=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Библия: "синоптическая проблема"

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Автор: свящ. Александр Мень.
Из "Библиологического словаря", slovari.yandex.ru/~книги/Библиологический%20словарь/Синоптические%20Евангелия/; slovari.yandex.ru/~книги/Библиологический%20словарь/Синоптическая%20проблема/.

серия "Библия"
 
 (примерно 1870 слов)

 

> СИНОПТИ́ЧЕСКИЕ ЕВА́НГЕЛИЯ <(С. Е.)> – условное название, которое дал первым трем Евангелиям Грисбах, расположивший в своем издании (1774–76) их текст в виде синопсиса.

> Для С. Е. характерны: а) сходный в общих чертах порядок повествования, отличающий их от 4-го Евангелия, б) общность содержания и в) общность лексики. Ок. 91% текста Мк совпадает с Мф и Лк (50 % для Мф и 41% для Лк). Только 60 ст. Мк не имеют параллелей в др. С. Е. В свою очередь, в Мф и Лк содержится ок. 200–220 параллельных стихов, отсутствующих в Мк (т. н. двойная традиция). 117 ст. обладают значительным сходством; в других же случаях наблюдаются определ. лексич. различия. Примерами "немарковых параллелей" в Мф и Лк являются Мф 8:5–10,13 и Лк 7:1–10. Ряд рассказов и речений есть только в Мф (212 ст.) и только в Лк (214 ст.). Некоторые тексты в Мф и Лк почти дословно повторяют друг друга (напр., Мф 3:7–10 и Лк 3:7–9); другие же тексты различаются в способах выражения. Напр., в Мф о блаженных говорится в третьем лице, а в Лк — во втором; ев. Матфей употребляет словосочетание "Царство небесное", в то время как ев. Лука — "Царствие Божие".

> Композиционные, содержательные и лексич. различия С. Е. связаны со средой и временем их возникновения, а также с индивидуальными оттенками богословия каждого из евангелистов (см. ст. "Истории редакций" школа). Сходство же их обусловлено общими источниками письменными и устными и ролью древней досиноптической традиции.

* * *

> СИНОПТИ́ЧЕСКАЯ ПРОБЛЕ́МА <(С. п.)> — историко-литературный вопрос о причинах сходства и различий между синоптическими Евангелиями.

> С. п. не является чисто академической, отвлеченной: изучение ее помогает уяснить сущность Благой Вести, как она отразилась у боговдохновенных составителей Евангелий. К С. п. тесно примыкают и проблемы датировки и атрибуции первых трех Евангелий (см. ст. Евангелия).

> 1. Постановка вопроса. Факт существенного отличия синоптич. Евангелий от Ин не вызывает сомнения; при этом очевидно и наличие весьма сложного соотношения между текстами самих синоптиков. Прежде всего бросается в глаза их необычайное сходство.

> а) В целом они имеют общую композицию.

> б) Многие речения Иисусовы и описание ряда событий у синоптиков совпадают почти буквально (напр., Мф 12:1–8; Мк 2:23–28; Лк 6:1–5). Эти совпадения, по выражению Муретова, нередко касаются даже "микроскопических деталей". Следует отметить, что подобные параллели есть либо у всех 3 евангелистов (тройная традиция), либо у 2 (у Мф и Лк, у Мф и Мк, у Мк и Лк: двойная традиция).

> в) Цитаты из ВЗ совпадают у синоптиков даже тогда, когда они приведены не по Септуагинте, а в ином переводе. Совпадает и интерпретация ветхозав. текста (напр., в Мф 3:3; Мк 1:3; Лк 3:4 пророчество о Богоявлении в пустыне Ис 40:3 отнесено к Мессии).

> На фоне этой общей идентичности, местами переходящей в дословную цитацию, представляются загадкой различия между синоптиками, как значительные, так и едва уловимые.

> а) Многие речения и нарративные эпизоды имеются лишь у одного из евангелистов. Напр., о Благовещении и Сретении говорит только ев. Лука, о посещении волхвов — только ев. Матфей. Только в Лк приводятся некоторые притчи и говорится о покаянии разбойника, распятого рядом со Спасителем.

> б) Не одинаков порядок описания мн. событий. Напр., последовательность искушений Господа в пустыне в Лк иная, нежели в Мф. В Лк проповедь Христа в Назарете отнесена к началу Его служения (4:16 сл.), а в Мф (13:54 сл.) и Мк (6:1 сл.) — к более позднему периоду.

> в) Одни и те же речения Спасителя нередко помещены в различный хронологич. контекст. Напр., обличительная речь в Мф (23:37–39) произносится Христом в дни Страстной недели, а в Лк (13:34–35) — гораздо раньше.

> г) Нек-рые, по сути дела тождественные рассказы и речения переданы у синоптиков неодинаково: с разной степенью детализации, с введением или опущением ряда подробностей. Порой их отличает стиль, количество слов, структура. Ср., напр., изложение Нагорной проповеди в Мф (5:1 сл.) и в Лк (6:20 сл.).

> д) Есть незначительные различия, которые несут определенную смысловую нагрузку, напр. в рассказе о богатом юноше (Мф 19:16 сл., Мк 10:17 сл., Лк 18:18 сл.).

> Именно эти различия уже во 2 в. вызвали к жизни <евангельские гармонии > (см. ст. Татиан). Однако научно-историческое и богосл. исследование С. п. не может ограничиться лишь гармонизацией текстов; оно стремится выяснить причины того, что разделяет и объединяет синоптиков. Если ев. Матфей был очевидцем еванг. событий, почему ев. Марк и ев. Лука, не принадлежавшие к кругу непосредственных учеников Христовых, позволяли себе отступать от его повествования? Пользовались ли синоптики общими письменными источниками или источником? Что обусловило сходство Евангелий: устное церковное Предание или письменные досиноптические документы? Кто из синоптиков писал раньше? Служило ли первое по времени Евангелие образцом для последующих евангелистов? Если служило, то почему они иногда меняли то, что в нем находили? Чем объясняются расхождения евангелистов как в деталях, так и в больших разделах Евангелий? Если ев. Марк пользовался Мф, в чём причина опущения им таких важных разделов, как, напр., Нагорная проповедь? Если Матфей пользовался Мк, то откуда он брал материалы, отсутствующие в Мк? Эти и мн. др. подобные вопросы составляют гл. содержание С. п.

> 2. Попытки решения проблемы — их в истории исагогики было немало. Если исключить частные остроумные предположения, а говорить лишь о стройных, законченных теориях, то их можно насчитать около двадцати. Но из них в библ. науке широкое признание получило лишь меньше половины.

> а) Ок. 400 блж. Августин написал спец. труд "О согласии евангелистов", в котором высказал теорию о взаимозависимости синоптиков. По его мнению, первым было написано Ев. от Матфея, а прочие евангелисты либо сокращали его, как ев. Марк, либо добавляли собств. материал из Предания, как ев. Лука. В новое время эту концепцию в разных вариантах защищали М. Д. Муретов, Франц Делич, Цан, Шлаттер,Б. Батлер и др. Их оппоненты указывали, однако, на малую вероятность того, чтобы один евангелист, зная текст своего предшественника, мог допустить такие пробелы и расхождения, какие имеются, напр., в первых главах Мф и Лк.

> б) В 1778 Лессинг написал работу (изданную посмертно), которая наметила <теорию письменного Протоевангелия >. Он предположил, что синоптики исходили из существовавшего в их время, но позднее утраченного еврейского текста. Сходство и различия между синоптич. Евангелиями обусловлены тем, что евангелисты пользовались этим Протоевангелием каждый по-своему. Научную разработку такого решения С. п. начали  Айххорн (1804), концепцию которого затем поддержали и развили Гизелер , Ренан , Шпитта и др. протестантские авторы, а также библеисты рационалистического толка. Противники их теории отмечали отсутствие сведений о письменном Протоевангелии в древней традиции и недостаточность теории для объяснения синоптич. различий.

> в) Фрагментарная теория происхождения Евангелий была впервые предложена Шлейермахером (1817) и развита Паулюсом (1828). Согласно этой концепции, все 3 евангелиста имели в своем распоряжении не одно Протоевангелие, а множество кратких записей, содержащих речения Иисусовы и эпизоды из Его жизни. Теория фрагментов была поддержана Беркитом, Тайлором, Серфо и использована экзегетами <школы "истории форм">. Недостаток этой теории заключается в том, что с ее помощью трудно объяснить общность композиции у синоптиков.

> г) Широкое признание получила концепция устного Предания как гл. источника синоптиков. Возникновение ее в какой-то мере связано с идеями Симона и Лессинга, считавшими Предание связующим звеном между еванг. событиями и Протоевангелием. На ведущей роли Предания в решении С. п. настаивали многие правосл. экзегеты (А. Бухарев, еп. Михаил (Лузин), Н. Троицкий, прот. Фивейский, архим. Лев (Жилле), еп. Кассиан (Безобразов) и др.); а также значительная часть протестантских библеистов (в частн., Гердер и тюбингенская школа) и ряд католиков (Леон-Дюфур и др.). Однако, несмотря на убедительность доводов этой теории, ее тоже невозможно считать исчерпывающей, т. к. совпадения между синоптич. текстами явно свидетельствуют о литературное зависимости. В частности, греч. перевод из Ис 40:3 дан у Мф 3:3, Мк 1:3 и Лк 3:4 в одном и том же варианте, не совпадающем с Септуагинтой (см. ст. "Истории предания" метод ).

> д) Самой распространенной попыткой решить С. п. является <теория двух источников>. Эта теория была разработана в 1863Г. Хольцманном. В кон. 19 и нач. 20 в. она стала почти "догматом" в новозаветной историко-литературной критике (Юлихер, Жебелев и др.). Находила она своих защитников и позднее (Борнкамм, Шнивинд, Филсон и др.). Ее сторонники исходили из убеждения в хронологическом первенстве Мк (см. ст. Марка приоритета теория) и гипотезы об утраченном сборнике Логий, или Q (см. ст. Квелле). По этой теории, Мк и Q были гл. источниками для Мф и Лк. Однако, как показали исследования Вреде, Велльхаузена и Гарнака, Мф и Лк опирались на большее число источников.

> е) <Теория Четырех источников>, выдвинутая протестантом Стриттером (1924) и католиком Буамаром (1972), утверждает, что кроме Q было еще 3 древних документа. Именно они-то и легли в основу первых редакций синоптических Евангелий (Перво-Марка и др.), которые после дальнейшей переработки приняли свою нынешнюю форму.

> ж) <Теория Трех источников>, разработанная впервые в 1908 Б. Вайссом, добавляет к Мк и Q особый источник (L), которым пользовался ев. Лука (в частн., при передаче притч Христа). Шпитта (1912), сторонник теории Протоевангелия, даже отождествил этот источник с древнейшим семитским оригиналом синоптиков. Последней по времени является теория 3 семитских источников, выдвинутая Карминьяком (1984). Он полагает, что С. п. может быть в будущем решена, если рассматривать греч. текст синоптиков как конечный результат работы над тремя евр. досиноптическими источниками: евр. оригиналом Мк, записанным со слов ап. Петра, "Расширенным Марком" (евр. Мк с добавлением евр. оригинала Q) и евр. источник Луки, который был переведен для евангелиста на греч. язык. Эту концепцию можно представить в следующем виде:

> Независимо от того, будет ли принята теория Карминьяка (против нее резко выступил Грело), многими экзегетами и филологами уже давно накоплен обширный материал, подтверждающий существование еврейской и арамейской первоосновы Евангелий (см. ст.: Гебраизмы; Евангелия; Семитизмы). Аргументы этого рода собраны Блэком, Велльхаузеном, Лагранжем, Торри, Тремонтаном, Флуссером, Э. Швейцером и мн. др. библеистами.

> 3. Общие выводы. Приведенная выше классификация носит условный характер, т. к. мн. исследователи НЗ сочетают в своих трудах одновременно неск. теорий. С. п. до сих пор остается дискуссионной. Однако в итоге многолетних дебатов выявилось неск. тезисов, которые считаются наиболее надежными.

> 1) В распоряжении синоптиков было, вероятно, неск. письменных источников. Их число и количество списков было невелико, что и обусловило их утрату.

> 2) Эти источники могли содержать как небольшие перикопы, так и представлять собой более обширные тексты.

> 3) Синоптики не были биографами. Они писали о Благой Вести для утверждения братьев в вере и поэтому не ставили перед собой цель дать строго хронологич. последовательность событий и речей.

> 4) К кон. 1 в. формирование синоптич. Евангелий уже завершилось. В период их создания были еще живы многие современники и свидетели еванг. событий и сохранялась непосредственная связь с первичной палестинской традицией.

> 5) Особенности каждого из синоптиков обусловлены не только церк. Преданием и источниками, но и особенностями богословия каждого из евангелистов (см. ст. "Истории редакций" школа).

> 6) Древнейшим из синоптиков является Мк.

> 7) Мф в его нынешнем виде не тождествен тому евр. оригиналу, о котором писал во 2 в. Папий.

> 8) Если синоптики и пользовались версиями друг друга, то они не ограничивались этим, а привлекали и другие, не сохранившиеся до наших дней документы и предания.

> 9) Семитическая основа (устная и письменная) первых 3 Евангелий прочно связывает их с традициями иерусалимской первообщины, хранившей живую память о земной жизни Христа.

> 10) Соединение устных традиций, досиноптич. лит. источников и взаимовлияние евангелистов и создало сложную картину "синоптического феномена".

> Т. о., большинство указанных теорий не столько исключает, сколько дополняет друг друга. Исследование С. п. имеет важное богословское значение. Благодаря многообразию источников, которые вошли в Евангелия, мы видим в них лик Христов не односторонне, а через целостное Предание Церкви и через своеобразное восприятие евангелистов и их толкование источников.


Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/b05_036.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предшествующий  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»