=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Открываться окружающим (2)

Автор: Валерио Альбисетти
Из книги: Быть другом или иметь друзей
// М.: Паолине, 2000.
(глава 3; стр. 69-76)

 
серия "внутренний мир"
        Предыдущие части книги:
I. Дружба и не-дружба
• II. Освободить свое сердце: (1)  (2)
• III. Открываться окружающим (1)  
 (1167 слов)

 

> Вынести центр "я" за пределы своей личности

Мы видели, как способность адаптироваться к изменениям определяет рождение или смерть. Но, если мы продолжим анализировать психику человека, то увидим, что в первые годы жизни ребёнок полностью погружен в себя. Он общается с миром лишь постольку, поскольку это касается лично его, и такой период называется периодом детского всемогущества.

Ребёнок осознает только себя, но не других.

Другие не существуют.

Или, лучше сказать, другие являются только продолжением воли его "я". Они не существуют как автономные личности, никак не связанные с личностью ребёнка. Он верит, что всё, что его окружает, находится в его власти и служит ему.

Постепенно его психика развивается, и он приходит к выводу о существовании людей и вещей, посторонних по отношению к его "я", независимых от его воли.

От своей вселенной, заключённой в теле матери, "я" приходит к открытию новых внешних измерений, огромных, сложных, которые меняют его отношение к себе, заставляя человека почувствовать себя таким, каков он на самом деле, то есть ограниченным существом.

Постепенно он понимает необходимость общаться с другими, чтобы жить.

Чем более "я" отрывается от себя, тем более понимает бесконечную протяженность и интенсивность реальности.

Чем более "я" замыкается в себе, тем меньше живёт реальностью.

Человек, рассматривающий вещи не через призму собственного "я", воспринимает новизну, создаёт, живёт.

Эгоцентричное и эгоистическое "я", думающее только о себе, страшится реальности и не способно жить в ней.

Итак, осознание - это измерение "я", позволяющее видеть реальность и жить ею, во всей её физической, психической и духовной полноте, потому что осознание перемещает центр за пределы собственного "я", в бесконечность.

Это изменяет всё.

Человек сможет обогатиться новыми ценностями, если будет открываться им, а не стараться овладеть ими; если он будет воспринимать мир как данность, а не как свою собственность; если будет жить для других, а не для себя.

Не господствовать и захватывать, но служить и любить.

Вынести центр собственного "я" за пределы своей личности означает гордиться не тем, что делается, а тем, что было сделано нами.

Живя так, можно достигнуть истинной гармонии, истинного единения, истинного примирения с собой, с другими, с миром, даже с врагами, даже с самой смертью.

С Богом.

Насилие бессмысленности

Люди, ставящие себя в центр мироздания, ни с кем не могут общаться.

Закрытые в себе, они не могут осмыслить себя. У них не хватает на это сил. Они испытывают тоску и подавленность.

Смысл жизни для них почти теряется. Не вынося центр за пределы своего "я", к другим, к Другому, к Богу, не открываясь людям и Богу, они остаются заключёнными в себе, испытывают неудовлетворённость, насилие и бессилие.

Неудовлетворённость из-за отсутствия окончательного смысла в жизни.

Насилие из-за внутренней пустоты.

Бессилие из-за невозможности противостоять исходящему из нас насилию.

Бессмысленность делает нас своими рабами.

Насилие бессмысленности ведёт к самоубийству.

Человек, полагающий центр своего "я" в других людях, в Боге, находит максимум смысла. Ему открывается точка обзора, откуда может видеть реальность во всей её полноте, со всеми её противоречиями, и чувствует себя освобождённым от страдания,  насилия, беспомощности.

Такой человек умеет радоваться, потому что может разглядеть истинный смысл жизни.

Он понимает важность рождения.

Бытия.

Данного нам безвозмездно.

Способность благодарить

Способность благодарить - в наше время это, возможно, самая забытая и отрицаемая часть культуры.

Почему?

Потому что наше общество всё принимает как должное. Оно не знает, что всё, что у него есть - это дар, подарок. В иллюзии своего всемогущества наши современники хотят владеть всем и не чувствуют благодарности. Они не видят, что небо, земля, солнце, воздух, вода - всё это им было дано.

Даже не обладая ничем, мы всё равно останемся богатыми.

Потому что в нас есть удивительная сила, чудесное ядро.

Никто, кроме нас самих, не может отнять его у нас.

Именно поэтому осознание и спокойствие доступны всем, а не только избранным. Эти качества основываются не на обладании или силе, а на умении ждать.

Умение ждать - умение войти в гармонию с миром, природой, всем окружающим.

Благодарность учит именно этому: искусству радоваться жизни, благодарить за день, в котором мы живём, за ночь, когда мы спим. Радоваться настоящему, не оплакивая прошлое и не живя мечтами в будущем. Это не гедонизм, а реализм.

В таком настроении осмысленного ожидания, реалистического оптимизма, в любой, даже самой трудной ситуации, можно найти позитивные моменты, полезные для духовного и психологического роста.

> Мы и другие люди

Мы нуждаемся в других

Не будем строить иллюзий: другие люди нам необходимы.

Мы не можем жить без них.

Мы не можем расти без них.

Даже если мы отрицаем это, мы всё равно нуждаемся в окружающих. С детства человек должен зависеть от других людей, особенно от матери, чтобы выжить. Но даже во взрослом возрасте, когда он становится самостоятельным, окружающие необходимы для его роста, для того, чтобы сравнивать себя с ними.

Может быть, именно поэтому за словом "дружба" нередко скрываются корысть, расчёт, невроз, насилие, искажённость. Многие понимают дружбу как возможность использовать других людей для собственного удовольствия, в собственных интересах, чтобы удовлетворять свои фантазии. Посмотрев внутрь себя, мы увидим, что дружба и даже любовь часто являются лишь прикрытием для насилия.

Но даже если не рассматривать крайние случаи, отношения с другими людьми очень редко бывают свободными, естественными и бескорыстными.

Как будто нуждаться в других означает использовать их, манипулировать ими.

Это и есть дружба?

Кто же тогда окружающие?

Как мы относимся к окружающим

Я всё более уверен в том, что мы относимся к другому человеку в соответствии с тем его образом, который мы сами для себя выстраиваем. Проникнуть внутрь другого человека нам крайне сложно. Наши отношения с ним мы строим, основываясь скорее на своём представлении о нём, чем на его подлинной сущности.

Одно из объяснения этому - наши ранние отношения с матерью. Считается, что восприятие ребёнка строится исходя из присутствия матери (хорошая мать) или её отсутствия (плохая мать). В первое время жизни ребёнок не понимает такой двойственности, такого раздвоения между хорошим и плохим и представляет свою мать только хорошей, только той, которая рядом, заботливой, внимательной, нежной, понимающей. Ребёнку сложно примирить эти два образа, понять, что оба они относятся к одной и той же личности.

Многие всю жизнь не могут преодолеть этот барьер и, уже будучи взрослыми, всё ещё продолжают опираться на детское представление об окружающих. Они считают хорошими только людей, поведением или словами высказывающих по отношению к ним понимание, положительную оценку, расположение. Соответственно плохими для них становятся те, кто не всегда относится к ним с пониманием и симпатией.

Подобный подход сильно мешает их росту.

В конечном счёте такие люди всегда ищут в окружающих образ доброй матери.

Цель (пусть и неосознанная) их отношений с людьми состоит в удовлетворении тех нужд, которые они неспособны удовлетворить в одиночку.

Они не автономны.

Они всегда останутся недорослями.

Они воспринимают других людей, основываясь на своём эгоцентризме, эгоизме, инфантилизме, иллюзии всемогущества.

Ребёнок, который сможет понять, что его мать может быть и хорошей и плохой, в зрелом возрасте лучше приспособится к реальности, к жизни.

У каждого есть достоинства и недостатки, хорошие и плохие стороны.

Мы должны видеть окружающих во всей их сложности и полноте.

Быть другом означает принимать другого человека в его единственности и неповторимости, в его автономии, в его разнообразии.

Принять другого, таким образом, означает разорвать порочный круг нашего самолюбования и эгоцентризма, характеризующих детство.

Только так, прямо смотря на отрицательные черты другого человека, можно перестроиться, войти в диалог, начать истинный путь роста и самопознания.


Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!)  

www.messia.ru/r2/4/v08_111.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»