=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Святой Дух и Церковь

С праздником Пятидесятницы!

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Автор: протоиерей Александр Мень.
Из книги: "Православное богослужение. Таинство, слово и образ"
(Глава VI. БЕСЕДЫ НА «СИМВОЛ ВЕРЫ». VI и VII)

(alexandrmen.ru/books/tso/tso_6.html).

 
Серия "Основы христианской веры";
серия "Церковь";
серия "Церковь: единство и разделения. Конфессии";
серия "Духовная жизнь"
 (примерно 1960 слов)
предыдущие беседы: I; II; III; IV,V.

 

> Мы веруем в «Духа Святого, Господа животворящего». «Символ» называет Его «Господом», напоминая, что Он — не какой-либо иной Бог, а Тот же. Единый в трех Лицах, Которого мы чтим и славим вместе с Отцом и Сыном, «споклоняемый и сславимый» с Ними.

> Словом Творец созидает мир, Духом — животворит его. Дух Божий исходит от Отца, проникая во всю тварь. Подобно солнечному свету, дарует Он жизнь всем мирам, всем существам. Его посылает нам Христос от Своего Небесного Отца.

> Дух «глаголет через пророков». Издавна были среди людей избранники, которые внимали Духу Божию: Он говорил им, говорил в них и через них, приобщая людей к тайнам Господним, открывая им волю Неба. Его явления ветхозаветные провидцы описывают как пламя, бурю и ветер. В древности Дух действовал только через избранных, но одному из них — пророку Иоилю — было предсказано, что настанет время, когда животворящий Дух изольет свои благодатные дары на мужей и жен, на старцев и детей — на всех, кто откроет себя этому ослепительному потоку любви Божией.

> Совершилось это в Новом Завете.

> Сначала Дух осенил Господа Иисуса на Иордане, и Иоанн Креститель видел Его явление, подобное трепету голубиных крыльев. Потом, три года спустя, Христос сказал ученикам на Тайной Вечери, что, уходя из мира, Он не оставит их сиротами, а пошлет им Заступника и Утешителя.

> В день Пятидесятницы обетование Христово исполнилось. Сила Духа сошла на апостолов в виде огненных языков и превратила их из слабых, колеблющихся, робких людей в мужественных исповедников Евангелия. Когда апостол Петр обращался к толпе, люди, сошедшиеся из разных стран, понимали его; каждому казалось, что он говорит на его родном языке. Такова была сила божественного дара.

> Подтвердилось пророчество Иоиля. Дух животворящий почиет сегодня на Церкви. Он приходит к каждому, кто принимает крещение, вступает в семью детей Божиих. Он приходит к нам в храм во время каждой божественной Литургии, Он осеняет престол, делает подлинным и реальным присутствие Христа среди верных. Дух обещан всем. Если мы почувствуем радость и мир во время молитвы или в дни печали и трудов, значит. Дух Божий с нами. Мы молимся Ему: «Прииди и вселися в нас». Он дарует нам силу премудрости и разума. Он дарует нам веру и надежду. Всё, что есть благословенного в жизни, — даяние Духа.

> Но как узнать, подлинно ли Он коснулся нашего сердца? Как проверить, не есть ли эта радость о Духе просто плод взволнованной души, расстроенного воображения, прелести?

> «Дерево познается по плоду», — говорит Христос. Если мы хотим узнать, Дух ли Божий действует в нас, то должны судить по плодам. Плоды же Духа, по слову апостола, — это «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

> Пусть человеку кажется, что Господь посетил его, но если вместо радости — у него уныние, вместо мира — тревога, вместо любви — злоба, вместо воздержания — распущенность, вместо кротости — гордыня, вместо веры — маловерие, то, значит, им руководит вовсе не Дух Господень, а самомнение, тщеславие и больная фантазия.

> Дух Святой дает нам силы жить в этом мире, выполнять свой долг, трудиться во славу Божию для людей, для ближних.

> Преподобный Серафим учил, что цель христианской жизни заключается в стяжании Святого Духа. Без этого мы еще не можем называться настоящими христианами. Воззовем же к Нему словами молитвы, дорогой для каждого из нас (народ поет):

> «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

* * *

> Веруя в Господа, мы верим и в Его Церковь. Почему в Церковь нужно верить? "Разве все мы и все верующие во Христа не есть Церковь? Недаром мы называем «церковью» то место, тот дом Божий, где собираемся для молитвы и совершения таинств.

> Верить в Церковь, Единую, Святую, Соборную и Апостольскую — значит видеть в ней не просто сообщество христиан, но и нечто большее, нечто такое, что открывается духовному взору, что пребывает в ней незримо, сокровенно. Видеть не только человеческое, но и божественное — действие Христа в мире.

> Хотя Его нет с нами во плоти, каким Он был в евангельские времена. Он сейчас пребывает в Своей Церкви. Она есть продолжающееся служение Христово, совершение Его дела. Дело же Христово было — спасать, исцелять, научать, приобщать к благодатной божественной жизни. Таково же и дело Церкви.

> Церковь — это как бы семя, которое Иисус Христос посеял на земле. Он Сам сравнивал ее с малым зерном, из которого вырастает великое дерево. Он сравнивал ее и с закваской, которая сквашивает тесто.

> Господь Иисус принес нам Свое слово, положил основание Царству Божию, и, хотя оно еще не наступило, оно постепенно созревает и растет в Церкви. Когда мы с вами приходим молиться в храм, когда вместе приобщаемся Святых Тайн, когда сознаем себя членами единой Общины, мы — причастники Церкви.

> Апостол Павел называет ее Телом Христовым. Что это значит?

> Это значит, что силой Господней мы делаемся соучастниками Славы Христовой, что становимся близкими ко Христу, родными, единокровными Ему. Одна священная кровь струится в нас, и один Дух животворит нас. Одно тело, один разум, одна Глава — Спаситель.

> Церковь называется «Апостольской», потому что Христос сделал апостолов как бы основателями Церкви, а Петра нарек «камнем», на котором она строится. Апостолы — преемники Христовы, им дана была власть и сила нести слово Господне по всей земле. Им первым был ниспослан Дух Божий.

> Из маленькой общины учеников должна была родиться Вселенская Церковь. Конечно, эти простые бедные люди не могли и мечтать завоевать мир только своими силами. Но с того дня, когда вспыхнули огни Пятидесятницы, начался их великий и чудесный поход для покорения сердец, для возвещения радостной вести о том, что Бог возлюбил мир и Сына Своего отдал, чтобы не погиб ни один из верующих в Него.

> Апостолам была вручена власть «вязать и решить», прощать грехи от лица Самого Искупителя, как это мог делать лишь Он. Власть, полученную от Христа, апостолы передавали своим преемникам. Руки учеников, которые касались ризы Христовой, возлагались на их учеников, а те передавали благодать апостольства следующим поколениям. Эта прямая связь, связь ощутимая, проходит через все двадцать веков истории Церкви. Каждый епископ, каждый поставленный епископом священник и диакон получают рукоположение как бы непосредственно от Господа.

> «Апостольской» Церковь называется еще и потому, что с самого начала она получила повеление быть свидетельницей Евангелия в мире. Это был великий и трудный подвиг, когда пошли первые ученики по дорогам, сели на корабли, отправились в большие города, где было много богатых и образованных людей и где их встречали как презренных нищих, которые говорят странные, непонятные слова. Но они не прекратили своего дела. Словно маленькие огоньки лампад, зажигались первые церковные общины то в одном, то в другом месте. Из Иерусалима — в Дамаск, из Дамаска — в Антиохию, из Антиохии — в Рим и Малую Азию, всё дальше и дальше. Один огонек зажигается от другого... Апостольское служение продолжается и среди нас, и без него не может быть истинной Церкви.

> Церковь именуется «Соборной». Что это значит? Соборная (или на греческом языке Кафолическая) — значит собранная со всех концов мира. Вселенская, Всеобщая. Господь не ограничил Свою Церковь израильским или каким-либо другим народом. Он послал апостолов проповедовать повсюду. И сегодня нет страны, где не было бы возвещено Евангелие. Разумеется, одни его приемлют, другие — отвергают, но предназначено оно для всех. Сегодня Священное Писание переведено на полторы тысячи языков и наречий, богослужение и проповедь звучат на самых разных языках. Всё началось с двенадцати человек, а теперь христиан — свыше миллиарда, и постепенно, шаг за шагом, вера Христова охватывает всё большее число людей. Для нее нет границ, и если когда-нибудь люди ступят на другие планеты — и там будет существовать Церковь. Она — древо, ветви которого уходят в небо.

> Вселенская Церковь — Единая Церковь. Ибо только одну ее основал Христос. «Один Господь, одна вера, одно крещение», — учит апостол.

> Но почему существует множество христианских общин: православные и католики, староверы и баптисты?

> Издавна у каждого народа и в каждой стране были свои обряды и церковные обычаи, свои понятия и правила. В каждой поместной Церкви богослужение совершалось по собственному чину. И никого это не смущало. Но потом охладела любовь между христианами, и начались споры и распри. «Мой устав лучше, он истинный, а остальные ложные», — доказывали люди друг другу. В результате возникли в Церкви расколы и секты, а тысячу лет назад патриархи Востока и Запада своим соперничеством привели к разрыву между двумя основными частями Вселенской Церкви. Так появились «католики» и «православные», а ведь раньше они были едины. Немногие из вас знают, что происходило между людьми, верующими во Христа, пятьсот, сто или пятьдесят лет назад, сколько было вражды из-за различий во мнениях, взаимных проклятий и даже войн. Это братоубийство было причиной того, что имя Божие хулилось среди язычников. Церковь терпела великое поношение. Христиан справедливо упрекали: «Вы верите в Бога любви, проповедуете всем свою веру, а сами не можете мирно договориться между собой».

> Но грехи человеческие не могут упразднить Единой Церкви. Расколы — временное, преходящее бедствие. Христос хочет, чтобы было «одно стадо и един Пастырь», Он Сам. Поэтому за каждым богослужением мы молимся, чтобы Господь послал нам «соединение всех».

> Для этого нужна и наша добрая воля, чтобы видеть братьев по вере в тех, кто по-иному, чем мы, исповедует Христа Спасителя и Слово Божие, запечатленное в Библии. Мы должны относиться к ним с доброжелательностью и терпением, памятуя слова блаженного Августина: «В главном — единство, в спорном — свобода, во всём — любовь».* Твердо держась за Предание своей Церкви, мы не должны презирать и унижать других, ибо всё это земное, человеческое, а в глазах Божиих — все мы Его дети, искупленные кровью Христовой.

> Церковь именуется Святой. Как это может быть? Ведь составляем ее мы — самые что ни на есть последние грешники. И тем не менее Церковь — Свята, ибо принадлежит Богу, Святому и Истинному; ибо обладает таинствами, установленными Христом, через которые она нас духовно рождает и освящает, и учением истины, которое она сохраняет во все времена, просвещая им чад своих.

> Но, если мы изменяем обетам крещения, мы теряем этот небесный отблеск святости и чистоты, отпадаем от Церкви. Мы не можем принадлежать ей, ибо во владение Божие входит только доброе, просветленное, чистое, святое.

> Горько сознавать, что каждый из нас запятнал чистую одежду крещения и тем самым изменил Христу.

> На что же нам надеяться?

> Только на то, что благодать Господа Иисуса каждый раз возрождает нас в таинстве покаяния, принимает нас в Дом Отчий, как блудных детей.

> Апостол Павел учит нас, что мы спасаемся не своими добродетелями и заслугами, которых у нас нет, но спасает нас Христос, спасает исцеляющий дар Его любви.

> Церковь в мире держится вовсе не нами, как мы иногда думаем, не усилиями грешных людей, а Духом Божиим.

> Приведу пример. Некогда один человек задумал креститься, но прежде захотел узнать, как живут архипастыри, владыки Церкви. Его друг христианин предостерегал его: «Не пытайся делать это. Я уверен, что ты соблазнишься и смутишься тем, что увидишь, и никогда не примешь крещения». Но тот всё же поехал в столицу по своим делам и проник в архиерейский дворец. Он многое там видел, о многом размышлял и, вернувшись, сказал другу: «Я готов креститься». Друг очень удивился, потому что он знал, каким, недостойным человеком был архиерей того города. Сначала он промолчал, а после совершения таинства не выдержал и спросил: «Как же тебя не поколебало то, что ты видел в городе?» — «Что ж, — ответил его друг, — я убедился, что епископский сан носят люди недостойные, такие, из-за которых, по человеческому рассуждению, Церковь давно должна была погибнуть. Но она стоит. Теперь я верю, что в ней действуют высшие силы и укрепляется она Самим Богом».

> Вспомним, что Спаситель сделал первоверховным апостолом Петра, того Петра, который был слаб, который колебался и в трудный час отрекся от Него. Потому что не силой Петра, а Духом Божиим утверждается Церковь. «Врата адовы не одолеют ее», — сказал Господь.

> Все мы знаем, какие бури сотрясают Церковь извне и изнутри, какие есть соблазны, как хотят иные подточить ее основание. Но мы верим, что скала Церкви незыблема, ибо обещание Христово непреложно. Потому что, как бы ни был слаб человек, — силен Господь, основавший Свое Царство на земле, и врата адовы не одолеют Града Божия.


* На самом деле высказывание принадлежит не блаж. Авгстину, а, как выяснилось, Marco Antonio de Dominis (см. ст. в английской Википедии). По другой версии – Петеру Мейдерлину (см. об этом и об истории вопроса, напр., у о. Якова Кротова, у Г. Ястребова).

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/5/a18_161.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
NEW! >Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»