=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

С праздником Преображения!

Тема выпуска: Декалог: нравственность в области пола

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Составлено по материалам книги: Катехизис Католической Церкви. (Раздел II. Пункты 2331-2400).
Опубликовано: catholic.uz/tl_files/library/books/catechism/0322.htm.

 
серия "заповеди, добродетели";
серия "семья, брак"
 (примерно 2540 слов)

<Седьмая Заповедь (шестая в западной традиции)>

 
Примечания
(> из ККЦ /
& редактора рассылки)

> Не прелюбодействуй (Исх 20,14; Втор 5,18).
> Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем
(Мф 5,27-28&&).

&& В переводе В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть", РВ): 'Вы знаете, что было сказано: "Не нарушай супружескую верность!" А Я говорю вам: даже тот, кто взглянул на женщину с похотью, согрешил, нарушив мысленно верность"'.


I. «Мужчину и женщину сотворил их...»

> «Бог есть любовь, и в Себе Самом Он переживает тайну общения и любви. Создавая человека по Своему образу (...), Бог вписывает в человечество мужчины и женщины призвание и следовательно, ответственность и способность любви и общения»79.

> «И сотворил Бог человека по образу Своему (...) мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1,27&); «Плодитесь и размножайтесь» (Быт 1,28&&); «Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Быт 5,1-2&&&).

79 "Familiaris consortio" (FC, Апостольское обращение Иоанна Павла II о задачах христианской семьи в современном мире), 11.
& В новом переводе РБО (М.: Изд-во ГРРУ, 1999): "Бог сотворил человека, образ Свой, (...) мужчину и женщину сотворил".
&& "Будьте плодовиты и многочисленны".
&&& "Когда Бог человека сотворил, создал Он подобие Божье. Он мужчину и женщину сотворил и благословил их. И имя Он дал им — "человек", когда сотворил их".

> Сексуальность влияет на все аспекты человеческой личности, в единстве ее души и тела. В особенности она касается эмоциональности, способности любви и продолжения жизни и, в более общем плане, способности устанавливать общение с другими.

> <...> Физическое, нравственное и духовное различие и взаимодополнямость служат благу брака и развитию семейной жизни. Гармония супружеского союза и общества частично зависит от того, как представители обоих полов воспринимают свою взаимодополняемость, взаимные потребности и поддержку.

> «Создавая человека мужчиной и женщиной, Бог одаряет личностным достоинством в равной степени мужчину и женщину»80. «Человек есть личность, и это относится в равной степени к мужчине и женщине, ибо оба они созданы по образу и подобию личностного Бога»81.

80 FC, 22.
> 81 Mulieris dignitatem (Апостольское послание Иоанна Павла II о достоинстве женщины), 6.

> Каждый из двух полов представляет собой с одинаковым достоинством, хотя и по-разному, образ могущества и нежной любви Бога. Союз мужчины и женщины в браке есть способ повторить во плоти щедрость и изобилие Создателя: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт 2,24&). От этого союза происходят все поколения людей82.

& В переводе РБО: "(Вот почему мужчина оставляет отца и мать, и живет с женою, и становится с нею единой плотью.)"
82 Ср. Быт 4,1-2.25-26; 5,1.

> Иисус пришел, чтобы восстановить творение в его изначальной чистоте. В Нагорной проповеди Он дает абсолютное толкование Божиего Замысла: «Вы слышали, что сказано древним: „не прелюбодействуй”. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5,27-28^). Что Бог сочетал, того человек да не разлучает83.

> Предание Церкви всегда понимало <Седьмую> Заповедь как объемлющую совокупность человеческой сексуальности.

83 Ср. Мф 19,6.


II. Призвание целомудрия

Целомудрие означает полную целостность сексуальности в человеческой личности и, таким образом, внутреннее единство человека в его телесном и духовном бытии. Сексуальность, в которой выражена принадлежность человека к плотскому и биологическому миру, становится личной и по-настоящему человеческой, когда она входит как составляющая в отношения между двумя личностями, в обоюдном и не ограниченном во времени взаимном даровании мужчины и женщины друг другу.

> Добродетель целомудрия включает в себя таким образом целостность личности и целостность дара.


Целостность личности

> Целомудренный человек содержит в себе всю целостность сил жизни и любви, в нём заложенных. Эта целостность обеспечивает единство личности, она сопротивляется любой манере поведения, способной ранить ее. Она не терпит ни двойной жизни, ни двойного языка84.

84 Ср. Мф 5,37.

Целомудрие требует, чтобы человек научился владеть собой. Это часть подготовки к правильному пользованию человека свободой. Альтернатива ясна: либо человек владеет своими страстями и обретает покой, либо он позволяет им господствовать над собой и становится несчастным85. «Достоинство человека требует, чтобы он действовал по сознательному и свободному выбору, т.е. изнутри движимый и побуждаемый личной совестью, а не слепыми инстинктами или чисто внешним принуждением. Такого достоинства человек достигает тогда, когда, освобождаясь от всякого порабощения страстями, он стремится к своей цели в свободном выборе добра и находит для этого надлежащие вспомогательные средства в действенном и прилежном их искании».{}

85 Ср. Сир 1,22.

 

<...>

> Добродетель целомудрия находится в тесной зависимости от основной добродетели воздержанности, которая направлена на то, чтобы подчинить разуму страсти и чувственные аппетиты человека.

> Выработка самообладания — продолжительное дело. Никогда нельзя считать, что мы приобрели его раз и навсегда. Оно требует усилий в любом возрасте88. В некоторые моменты жизни — в частности, тогда, когда личность формируется, — в детстве и юности, необходимые усилия могут носить характер особой интенсивности.

88 Ср. Тов 2,1-6.

> Целомудрие подвержено законам роста. Его развитие проходит различные этапы, порою отмеченные несовершенством и очень часто — грехом. «День за днем человек добродетельный и целомудренный воспитывает себя сам путем множественного и свободного выбора. Так он познаёт, любит и делает моральное добро, соответственно разным этапам своего развития»89.

89 FC 34.

> Целомудрие — дело в высшей степени личное; <... однако>, существует «взаимозависимость между развитием человека и развитием самого общества».{} Целомудрие предполагает уважение к правам личности, в частности, к праву получать информацию и образование, уважающие нравственное и духовное измерение человеческой жизни.

> Целомудрие — это нравственная добродетель. Она также — дар Божий, благодать, плод духовного действия91. Святой Дух дает тому, кто возрожден водой Крещения, силу подражать чистоте Христа92.

91 Ср. Гал 5,22.
92 Ср. 1Ин 3,3.


Полнота самоотдачи

> <....> Самообладание предназначено для самоотдачи. Целомудрие делает человека, соблюдающего его, свидетелем перед ближним верной и нежной любви Божией.

> Добродетель целомудрия расцветает в дружбе. Она указывает ученику, как следовать и подражать Тому, Кто избрал нас Своими друзьями93, полностью отдал Себя нам и дал нам приобщиться к Его Божественному естеству. <...>
> Целомудрие выражается, в частности, в дружеском отношении к ближнему. Дружба, развивающаяся между лицами одного пола или разных полов, является великим благом для всех. Она ведет к духовному общению.

93 Ср. Ин 15,15.


Разные виды целомудрия

> Всякий крещеный человек призван к целомудрию. Христианин «облекся во Христа» (Гал 3,27), <который есть> образец целомудрия. Все верные Христу призваны вести целомудренную жизнь, в зависимости от личного состояния их жизни. В момент крещения христианин обязуется подчинять целомудрию свою эмоциональную жизнь.

> «Целомудрие людей должно различаться в соответствии с разными состояниями их жизни: у одних — в посвященной девственности и безбрачии, образцовых путях наиболее легкой отдачи Богу всего сердца безраздельно; у других — в рамках, установленных для всех нравственным законом, в зависимости от того, состоят ли они в браке или одиноки».{} Состоящие в браке призваны соблюдать супружеское целомудрие; остальные — целомудренное воздержание:

> Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. Мы не восхваляем одни из них, исключая другие. В этом — богатство церковной дисциплины95.

95 Св. Амвросий Медиоланский, О вдовах, 23.

Жених и невеста призваны жить в целомудренном воздержании. Это испытание, благодаря которому они познают взаимное уважение и учатся взаимной верности и надежде получить друг друга как дар от Бога. Они должны отложить до бракосочетания те выражения нежности, которые специфически присущи супружеской любви. Они должны взаимно помогать друг другу возрастать в целомудрии.


Нарушение целомудрия

Похоть (вожделение) есть неупорядоченное желание <...> эротических удовольствий <или неумеренность в них>. <...>

<....>

Блуд — это плотская связь между свободными мужчиной и женщиной вне брачного союза. Он грубо нарушает достоинство личности и сексуальности человека, естественно предназначенной для супружеского блага, а также для рождения и воспитания детей. Кроме того, он становится тяжким соблазном, когда речь идет о развращении молодых.

Порнография состоит в изъятии сексуального акта, реального или симулированного, из интимности партнеров с целью выставить преднамеренно их на показ другим. Она оскорбляет целомудрие, потому что извращает супружеский акт, интимный дар супругов друг другу. Она наносит тяжкий ущерб достоинству тех, кто участвует в таких действиях (актеры, коммерсанты, публика), ибо каждый становится для другого объектом примитивного удовольствия и бесчестной прибыли. Она погружает тех и других в иллюзорный мир. Порнография — тяжкий грех. Гражданские власти не должны допускать производства и распространения порнографических материалов.

Проституция наносит ущерб достоинству личности, которая ею занимается и тем самым превращается исключительно в источник извлекаемого из нее эротического удовольствия. Тот, кто платит, тяжко грешит против себя самого: он разрушает целомудрие, которому посвятило его крещение, и оскверняет свое тело, храм Духа Святого97. Проституция — это социальное бедствие. Она затрагивает по большей части женщин, но также и мужчин, детей и подростков (). Занятие проституцией всегда глубоко греховно, но нищета, шантаж и социальное давление могут смягчить ответственность за этот грех.

97 Ср. 1Кор 6,15-20.

Изнасилование означает насильственное вторжение в сексуальную интимность человека. Оно наносит ущерб справедливости и любви. Изнасилование грубо нарушает право каждого на уважение, свободу, физическую и моральную неприкосновенность. Оно наносит жертве огромный урон, которым может быть отмечена вся ее жизнь. Оно при всех обстоятельствах представляет собой акт по сути своей дурной. Еще хуже — изнасилование, совершаемое близкими родственниками (кровосмешение) или воспитателями в отношении доверенных им учеников.


Целомудрие и гомосексуализм

> Гомосексуализм означает отношения между мужчинами или женщинами, испытывающими сексуальное влечение <...> к лицам одного с ними пола. Он принимает самые разнообразные формы в разные эпохи и в разных культурах. Его психическое происхождение остается в большой степени необъяснимым. Опираясь на Священное Писание, представляющее гомосексуальные действия как тяжкую форму разврата98, Предание неизменно объявляет «гомосексуальные акты безусловно беззаконными».{} <.....>

98 Ср. Быт 19,1-29; Рим 1,24-27; 1Кор 6,10; 1Тим 1,10.

> Довольно значительное число мужчин и женщин имеют врожденную тенденцию к гомосексуализму. Эти люди не сделали сознательного выбора в пользу гомосексуализма; для большинства из них это состояние является трудным испытанием. К ним нужно относиться с уважением, состраданием и тактичностью. Надо избегать по отношению к ним всяких проявлений несправедливой дискриминации. Эти люди призваны исполнить волю Божию в своей жизни и, если они христиане, соединить с крестной жертвой Спасителя те трудности, с которыми они сталкиваются вследствие своего состояния.

> Люди, склонные к гомосексуализму, призваны к целомудрию. Благодаря добродетелям самообладания, воспитывающим внутреннюю свободу, иногда с помощью бескорыстной дружбы, молитвы и благодати таинств, эти люди могут и должны постепенно и решительно приближаться к христианскому совершенству.


III. Супружеская любовь

> Сексуальность предназначена для супружеской любви мужчины и женщины. В браке телесная интимность супругов становится знаком и залогом духовного общения. Между крещеными брачные узы освящены таинством.

> «Сексуальность, посредством которой мужчина и женщина отдают себя друг другу особыми, исключительно супругам присущими актами, не является чем-то чисто биологическим, но затрагивает саму внутреннюю сущность человеческой личности как таковой. Сексуальность осуществляется поистине по-человечески только тогда, когда она становится неотъемлемой частью любви, в силу которой женщина и мужчина вступают друг с другом в неразрывный союз до самой смерти»100:

100 FC 11.

> Товия встал с постели и сказал: «Встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас». И начал Товия говорить: «Благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою — жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: ,,Нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему». И ныне. Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею». И она сказала с ним: «Аминь». И оба спокойно спали в эту ночь (Тов 8,4-9).

> «Действия, которыми супруги интимно и целомудренно соединяются, честны и достойны и, совершаемые подлинно по-человечески, означают и поддерживают взаимную отдачу друг другу, через которую в радости и благодарении супруги обогащают друг друга».{} Сексуальность — источник радости и наслаждения.

<...>

> В супружеском союзе осуществляется двойная цель брака: благо самих супругов и передача жизни. <...>

<...>


Супружеская верность

> <....> Оба супруга отдаются друг другу полностью и навсегда. Их уже не двое — они составляют теперь единую плоть&. Свободно заключенный супругами союз обязывает их сохранять его единым и нерасторжимым.{} «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк 10,9&&)105.

& Ср. Мк 10,8; В переводе РВ: "их уже не два человека, а одно существо".
&&
В переводе РВ: "То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает".
105 Ср. Мф 19,1-12; 1Кор 7,10-11.

> Верность означает постоянство в исполнении данного слова. Бог верен. <Супружеским целомудрием мужчина и женщина свидетельствуют перед лицом мира о тайне верности Христа Своей Церкви.>

> Св. Иоанн Златоуст советует молодым мужьям так говорить жене: «Я принял тебя в свои объятия, и я люблю тебя, и я предпочитаю тебя даже жизни моей. Ибо здешняя жизнь — ничто, и самая пламенная мечта моя — прожить ее с тобой так, чтобы быть уверенным, что мы не будем разлучены в той, что нам уготована (...). Любовь твоя для меня превыше всего, и нет мне большего огорчения, чем не иметь тех же мыслей, что и ты»106.

> 106 Св. Иоанн Златоуст, Беседы на Послание к Ефесянам, 20,8.


> Плодородие брака

> Плодородие — дар, цель брака, ибо супружеская любовь по своей природе стремится быть плодоносной. Ребенок появляется не извне, чтобы присоединиться к взаимной любви супругов; он вырастает прямо в недре этого обоюдного дара, которого плодом и осуществлением он является. <....>

> Призванные давать жизнь, супруги причастны творческому могуществу и отцовству Бога110. «В обязанности передавать жизнь и воспитывать тех, кому они ее дали, которую нужно рассматривать как свойственную им миссию, супруги являются споспешниками любви Бога Творца и как бы ее выразителями. Поэтому они должны исполнять свои обязанности с сознанием человеческой и христианской ответственности».{}

110 Ср. Еф 3,14; Мф 23,9.
> Особый аспект этой ответственности касается регулирования зачатий. Если на то есть обоснованные причины, супруги могут желать отложить время рождения своих детей. Им самим надлежит убедиться, что это желание не продиктовано эгоистическими соображениями, но соответствует надлежащему великодушию ответственного <родительства>. <...>

<.....>

> Государство ответственно за благополучие граждан. Поэтому законно его вмешательство для демографического ориентирования населения. Государство может это делать через объективную и уважительную информацию, но ни в коем случае не в приказном и насильственном порядке. Ему не позволительно брать в свои руки инициативу, законно принадлежащую супругам, и узурпировать роль супругов, в первую очередь ответственных за рождение и воспитание своих детей.{} В этой области непозво­лительно использовать средства, противоречащие нравственному закону.


Ребенок есть дар

> Священное Писание и традиционная церковная практика видят в многодетных семьях знак Божиего благословения <...>.{}

> Велико страдание супружеских пар, которые оказываются бесплодными. «Владыка Господи! Что Ты дашь мне? — спрашивал у Бога Авраам. — Я остаюсь бездетным» (Быт 15,2). «Дай мне детей; а если не так, я умираю», — кричит Рахиль своему мужу Иакову (Быт 30,1).

 

> Исследования, которые проводятся с целью уменьшить человеческую бесплодность, достойны поддержки, при условии, что они поставлены «на службу человеческой личности, ее неотъемлемых прав, ее истинного и полного блага, согласно замыслу и воле Божией».{}

<.....>

> Евангелие показывает, что физическое бесплодие — не абсолютное зло. Супруги, которые, исчерпав все законные медицинские средства, продолжают страдать бесплодием, соединяются с Крестом Господним, источником всякого духовного плодородия. Они могут проявить свое великодушие, усыновив брошенных детей, либо оказывая серьезную помощь другим людям.


IV. Проступки против достоинства брака

Прелюбодеяние. Это слово означает супружескую неверность. Когда два человека, хотя бы один из которых состоит в браке, вступают между собой в половые отношения, пусть даже и мимолетные, они совершают прелюбодеяние. Христос осуждает прелюбодеяние даже в форме простого желания125. <Седьмая> Заповедь и Новый Завет полностью запрещают прелюбодеяние126. Пророки обличают тяжесть этого греха. Они видят в прелюбодеянии образ греха идолопоклонства127.

125 Ср. Мф 5,27-28.
126 Ср. Мф 5,32; 19,6; Мк 10,11; 1Kop 6,9-10.
> 127 Ср. Ос 2,7; Иер 5,7; 13,27.

> Прелюбодеяние есть несправедливость. Тот, кто совершает его, нарушает свои обязательства. Он разрушает знамение союза, которым являются брачные узы, он нарушает права другого супруга и наносит ущерб институту брака, разрывая договор, на котором он основан. Он ставит под удар благо человеческого рода и детей, которым нужен прочный родительский союз.


Развод

> Иисус Христос настаивает на изначальном замысле Создателя, Который хочет нерасторжимого брака128. Он отменяет попущения, проскользнувшие в Ветхий Завет129.

128 Ср. Мф 5,31-32; 19,3-9; Мк 10,9; Лк 16,18; 1Кор 7,10-11 <("тем, кто в браке, я приказываю — впрочем, не я, а Господь. Жена не должна покидать мужа, а если покинет, пусть живет одна или же мирится с мужем. И муж пусть не разводится с женой", РВ)>.
> 129 Ср. Мф 19,7-9.

<....>

> Если гражданский развод остается единственным возможным способом обеспечить некоторые законные права, уход за детьми или защиту имущества, он может быть допустим, не составляя при этом моральной вины.

Развод является серьезным нарушением естественного закона. Он есть самоуверенная попытка расторгнуть договор, свободно заключенный супругами, обязавшимися жить вместе до самой смерти. Развод есть оскорбление Завета Спасения, знамением которого является таинство брака. Заключение нового союза — даже если оно признано гражданским правом — усугубляет греховность разрыва: супруг, заключивший новый брак, оказывается в ситуации публичного и постоянного прелюбодеяния.

> Если муж, после отделения от своей жены, сближается с другой женщиной, он сам становится прелюбодеем, потому что заставляет эту женщину совершить прелюбодеяние; и женщина, с ним живущая — прелюбодейка, потому что она привлекла к себе чужого мужа132.

132 Св. Василий Кесарийский, Нравственные правила 73.

> Аморальный характер развода состоит еще и в том, что вносит беспорядок в семейную ячейку и в общество. Этот беспорядок приносит много вреда: для супруга, оказавшегося покинутым; для детей, которые травмированы разрывом между родителями и которых каждый из родителей пытается перетянуть на свою сторону; и, наконец, заразительностью, делающей его настоящей социальной язвой.

> Может быть так, что один из супругов является невинной жертвой развода, данного на основании гражданского закона; в таком случае он не нарушает нравственных предписаний. Есть серьезная разница между супругом, искренне попытавшимся остаться верным таинству брака и несправедливо покинутым, — и тем, кто тяжкой виной разрушает брак, канонически действительный133.

133 Ср. FC 84.


Другие проступки против достоинства брака

> Можно понять драму того, кто, желая обратиться и принять Евангелие, вынужден расстаться с одной или несколькими женщинами, с которыми он делил годы супружеской жизни. Тем не менее, полигамия (многоженство) несовместима с нравственным законом. Она «резко противопоставляет себя супружескому общению: ведь она прямо отрицает Божий замысел, каким он был изначально открыт нам; она противоречит равному личностному достоинству женщины и мужчины, отдающих себя друг другу в браке, в абсолютной любви, которая тем самым может быть только исключительной и единой»134. Человек, практиковавший многоженство и ставший христианином, обязан по справедливости нести ответственность за своих бывших жен и своих детей.

134 FC 19 <...>.

Кровосмешение (инцест) означает интимные отношения между родственниками и свойственниками, степень родства с которыми запрещает брак135. Св. Павел клеймит этот особо тяжкий грех <...>136. Кровосмешение извращает семейные отношения и означает регресс в сторону животного мира.

135 Ср. Лев 18,7-20.
136 1Кор 5,1.4-5.

<...>

Свободный союз имеет место тогда, когда мужчина и женщина не хотят придать юридическую и открыто декларированную форму своей связи, включающей сексуальную близость.

> Это выражение обманчиво: что может означать «союз», в котором его участники не хотят принимать на себя обязательства по отношению друг к другу и проявляют таким образом недостаточное доверие к другому, к самому себе или к будущему?

> Это выражение используется по отношению к разным ситуациям: к сожительству, к отказу от брака как такового, к неспособности связывать себя долговременными обязательствами137. Все эти ситуации унизительны для достоинства брака; они уничтожают саму идею семьи; они ослабляют чувство верности. Они несовместимы с моральным законом: половой акт должен иметь место исключительно в браке; вне брака он всегда представляет собой тяжкий грех и отлучает от Причастия.

137 Ср. FC 85.

> Многие сегодня требуют чего-то вроде «права на пробу» для тех, кто собирается вступить в брак. Какова бы ни была твердость намерений тех, кто вступает в преждевременные сексуальные отношения, эти отношения «не позволяют обеспечить межличностную связь между мужчиной и женщиной в обоюдной искренности и верности и, в частности, оградить ее от фантазий и капризов».{} Плотский союз нравственно законен только в том случае, когда возникла окончательная общность жизни между мужчиной и женщиной. Человеческая любовь не допускает «проб». Она требует абсолютной, без остатка, самоотдачи каждого139.

139 FC 80.

 

См. также:
Свт. Филарет (Дроздов). Пространный Православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О седьмой заповеди
Епископ Александр Семенов-Тянь-Шанский. Православный катехизис. Седьмая заповедь
Джойс Хаггет. "Романтические отношения": границы допустимого
Михаил Завалов. Змея измены
он же. Брак: конец и начало свободы
Дж. Уайт. Сексуальные грехи
Игумен Евмений (Перистый). Брак зарегистрированный и незарегистрированный
В.Н. Кузнецова. Об измене взглядом (комм. к Мф.5.27-30)
она же. Отношение Иисуса Христа к разводу (комм. к Мф.5.31-32)комментарий к Мф.19.1-12
она же. Ап. Павел о браке и разводе
К.С. Льюис: Нравственность в области пола (1), (2)
Х. Кокс. Неханжеское понимание евангельских норм
Николай Бердяев. Социальная обыденность приспособливает евангельскую истину для своих целей
свящ. Иоанн Мейендорф. Развод в Православии.
о том же митр. Сурожский Антоний

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/5/z15_179.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
NEW! >Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»