=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Библия: Книги Царей (3-я и 4-я книги Царств)
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

По материалам книги Уолтер Брюггеман. "Введение в Ветхий Завет. Канон и христианское воображение" (гл. 13).

(Цитаты из книги выделены тёмно-синим цветом; цитаты из Библии даем по изданию "Библия. Современный русский перевод" (Российское Библейское Общество)).

 
серия "Библия"
 (примерно 2000 слов)

 

Первая и Вторая книги Царей (у христиан — Третья и Четвертая книги Царств) — четвертая часть корпуса Ранних Пророков. Это кульминация девтерономической истории. Ее — описать жизнь Израиля в Земле обетованной в соответствии с основными богословскими установками девтерономической традиции и объяснить разрушение Иерусалима в 587 году до н.э. и последующее переселение еврейской элиты.

На первый взгляд, главная тема Книг Царей — история объединенного царства при Соломоне, занявшем престол после смерти Давида (3Цар 1–11), история Израильского и Иудейского царств (3Цар 12 — 4Цар  17), а также последние годы существования Иудеи после разрушения Северного царства (4Цар 18–25). Соединяя разные источники в единое целое, «историк» (составитель этих книг), создавал метаповествование о пребывании Израиля в Земле обетованной. Он не особенно стремился определить достоверность своих источников, поскольку главной задачей было создание последовательного нормативного изложения прошлого.

Книги Царей — не историческая хроника. Это богословский комментарий, интерпретация истории, уже известной читателю. Так, текст то и дело предлагает читателю своего рода примечания, отсылающие любознательного читателя в библиотеку, чтобы самому ознакомиться с достоверным изложением фактов, комментируемых в этих книгах — см. 3Цар 11:41; 14:19; 15:7. Эти примеры содержат ссылки на основные источники, по–видимому, хранившиеся в царской библиотеке (ни один из них не сохранился до наших дней). Основное внимание читателя должно быть обращено не на сами источники, а на их интерпретацию, «вчитываемую» или «вычитываемую» авторами книги из текста, на их богословское значение.

 

Первая часть Книг Царей, посвященная правлению Соломона, (3Цар 1–11) обычно датируется 962–922 годами до н.э.

Материалы переработаны для создания определенного образа царя. В начало текста Девтерономист поместил 3Цар 2:1–4, где «девтерономический Давид» увещевает молодого царя–наследника исполнять предписания Торы. Весь текст строится на двух фразах, по–видимому, противоречащих друг другу:

Соломон любил ГОСПОДА и следовал наставлениям своего отца Давида; однако жертвы он приносил в капищах (3:3).

 Царь Соломон любил своих многочисленных жен–чужестранок; помимо дочери фараона у него были и моавитянки, и аммонитянки, и эдомитянки, и сидонянки, и хеттянки (11:1).

Вначале Соломон — ответственный, верный царь, совершающий великие дела. Однако в конце повествования содержится жесткое осуждение Соломона, объясняющее, из–за чего после его смерти была потеряна значительная часть царства (11:9–13). Пророчество об осуждении стоит рядом с данным Давиду обещанием.

В центре повествования о Соломоне — рассказ о строительстве Храма (гл. 5–7). Кульминация сюжета — его освящение (глава 8). Это событие делит текст на две части: в первой Соломон — положительный герой, во второй — отрицательный. Всё в повествовании указывает на то, что строительство Храма — самое значительное деяние Соломона. Не случайно Книги Царей заканчиваются описанием разрушения Храма вавилонянами (4Цар 25:13–17).

Глава начинается с описания литургической процессии, а заканчивается гимном, восхваляющим ощутимое присутствие ГОСПОДА в Храме. Но затем следует критическое рассуждение о «действительном присутствии» Божества: утверждается, что ГОСПОДЬ лишь посещает Храм, постоянно пребывая в небесах (3Цар 8:27,30).

Цель этих слов — защитить свободу ГОСПОДА от попыток приручения или подчинения литургическими или богословскими средствами Его силы, влияния и представлений о Нём интересам царской власти.

Кроме этого, в главу 8 входят несколько молений о помощи в разных трудных ситуациях (ст. 31–45), завершающихся пространным обращением к Богу в ситуации плена (ст. 46–53). Благодаря этому становится очевидным: традиция, восходящая ко времени Соломона, была обработана в соответствии с потребностями общины, живущей в Плену. Таким образом, здесь не только возвеличивается Храм, но и подтверждается мысль о том, что уведенный в плен Израиль может прийти к Богу и без Храма. Здесь легко проследить, как редактор перерабатывал текст для поколения Плена.

Важно, что автор сразу же за возвышенным богословием божественного присутствия в Храме помещает стихи 9:1–9, содержащие характерный для девтерономической традиции силлогизм:

послушание (ст. 4)

преуспевание (ст. 5)

непослушание (ст. 6)

беды (ст. 7-9)

Негативная часть, ст. 6–9, гораздо длиннее позитивной, т. е. акцент в описании сделан именно на негативную сторону.

С одной стороны, в 9:10–10:29 описывается благополучие и успех Соломона. Но, с другой стороны, зная общую девтерономическую концепцию, мы понимаем, что система, созданная Соломоном, не работает — из–за постоянных нарушений предписаний Торы и из–за честолюбивых стремлений, противоречащих верховной власти ГОСПОДА. Но в какой–то момент мы сталкиваемся с резким отвержением Соломона в главе 11. Его вина в том, что он стал серьезно нарушать Завет, соблазнившись «многочисленными женами–чужестранками». Многочисленные браки царя с иноземными принцессами были частью политики, направленной на налаживание экономико–политических отношений в рамках тогдашней «глобализации», что неизбежно вело к отступлению от «местных» традиций, связанных с соблюдением Завета. Амбициозная политика Соломона привела страну к успеху, но она же стала причиной осуждения и разрушения государства. 3Цар 1–11 представляет собой утверждение о зависимости удачи в мирских делах от послушания Торе, что принципиально важно для девтерономической традиции. Оно также важно в данном контексте, ведь столь плачевный конец правления Соломона явно противоречит народным преданиям, восхваляющим его мудрость и могущество. Образ одного из самых известных еврейских царей, отредактированный Девтерономистом, предполагает наличие у читателя чувства иронии, поскольку текст скрывает больше, чем кажется на первый взгляд. В девтерономической редакции текст превращается в свидетельство о бескомпромиссной реальности мира, управляемого ГОСПОДОМ, о реальности за пределами области материальных ценностей.

 

Вторая часть Книг Царей, 3Цар 12:1 — 4Цар 17:41, представляет собой метаисторическое повествование о двух царствах, Израильском и Иудейском, образовавшихся после смерти Соломона, сосуществовавших бок о бок с 962 по 721 год до н.э., т. е. до разрушения ассирийцами Самарии, столицы Северного царства.

Перед нами череда царей обеих царств. Правление каждого из них описывается по определенной формуле: сообщается его возраст при вступлении на престол, время его правления, имя матери, в конце приводится особая завершающая формула. Основной элемент этой заключительной формулы — вердикт, выносимый царю с точки зрения Девтерономиста. Все цари Северного царства оказываются нечестивыми по определению — они неизменно нарушали верность центральному святилищу в Иерусалиме. Большинство царей–давидидов, правивших в Южном царстве, — нечестивы, шестеро оценены удовлетворительно и только двое (Езекия и Иосия) признаны благочестивыми.

Самое важное место для понимания взглядов интерпретаторов — 4Цар 17:7–41. Это длинное, местами скучное богословское размышление о судьбе Самарии и разрушении Северного царства ассирийцами. Однако в нём содержатся очень важные для Девтерономиста идеи. Какими бы ни были геополитические причины нападения ассирийцев на Северное царство, девтерономические редакторы убеждены в связи государственного кризиса и потери земли с волей ГОСПОДА. Глава 17 начинается с обвинения Израиля в длительном нарушении первой заповеди — об исключительной верности ГОСПОДУ. В стихе 13 говорится о том, что ГОСПОДЬ через пророков многократно посылал народу предостережения, пытаясь вернуть его к себе. Таким образом, по мнению Девтерономиста, пророки становятся главными действующими лицами истории Израиля и Иудеи. Осуществление приговора — краткое, но ясное сообщение об изгнании (стих 18; см. также 20–23).

Конец 17–й главы — более поздний рассказ о народах, переселенных ассирийцами в Самарию. Это созданное в Иерусалиме литературное сочинение, описывающее распространенные среди населения севера неортодоксальные религиозные взгляды. Позже переработанная версия этого фрагмента превратилась в обличительную речь против «самаритян» — евреев бывшего Северного царства, которые оказались «неполноценными евреями», не соответствующими требованиям послепленного иерусалимского иудаизма.

 

Еще один важный элемент второй части Книг Царей — собрание повествований о пророках, представленное в 3Цар 17 — 4Цар 9. Главные действующие лица здесь — Илия, Елисей и Михей, сын Иемвлая. Здесь нет девтерономической «истории», но эти рассказы стали важной частью Книг Царей.

Здесь описаны великие драматические характеры деятелей, которые постоянно незримо присутствовали в Земле обетованной, совершая великие чудеса. Они занимают в повествовании главенствующее место, обычно отводимое царям. Эти истории считаются «народными преданиями», корни которых уходят в прошлое, уже не поддающееся реконструкции. Сильно преувеличенные в процессе пересказов, ставшие эпосом, они составляют почти треть Книг Царей, и уже поэтому их следует воспринимать серьезно. Похоже, здесь мы имеем дело с эпистемологическим кризисом, выход из которого был найден благодаря этим историям, ставшим альтернативой царской «истории». Мы находим здесь свидетельство о знании, жизни, реальности, неподвластных царям.

Термин «народные» указывает, что значительная часть населения не принимала культурные установки царского истеблишмента и городской элиты, выражая свою жизнь совершенно по–иному. Удивительно, что Девтерономист сохранил эти предания и уделил им столь значительное место. Они противостоят претенциозным монархическим традициям, и очевидно, что именно для этого они введены в текст.

Постоянное пересказывание этих сюжетов само по себе было знаком «гражданского неповиновения». Они свидетельствовали, что значительная часть жизни неподвластна царям, проходя в мире, управляемом ГОСПОДОМ, гораздо более реальном и осязаемом, нежели представляется властям. Яркий пример существования реальности, управляемой напрямую ГОСПОДОМ, — история о винограднике Навуфея, в которой Илия проклинает Ахава и Иезавель, пожелавших, злоупотребив царскими привилегиями, завладеть чужой землей (3Цар 21). Власть ГОСПОДА отчетливо проявляется и в истории противостояния на горе Кармель, описанной в 3Цар 18–19, когда пророк Илия вызывает дождь.

Эти сюжеты подрывают авторитет Ахава, говоря о том, что царь, неспособный вызвать дождь, не обладает властью, которая, согласно тогдашним представлениям, была присуща царям. То же ощущение соприкосновения с иной реальностью — в короткой истории в 4Цар 4:42–44, где Елисей умножает пишу, чтобы накормить голодных.

 

Третья, заключительная часть книг Царей — 4Цар 18–25 — повествует об истории Южного царства со столицей в Иерусалиме, с момента гибели Северного царства в 721 году до разрушения Иудеи и Иерусалима в 587 году до н.э. Повествование четко разделяется на несколько блоков, почти с «хореографическим» изяществом подводящих читателя к концу сюжета.

В центре описания — три царя, сыгравшие важную роль в истории.

Самый значительный из них — Иосия, наследник реформ своего прадеда Езекии и в то же время наследник нечестия своего деда Манассии. Иосия, как и Езекия, считается праведным царем (4Цар 23:25, см. также 24:3).

Именно в правление Иосии в Храме был найден свиток (4Цар 22:8–13). По мнению большинства исследователей это было Второзаконие, на основании которого Иосия провел «девтерономическую реформу» 621 года (4Цар 23:1–24). Обнаружение свитка и реформа — главные события девтерономической истории. Это могло быть реальным историческим событием. Свиток Торы играет в сюжете столь же важную роль, как и Иосия, представлявшийся Девтерономисту идеальным царем, в полной мере следующим предписаниям Торы. Рассказ об обнаружении свитка делает божественные заповеди центром этой «истории». Кроме того, Иосия реализует наказ Моисея, переданный Иисусу Навину в самом начале «истории» (Ис Нав 1:7–9).

Связь между Иисусом Навином, начинающим «историю», и Иосией, ее заканчивающим, делает Тору обрамлением для истории царей.

Правление Иосии оценивается в 4Цар 23:26–27 в высшей степени положительно, однако из–за Манассии оценка общей ситуации в Иудее в 4Цар 23:26–27 оказывается отрицательной, и такая же оценка дается в целом всей «истории» государства. Противопоставление нечестивых и благочестивых царей позволяет показать, что исполнение заповедей Торы очень важно, однако неисполнение этих заповедей настолько преобладало в долгой истории правления царей, что даже абсолютное соблюдение предписаний Иосией не смогло изменить ситуацию.

Через описание трех царей — благочестивого Езекии, нечестивого Манассии и благочестивого Иосии — сюжет выстраивается в соответствии с замыслом «историка» и заканчивается осуществлением приговора, вынесенного жителям Иерусалима за непослушание. Фрагмент 4Цар 23:28–25:26 — завершение сюжета, в котором богословский приговор воплощается в истории: Иерусалим гибнет от рук Навуходоносора и вавилонян. Однако внимательное прочтение «истории» позволяет предвидеть подобный печальный конец и последующее изгнание с самого начала (Втор 30:17–18; 31:16–17; Ис Нав 23:16).

Эта очевидная связь между началом и концом говорит о том, что Первая и Вторая книги Царей — интерпретаторский проект, представляющий собой впечатляющую эпопею и своеобразную «философию истории». Всё повествование, кульминация которого — рассказ о трех царях, заслуживших разные богословские оценки, оказывается назиданием касательно необходимости следовать ГОСПОДУ и соблюдать Его заповеди, особенно в условиях циничного самовозвеличивания, царящего в обществе. Нетрудно увидеть, что «пророческие» предупреждения столь же актуальны для современного читателя этой «истории», как и для ее первых читателей, живших в Плену.

Довольно любопытен самый конец Второй книги Царей, стихи 27–30. Его можно было бы счесть простым историческим примечанием, если бы не одно обстоятельство: «историк», создававший текст, никогда не вводит в текст «просто» исторические примечания. Видимо, во время Плена (и позже) у евреев были основания для надежд, связанных с Давидом, даже в условиях подчинения чуждой империи.

Эти мессианские ожидания царя из рода Давида, едва уловимые в данном повествовании, выходят на первый план в других текстах периода Плена (см. Ис 55:3; Иер 23:5–6; 33:14–16,17,23–26; Иез 34:23–24). «Историк», однако, говорит лишь о том, что божественное осуждение, приведшее к разрушению Иерусалима в 587 году до н.э., стало в истории решающим, но не окончательным. Осуждение не могло не реализоваться, учитывая безапелляционность требований Торы, так отчетливо сформулированных Девтерономистом, так яростно защищаемых Иисусом Навином и так отважно выполненных Иосией. С этой точки зрения, все цари живут в мире Торы. Если царь не исполняет предписаний Закона, руководство народом переходит к кому–то другому, к таким необычным, странным людям, как Илия, Елисей и Михей. В сознании народа они всегда противостояли царям, отвергавшим Тору. В итоге читатель должен понять: столь странная «история царей» иначе как такой странной быть и не могла!

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/b47_325.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«          »Форум сайта«


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»