=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

С Рождеством Христовым, дорогие подписчики!

Тема выпуска: Декалог: святость Божьего имени

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю в начале выпуска следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Составлено по материалам книги: Катехизис Католической Церкви. (Раздел II. Пункты 2142-2155,2160-7).
Опубликовано: catholic.uz/tl_files/library/books/catechism/0321.htm.

 
серия "заповеди, добродетели"
 (примерно 780 слов)

<Третья Заповедь (вторая в западной традиции)>

Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно (Исх 20,7; Втор 5,11).

> Сказано древним: «Не преступай клятвы» (...) А Я говорю вам: не клянись вовсе (Мф 5,33-34).

I. Имя Господа свято

Вторая Заповедь предписывает почитать имя Господа. <...> она <...> регламентирует, в частности, нашу речь по отношению к святыням.

> Среди всех слов Откровения есть одно особенное – откровение имени Божиего. Бог доверяет Свое имя верящим в Него <...>. <То, что Господь открыл людям Свое имя, – свидетельство того, что Он желает близких отношений с ними.> «Имя Господа свято». Поэтому человек не может злоупотреблять Им. Он должен хранить его в памяти, в тишине поклонения, исполненного любви84. Он не должен произносить его иначе, нежели благословляя, восхваляя и прославляя его85.

> Почитание имени Бога выражает преклонение перед тайной Самого Бога и перед всей священной реальностью, о которой говорит это имя. <...>

Чувство страха и чувство священного – христианские ли это чувства? Никто рассудочно не может в этом сомневаться. Мы с особой силой испытывали бы эти чувства, если бы нам дано было видение Всемогущего Бога. Мы имели бы эти чувства, если бы «осознавали» Его присутствие. И в меру того, что мы веруем в Его присутствие, мы должны их иметь. Не ощущать их – значит, не осознавать Его присутствие и не верить в него86.

> Верный/*/ должен свидетельствовать об имени Господа, бесстрашно исповедуя свою веру87. Проповедь и катехизация должны быть проникнуты поклонением имени Господа нашего Иисуса Христа и его почитанием.

><Третья> Заповедь запрещает злоупотреблять именем Господа, то есть любое непочтительное и неуместное использование имени Бога, Иисуса Христа, Пресвятой Девы Марии и всех святых.

> Обещания, данные во имя Божие, становятся делом чести, верности, правдивости и авторитета Бога. Справедливости ради они должны выполняться. Не выполнять их означает злоупотребить именем Божиим и в какой-то степени сделать из Бога лжеца88.

Богохульство прямо противоречит <Третьей> Заповеди. Оно состоит в произнесении – наедине с собою или во всеуслышание – слов ненависти, упрека, вызова; в злословии Бога; в недостатке почитания Его в словах о Нём; в злоупотреблении Его именем. Св. апостол Иаков осуждает тех, «кто бесславит доброе имя (Иисуса), которым вы называетесь» (Иак 2,7). Запрещение богохульства распространяется также на высказывания против Церкви Христовой, против святых и святынь. Богохульство совершается также, когда Божие имя используют для того, чтобы прикрывать преступные действия, держать в рабстве <..>, подвергать пыткам или убивать людей. Злоупотребление Божиим именем с целью совершить преступление ведет к отвержению религии.

> Богохульство противоречит надлежащему почитанию Бога и Его святого имени. Оно само по себе – тяжкий грех{}.

Проклятия, в которые вводится имя Божие без намерения богохульства, являются неуважением к Господу. Вторая Заповедь запрещает также употребление имени Божия в контексте магии.

> Величие имени Бога проявляется тогда, когда его произносят с почтением, достойным Его царственного величества. Имя Бога свято там, где его произносят с благоговением и боязнью оскорбить Его90.

II. Имя Божие, произнесенное напрасно

> Вторая Заповедь запрещает ложную клятву. Поклясться или принести присягу – значит призвать Бога в свидетели того, что утверждаешь, использовать Божию правдивость как залог своей собственной правдивости. Клятва заручается именем Господним. «Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и Его именем клянись» (Втор 6,13).

> <...> Как создатель и Господь, Бог есть мерило всякой правды. Слово человека может быть в согласии или в противоречии с Богом, который есть сама Истина. Если клятва правдива и законна, она проливает свет на соотношение между человеческим словом и Божией истиной. Клятва ложная призывает Бога в свидетели лжи.

> Тот, кто клятвенно дает обещание, которого не намерен сдержать, или тот, кто дав такое обещание, впоследствии его не исполняет, – клятвопреступник. Клятвопреступление – тяжкое неуважение к Господу всякого слова. Поклясться совершить злое дело – противно святости имени Божьего.

> Иисус представил Вторую Заповедь в Нагорной проповеди: «Еще слышали вы, что сказано древним: „не приступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои”. А Я говорю вам: не клянись вовсе (...). Да будет же слово ваше: „да, да”, „нет, нет”; а что сверх этого, от лукавого» (Мф 5,33-34.37)/**/ 91. Иисус учит, что всякая клятва касается Бога и что присутствие Бога и Его истины надо почитать в каждом слове. Тактичность в употреблении имени Божия в разговорном языке непосредственно связана с почтительным вниманием к Его присутствию; каждое наше утверждение свидетельствует о нём или, наоборот, является его поруганием.

> Вслед за св. Павлом92, Предание Церкви считает, что слово Иисуса не воспрещает клятву, если она дается по важной и справедливой причине (например, перед судом). «Клятва, то есть произнесение имени Бога как свидетеля правды, может быть дана только для того, чтобы свидетельствовать о правде, благоразумно и по справедливости»{}.

> Святость имени Божия требует, чтобы не прибегали к нему попусту и не клялись при таких обстоятельствах, когда это может быть истолковано как поддержка власть имущим, несправедливо добивающимся своего. Когда клятвы требует незаконная гражданская власть, можно отказаться ее давать. Надо отказаться давать клятву в том случае, если ее требуют с целью, противоречащей человеческому достоинству или церковной общине.


84 Ср. Зах 2,17.
85 Ср. Пс 29,2; 96,2; 113,1-2.
86 Ньюман, Проповеди приходские и простые 5, 2.
87 Ср. Мф 10, 32; 1 Тим 6, 12.
88 Ср. 1 Ин 1,10.
90 Св. Августин, О Нагорной проповеди Господа 2, 45, 19.
91 Ср. Иак 5, 12.
92 Ср. 2 Кор 1, 23; Гал 1, 20.

* В католической традиции это распространенное наименование христианина, члена Церкви. (Прим. редактора рассылки.)

** Последний стих в переводе В.Н. Кузнецовой: 'Пусть слово твое будет "да", если да, и "нет", если нет. А всё, что сверх этого, – от Сатаны'. (Прим. редактора рассылки.)

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /

2 (малоинтересно)  / 3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно!) 

www.messia.ru/r2/5/z09_099.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения
о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»