=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: История православия в  России: 1929-30 гг.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Подготовлено на основе работы:
Л. Регельсон. Трагедия Русской Церкви. 1917-1953. (3.3)
. [Цитаты из нее в выпуске выделяются цветом.]

Также использованы следующие материалы:
* История Русской Церкви в ХХ в. [20-е гг.];
*Яков Кротов. История «обновленчества»;
* Он же. История "катакомбной церкви" [хронология, документы];
*/Посп./ Дмитрий Поспеловский. Р
УССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ХХ ВЕКЕ
.

 
серия "История христианства"

Последние выпуски исторической серии:

XVI-XVII века, Русь +
1700-1787; 1788-1800 XVIII век, Россия +Старообрядчество в XVIII веке
XIX век:  Северная Америка (1) (2)
Европа (политика)
Латинская Америка (политика); протестантское богословие  
католическое богословие  
географическая экспансия: (1) (2) (3)
XIX век, Россия:
(1)  (2)  (3)  (4)
    
 (примерно 1350 слов)

1929 год.

[Крах фондовой биржи. Начало Великой депрессии.]

* Гибель монахинь в Соловецком концлагере.

[11 февраля. Латеранский договор между Ватиканом и Муссолини.]

 Голос митрополита Кирилла – первого из названных Патриархом Тихоном Местоблюстителей, самого авторитетного (как показал опрос 1926 г.) иерарха в Русской Церкви, раздался позже других. 2/15 мая 1929 г. он пишет митр. Сергию из Туруханской ссылки:
 "До тех пор, пока митр. Сергий (фамилии в дальнейшем для сокращения опускаем – Л.Р.) не уничтожит учрежденного им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием так наз. Патр. Синода, я не могу признавать для себя обязательным к исполнению".
/Рег.3.3/
 В другом письме, имевшем хождение среди церковного народа и духовенства приблизительно в это же время (1929г.), митр. Кирилл высказывает важные мысли о реальном содержании понятия "церковная дисциплина":
 "Церковная дисциплина способна сохранять свою действенность лишь до тех пор, пока является действительным отражением иерархической совести Соборной Церкви; заменить же собою эту совесть дисциплина никогда не может. Лишь только она предъявит свои требования не в силу указаний этой совести, а по побуждениям, чуждым Церкви, неискренним, как индивидуальная иерархическая совесть непременно станет на стороне соборно-иерархического принципа бытия Церкви, который вовсе не одно и то же с внешним единением во что бы то ни стало. Тогда расшатанность церковной дисциплины становится неизбежной, как следствие греха. Выход же из греха может быть один – покаяние и достойные его плоды..."
 Если отдельные горячие головы из противников митр. Сергия в пылу полемики допускали в первое время высказывание хулы на таинства, то ответом была та же хула на таинства церковные, но хула продуманная, ответственная, закрепленная официальным постановлением. 24.7/6.8 1929 г. митр. Сергий со своим Синодом принимают это позорной памяти постановление об отношении к священнодействиям, совершаемым теми, кого он называет "раскольничьим клиром", приравняв всех несогласных с действиями митр. Сергия к обновленцам и григорианам. Постановление гласило:
 "Таинства, совершенные в отделении от единства церковного... последователями быв. Ленинградского митр. Иосифа (Петровых), быв. Гдовского епископа Димитрия (Любимова), быв. Уразовского епископа Алексия (Буй), как тоже находящихся в состоянии запрещения, также недействительны, и обращающихся из этих расколов, если последние крещены в расколе, принимать через таинство Св. Миропомазания; браки, заключенные в расколе, также навершать церковным благословением и чтением заключительной в чине венчания молитвы "Отец, Сын и Св. Дух".
 ...Умерших в обновленчестве и в указанных расколах не следует хотя бы и по усиленной просьбе родственников отпевать, как и не следует совершать по их и заупокойную литургию. Разрешать только проводы на кладбище с пением "Святый Боже"..."
 Логика насилия довела митр. Сергия до этого крайнего способа воздействия на психологию церковного народа: тех, кто думает иначе, чем митр. Сергий, – перевенчивать, перемазывать, не отпевать... Временное разномыслие закреплялось этими действиями как непримиримая вражда.
//
  Хотя "отлучение" это, несомненно, оставалось только на бумаге, но это не уменьшает тяжкого греха митр. Сергия, возомнившего, что Божественная Благодать подчиняется его канцелярским указам, принятым к тому же во исполнение велений НКВД!
 С возмущением и скорбью пишет об этом митр. Кирилл в своем втором письме к митр. Сергию от 28.10(10.11) – 30.10(12.11) 1929 г.:
 "О хулах этих я узнаю впервые от Вас; о единственно же возможном для меня отношении к ним Вы можете судить хотя бы по тому ужасу, с каким "отталкивал я от себя мысль о безблагодатности совершаемых сергианами священнодействий и таинств" (митр. Кирилл цитирует здесь свое 1-е письмо – Л.Р.). Вы сами отмечаете этот мой ужас и, приобщая после сего и меня к таким хульникам, говорите просто неправду. Если хулы такие действительно кем-нибудь произносятся, то они плод личного темперамента говорящих, плод – скажу Вашими словами – "беспросветной темноты одних и потери духовного равновесия другими". И как горько, Владыко, что потерю духовного равновесия обнаруживаете и Вы в равную меру.
 Для своей христианской любви, имеющей по Вашему сознанию "некоторую смелость верить, что грозное изречение Господа (Мф. ХII:31) ("всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам" – Л.Р.) не будет применяться к этим несчастным со всею строгостью", Вы, однако, не осмеливаетесь найти более любовный способ воздействовать на них, как постановление Вашего Синода от 24.7 (6 августа) 1929 г. за №1864, воспрещающее, несмотря ни на какие просьбы, отпевать умерших в отчуждении от Вашего церковного управления. Не говоря уже о перемазывании крещенных, тем же Св. Миром помазанных, каким намазуют и послушные Вам священники, – или о перевенчивании венчанных. В апреле Вы в заботе о заблудших хлопочете о снятии клятв Собора 1667 г., а в августе – вызванный Вашей деятельностью, не для всех еще ясный спор церковный закрепляете как непримиримую церковную вражду".
 Далее митр. Кирилл выражает самую суть противопоставления двух пониманий природы Церкви, сущности церковного единства и происхождения церковной власти:
 "Отрицательное отношение к Вашей деятельности по управлению церковному Вы с Синодом воспринимаете как отрицание самой Церкви, Ее таинств и всей Ее святыни. Поэтому же Вас так изумляет, что воздерживаясь от совершения с Вами литургии, я не считаю, однако, ни себя, ни Вас стоящими вне Церкви. "Для церковного мышления такая теория совершенно неприемлема, – заявляете Вы, – это попытка сохранить лед на горячей плите". Если в данном случае есть с моей стороны попытка, то не к сохранению льда на горячей плите, а к тому, чтобы растопить лед диалектически-книжнического пользования канонами и сохранить святыню духа. Я воздерживаюсь литургисать с Вами не потому, что тайна Тела и Крови Христовых будто бы не совершится при нашем совместном служении , но потому, что приобщение от чаши Господней обоим нам будет в суд и осуждение, так как наше внутренее настроение смущаемое неодинаковым пониманием своих церковных взаимоотношений, отнимет возможность в полном спокойствии духа приносить милость мира, жертву хваления".
 Митр. Кирилл решительно восстает против того формально-законнического пользования канонами, которым постоянно злоупотребляет митр. Сергий:
 "Не злоупотребляйте, Владыко, буквой канонических норм, чтобы от свв. канонов не остались у нас просто каноны. Церковная жизнь в последние годы слагается не по буквальному смыслу канонов. Самый переход патриарших прав и обязанностей к митр. Петру совершился в небывалом и неведомом для канонов порядке, но церковное сознание восприняло этот небывалый порядок как средство сохранения целости патриаршего строя, считая последний главным обеспечением нашего православного бытия...".
//
 Вскоре после отправления ответного письма митр. Кирилла, митр. Сергий, не получив "покаянного" ответа, принимают постановление о предании его архиерейскому суду и увольнении от управления епархией: на запрещение в священнослужении, так же как и в случае с митр. Агафангелом, митр. Сергий не осмеливается. //

2/25 сентября. Обнародовано послание митр. Антония "Православному населению Дальнего Востока" с призывом к вооруженной борьбе с врагами Церкви.

1930 год.

* Весной после Пасхи, по благословению архиепископа Апполинария (РПЦЗ), иером. Пантелеимон и монах Иаков положили основание Свято-Троицкому монастырю в Джорданвилле.

* Протопресвитер Константин Израсцов построил первый в Бразилии православный храм.

В 1929-30 гг. по всей стране начала разворачиваться новая кампания закрытия храмов и борьбы с религией. По данным советской печати, только в течение 1929 г. по России было закрыто не менее тысячи "молитвенных домов", в основном православных храмов. В период предыдущего гонения, 1922-23гг., насильственное разрушение религии было приостановлено под натиском мирового общественного мнения, прежде всего, западного христианства. Попытка такого сопротивления была предпринята и на этот раз. Инициатором выступил Папа Пий ХI, который в начале 1930 г. обратился с призывом к верующим всего мира о "молитвенном крестовом походе" в защиту гонимой Русской Церкви и религии в целом. Призыв был поддержан Архиепископом Кентерберийским. //

16 февраля. Опубликовано интервью митр. Сергия Страгородского (текст; "Гонения на религию в СССР никогда не было и нет"), сфальсифицированное.
 Митр. Сергий рассматривался западными христианами как законный глава Церкви, и несогласие с его позицией выглядело как "вмешательство" во внутренние дела Русской Церкви. //

За участие в молении о гонимой Русской Церкви митр. Сергий подверг запрещению в священнослужении митрополита Евлогия, возглавлявшего заподноевропейские приходы Русской Церкви. В ответ на это митр. Евлогий со своим церковным управлением обратился в Вселенскому Патриарху Фотию II с просьбой о временном принятии в каноническое общение, на что получил согласие. //

19 февраля. Памятная записка Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия о нуждах Православной Патриаршей Церкви в СССР.

24 апреля. Письмо ленинградского прокурора о "перегибах в отношении религиозных чувств верующих".

9 июня. Прошение митр. Сергия Страгородского Смидовичу о допуске детей духовенства в ВУЗы.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/5/i14_214.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
NEW! >Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»