=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Декалог: почитание родителей

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Составлено по материалам книги: Катехизис Католической Церкви. (Раздел II. Пункты 2196-2257).
Опубликовано: agnuz.info/tl_files/library/books/catechism/0322.htm.

 
серия "заповеди, добродетели"
 (примерно 2910 слов)

> «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

 
Примечания
(> из ККЦ /
& редактора рассылки)

> Иисус сказал Своим ученикам: «<Любите> друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 13,34).

 

> В ответ на вопрос о первой из всех заповедей Иисус сказал: «Первая из всех заповедей: „Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею” — вот первая заповедь. Вторая подобная ей: „Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Иной большей сих заповеди нет» (Мк 12,29-31&).

> Св. апостол Павел напоминает: «Любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: „не прелюбодействуй”, „не убивай”, „не кради”,„не лжесвидетельствуй”, „не пожелай чужого” и все другие заключаются в сем слове: „люби ближнего твоего, как самого себя”. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим 13,8-10&&).

& В переводе В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть", РВ): "Первейшая заповедь: "Слушай, Израиль! Господь наш Бог – единственный Господь. Люби Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми помыслами и всеми своими силами". А вот вторая: "Люби ближнего, как самого себя". Нет заповеди больше, чем эти".
&& В переводе РВ: "Кто любит другого, тот исполнил Закон. Потому что все заповеди: "не нарушай супружескую верность, не убивай, не воруй, не желай чужого" – и эти, и остальные заповеди заключены все в одной: "люби другого, как самого себя". Любовь не причиняет ближнему зла. Поэтому любовь – исполнение всего Закона.".

<Пятая Заповедь (четвертая в западной традиции)>

> Почитай отца твоего и мать твою, чтобы (...) продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх 20,12&).
> И был в повиновении у них (Лк 2,51&&).
> Господь Иисус сам напомнил о важности этой «заповеди Божией» (Мк 7,8-13). Апостол учит: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость. ,,Почитай отца твоего и мать”, это первая заповедь с обетованием; „да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле” (Еф 6,1-3&&&)1.

& В новом переводе РБО (М.: Изд-во ГРРУ, 2000): "Чти отца и мать, чтобы долгой была твоя жизнь на той земле, которую Господь, твой Бог, тебе дарует."
&& В переводе РВ: "Иисус /.../ во всём их слушался".
&
&& В переводе РВ: 'Дети, повинуйтесь родителям ради Господа, ведь это ваш долг. Чти отца своего и мать" – вот первая заповедь с обещанием: "тогда будет тебе хорошо, и проживешь долгую жизнь на земле"'.
1 Ср. Втор 5,16.

> <Пятой> Заповедью открывается вторая скрижаль Декалога. Она показывает порядок любви. Господь пожелал, чтобы после Него мы почитали наших родителей, которым обязаны жизнью и которые передали нам познание Бога. Мы должны почитать и уважать всех, кого Господь, для нашего блага, наделил Своей властью.

> Эта заповедь сформулирована в положительной форме указания на то, каков наш долг. <...> Она является одной из основ социального учения Церкви.

 

> <Пятая> Заповедь обращена особенно явственно к детям, определяя их отношения с отцом и матерью, ибо отношения эти носят наиболее универсальный характер. Она касается также родственных отношений между членами одной семьи. Она требует почтения, любви и благодарности дедам и предкам. Наконец, она распространяется на обязанности учеников по отношению к учителям, трудящихся по отношению к работодателям, подчиненных по отношению к начальству, граждан по отношению к родине и к тем, кто правит и руководит ею.
> Эта заповедь предполагает и подразумевает долг родителей, опекунов, педагогов, начальников, государственных чиновников, правителей – всех тех, кто располагает властью над другими людьми или над сообществом людей.

 

> Соблюдение <Пятой> Заповеди несет в себе свою награду: «Почитай отца твоего и мать твою (...) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх 20,12; Втор 5,16). Соблюдение этой заповеди дает, помимо плодов духовных, земные плоды покоя и благосостояния. Наоборот, несоблюдение этой заповеди влечет за собой большие беды для общества и для человека.

 


I. Семья в замысле Божием


Природа семьи

Супружеская община основывается на согласии супругов. Брак и семья предназначены для блага супругов, для продолжения рода и воспитания детей. <...>

 

> Мужчина и женщина, соединенные в браке, образуют вместе с рожденными ими детьми одну семью. Это положение не зависит от признания со стороны <гражданских> властей: оно заставляет признать себя. <...>

 

> Создав мужчину и женщину, Бог установил человеческую семью <...>. Ее члены – личности равного достоинства. Для общего блага членов семьи и всего общества, семья предполагает разные формы ответственности, прав и обязанностей.

 


Христианская семья

> «Откровение и собственно реализация церковной общины находит место в христианской семье, которая также в связи с этим может и должно называться домашней церковью».{} Она есть община веры, надежды и любви; она имеет в лоне Церкви особое значение, как это явствует из Нового Завета3.

3 Ср. Еф 5,21; 6,4; Кол 3,18-21; 1Петр 3,1-7.

> Христианская семья – это общение личностей, знак и образ общения Отца и Сына в Духе Святом. Ее деятельность в области рождения и воспитание детей – отражение творческого дела Отца. <...> Ежедневная молитва и чтение Слова Божия укрепляет в ней любовь. Христианская семья призвана к  <распространению Благой вести, к> миссионерству.

 

> Отношения в лоне семьи ведут к родству чувств и интересов, рожденных главным образом взаимным уважением. Семья – это привилегированная община, призванная к реализации «единомыслия супругов, а также к заботливому сотрудничеству родителей в воспитании детей».{}

 


II. Семья и общество

> Семья – это первичная ячейка общественной жизни. Она сама является естественным обществом, в котором мужчина и женщина призваны отдавать себя в любви и даровании жизни. Авторитет, стабильность и жизненные связи в семье составляют фундамент свободы, безопасности и братства в обществе. Семья – это община, в лоне которой с самого детства можно воспринять нравственные ценности, начать почитать Бога и разумно пользоваться свободой. Семейная жизнь – введение в жизнь в обществе.

 

> Семья должна жить так, чтобы ее члены <учились> заботиться о младших и стариках, о больных, инвалидах и бедных, беря на себя ответственность и помощь. Многие семьи в какие-то моменты своей жизни не могут оказать такой помощи. Тогда другие люди и семьи, а также <...> общество, должны позаботиться об их нуждах: «Чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцом есть то, чтобы презирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным для мира» (Иак 1,27&).

& В переводе РВ: "если ты заботишься о сиротах и вдовах в беде, если хранишь себя не запятнанным грязью мира, тогда твоя набожность чиста и безупречна в глазах Бога и Отца".

> Семья должна получать помощь и защиту посредством соответствующих социальных мер. Там, где семьи не в состоянии исполнять свои функции, долг других социальных групп помогать им и поддерживать институт семьи. Следуя этому принципу помощи, общины более крупные, чем семья, не должны, однако, узурпировать права семьи или вмешиваться в ее жизнь.

 

> Важное значение семьи для жизни и благосостояния общества{} влечет за собой особую ответственность общества за поддержку и укрепление брака и семьи. Гражданская власть должна считать своим первостепенным долгом «признание настоящей природы брака и семьи, (...) защиту общественной морали и содействие благополучию семейного очага».{}

 

> Долг политического сообщества – уважать семью, поддерживать ее и, в частности, обеспечивать ей:
> - право создавать семейный очаг, иметь детей и воспитывать их в согласии со своими моральными и религиозными убеждениями;
> - защиту стабильности супружеского союза и института семьи;
> - право исповедовать свою веру, передавать ее, воспитывать в ней детей с помощью необходимых средств и учреждений;
> - право на частную собственность, свободу предпринимательства и получения работы и жилища; право на эмиграцию;
> - <...> право на медицинское обслуживание, на помощь пожилым людям, на пособия семьям; защита безопасности и здоровья – в частности, по отношению к таким угрозам, как наркомания, порнография, алкоголизм и т.д.
<...>

 

> <Пятая> Заповедь освещает <и> другие отношения в обществе. В наших братьях и сестрах мы видим детей наших родителей; в наших двоюродных братьях – потомков наших предков, в наших согражданах – детей нашей родины, в крещеных – детей нашей Матери Церкви, в каждом человеке – сына или дочь Того, Кто желает, чтобы мы назвали Его «Отче наш». Тем самым наши отношения с ближними принимают характер личностных отношений. Ближний – не просто «индивид» в человеческом коллективе, он есть «некто», кто через свое известное происхождение заслуживает исключительного внимания и уважения.

 

> Человеческие сообщества состоят из личностей. Доброе правление ими сводится не только к гарантии прав и исполнению долга, но и к верности договорам. Справедливые отношения между работодателями и трудящимися, правителями и гражданами предполагают естественную доброжелательность, соответствующую достоинству человеческих личностей, которые заботятся о справедливости и братстве.

 


III. Обязанности членов семьи


Обязанности детей

8 Ср. Еф 3,14.
9 Ср. Притч 1,8; Тов 4,3-4.
10 Ср. Исх 20,12.

& Очевидно, аллюзия на Лк 52. Ср. различные переводы.
&
& В переводе В.Н. Кузнецовой (Мудрость Иисуса Сираха. // М.: 2006): "Отца почитай всем своим сердцем // и матери не забывай родовые муки. // Помни, что через них ты на свет появился, // чем ты воздашь им за всё, // что они для тебя совершили?" (там это стихи 27-28).

> Божественное Отцовство – источник отцовства человеческого8; на нём основана родительская честь. Уважение детей, несовершеннолетних или взрослых, к отцу и матери9 основывается на естественной привязанности, которая вытекает из объединяющей их связи. Этого уважения требует Божественная заповедь10.

Уважение к родителям (сыновнее почтение) состоит в признательности к тем, кто дарованием жизни своей, любовью и трудом произвели на свет своих детей и позволили им возрастать в летах, мудрости и благодати&. «Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них; и что можешь ты воздать им, как они тебе?» (Сир 7,29-30&&).

Сыновнее уважение выражается в покорности и подлинном послушании. «Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей. (...) Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою» (Притч 6,20-22). «Мудрый сын слушает наставление отца; а буйный не слушает обличения» (Притч 13,1&).

& В новом переводе РБО (М.: Изд-во ГРРУ, 2000): "Мудрость сына – от отцовских наставлений, // а наглец упреков не слышит".

> До тех пор, пока ребенок живет в родительском доме, он должен подчиняться любым требованиям родителей, мотивированным его благом или благом семьи. «Дети, будьте послушны родителям вашим во всём, ибо это благоугодно Господу» (Кол 3,20&)11. Дети должны также подчиняться разумным предписаниям своих воспитателей и всех тех, кому их доверили родители. Но если ребенок убежден по совести, что следовать тому или иному приказу с моральной точки зрения плохо, он не должен подчиняться ему.

> Взрослея, дети должны продолжать уважать родителей. Они должны идти навстречу их желаниям, охотно просить их совета и выслушивать их справедливые поучения. Послушание родителям прекращается с приобретением детьми самостоятельности, но это не касается уважения к родителям, которое есть долг перед ними навсегда. Ведь корни этого уважения – в страхе Божием, одном из даров Святого Духа.

& В переводе РВ: "Дети, во всём повинуйтесь родителям, ведь это приятно Господу".
> 11 Ср. Еф 6,1.

> <Пятая> Заповедь напоминает детям, ставшим взрослыми, об их ответственности по отношению к родителям. Насколько это возможно, они должны оказывать родителям моральную и материальную поддержку в годы их старости, и во время болезни, одиночества или невзгод. Иисус напоминает об этом долге благодарности12.

12 Ср. Мк 7,10-12.

& В переводе В.Н. Кузнецовой: "Господь в глазах детей отца возвысил // и матери права Он утвердил меж сыновьями. // Кто чтит отца, тому грехи простятся, // кто почитает мать — собрал сокровища. // Кто чтит отца, обрадуется детям, // и в день молитвы будет он услышан, // Кто чтит отца, тот будет долголетен, // кто слушается Господа, мать утешит".
&& В переводе В.Н. Кузнецовой: "Об отце позаботься, сын, в его старости, // пока жив, не причиняй ему огорчений, // даже если умом ослабел, прояви снисхождение, // не позорь его, лишь потому что ты силен. /.../ Тот, кто покинет отца, совершит богохульство, // проклят Господом мать обижающий".

> Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою – как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих, и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою (Сир 3,2-6&).

> Сын! прими отца твоего в старости его, и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей. (...) Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою (Сир 3,12-13,16&&).

Сыновнее уважение способствует гармонии всей семейной жизни; оно касается также отношений между братьями и сестрами. Уважение к родителям освещает всю семейную среду. «Венец стариков – сыновья сыновей» (Притч 17,6). «Поддерживайте друг друга в любви, со всяким смирением, кротостью и терпением» (Еф 4,2&).

& В переводе РВ: "Будьте всегда скромны и кротки. Терпеливо, с любовью переносите друг друга". В тексте русской версии ККЦ перевод цитаты из Еф отличается от Синодального.

> Особую благодарность христиан заслуживают те, от кого они получили дар веры, благодать крещения и жизнь в Церкви. Это могут быть родители или другие члены семьи, бабушка и дедушка, пастыри, катехизаторы, другие учителя или друзья. <...>

 



Родительский долг

> <Плод супружеской любви  — это не только рождение детей, но и> их нравственное и духовное воспитание. Воспитательная роль родителей «настолько велика, что при ее недостатке едва ли можно чем-либо ее заменить.{} Право и долг воспитания – для родителей первостепенны и неотъемлемый.{}

 

> Родители должны смотреть на своих детей как на детей Божиих и уважать их как человеческие личности. Они учат своих детей соблюдать Закон Божий, будучи сами послушны воле Отца Небесного.

 

<Именно родители несут основную ответственность> за воспитание своих детей. Они свидетельствуют об этой ответственности прежде всего созданием семейного очага, в котором господствуют нежность, прощение, уважение, верность и бескорыстное служение. Семейный очаг – это место, созданное для воспитания добродетелей. Последнее требует, чтобы человек учился самоотверженности, разумному суждению, владению собой, от которых зависит всякая подлинная свобода. Родители должны учить детей подчинять «измерения физические и чувственные измерениям внутренним и духовным».{} Серьезной ответственностью родителей является добрый пример, который они должны подавать детям. Если родители умеют признавать перед детьми свои собственные недостатки, они смогут легче направлять детей и поправлять их.

 

> «Кто любит своего сына, тот пусть не жалеет розги, чтобы впоследствии утешаться им» (Сир 30,1*&).
> «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф 6,4&&).

& В переводе В.Н. Кузнецовой: "Любящий сына не жалеет розог // и в старости своей он утешится". Синодальный перевод: "Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им". Звездочкой в русском переводе ККЦ обозначены случаи отступления от Синодального перевода Библии.
&&
В переводе РВ: "Отцы, не раздражайте своих детей! Растите, воспитывайте и наставляйте их, как велит Господь".

> Семейный очаг – это естественная среда для того, чтобы приобщать детей солидарности и общественной ответственности. Родители должны научить детей избегать тех ложных уступок и деградации, угрожающих человеческому обществу.

> Через благодать таинства брака на родителей возложена ответственность и им дана радость возвещать Евангелие своим детям. Родители должны вводить своих детей с самого раннего возраста в тайны веры, ибо они являются для них ее «первыми глашатаями».{} С самого раннего возраста родители должны приобщать детей к жизни Церкви. Образ жизни в семье может породить расположение души, которое в течение всей жизни остается предпосылкой и поддержкой живой веры.

Воспитание веры родителями должно начинаться с самого раннего детства. Оно уже осуществляется, когда члены семьи помогают друг другу возрастать в вере свидетельством христианской жизни, в согласии с Евангелием. Семейная катехизация предшествует другим формам преподавания веры, сопровождает и обогащает их. Задача родителей состоит в том, чтобы научить детей молиться и помочь им открыть свое призвание детей Божиих.{} Приход – <.> евхаристическая община и сердце литургической жизни христианских семей <.> – самое благоприятное место для катехизации детей и родителей.

 

> Дети, в свою очередь, способствуют возрастанию родителей в святости.{} Все вместе и каждый в отдельности великодушно и неустанно должны прощать друг другу боль, вызванную обидами, ссорами, несправедливостью, неисполнением долга. Обоюдная привязанность подсказывает такое поведение. Любовь Христова требует его19.

19 Ср. Мф 18,21-22; Лк 17,4.

> В период детства родительская любовь и уважение выражаются прежде всего в заботе и внимании, с которыми родители растят своих детей, заботясь об удовлетворении их физических и духовных потребностей. По мере того, как дети растут, то же уважение и преданность заставляют родителей учить своих детей праведному пользованию разумом и свободой.

 

> Поскольку именно родители в первую очередь отвечают за воспитание своих детей, они имеют право выбирать для них школу, соответствующую их собственным убеждениям. Это право – основополагающее. Родительский долг состоит в том, чтобы, в пределах возможного, выбирать школы, которые наилучшим образом помогут им исполнять их обязанность христианских воспитателей.{} Власти должны гарантировать это право родителей и обеспечить конкретные условия его реализации.

 

> Становясь взрослыми, дети должны, и имеют на то право, выбирать себе профессию и образ жизни. Они должны принять на себя новые обязанности, сохраняя доверие к родителям, у которых будут охотно спрашивать совета, узнавать их мнение и прислушиваться к ним. Родители должны остерегаться того, чтобы принуждать детей к выбору профессии или к избранию супруга. Этот долг сдержанности и тактичности не мешает родителям помогать своим детям мудрым советом, особенно когда те собираются создавать семью.

 

> Бывает, что люди не вступают в брак, для того, чтобы лучше ухаживать за своими родителями или братьями и сестрами, или чтобы посвятить свою жизнь профессиональной деятельности, или по другим достойным соображениям. Эти люди могут внести большой вклад в благо человеческой семьи.

 


IV. Семья и Царство Божие

> При всей своей важности, семейные связи не абсолютны. Чем более растет дитя, приближаясь к зрелости и человеческой и духовной независимости, тем более ясным становится его особое призвание, идущее от Бога. Родители должны отнестись с уважением к этому призванию и поощрять детей следовать ему. Необходимо осознать, что первое призвание христианина – следовать за Христом21. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10,37&).

21 Ср. Мф 16,25.
& В переводе РВ: "Кто любит отца или мать больше Меня, // тот не для Меня! // Кто любит сына или дочь больше Меня, // тот не для Меня!".

> Стать учеником Христа – значит принять приглашение принадлежать к семье Бога, жить в соответствии с Его образом жизни: «Кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф 12,50).
> Родители должны уважать и принимать с радостью и благодарностью призыв Господа, обращенный к кому-либо из их детей, следовать за Ним в девственности ради Царства Божиего, в посвященной (монашеской) жизни или в священническом служении.

 


V. Гражданские власти

> <Пятая> Заповедь Божия предписывает нам также почитать тех, кто ради нашего блага получил от Бога власть в обществе. Она проливает свет на обязанности тех, кто обладает властью, а равно и тех, для чьего блага она осуществляется.

 


Обязанности гражданской власти

> Те, кто обладают властью, должны расценивать ее как служение. <...> Осуществление власти нравственно измеряется ее божественным происхождением, разумной природой и специфическими целями, которые она себе ставит. Никто не имеет права приказывать или устанавливать то, что несовместимо с человеческим достоинством и естественным законом.

 

Осуществление власти направлено на то, чтобы указать на истинную иерархию ценностей, с целью облегчить пользование свободой и ответственностью. Те, у кого в руках власть, должны с мудростью стоять на страже справедливости, принимая во внимание потребности и вклад каждого, с целью сохранять мир и согласие. Они должны следить за тем, чтобы устанавливаемые ими правила и даваемые ими распоряжения не вводили в искушение противопоставления личных интересов интересам общественным.{}

 

Политические власти обязаны уважать основополагающие права человека. Они обязаны гуманно служить делу справедливости, соблюдая права каждого – в частности, права семьи и неимущих.
> Политические права, связанные с гражданством, могут и должны даваться в согласии с требованиями общего блага. Они не могут быть временно упразднены политическими властями без законной и достаточно важной причины. Пользование политическими правами имеет целью способствовать общему благу нации и человеческого сообщества.

 


Обязанности граждан

> Те, кто подчинен власти, должны рассматривать своих начальников как представителей Бога, поставившего их распорядителями Своих даров23: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа. (...) Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1Петр 2,13.16&). <Уважение к властям не исключает права, а иногда и долга> граждан справедливо возражать против того, что представляется им вредным для человеческого достоинства или для общественного блага.

23 Ср. Рим 13,1-2.
&
В переводе РВ: "Подчиняйтесь, ради Господа, власти любого человеческого установления. (...) Но, будучи свободными людьми, не пользуйтесь своей свободой как прикрытием для неблаговидных дел, ведь вы рабы Бога".

Долг граждан – вместе с гражданскими властями вносить свой вклад в общественное благо, в духе правды, справедливости, солидарности и свободы. Любовь к родине и служение ей вытекают из долга благодарности и закона любви. Подчинение законным властям и служение общему благу требуют от граждан исполнения их функции в жизни политического сообщества.

 

> Подчинение властям и солидарная ответственность за общее благо требуют <...> уплаты налогов <и исполнения других гражданских обязанностей>.

 

> Итак отдавайте всякому должное; кому подать, подать, кому оброк, оброк, кому страх, страх, кому честь, честь (Рим 13,7&).
> Христиане живут на своей собственной родине, но как проживающие там чужестранцы. Они исполняют все свои гражданские обязанности и несут свои тяготы, как чужестранцы. (...) Они подчиняются установленным законам, но образ жизни их главенствует над законами (...). Положение, которое Бог предназначил им, столь благородно, что им не дозволено оставить его
24.

> Апостол увещевает нас молиться и возносить благодарение за царей и за всех тех, кто обладает властью: «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим 2,2&&).

& В переводе РВ: "Итак, отдавайте им то, что вы им должны: кому налог, кому подать, кому уважение, кому почет".
24 Послание к Диогнету 5,5.10; 6,10.

&&
В переводе РВ: "так чтобы мы могли жить тихо и мирно, благочестиво и достойно".

> Страны, пользующиеся благосостоянием, должны принимать у себя, насколько это возможно, иностранцев, ищущих безопасности и источников существования, которых они не могут иметь в своей собственной стране. Общественные власти должны следить за соблюдением естественного права, которое ставит <переселенцев> под защиту принимающих его.

> Политические власти могут ради общего блага, о котором они призваны заботиться, подчинить осуществление права на иммиграцию различным юридическим условиям, в частности, соблюдению иммигрантом уважения к стране, его принимающей. Иммигрант должен с благодарностью и уважением относиться к материальному и духовному достоянию принявшей его страны, подчиняться ее законам и разделять ее тяготы.

 

Совесть обязывает гражданина не следовать предписаниям гражданских властей, если они противоречат нравственным законам, основополагающим правам человека и учению Евангелия. Отказ от повиновения гражданским властям, когда требования их противоречат совести, находит себе оправдание в различии между служением Богу и служением политическому обществу. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф 22,21). «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян 5,29&).

& В переводе РВ: "Мы должны повиноваться прежде всего Богу, а не людям".

> Там, где политическая власть, превышая свои права, угнетает граждан, эти последние не должны отказывать ей в том, что объективно требуется для общего блага, но пусть им дозволено будет защищать свои права, как и права их сограждан, против злоупотреблений властей в границах, определенных естественным и Евангельским Законом.{}

 

<...>


Политическое общество и Церковь

> Любое учреждение зиждется – хотя бы и не объявляя этого – на определенном видении человека и его судьбы, из которого черпает свои критерии суждения, иерархию ценностей и линию поведения. В большей части человеческих сообществ учреждения создаются исходя из убеждения об определенном превосходстве человека над вещами. Только религия, данная в Божественном откровении, отчетливо признает в Боге, Творце и Искупителе, происхождение и назначение человека. Церковь предлагает политическим властям соотносить свои суждения и решения с откровением Истины о Боге и человеке:

 

> Общества, которые игнорируют это откровение или отказываются от него во имя своей независимости от Бога, вынуждены искать в самих себе или заимствовать у какой-либо идеологии вехи и цели; не соглашаясь признать объективные критерии добра и зла, они присваивают себе тоталитарную власть над человеком и его судьбой, откровенно или скрытым образом, как показывает нам история.{}

 

> Церковь, которая, исходя из своего предназначения и своей компетенции, никоим образом не может быть сведена к политическому сообществу, есть одновременно знамение и хранительница трансцендентного характера человеческой личности. «Церковь (...) уважает и развивает также и политическую свободу и гражданскую ответственность».{}

 

> В миссию Церкви входит «выносить свое нравственное суждение также и о вещах, относящихся к политическому порядку, когда того требуют основные права личности или спасение душ, применяя все и только те средства, которые соответствуют Евангелию и благу всех, сообразно различиям времени и обстоятельств».{}

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /

2 (малоинтересно)  / 3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно!) 

www.messia.ru/r2/5/z11_119.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения
о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»