=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Молитва: слушать Бога или слушаться Бога

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

В этом выпуске — 3 текста о молитве, не связанные друг с другом.

А,B. Автор: священник Яков Кротов.
Опубликовано: krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/1b_molitva.htm (ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВЕРЫ / МОЛИТВА).

C. Автор: священник Александр Мень.
Опубликовано: "Библиологический словарь", Яндекс-словари, krotov.info/library/bible/comm3/molitva.html.

серия "Молитва" 
 
 (примерно 1560 слов)

 

A.> СЛУШАТЬ БОГА ИЛИ СЛУШАТЬСЯ БОГА

> Молящийся есть прежде всего слушающий. Иисус упрекает современников, отвергающих Его весть, что они глухи – глухи к Богу. Они молятся, но именно молитвы мешают им слышать Бога. Они молятся не механически, истово, искренне, но они не дают Богу возможности ответить на молитву. Это кажется обрядоверием, но и такая молитва – не обряд. Обрядовер лишь присутствует при чужой молитве, повторяет чужие слова, не делая их своими.

> Молящийся, пусть даже он не слушает Того, Кому молится, пусть он молится чужими словами и без слов, всё же молится от сердца, иначе он не может называться молящимся. Однако, мало молиться от всего сердца, надо ещё открывать сердце Слову Божию. Не записанному Слову Божьему – Писанию, не тому Слову Божьему, которое звучит для нас через других людей, а непосредственно – Богу, Автору Писания и Создателю человечества. Считать гордыней попытку слышать Бога так же странно, как считать гордыней чтение книг, сочинение книг, всякое проявление разумности.

> Гордыня в другом: считать, что услышанное от Бога есть распоряжение, касающееся не только тебя, но и других людей, навязывать другим то, что обращено лишь к тебе. Гордыня – считать других людей заблуждающимися, не слышащими голоса Божия. Даже если человек не верует и не молится, Бог с ним говорит, ведь это Божие творение.

> Слушать Бога не означает слышать слова, предложения, мысли. Бог иной, Бог бесконечен. Никакое подобие Богу не делает нас равными Ему. Бог может снизойти до человеческого понимания, сказать нечто обычными словами – как это описывает Библия. Но это исключение, а не правило. Это упрощение, которое необходимо иногда для спасения человечества, но которое не является нормой. Так ведь и Бог, можно надеяться, слушает не отдельные человеческие слова и просьбы, часто неумные, эгоистичные, скользящие по поверхности. Бог слушает расположение человека, как врач выслушивает шумы сердца. Бог слушает, что говорит человеческое подсознание, душа, воля.

> Человек, слушая Бога, и не должен стремиться расслышать отдельные слова, наставления, красивые фразы. Бог слушает человека не для того, чтобы выполнять человеческие желания; Бог сравнивает Себя не с золотой рыбкой и не с лакеем человеческим, а с отцом и с женихом. Человек должен слушать Бога не для того, чтобы слушаться – командовать Богом (по видом «узнавания Его воли»), а чтобы измениться. Молиться означает слышать Бога как Бога, как нечто огромное, превосходящее нашу речь и наше понимание. Слабым подобием молитвы может быть наше вслушивание в шум ветра и крон, моря и толпы. Слушать Бога означает входить в океан и давать ему омывать, сдавливать и нести себя.

> Каждый выражает это слушание Бога по-разному. Только не надо думать, что "обычный верующий" неспособен слышать Бога, что это удел "мистиков" или "харизматов". Это удел каждого, и кто не стесняется слышать Бога или не хочет, тот не может называться верующим. Вера и слышание неразделимы, почему непрестанная молитва – норма, а не исключение, ведь слышит же человек непрестанно окружающий его мир. Только Сам Бог может разделить веру и слушание, оставив человеку веру, но лишив его дара слышать Свой Голос. Но Бог щадит людей, Он проводит через богооставленность лишь тех, кто может её вынести, чтобы освободиться от рабьего в душе.

> Чаще именно грех лишает человека слышания Бога, только при этом и вера ослабевает и почти исчезает, – грех беспощаден. Грех есть даже не молчание, а пустота, пустота беззвучия. Бог же иногда молчит, чтобы не общаться с грехом и злом, но Бог всегда звучит.

> Слушать Бога мешает незнание того, что Бог есть, – неверие. Слушать Бога мешает незнание того, что Бог есть Слово, Слово живое, обращающееся к человеку. Слушать Бога мешает, наконец, подмена Бога собою. Так человек думает, что слышит море, когда подносит к уху раковину, но слышит он лишь биение собственной крови, в раковине отдающееся. Слушание Бога постоянно подменяется слышанием себя. Это неизбежно и для падшего человека, видимо, нормально. Поэтому молиться означает постоянно стремиться куда-то выше себя. Не надо бояться (и надо стремиться) во время молитвы отбрасывать то, что кажется слышанием Бога, что было слышанием Бога вчера или секунду назад. Расстаться с тем, что было, чтобы услышать Бога заново. Очень вероятно, что была – иллюзия, был отзвук собственного "я". Не надо бояться, что Бог обидится на человека, отбрасывающего один опыт, прошлый опыт, чтобы получить новый. Бог с радостью зазвучит иначе, пропустит нас в какую-то новую часть бытия, где голос Его иной и слушание Его – иное, и именно это и есть вечность: не вечное повторение одного и того же, не попытка навечно мумифицировать звук, а вечное обновление голоса Божия в человеческой душе.

 

* * *

B.> ВХОД И ВЫХОД: КТО НА СТРАЖЕ (УМНАЯ МОЛИТВА)

> Древние, начиная с Платона, делили душу человеческую на три части: яростную, желательную, разумную. Святоотеческая аскетика пользовалась именно таким делением (не вообще человека, а его души). Современному человеку оно не совсем ясно. Но когда святые отцы говорят, что этим трем частям души соответствуют три добродетели: любовь, воздержание и умная молитва, многое проясняется.

> Любовь всегда обращена наружу, во вне – как и ярость, гнев. Выражение «любить себя» или «сердиться на себя» всегда немножко неустойчивы, распространяют значение слов «любить», «ненавидеть» немножко шире, чем следует по их буквальному смыслу. Мало какие из слов Христа (впрочем, Господь лишь цитировал древнюю заповедь) вызывали столько недоумений, как «люби ближнего, как самого себя». Ведь «любовь к себе» есть парадокс: обращенное наружу обращено вовнутрь. Разве я люблю себя? Я и не ненавижу себя, и не люблю – ненависть и любовь равно обращены во вне, я с собой в каких-то совсем особых отношениях, и им лучше соответствует «новая заповедь» Спасителя: «Люби ближнего, как Бог любит тебя».

> Следовательно, «яростная» часть души – это то, что исходит из нее, это наш «выход». Часть «желательная» – это наш «вход», через который мы стремится затащить в душу побольше всякого-разного. «Разумная» часть – ум – это швейцар, который должен бы следить за тем, что из нас выходит и что в нас входит. Грехопадение означает, что всё перепуталось в доме нашей души. Входит не то, что нужно, выходит не то, что нужно, а привратник вообще возомнил о себе невесть что.

> Аскетика, в таком случае, есть восстановление порядка. Любовь: прочистить выход и следить, чтобы из него выходило лишь добро. Воздержание: закрыть вход для всякого барахла, пропускать лишь благодать Божию. Ум: занят непрерывной «умной молитвой». Это означает, что если до Христа мы думали лишь о вещах, которые нужны нам, то после Христа мы думаем лишь о Нём, Которому нужны мы. «Непрестанная молитва есть держание ума во многом благоговении, страстной [так!] преданности к Богу и постоянном уповании на Него; она означает доверие Богу во всём – во всех делах и обстоятельствах» (Св. Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. М., 1993. С.84). Такая «страстная преданность» кажется невозможной или, по крайней мере, очень тяжелой – но лишь до тех пор, пока мы не поглядим на себя со стороны и не увидим, что постоянно быть неблагоговейными, думать лишь о своей выгоде, тосковать и грустить очень легко и хорошо у нас получается. Но если можно постоянно грешить – то уж, наверное, нетрудно и постоянно быть добродетельным. Тем более, что грешить нам помогает лукавый, а любить – Бог. Власть Бога или сатаны мы считаем единственной подлинной властью?..

> Созерцание имеет некоторое преимущество перед деятельностью как цель перед средством: человек ест, чтобы жить. Впрочем, многие поступают наоборот, и даже в Библии вечное блаженство сравнивается с нескончаемой трапезой, созерцание Бога – с насыщением. Созерцание, однако, имеет еще одно преимущество перед деятельностью. Созерцая, человек накапливает впечатления, которые являются общими с другими людьми. Хлопоты, подвиги, планы и идеи, – всё это особенное для личности, а вот вид неба, земли, Бога, – это общее для человечества. Опыт своей личной беготни специфичен и непередаваем, а потому неинтересен. А опыт видения того, что вне себя, есть опыт, который может служить символом в общении. Поэтому созерцание занимает так много место в жизни, и в религиозной, и в светской: если только действовать, не останавливаясь для созерцания, то скоро действие окажется невозможным, потому что мы утрачиваем общий с другими людьми запас впечатлений.

 

* * *

C.> Молитва и Библия

> Молитва как живое общение человеческого духа с Богом пронизывает всё Свящ. Писание, многие разделы которого (напр., Псалтирь) запечатлели молитвословия народа Божьего. Новый Завет содержит величайший пример молитвы, дарованный Церкви Самим Господом Иисусом (Молитва Господня). Кроме того, его нарративные части перемежаются молитвенными текстами (напр., Лк 1:46-55,68-79; 2:14,29-32). Некоторые места посланий ап. Павла звучат как молитвенные гимны (напр., Рим 11:33-36; Флп 2:6-11), и многие экзегеты считают, что апостол цитировал существовавшие церковные песнопения. В молитвах Церкви сохранились семитские слова, дошедшие от первохристианских общин (Авва, осанна, аллилуйя, аминь). Писание является неисчерпаемым источником вдохновения как для молитвы общины, так и для молитвы личной. По своему характеру библейская молитва может быть: 1) благодарением, 2) размышлением о дивных деяниях Божьих, 3) покаянием, 4) вручением Господу своих скорбей, 5) славословием любви к Богу.

> Свящ. Писание учит и тому, как молиться. Чаще всего это раскрывается на примерах молящихся патриархов, вождей, царей, пророков, мудрецов и, наконец, Самого Иисуса Христа. Молитва библейских праведников свидетельствует о святом дерзновении, абсолютном доверии, искренности, смирении и вере. Библейской молитве чужд заклинательный дух, который свойствен культовым формам язычества. Она не есть механич. способ завоевания Божьих даров, а глубинная беседа души со своим Творцом. Именно поэтому Господь Иисус, указывая, что Отец небесный знает о наших нуждах, всё же призывает к неустанной молитве (Мф 7:7-11). Он также предостерегает от показной молитвы, заботящейся больше о внешних признаках "религиозной добропорядочности". Отец ждет духовной встречи один на один (Мф 6:5-6). Но это не исключает общинной молитвы (ср. Мф 18:18-20).

> Молитва, согласно Писанию, возможна во всякое время и на всяком месте. Молитва проходит через земное служение Христа. Он молится в уединении, в пустынных местах, на вершинах гор (Мк 1:35; 6:46), в присутствии апостолов и народа (Мф 11:25; Ин 12:28), в Гефсимании и на Голгофе. Ученики Его по Воскресении пребывали в общинной молитве (Деян 2:47). Молитва была источником духовной силы Павла, который призывал верных: "Непрестанно молитесь" (1Фес 5:17).

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/5/m08_209.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
NEW! >Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»