме как священное животное Бела. Однако следует помнить, что острие легенды направлено не против Вавилона, а против греческих идолов, насильственно вводимых в Иудее.

3. Сон Навуходоносора (Дан 2)

2.На второй год правления царя Навуходоносора были ему видения во сне; он пришел в тревогу, сон оставил его.

Царь велел позвать магов, заклинателей, колдунов и мудрецов-халдеев, чтобы они истолковали его сны. Пришли они и предстали перед царем.

 

 

24 После этого Даниил отправился к Ариоху, которого царь послал казнить вавилонских мудрецов, и сказал:

— Не казни вавилонских мудрецов! Веди меня к царю, я истолкую его сон.

25 Ариох тотчас привел Даниила к царю и доложил:

— Я нашел одного человека, из переселенцев, приведенных из Иудеи, который истолкует сон царя.

26 Тогда царь обратился к Даниилу (или, как его иначе называли, Белтешаццару):

— Ты в самом деле можешь рассказать мне, какой сон я видел, и истолковать его?

27 Даниил ответил царю:

— Тайну, о которой спрашивает царь, не раскроют ему ни мудрецы, ни заклинатели, ни маги, ни звездочеты. 28 Но есть на небесах Бог, Открывающий тайны, — это Он явил царю Навуходоносору то, что будет в конце времен.

Вот что явилось тебе во сне, когда ты спал на своем ложе. 29 Твои мысли, царь, устремились к будущему — и Открывающий тайны показал тебе будущее. 30 А мне эта тайна была открыта не потому, что я будто бы мудрее всех на свете, но для того, чтобы разъяснить ее царю, — и ты постигнешь то, что тебя тревожит.

31 Вот что ты видел, царь: стоит перед тобой истукан — огромный истукан, он ярко сияет, и вид его наводит ужас. 32 Голова у этого истукана — из чистого золота, грудь и руки — из серебра, живот и бедра — из меди. 33 Голени — из железа, а ступни — частью из железа, частью из глины. 34 Потом ты видел: откуда-то сам собой, без помощи рук человеческих, откололся камень и упал на истукана, на его ноги из железа и глины, и раздробил их. 35 Тут железо, глина, медь, серебро и золото разом рассыпались и стали как мякина на току летом; ветер унес их, и даже следа не осталось. А камень, который упал на истукана, стал великой горой и занял всю землю.

36 Таков сон. А теперь мы расскажем царю, что он означает.

37 Ты, царь, — царь царей, тебе Бог Небесный дал царство, могущество, силу и славу, 38 тебе Он отдал во власть и подчинил людей, зверей земных и птиц небесных, где бы они ни жили. Золотая голова — это ты. 39 После тебя настанет другое царство, не столь великое, как твоё. Потом третье царство, медное, будет властвовать над всей землей. 40 А четвертое царство будет крепкое, как железо. Подобно тому как железо всё дробит и разбивает, как железо всё сокрушает — так и оно разобьет и сокрушит всех. 41 Еще ты видел ноги и ступни, частью вылепленные из гончарной глины, частью железные, — значит, царство разделится. Будет в нём доля твердости железной, поэтому ты и видел железо пополам с глиной. 42 Ступни ног частью железные, а частью глиняные — значит, царство в чём-то будет крепким, а в чём-то непрочным. 43 Железо, что ты видел, было смешано с глиной — так смешается одно с другим в потомстве человеческом, но не станут они единым целым, как железу не сплавиться с глиной. 44 Во дни этих царствований Бог Небесный воздвигнет царство вечное, нерушимое, неприступное для других народов. Оно сокрушит и разрушит все эти царства, а само будет стоять вечно. 45 Поэтому ты видел, как от горы сам собой, без помощи рук человеческих, откололся камень и разбил железо, медь, глину, серебро и золото.

Так великий Бог показал царю будущее. Сон правдив, и толкование верно.

 

 

Четыре эпохи (соответствующие четырем сторонам света) есть общее всему Древнему миру обозначение всемирной истории (ср. Гесиод. Труды и дни). Книга Даниила использует этот образ для раскрытия библейского понимания исторической динамики. Золотое царство — символ Халдеи, серебряное — Персии, железное — Македонской империи, глиняное — монархий Диадохов и, в частности, гонителя иудеев Антиоха. Последним царством будет вечное владычество Мессии. В истории между явлением Христа и Диадохами была еще Римская империя, но она выступала как прямая наследница эллинистических монархий.

2.1. 603—602 гг. до Р. X. Вавилоняне придавали большое значение снам как откровению богов.
2
.2. Халдеи — семитическое племя из южной Месопотамии. С VIII по VI в. в Вавилоне правила халдейская династия. Позднее «халдей» стало нарицательным именем волхва (по причине того, что халдейские волхвы получили широкую известность на Востоке и Западе).
2
.31-45. Сон Навуходоносора — аллегория постепенного упадка мировых империй. Все они разрушатся, вечным же пребудет только Царство Божие (Царство Мессии). О мировых империях см. ниже. Противоречие между словами царя (2.47) и его приверженностью к идолопоклонству объясняется, вероятно, тем, что автор книги использовал для своего рассказа различные предания.


4. Кумир Навуходоносора и его безумие (Дан 3 — 4)

3.1 Царь Навуходоносор велел сделать золотого идола в шестьдесят локтей высотой, в шесть локтей шириной, и поставить в долине Дура, в Вавилонии. И созвал царь всех сатрапов, градоначальников, наместников, советников, казначеев, судей, чиновников и правителей всех областей на освящение идола, которого поставил он, царь Навуходоносор.

Когда сатрапы, градоначальники, наместники, советники, казначеи, судьи, чиновники и правители всех областей собрались на освящение и предстали перед идолом, которого поставил царь Навуходоносор, глашатай громко провозгласил:

— Слушайте, все народы, роды и племена! Как только вы услышите звуки рога, свирели, кифары, гуслей, арфы, волынки и прочую музыку — падите ниц и поклонитесь золотому идолу, которого поставил царь Навуходоносор. А кто не падет и не поклонится, того немедленно бросят в пылающую печь.

 

 

91 Но тут царь Навуходоносор пришел в изумление, поспешно встал и спросил у своих приближенных:

— Мы ведь бросили в печь троих, связанными?

Ему отвечали:

— Именно так, о царь.

92 Он сказал:

— А я вижу, как четыре человека свободно ходят среди огня, целые и невредимые; и четвертый на вид подобен божеству.

93 Навуходоносор подошел к устью пылающей печи и позвал:

— Шадрах, Мешах и Авед-Него, рабы Бога Всевышнего! Выходите оттуда!

Тогда Шадрах, Мешах и Авед-Него вышли из огня. 94 Собрались сатрапы, градоначальники, наместники, царские приближенные — и увидели, что огонь этих людей не тронул: и волосы у них не опалены, и одежда цела, и даже гарью от них не пахнет.

95 И царь Навуходоносор провозгласил:

— Благословен Бог Шадраха, Мешаха и Авед-Него, пославший Своего ангела и спасший рабов Своих, что в Него верили! Они ослушались царской воли, не пожалели своей жизни — но не стали ни служить, ни поклоняться никакому богу, кроме своего Бога. 96 Мой приказ всем народам, родам и племенам: кто будет непочтительно говорить о Боге Шадраха, Мешаха и Авед-Него, того пусть разрубят на куски и дом его разрушат. Ибо никакой другой бог не может так спасать, как этот Бог спасает.

97 Затем царь дал Шадраху, Мешаху и Авед-Него важные должности в Вавилонии.

 

 

 

3.1-6. Сказание основано на двух исторических событиях: а) культовой реформе Навуходоносора, во время которой храмы перестраивались так, чтобы идол (прежде скрытый от взоров молящихся) был виден всем стоящим во дворе; б) приказе Антиоха IV Епифана (167 г.), повелевающем каждому иудею приносить жертвы греческим богам под страхом смертной казни (1 Макк 1.42-53). Сатрапы — анахронизм, допущенный автором сказания. Сатрапы были лишь в персидской империи. О том, что казнь через сожжение в печи была известна в Вавилоне, свидетельствует Иер 29.22.
3
.24-90. Песнь отроков заимствована из перевода LХХ. Полагают, что в оригинале она была написана по-арамейски.
Ст. 38 содержит намек на время правления Антиоха, когда Храм был превращен в языческое капище (см. 1 Макк 1.54-57). Этот гимн исполнен покаяния и надежды на помощь от Бога.
В ст. 56-82 — исповедание веры во вселенскую творческую мощь Создателя. Песнь отроков читается в Церкви в числе паремий Великой Субботы как пророчество о торжестве Славы Господней над силами, противящимися Богу.
Ст. 91-97 соответствуют стихам 24-30 в еврейской Библии и в протестантских изданиях Библии.
Гл. 4. Среди кумранских рукописей найден вариант этого сказания, где больным царем представлен не Навуходоносор, а Набонид, исцеленный праведным иудеем (Даниилом?). Набонид (555—538) был четвертым царем после Навуходоносора. Вступив в конфликт с вавилонской знатью и жрецами, он покинул столицу и на несколько лет удалился в Аравию (в г. Тейму). Его называли «слабым». Библейское сказание основано, как думают, либо на памфлете против Набонида, в котором он иносказательно назван Навуходоносором, либо на предании о Набониде, где он заменен Навуходоносором, царем более известным. Смысл сказания: гордость тиранов и их ничтожество перед Богом. В дни гонений Антиоха оно призвано было укреплять исповедников веры, напоминая им об участи деспотов.

6. Верность Богу (Дан 6)

 

 

Сказание не относится к историческому Дарию, оно имеет полемический характер и является обличением властителей, посягающих на свободу веры.

7. Земные империи и Царство Сына Человеческого (Дан 7)

7.В первый год правления Валтасара, царя вавилонского, было Даниилу видение во сне, когда он спал на ложе своем. Он записал свой сон.

Здесь начинается его рассказ.

Так говорит Даниил: Привиделось мне во сне, в ночном видении, что четыре ветра небесных бушуют на великом море и выходят из моря четыре огромных зверя, непохожие друг на друга.

Первый – как лев, и у него орлиные крылья. Но затем я увидел, что ему оторвали крылья, подняли его и поставили на ноги, словно человека, и дано ему было человеческое сердце.

Другой зверь был на вид как медведь, поднятый на дыбы. У него в пасти, среди зубов, торчали три кости. И велено было ему: «Встань и вволю наешься мяса!»

Потом я увидел еще одного зверя – он был как леопард, и с четырьмя птичьими крыльями на спине. У этого зверя было четыре головы, и ему была дана власть.

А потом увидел я в моем ночном видении четвертого зверя – грозного, ужасного, несравненной мощи, и у него были огромные железные зубы. Он всё пожирал и разрушал, а остатки попирал ногами. Он не был похож ни на кого из прежних зверей, и было у него десять рогов. Я посмотрел на эти рога – и увидел, как еще один, маленький рог вырос между ними, и трое из прежних рогов были вырваны, чтобы дать ему место. У этого рога были глаза, как у человека, и уста, говорящие надменно.

Потом я увидел:

Воздвигнуты были престолы,
и Древний Днями воссел на престол.
Его одежда – как белый снег,
а волосы – как чистое руно.
Престол Его – пылающее пламя,
колеса – огонь горящий.
10 Огненный поток течет,
выходя от Него.
Тысячи тысяч служат Ему,
тьмы и тьмы пред Ним стоят.
И Судьи воссели,
и раскрылись книги.

11 Я видел всё, что произошло с той поры, когда раздались надменные речи из уст рога, до той поры, когда зверь был убит, а тело его уничтожено, предано огню. 12 У остальных зверей была отнята власть, но им оставили жизнь – до срока. 13 И видел я в моем ночном видении:

 С облаками небесными приближается некто – словно бы человек.
 Он приблизился – и подвели его к Древнему Днями.
 14 И даны ему были власть, честь и царство,
 и все народы, роды и племена ему покорились.
 Власть его – власть вечная, непреходящая,
 и царство его нерушимо.

15 Я, Даниил, пришел в смятение – эти видения ужаснули меня. 16 Я подошел к одному из стоящих и спросил у него, что всё это означает. Он объяснил и растолковал мне увиденное:

17 – Эти четыре огромных зверя – четыре царя, что будут на земле. 18 Но потом царство будет передано святым Всевышнего, и они воцарятся навек и на веки веков.

19 Тогда я захотел узнать, что же означает четвертый зверь, непохожий на других, несравненно грозный, с железными зубами и медными когтями, который всё пожирает и разрушает, а остатки попирает ногами; 20 и что значат десять рогов у него на голове; и что такое последний рог, выросший, когда другие три выпали, чтобы дать ему место, – рог с глазами и устами, говорящими надменно, который на вид больше других рогов. 21 Ибо я видел, как этот рог начал войну со святыми и одолевал их до тех пор, 22 пока не пришел Древний Днями, – и тогда святым Всевышнего была воздана справедливость: настало время, и святые воцарились.

23 В ответ он сказал мне:

– Четвертый зверь означает: появится на земле четвертое царство, непохожее на другие царства, и будет пожирать, топтать и разрушать всё на земле. 24 А десять рогов означают: явятся в этом царстве десять царей, а потом – еще один, непохожий на прежних, он низложит трех царей. 25 Он будет вести речи против Всевышнего и притеснять святых Всевышнего, замыслит отменить праздники и Закон. И святые будут отданы во власть ему – на один срок, два срока и полсрока. 26 Но воссядут Судьи – и отнимут у него власть; он будет погублен, навсегда уничтожен. 27 А народу святых Всевышнего будут отданы царственность, власть и величие всех царств под небесами. Царство его – царство вечное, всякая власть подчинится и покорится ему.

28 На этом рассказ кончается.

Меня, Даниила, охватил великий ужас, я изменился в лице. И я сохранил в сердце всё это.

Видения Книги Даниила принадлежат к апокалиптическому роду св. письменности. Образы, символы и аллегории должны означать внутреннюю сущность событий, происходящих во всемирной истории. Она изображена как двусторонний процесс. Приближение Царства Божия связано с возрастанием сил зла.

7.2. Сражение ветров означает тревожные события времени борьбы между империями.
7
.3-6. Звери напоминают изваяния ассирийских дворцов и храмов. Согласно общепринятому толкованию, первый зверь — ассиро-вавилонская держава, второй — персидская, третий — македонская (время их господства VIII — IV вв. до Р. Х.). Четыре крыла барса означают четырех преемников Александра Македонского: Птолемея, Селевка, Филиппа, Антигона.
7
.7-8. Четвертое чудовище, не похожее на прочих, — держава Селевкидов, которые владели лишь частью империи Александра. Роги чудовища означают сирийских царей Селевкидов. По словам Иоанна Златоуста, пророк говорит «о нечестивом Антиохе, потому что он есть тот малый рог, который вытеснил три прежних рога»; гонитель веры становится прообразом антихриста (Откр 13).
7
.9-10. Древний днями — синоним Старца. Этот образ должен символизировать вечность Творца, стоящего над быстротечным тварным миром и историей.
7
.11-12. Враг Божий сражен; власть его — власть временная.
7
.13-14. Владыка Царства Божия в противоположность чудовищам мировых держав представлен в облике Человека. Это означает, что мессианское Царство будет совершенно иным, нежели царства мира сего. Таким образом, история есть путь человечества через грехи и испытания к вечному Царству Мессии.
7
.25. ...до времени и времен и полувремени — три с половиной года.

7. Борьба империй (Дан 8)

 

 

8.1. Местом, где было видение пророку, названы Сузы, столица персов. Упоминание Валтасара — анахронизм.
8
.3-4. Овен означает державу персов, которая завладела многими странами от Малой Азии до Индии (см. 8.20).
8
.5. Козел означает греческий мир, а рог — Александра Македонского (см. 8.21).
8
.7. В 333 г. Александр нанес решительное поражение персам.
8
.8. Александр умер в 323 г., в разгар своей деятельности. Ему наследовали четыре преемника (Диадохи).
8.9. Сирийское царство Селевкидов, которым правил Антиох IV Епифан.
8.10-12. Звездами, вероятно, названы мученики, погибшие при Антиохе Епифане (ср. Дан 12.2-3). Гонения Антиоха означали его посягательство на Самого Бога. Деяния Антиоха — прообраз антихристовых деяний. (Антихристом в широком смысле слова Новый Завет именует любого представителя враждебных Богу исторических сил (1 Ин 2.18,22; 4.3; 2 Ин 1.7). Антихристом же в узком смысле слова называют личность, которая в конце времен станет наиболее полным выражением богоборчества (Откр 13).) Вождь воинств — Господь Саваоф (от евр. ЦАВ`А — воинство).
8
.14. Период в три с половиной года — время осквернения Храма Божия, в котором Антиох поставил алтарь Зевса (со 167 до 163 г., когда страна освободилась от власти Антиоха).
8
.17. Конец времени — конец эпохи бедствий, предшествующей приближению мессианского Царства.


8. Пророчество о седминах (Дан 9)

9.В первый год правления Дария, сына Ахашвер`оша, мидийца родом, что был поставлен царствовать над халдейским царством, – в первый год его правления я, Даниил, уразумел из Писания, что согласно слову ГОСПОДА к пророку Иеремии, Иерусалим должен быть в запустении семьдесят лет.

Я обратился к Богу, Владыке моему; я молился и умолял Его, постился в рубище и пепле. Я молил ГОСПОДА, Бога моего, и исповедовался, говоря:

– Владыка мой, Боже великий и грозный! Ты хранишь завет верности с теми, кто любит Тебя и соблюдает заповеди Твои, – а мы согрешили, провинились, творили нечестие и мятеж, отвергли заповеди Твои и законы Твои. Не слушали мы слуг Твоих, пророков, когда обращались они от Твоего имени к нашим царям и правителям, к отцам нашим – ко всему народу нашей страны. Прав Ты, Владыка мой, а мы ныне покрыты позором – все жители Иудеи и Иерусалима и весь Израиль: все, кто живет вблизи и вдали, во всех странах, куда Ты нас изгнал за нечестие пред Тобой. О ГОСПОДЬ! Позором покрыты мы, и наши цари, и правители, и отцы наши: согрешили мы против Тебя. Пусть Владыка, Бог наш, помилует нас и простит, ибо мы восстали против Него, 10 не слушали ГОСПОДА, Бога нашего, не соблюдали тех наставлений Его, что Он давал нам через слуг Своих, пророков. 11 Весь Израиль преступил Твой Закон – отвернулся, не желая слушать Тебя. И пали на нас проклятие и приговор, согласно сказанному в Законе Моисея, слуги Божьего, – ибо согрешили мы пред Богом. 12 Сбылись Его слова о нас и о правителях наших: Он навел на нас великое бедствие – не совершалось еще такого под небесами, что совершилось в Иерусалиме. 13 Пришла к нам беда, о которой говорится в Законе Моисеевом, но не обратились мы с мольбой к ГОСПОДУ, Богу нашему, не отступились от своих грехов, не признали истину Твою. 14 И не замедлил ГОСПОДЬ наслать беду, навел ее на нас. Прав ГОСПОДЬ, Бог наш, во всех делах Своих, а мы не слушались Его.

15 О Владыка, Бог наш, Ты могучей рукой вывел Свой народ из Египта, и славно имя Твое доныне – а мы согрешили и провинились. 16 Владыка мой! Прав Ты – но отврати гнев Свой и ярость от города Твоего Иерусалима, от святой горы Твоей. За наши грехи и за вину отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех окрестных народов. 17 Услышь, о Бог наш, молитву и мольбу раба Твоего – ради Себя Самого, Владыка, озари Своей благосклонностью разоренное Святилище Твое. 18 Прислушайся, Бог мой, – и услышь! Обрати Свой взор – посмотри, как разорен наш город, осененный именем Твоим! Мы обращаемся к Тебе с мольбой, не на свою праведность надеясь, а на великое милосердие Твое. 19 Владыка, услышь! Владыка, прости! Владыка, внемли! Исполни нашу просьбу, не медли – ради Себя Самого, Бог мой, ибо это Твой город и Твой народ, осененные именем Твоим.

20 Так говорил я, молясь и исповедуясь в моем грехе и в грехе всего народа моего, Израиля, и обращаясь к ГОСПОДУ, Богу моему, с мольбой о святой горе Бога моего. 21 И вот, когда я молился, Гавриил – тот, кого я видел в своем первом видении, – прилетел, посланный ко мне, и предстал передо мной. Было это в час вечернего жертвоприношения. 22 Наставляя меня, он сказал:

– Даниил! Я пришел, чтобы передать тебе знание. 23 Как только ты начал молиться, было дано повеление, и я пришел возвестить его тебе, избраннику. Пойми повеление и постигни видение: 24 семьдесят седмиц назначено ждать твоему народу и святому Граду, чтобы забыта была непокорность, заглажен грех и искуплена вина, чтобы навеки утвердилась праведность, чтобы положена была печать на видение и пророчество и совершено было помазание Святыни святынь.

25 Знай и пойми: от повеления заново отстроить Иерусалим до Властителя-Помазанника пройдет семь седмиц, а потом еще шестьдесят две седмицы – в это время восстановят площадь и городской ров, но это будет година бедствий. 26 Когда минут шестьдесят две седмицы, отторгнут будет Помазанник, и никого у него не останется. И город, и Святилище будут разорены народом грядущего властителя. Гибель же его будет как потоп, и до конца войны суждены бедствия. 27 Он заключит договор со многими на одну седмицу. И на полседмицы отменит он жертвы и приношения, а будет на этом месте мерзость разорения – до тех пор, пока разорителя не постигнет конец, уже предопределенный.

9.1. Дата и имя царя условны. Исторический Дарий (522—486) был сыном Гистаспа и правил Персией, которой подчинялась и Халдея.
9
.2. Даниил размышляет над предсказанием пророка Иеремии о том, что кара Израилю за грех (изгнание) будет длиться 70 лет (Иер 25.9-12). В действительности Плен длился меньше, а бедствия народа Божия — дольше.
9
.21-22. Гавриил, ангел, приносящий мессианские откровения, разъясняет Даниилу значение пророчества Иеремии о 70 годах наказания.
9
.24. Из слов ангела явствует, что период невзгод увеличен в 7 раз (ср. Лев 26.21). Эта эпоха измеряется семилетиями (седминами), или "субботними годами" (ср. 2 Пар 36.21; Лев 26.34-35). Семьдесят семилетий пройдет до того, как кончится эпоха наказания и наступит мессианское Царство. Тогда будет вновь освящено оскверненное Святое Святых (разумеется освящение Храма при Иуде Маккавее; см. 1 Макк 4.36-61, а прообразовательно — пришествие Мессии). Со времен Иуды Маккавея наступает предновозаветная эпоха. Учение о мировых «веках» (греч. «эон») как стадиях движения истории к Царству Божию будет развито в апокрифической апокалиптике и Новом Завете (Мф 13.40-43).
9
.25-27. Период 70 седмин (490 лет) разделен на три фазы. Указанные в пророчестве цифры, как это принято в символических исчислениях Библии, округлены (ср. Мф 1.17). Цифра 7 означает полноту свершения. Относительно подробностей пророчества существует два толкования: а) 490 лет — это время от указа Артаксеркса о сооружении стены Иерусалима (445 г. до Р. Х.; Неем 2.1-8) до завершения Христова служения на земле; б) начало отсчета, согласно пророку Иеремии (29.10), должно вестись от Плена. Между этим событием (587) и восстановлением Иерусалима (538) проходит 7 седмин (49 лет). Это первый период. «Христос-Владыка», буквально «помазанный вождь» (евр. МАШ`ИАХ НАГ`ИД) — либо царь Кир (Ис 45.1), либо первосвященник Иисус (Зах 3). В этом случае текст надо понимать так: «От восстановления Иерусалима до помазанного вождя — семь седмин». Второй период — восстановительный, округленно 62 седмины (434 года), длится до смерти «помазанника», т. е. убиения первосвященника Онии III в 171 г. (2 Макк 4.33-36) и разрушения святилища «народом вождя», т. е. Антиоха. Последняя седмина бедствий: 171—163 гг. Половина седмины (три с половиной года; см. Дан 7.25; 8.14; 12.7, 11-12) начинается со 167 г., когда в Храме явится мерзость запустения (языческий жертвенник, ср. 1 Макк 1.54; Дан 11.31; 12.11). Еврейские слова ШИККУЦ`ИМ МЕШОМ`ЕМ, переданные на греческом и русском как «мерзость запустения», трудно переводимы. Некоторые толкователи полагают, что они содержат намек на еврейское выражение БААЛ ШАМЕН (владыка неба), как сирийцы именовали Зевса. Во всяком случае эти слова — синонимы величайшей гнусности и обозначают идольский алтарь, поставленный во дворе Храма Господня. В Новом Завете под этими словами разумеется поругание святыни язычниками (Мк 13.14). Три периода по 70 седмин соответствуют трем мировым периодам в других главах Книги Даниила: вавилонскому, персидскому, эллинистическому (Дан 2.37-43; 7.3-8; 8.9-25).

9. Непрочность земных царств (Дан 10 — 11)

10.1 На третий год правления Кира, царя персидского, Даниилу (или, как его иначе называли, Белтешаццару) было откровение – истинная весть и великое бремя. Даниил постиг это откровение – в видении постиг он его.

К тому времени я, Даниил, уже три недели пребывал в трауре: изысканных яств не ел, не прикасался к мясу и вину, и маслом я не умащался все эти три недели.

А на двадцать четвертый день первого месяца был я у великой реки Тигр. Я взглянул – и увидел: стоит некто, облаченный в льняные одежды, с поясом из чистого золота. Тело его – как хризолит, лицо – как вспышка молнии, глаза – как огни факелов, руки и ноги блестят, как начищенная бронза, а голос его – как шум толпы.

Только я, Даниил, видел его; а люди, что были со мной, не видели, но их объял такой великий ужас, что они разбежались и попрятались. Я один остался и видел это великое видение. И силы покинули меня, я поник и изнемог. Я услышал его голос – и при звуке этого голоса упал ниц без чувств, лицом в землю. 10 Тут прикоснулась ко мне рука и подняла – стоял я теперь на коленях, руками опираясь о землю.

11 И он сказал мне:

– Даниил, избранник! Постигни то, что я скажу тебе. Встань, ибо я послан к тебе.

Так говорил он мне, и я встал, трепеща.

12 Он сказал мне:

– Не бойся, Даниил! Уже с первого дня, как ты стал стремиться к познанию, смиряя себя пред Богом твоим, услышаны были твои слова. Из-за слов твоих я и пришел.

13 Владыка царства персидского противостоял мне двадцать один день. Был я там лицом к лицу с царями Персии – и Михаил, один из верховных владык, пришел мне на помощь. 14 И я пришёл, чтобы разъяснить тебе, что будет с твоим народом в конце времен; ибо видение – о тех днях.

15 Так говорил он мне, а я глядел в землю и молчал. 16 Но некто, обликом как человек, коснулся моих губ; тогда я обрел дар речи и сказал тому, кто стоял передо мной:

– Господин мой! Во время видения одолели меня судороги, силы покинули меня. 17 Смогу ли я, раб господина моего, говорить с тобой, господином моим? Я совсем без сил, и дыханье мое прерывается.

18 И снова некто, видом как человек, коснулся меня – и вернул мне силы. 19 Он сказал:

– Не бойся, избранник! Мир тебе, ободрись, ободрись!

При этих его словах силы вернулись ко мне. Я сказал:

– Говори, господин мой! Ты вернул мне силы.

20 И он сказал:

– Знаешь ли ты, зачем я к тебе пришел?

Сейчас я пойду назад, на битву с владыкой персидским; а как только закончу ее, явится владыка греческий.

21 Но я возвещу тебе, что написано в Книге Истины.

Никто не поддерживает меня в битвах с ними – только Михаил, владыка ваш.

11.А я поддержал его и помог ему в первый год правления Дария Мидийского.

 

 

10.13-14. Князь царства Персидского — ангел, которому надлежало хранить дух персидского народа, но который сам пал и соблазнил персов властолюбием (ср. Иез 28). Михаил — ангел-хранитель Израиля. В Новом Завете он — победитель сил антихриста и сатаны (Откр 12.7). В Книге Даниила выражено библейское учение о духовных силах, связанных с народами и культурами.
11
.3. Имеется в виду Александр Македонский.
11
.4. Эллинистическое царство Диадохов (см. Дан 8.8).
11
.5-9. Южный царь — монарх птолемеевского Египта; царь северный — монарх селевкидской Сирии. Дочь южного царя — Вереника, дочь Птолемея Филадельфа (285—246), выданная замуж за Антиоха II (262—246) и получившая в приданое Иудею. После смерти мужа Вереника была отстранена, и власть передана сыну Антиоха II от первого брака. Брат Вереники (отрасль от корня ее) Птолемей III (246—221), мстя за сестру, напал на Сирию, но не мог довести поход до конца из-за восстания в его собственной стране.
11
.10. Войну против Египта продолжили сыновья Селевка II — Селевк III (227—223) и Антиох III Великий (223—187), которые закрепили Иудею за селевкидской державой.
11
.11. Победа Птолемея IV Филопатора (221—203) над Антиохом III в 217 г.
11.13. Антиох III вновь захватил Иудею.
11
.18. Речь идет о победах Антиоха III в Малой Азии.
11
.19-20. Сын Антиоха III, Селевк IV (187—175), наложил на Иудею большую дань.
11
.21-24. Угнетение иудеев Антиохом IV Епифаном. Вождь завета — первосвященник Ония III, убитый в 171 г.
11
.26. Победоносная борьба Антиоха Епифана против Египта в 170 г.
11
.28-30. Полное поражение Египта было предотвращено римлянами (корабли Киттимские — флотилия адмирала Г. Попилия Лената). Отступники от святого завета — иудеи, которые принимали языческие обычаи и верования (1 Макк 1.11-15).
11
.31. Осквернение Храма (1 Макк 1.54).
11
.33-38. Речь идет об Антиохе, о мучениках за веру и повстанцах, вдохновленных Маттафией (1 Макк 2).

10. Эсхатологическая битва. Воскресение мертвых (Дан 12)

 

 

12.1. Здесь говорится об эсхатологической битве сил света с силами тьмы. Крушение гонителя есть прообраз крушения царства антихриста.
12
.2-3. Мудрец провидит грядущее Царство Божие и всеобщее воскресение.
12
.6. Он вопрошает о конце периода испытаний (70 седмин).
12
.7-12. Время последних гонений определено в три с половиной года (таков смысл слов: «время, времена и полувремя», ср. Дан 7.25; 8.14), т. е. со дня осквернения Храма в 167 г.


 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /

  2 (малоинтересно)  / 3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!) 

www.messia.ru/r2/4/b43_231.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск в серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»