=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Эмоциональные расстройства

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Составлено по книге: Д. Симандз. «Исцеление чувств», гл. 1.

Цитаты из книги в тексте выпуска даны курсивом. Новый Завет цитируется по переводу В.Н. Кузнецовой.

 
серия "внутренний мир";
серия "духовная жизнь"
         
(приблизительно 2120 слов)

 

1. Эмоциональные расстройства

Проблема

Иисус изгнал Своим словом нечистых духов и излечил всех больных, потому что должно было исполниться сказанное устами пророка Исайи:

"Он взял на себя наши болезни
и унес наши недуги". (Мф.8:16-17)

 

Дух тоже приходит к нам на помощь: ведь мы слабы и не знаем, о чём нам следует молиться. Но сам Дух просит за нас воздыханиями, которые нельзя выразить словами. И Тот, кому известны даже самые сокровенные наши помыслы, знает, чего хочет Дух, потому что Дух просит за святой народ Божий так, как того хочет сам Бог. (Рим.8:26-27)

 Где-то между нашими грехами, с одной стороны, и болезнями, с другой, лежит область, которую можно назвать «слабость», «немощь».

 Если рассмотреть поперечный срез какого-либо гигантского дерева (например, секвойи), мы увидим годовые кольца (каждое кольцо соответствует году жизни дерева). Кольцо, образовавшееся в год сильнейшей засухи, отличается от тех, что остались от дождливых лет. Все они могут рассказать историю жизни дерева.

 Так же и у людей: под защитным слоем, под внешней маской скрываются невидимые годовые кольца нашей жизни.

 Есть шрамы от болезненных детских обид, глубоко врезавшиеся и ставшие причиной многочисленных межличностных конфликтов.

 В кольцах нашего опыта заложена наша история; прошлое, хранящееся в памяти и в подсознании, продолжает жить в нас. Пережитое очень существенно влияет на наши чувства и отношения, на восприятие жизни и Бога, других и себя.

 Нам нужно позволить Святому Духу исцелить наши раненые и мятущиеся души. Не стоит строго судить других людей. К их противоречивому поведению надо отнестись с пониманием и терпением, перестав несправедливо критиковать и осуждать собратьев-христиан – они такие же люди, как мы, у них свои раны и шрамами, ошибки и неверные установки, оказывающие влияние на их поведение. На основании поведения человека невозможно понять, насколько глубока его вера.

Не судите по тому, как это выглядит внешне, судите правым судом! (Ин.7:24)

Но ведь Господь учил, что дерево узнаётся по плоду (Мф 7:16-20)… Это верно. Но также верно и то, что по корням мы можем понять людей и избежать того, чтобы осуждать их. Иван может выглядеть более набожным и ответственным христианином, чем Василий. Но если принять во внимание ту плодородную нравственную почву, в которой рос Иван, мы поймем, что Василий достиг большего прогресса, чем Иван, в уподоблении Христу. [См. тж. К.Льюис. ПХ, 4.10.]

Некоторые сферы нашей жизни нуждаются в особом исцелении Святым Духом. Есть внутренние проблемы, которые не решить ни самодисциплиной, ни усилием воли. В них нужно разобраться, разучиться жить по–старому и научиться жить по–новому.

«Преобразить себя, обновив свой ум» (Рим.12:2),


призывает нас апостол. А это подразумевает некоторый процесс, это не происходит мгновенно.

 

Понимание изложенного выше позволит нам избежать слишком упрощенного подхода к эмоциональным проблемам: «Читай Библию. Молись. Верь. Будешь заботиться о душе — пропадут навязчивые идеи. Ты не впадешь в депрессию. У тебя не возникнут сексуальные фантазии и проблемы» (или: «Молиться, поститься, слушать "Радио Радонеж"»).

Человека, испытывающего боль и бьющегося над  разрешением проблем эмоционального характера, подобные слова лишь могут привести в еще большее отчаяние. Он и так уже чувствует себя виноватым; и когда люди осуждают его лишь за наличие в его жизни той или иной проблемы, бремя вины становится тяжелее.

 

 

Что такое эмоциональные расстройства?

Одно из самых распространенных — это глубоко укоренившееся в сознании ощущение собственной неполноценности, постоянное сомнение в своих силах, чувство собственной никчемности и второсортности, навязчивый внутренний голос, повторяющий: «Я плохой. Я ничего не стою. Меня никто никогда не полюбит. Что бы я ни сделал — всё не так».

Что происходит с таким человеком, когда он становится верующим? Какой-то частью души он начинает верить в Божью любовь, принимает Божье прощение и на какое-то время находит покой. Но позже что-то внутри него что-то восстает: «Это неправда! Не верь! Там наверху никому до тебя нет дела. Как вообще может Бог любить и прощать такого, как ты? Ты слишком плохой!» Что же произошло? Радостная Весть не проникла в глубину его измученной души.

 

Другой тип расстройства можно назвать комплексом перфекциониста (от англ. perfection — совершенство). В этом состоянии человек говорит себе: «Я никогда ничего не могу добиться. Я не могу сделать ничего хорошего. Я не могу понравиться ни себе, ни другим, ни Богу». Такой человек постоянно к чему–то стремится, при этом всегда чувствует себя виноватым: словно он обязан непрестанно что-то делать… Он постоянно карабкается вверх, но никогда не достигает вершины.

Что происходит с таким человеком, когда он становится верующим? Cвой перфекционизм он переносит на отношения с Богом. Он карабкается, ступенька за ступенькой, напрягая все свои силы, пока его колени не начинают кровоточить, а лоб не покроется синяками и шишками. Достигнув вершины, он видит, что Бог поднялся на три ступеньки выше. Тогда страдалец берет себя в руки и решает еще поднатужиться. Он напряженно ползет вверх, но, как только достигает нужной ступеньки, понимает, что Бог опять выше него.

Корни этого расстройства можно обнаружить в детстве. Вот мама постоянно ворчит — что бы ребенок ни сделал, всё не так… Ей невозможно угодить. То же с папой – он всегда недоволен сыном. Сын вырос, стал, например, пастором, и вместо одной мамы и одного отца приобрел несколько сотен человек: прихожане заняли место его недовольных родителей. Как бы ни старался, он никак не мог удовлетворить их. В конце концов, человек превращается в заганного человека [см. Г. Макдональд, КУСВМ, /a/, /b/], человека с расстроенной психикой...

 

Третий тип эмоционального расстройства — крайняя впечатлительность. Человек перенес в прошлом какую–то душевную травму. Он искал любви, одобрения и расположения, но вместо этого получил прямо противоположное, и в душе у него остались глубокие шрамы. Иногда он видит то, что другие не видят, и чувствует то, что другие не чувствуют. (Например, есть люди, которым кажется, что если кто-то шепчется, то непременно говорит о них.)

Чрезвычайно впечатлительные люди постоянно нуждаются в подбадривании. Им всегда недостает одобрения. Порой они кажутся совершенно бесчувственными. В них сильно чувство обиды: вместо того чтобы выразить свою боль, они прячутся за суровостью и грубостью. Они стремятся отомстить и причинить боль другим. Неведомо для самих себя они всю жизнь помыкают другими, обижают и подчиняют их себе. Они используют деньги или власть, или положение, или секс, или даже проповеди, чтобы обидеть других. Шрамы, которые приобрели эти люди, оказывают влияние и на их восприятие Благой Вести.

 

 Следует сказать и о страхах (фобиях), которые хорошо знакомы многим. Наверное, самый сильный из них — страх неудачи. Есть люди, которые так сильно боятся проиграть игру с жизнью, что предпочитают не участвовать в ней. Они просто «сидят на скамье запасных» и говорят: «Мне не нравятся правила», «У судьи нос крючком», «Мяч не совсем круглый», «Ворота не совсем прямоугольные».

В жизни много людей, боящихся потерпеть неудачу, принять неверное решение. Что будет с ними, когда они станут христианами? Вера — великий риск. Боязливые люди живут по принципу: «Если бы да кабы, у меня всё бы получилось». Боящиеся терпят поражения и постоянно пребывают в нерешительности.

 

 Это не все типы расстройств. Но ограничимся пока перечисленным.

 

 Может ли Евангелие помочь людям с различными эмоциональными расстройствами?


Божьи способы выздоровления

 Указывает ли нам Бог пути выздоровления? Да! Апостол Павел писал римским христианам о Святом Духе, который приходит к нам на помощь, чтобы подкрепляющем верующих, когда они слабы и страдают (см. Римлянам 8:26). Святой Дух участвует в процессе исцеления.

 А какова наша роль в исцелении своих эмоциональных расстройств? Об этом и пойдет речь в дальнейшем. А сейчас рассмотрим основные библейские принципы, которым нужно следовать, чтобы видеть путь исцеления от эмоциональных проблем.

 

1. Не закрывайте глаза на проблему. Честно и с Божьей помощью признайте факт существования ужасных, скрытых детских воспоминаний, какие бы сильные чувства у вас при этом ни возникали. Расскажите о них самому себе и кому–нибудь еще. Некоторые проблемы невозможно решить, пока не расскажешь о них другим (ср. Иак.5:16). Из-за недостатка храбрости поделиться своими проблемами с другими люди лишаются возможности получить исцеление.

 

2. Осознайте свою ответственность. Обычно люди, подвергшиеся оскорблениям или насилию, считают себя всего лишь жертвами. В определенном смысле это так и есть. Но как быть с вашей реакцией, ответом на то, что вам причинили? Признайтесь себе, что вы научились ненавидеть, или негодовать, или уходить в выдуманный мир.

Вы можете сказать: «Мои родные никогда ничего не говорили мне о сексе. Я вырос и вошел в этот грешный мир наивным и невежественным, а потому попал в беду». Именно так и случилось в первый раз. А как насчет второго или третьего раза — чья вина была тогда? Жизнь — это сложно-сплетенная ткань, изготовленная на челночном ткацком станке. Наследственность, окружение, переживания детства, знания, полученные от родителей, учителей, приятелей, жизненные неурядицы — эта нить находится с одной стороны ткацкого станка и с челноком приходит к вам. Но не забывайте, что обратно челнок посылаете вы. И именно ваше действие вместе с вашей реакцией создает рисунок ткани, коей является ваша жизнь. Вы отвечаете за свои действия. Вы никогда не исцелитесь от эмоциональных расстройств, пока не перестанете искать виновного и не возьмете ответственность на себя.

"Последней и очень важной формой защиты от неодобрения любого рода является представление о себе как о жертве. Чувствуя себя оскорбленным, невротик отбрасывает какие-либо упреки за собственные тенденции использовать других людей в своих интересах. С помощью чувства, что им пренебрегают, он освобождается от упреков за свойственные ему собственнические склонности. Своей уверенностью в том, что другие не приносят пользы, он мешает им понять, что стремится взять над ними верх. Эта стратегия "ощущать себя жертвой" столь часто используется и прочно укореняется именно потому, что в действительности является наиболее эффективным методом защиты. Она позволяет невротику не только отводить от себя обвинения, но и одновременно обвинять других". /К. Хорни/

 

3. Спросите себя, хотите ли вы исцелиться. Это тот вопрос, который Иисус задал человеку, в течение тридцати восьми лет мучившемуся от болезни (см. Иоанна 5:6). Вы действительно хотите исцелиться или желаете просто поговорить о своей проблеме? Может быть, вы хотите своим рассказом вызвать сочувствие окружающих? Или вам нужен костыль, чтобы и дальше ковылять по жизни? Вместо ответа на вопрос Иисуса, тот человек сказал: «у меня нет никого, кто опустил бы меня в водоем, когда в нём начинает бурлить вода. Пока я подойду, кто-то другой уже спускается раньше меня» (Ин.5:7). Он не заглянул в глубины своей души, чтобы выяснить, действительно ли он хочет исцелиться.

Мы живем в эпоху, которую иногда называют «эрой лодырей»: каждый пытается обвинить ближнего вместо того, чтобы взять ответственность на себя. Не ищите себе алиби. Ответьте на вопросы: «Действительно ли я хочу исцелиться? Готов ли взять на себя ответственность за свои поступки?»

 

4. Простите всех, кто имеет отношение к вашей беде. Брать на себя ответственность и прощать других — это две стороны одной медали. Некоторые люди не могут простить: если они простят, последняя опора уйдет у них из–под ног и им больше некого будет винить. Принимать на себя ответственность и прощать — почти одно и то же; иногда то и другое следует делать одновременно. Иисус разъяснил нам, что исцеления без абсолютного прощения не наступит.

 

5. Простите себя. Многие христиане говорят: «Да, я знаю, что Бог простил меня, но сам я никогда не смогу простить себя». Тут налицо противоречие. Как вы можете по–настоящему верить, что Бог простил вас, и при этом сами не прощать себя? Когда Бог прощает, Он топит ваши грехи в океане Своего прощения и Своего забвения. А затем как бы вывешивает на берегу табличку «Лов запрещен». Вы не имеете права вылавливать то, что простил и предал забвению Бог. Поэтому вы обязаны простить себя. [см. тж.: Карл Барт о вере в прощение грехов и о необходимости жить прощением.]

 

6. Попросите Святого Духа показать вам реальную суть вашей проблемы и подсказать, как надо молиться. Павел сказал, что часто мы не знаем, как должно молиться (см. Римлянам 8:26). Но Дух Святой молится в нас и через нас и ходатайствует за нас. Иногда Святой Дух использует другого человека, который помогает нам осознать сущность нашей проблемы. Порой Дух делает это через Слово Божье или через какой–то случай из нашей жизни, который вдруг заставляет нас понять суть проблемы. Иаков напоминает нам, что иногда мы просим и не получаем потому, что просим не на добро (см. Иакова 4:3).

Известна истории о промышленнике Генри Форде и инженере-электрике Чарльзе Штейнмеце. Штейнмец был карликом, уродливым калекой, но обладал выдающимися способностями в области электротехники. Он построил мощные генераторы для первого завода Генри Форда в Америке. Однажды эти генераторы вышли из строя, и завод встал. Пригласили обычных механиков и ассистентов, но они не смогли ничего сделать. Завод терпел убытки. Тогда Форд позвонил Штейнмецу. Гений приехал, в течение нескольких часов, как всем показалось, покрутился около генераторов и включил рубильник: завод великого Форда снова заработал. Через несколько дней Форд получил от Штейнмеца счет на 10 000 долларов. Форд был очень богатым человеком, но отправил счет назад с пометкой: «Чарли, не слишком ли велик счет за те несколько часов, в течение которых ты слегка подремонтировал моторы?» Штейнмец вернул счет Форду. На этот раз к нему была приложена записка: «За то, что слегка подремонтировал моторы: $10. За то, что знал, где слегка подремонтировать: $9 990. Итого: $10 000». Генри Форд оплатил счет.

Так и Святой Дух знает, где подремонтировать. А мы не знаем, как и о чём молиться. Очень часто мы просим и не получаем, потому что просим не о том. Просите Святого Духа показать вам всё, что вы должны знать о себе, и затем направить вас в молитвах.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/5/v05_168.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
NEW! >Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»