=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: "Только Писание"? (2) Где истинное Предание?

Этот выпуск тройной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 3 примерно равные части.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Автор: диакон Джон Уайтфорд.
Из книги: "Только одно Писание?"
Опубликовано: hramvprudskoy.ru/index.php/bibliya-svyathennoe-pisanie/item/68.html;
версия п/ред. еп.  Александра (Милеанта): bible-istina.zachalo.ru/notsola.html.

 
серия "Церковь: единство и разделения. Конфессии";
серия "Библия".
 (примерно 4750 слов, включая прим. редактора рассылки)
предыдущая часть

 

> Несостоятельность протестантских методов толкования Библии

> С первых дней Реформации протестантам пришлось столкнуться с фактом, что при данной нам Библии и при ограниченности человеческого разума люди не могут прийти к согласию между собой по важнейшим вопросам веры. Еще при жизни Мартина Лютера возникли десятки различных группировок, каждая из которых претендовала на то, что просто верует в Библию, но ни одна из которых не была согласна ни с какой другой по поводу того, что говорит Библия. В свое время Лютер мужественно держался перед имперским сеймом в Вормсе, заявив, что "если ему не представят свидетельств из Священного Писания или других ясных и неопровержимых доказательств, то он не отречется от своих сочинений". Позднее, когда анабаптисты, которые не были согласны с лютеранами по ряду вопросов, просили проявить по отношению к ним аналогичную терпимость, они подверглись со стороны лютеран жестоким репрессиям – их тысячами отправляли на казнь вопреки провозглашенному Лютером праву на свободное толкование Священного Писания.

> Несмотря на очевидные проблемы, возникшие в связи с этим учением о Священном Писании как единственном источнике веры, приведшим к дроблению протестантизма на множество сект, протестанты, не желая признавать своего поражения перед Папой, свели всё дело к тому, что несогласные с ними просто неправильно читают Библию. Тогда в качестве решения проблемы был предложен целый ряд способов толкования Библии. Разумеется, требуется еще найти рецепт, позволяющий избегать бесконечного дробления на различные секты и толки, и протестанты всё время заняты поисками метода или ключа, который помог бы им решить и эту проблему.

> Рассмотрим наиболее популярные подходы, применявшиеся до сих пор к толкованию Библии, каждый из которых по-прежнему используется тем или иным направлением протестантизма.

> Первый подход: Библию нужно понимать буквально – текст ее ясен

> Это, несомненно, был самый первый подход, заявленный реформаторами, хотя довольно скоро они пришли к пониманию того, что таким образом нельзя защитить доктрину об "авторитетности одного лишь Писания". Хотя этот подход был несостоятельным с самого начала, он до сих пор популярен среди необразованных евангелистов и харизматиков. От них часто можно услышать: "Библия говорит то, что имеет в виду, и имеет в виду то, что говорит". Но когда дело доходит до конкретных текстов Писания, с которыми протестанты несогласны, например, места, где Христос дает апостолам власть прощать грехи (Мф.20:23), или когда Он говорит о Евхаристии: "Сие есть тело Мое... сия есть кровь Моя" (Мф.26:26-28), или когда св. апостол Павел учит, что женщины должны покрывать голову <во время общей молитвы>+ (1Кор.11:1-16), тогда вдруг оказывается, что Библия уже не говорит то, что имеет в виду: "Ну, это не надо понимать буквально..."

> Второй подход: Правильное понимание дает нам Святой Дух

> Когда многочисленные течения, возникшие под знаменем Реформации, не смогли придти к согласию друг с другом относительно толкования Священного Писания, вторым решением проблемы стало утверждение, что благочестивыми протестантами руководит Св. Дух, чтобы они могли правильно истолковывать Писания. Разумеется, каждый, кто несогласен с этим "благочестивым протестантом", не может быть руководимым тем же самым Духом, так что в результате каждое протестантское направление должно перестать считать христианами всех тех, кто от него отличается. Если такой подход правилен, то во всём протестантизме осталось всего-навсего одно направление, правильно толкующее священное Писание, – но какое же именно из нескольких тысяч существующих деноминаций? Конечно, ответ будет зависеть от того, с представителем какого направления вы будете разговаривать, но можно быть уверенным, что он назовет то направление, к которому принадлежит сам.

> В настоящее время, однако (хотя это зависит от того, с какой из разновидностей протестантства вы имеете дело), вы чаще встретите протестанта, который заявит об относительности истины, чем такого, кто будет настаивать на исключительной правоте своих единомышленников. С появлением всё новых и новых конфессий протестантам любого толка становится всё труднее утверждать, что только они правильно понимают Писание (хотя таких встречается всё еще порядочно). Поэтому стало обычным преуменьшение различий между конфессиями и мнение о несущественности различий. Считается, что каждое направление обладает только частицей истины, полной же Истиной не владеет никто. <...>

> Многие протестанты склонны даже утверждать, что истина в той или иной степени принадлежит всем религиям. Их выводы состоят в следующем. Для получения полной истины каждая конфессия должна бросить свою частицу "истины" в общий котел, затем следует всё перемешать – и вот вам готовая "истина". Но это уже будет религия антихриста. Согласно Писанию, Церковь всегда являлась и является столпом и утверждением Истины (1Тим.3:15). Поэтому либо Церковь пребывает в Истине, либо это не та церковь, которую основал Христос.

> Третий подход: неясные места следует толковать при помощи ясных

> По-видимому, это наилучший метод, позволяющий решить задачу истолкования Библии с ее же помощью: на основе понятных текстов объяснять непонятные. Логика такого подхода проста: если в каком-либо месте Писания истина выражена неясно, то несомненно имеется другое место, утверждающее то же самое, но более ясно. Используйте ясные места как ключ – и вам откроется значение темных мест. Именно об этом писали тюбингенские богословы при первом обмене письмами с патриархом Иеремией II:
> "поэтому нет лучше способа толковать Писания, как искать объяснения Писания в самом же Писании. Ибо всё Писание продиктовано одним и тем же Духом Святым, который лучше всех знает Свою волю и лучше всех может определить вложенный Им Самим смысл".

> Сколь бы ни многообещающим казался этот метод, он быстро показал свою непригодность для решения проблемы протестантских разделений. Трудность заключается в том, какие именно места считать ясными, а какие – неясными.

> Баптисты, утверждающие, что христианин не может лишиться спасения, коль скоро он уже "спасен", видят целый ряд мест, которые, по их мнению, совершенно ясно учат о вечном спасении. Например: "дары и призвание Божие непреложны" (Рим.11:29); "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей" (Ин.10:27-28). Но когда баптисты встречают стихи, из которых следует, что спасение может быть утрачено, такие например, как "праведность праведника не спасет в день преступления его" (Иез.33:12), тогда они начинают использовать "ясные" места для объяснения "неясных".

> Методисты, считающие (совершенно справедливо), что человек может потерять спасение, если он отвернется от Бога, не находят такие места неясными и, напротив, рассматривают вышеприведенные тексты, используемые баптистами для доказательства истинности своего учения в свете других отрывков, которые им кажутся ясными.

> Таким образом, методисты и баптисты перебрасываются цитатами из Библии, удивляясь, как это другие не видят того, что им самим кажется очевидным.

> Четвертый подход: Историко-критический экзегезиc

> Утопая в море субъективных мнений, протестанты стали хвататься за метод рассуждения, имеющий видимость объективности. По мере того как шло время и множились разделения, протестанты всё чаще стали обращаться к "науке", посредством которой протестантские ученые надеялись согласовать различные толкования Библии. Этот "научный" подход, который получил преобладание в протестантской библеистике (а в этом столетии стал главным и в библеистике римско-католической), обычно называется историко-критическим экзегезисом. Начиная с так называемой эпохи Просвещения, когда многим стало казаться, что наука способна разрешить все мировые проблемы, протестантские ученые стали применять философию и методологию светских наук к богословию и Библии. Они занялись изучением Библии, исследуя всевозможные ее аспекты: историю ее написания, дошедшие до нашего времени рукописи, библейские языки и т.д.

> Обращаясь со Священным Писанием как с археологической реликвией, эти ученые пытались проанализировать каждый его фрагмент, каждую "косточку", применяя новейшие методы и приемы, какие только могла предложить наука. Честно говоря, необходимо признать, что на этом пути было получено много полезных результатов. К сожалению, подобная методология иногда приводила к ошибкам в серьезных, фундаментальных вопросах, однако она была окружена такой аурой "научной объективности", что многие до сих пор находятся под ее очарованием. Поэтому следует подробнее рассмотреть вышеуказанный метод, проанализировав его философский базис.

> Подобно всем другим протестантским подходам, этот метод также пытается толковать Библию, игнорируя церковное Предание. Хотя и не существует какого-либо особого протестантского экзегезиса, в конечном счете уповается на то, что "Писание должно говорить само за себя". Конечно, ни один христианин не смог бы возражать против того, что говорит Священное Писание, если бы оно действительно, согласно этим методам, "говорило само за себя". Однако проблема состоит в том, что ученые, берущие на себя смелость быть библейским рупором, пропускают текст Писания сквозь фильтр своих исходных протестантских предпосылок. Претендуя на объективность, они тем не менее толкуют Священное Писание в соответствии со своим преданием и своими догмами (будь то фундаменталисты-рационалисты или рационалисты либеральные).

> Чтобы охарактеризовать деятельность протестантских ученых, позволю себе перефразировать высказывание Альберта Швейцера: в поисках смысла Библии они заглянули в бездонный колодец и создали по этому поводу огромное количество блестяще написанных томов, но, к сожалению, в том колодце они увидели лишь собственное отражение.

> Ошибка протестантских ученых (как либералов, так и консерваторов) в том, что они (в соответствии с большей или меньшей степенью своей нетерпимости) применили эмпирический метод к области богословия и библейских исследований. Когда я пользуюсь термином "эмпирический", я употребляю его в широком смысле, имея в виду рационалистическое и материалистическое мировоззрение, овладевшее многими умами на Западе и, подобно раковой опухоли, продолжающее распространяться по всему миру.

> Позитивистские системы (одной из которых и является эмпиризм) пытаются опереться на какое-то "определенное" знание. (Слово "позитивизм" происходит от французского positif что значит утвердительный. Этот термин впервые был введен Огюстом Кантом. Позитивистские системы строятся на предположении, что основой знания являются так называемые "факты". В философии Канта факт – это опыт или чувство-ощущение; таким образом, Кант был предшественником современного эмпиризма. См. Краткая филосовская энциклопедия. М., 1994. С. 348, "Позитивизм".) Эмпиризм, строго говоря, есть вера в то, что всякое знание основано на опыте, и можно знать с определенностью только те вещи, которые устанавливаются посредством научного наблюдения.

> Рука об руку с методами научного наблюдения и опыта выступает принцип методологического скепсиса, первым примером которого явилась философия Рене Декарта, который начал с утверждения, что всё во вселенной может быть подвергнуто сомнению за исключением нашего собственного существования, и на этой единственной непреложой истине ("я мыслю, следовательно существую") пытался построить свою философскую систему.


> Реформаторы вначале довольствовались положением, что Библия является фундаментом, на котором покоятся богословие и философия, но по мере того как набирал силу гуманистический дух просвещения, протестантские ученые обратили свои рационалистические методы на саму Библию, пытаясь выяснить, что можно из нее извлечь с их помощью. Представители либеральной теологии завершили этот труд и, отбросив всё, что только было возможно, остались лишь при своих собственных мнениях и чувствах в качестве основы веры.

> Консервативные протестанты, к счастью, были гораздо менее последовательны в своем рационалистическом подходе и таким образом сумели сохранить в своей среде почтение к Священному Писанию и веру в его богодухновенность. Тем не менее их подход (даже у наиболее убежденных фундаменталистов) всё еще существенно коренится в том же рационализме, что и у либералов.

> Первый тому пример можно найти у фундаменталистов-диспенсационалистов, придерживающихся детально разработанной теории, полагающей, что на различных исторических этапах Бог обращается с человеком по-разному в зависимости от периода, так называемой "диспенсации" (соответствующей определенному договору Бога с человеком).

> История человечества заключает в себе следующие периоды: Адамов, Ноев, Моисеев, Давидов и т.д. В этом есть определенная доля истины, но далее эта теория учит, что в настоящее время мы находимся в периоде, отличном от новозаветного, и поэтому, хотя в эпоху Нового Завета и совершались чудеса, сейчас они уже не совершаются. Это очень интересная точка зрения, позволяющая фундаменталистам (при отсутствии прочного базиса в виде Священного Писания) не отрицать библейских чудес и одновременно быть эмпириками в повседневной жизни. Таким образом, хотя на первый взгляд кажется, что рассмотрение этого подхода представляет лишь академический интерес и не имеет ничего общего с реальной жизнью среднего протестанта, фактически даже обычный среднеблагочестивый консервативный протестант мирянин неизбежно оказывается под влиянием такого рода рационализма.

> Глубокая ошибочность этого, так называемого "научного", подхода к Священному Писанию состоит в неправильном применении предпосылок эмпиризма к изучению истории, Писания, богословия. Эмпирические методы тогда дают хорошие результаты, когда конкретно применяются к естественным наукам, но когда используются там, где они неприменимы – например, при изучении истории, которая не может быть повторена и не поддается экспериментальной проверке, они не могут дать каких-либо положительных результатов. (Например, одним из методов определения реальности прошлых событий, употребляемых учеными эмпирического направления, является принцип аналогии, поскольку знание основывается на опыте, то один из способов понять нечто незнакомое – это сравнить его с чем-то знакомым. Под видом исторического анализа эти ученые вычисляют вероятность предполагаемого события в прошлом (например, воскресения Иисуса Христа) на основании того, что нам известно из нашего опыта. И так как эти историки никогда не наблюдали в своей жизни ничего, с их точки зрения, сверхъестественного, то любое чудесное событие описанное в Библии, они воспринимают как миф или легенду. А поскольку для эмпирика "чудо" означает нарушение естественных законов, то поэтому чудес не бывает (по определению), так как естественные законы определяются нашими наблюдениями над тем, что мы имеем в опыте. Если бы эмпирик столкнулся с чудом в современной действительности, он бы его чудом не посчитал, так как, с его точки зрения, тогда не было бы нарушения естественных законов. Таким образом, нельзя сказать, что эмпирики фальсифицируют трансцендентную реальность; скорее, их исходные предпосылки заранее отрицают ее наличие. ()

> Ученым еще предстоит изобрести "телескоп", способный проникнуть в духовный мир. Однако протестантские богословы уже сейчас утверждают, что в свете науки существование бесов или сатаны не подтверждается. Но где тому доказательства? Даже если бы сам сатана предстал перед эмпириком с пилами в руках и в кроваво-красном плаще, последним это было бы аккуратно объяснено в контексте сложившегося у него мировоззрения. Хотя такие эмпирики и гордятся своей открытостью к правде и истине, на деле же ослеплены собственными исходными предпосылками до такой степени, что не могут видеть ничего, идущего вразрез с их моделью действительности.

> Последовательное применение эмпиризма поставило бы под сомнение любое знание (включая и сам эмпиризм и его методы), но эмпиризму позволяется его сторонниками быть непоследовательным, "потому что его безжалостное искажение человеческого опыта создает ему такую высокую репутацию научной строгости, что его престиж не позволяет увидеть дефекты его фундамента" (Rev. Robert T. Osborn. "Faith as Person Knoweledge. Scottish Journal of Theology, 28, February, 1975. P. 101-126). Связь между крайностями, к которым пришли современные либеральные протестантские ученые с одной стороны, и более консервативные Фундаменталисты с другой, неясна для многих и менее всего видна консервативным фундаменталистам.

> Хотя эти "консерваторы" считают себя оппозиционерами по отношению к протестантскому либерализму, они тем не менее по сути используют те же самые методы при изучении Писания, что и либералы, а вместе с этими методами проявляются лежащие в их основе философские предпосылки, о которых консерваторы говорят неохотно. Таким образом, различие между либералами и консерваторами фактически не есть различие в исходных предпосылках, а скорее, проявляется в том, насколько далеко они заходят в своих логических заключениях, отправляясь от общих предпосылок. Подобно гадаринским свиньям, они – все вместе – очертя голову, несутся к краю пропасти; хотя либералы, возможно, уже переступили через этот край, в то время как консерваторы пока двигаются в том же направлении, но еще не зашли столь далеко. Те протестантские общины, которые сейчас рукополагают в церковные служители гомосексуалистов, столетие назад считались консерваторами; более консервативные деноминации идут по тому же пути.

> Если бы протестантский экзегезис был истинно научным, как он сам себя аттестует, он бы приводил к согласованным результатам. Если бы его методы были просто определенными "техническими" приемами, не опирающимися ни на какие предпосылки, то не имело бы значения, кто их использует, – они всегда приводили бы к одним и тем же результатам. Но что мы видим при ближайшем рассмотрении теперешнего состояния протестантских библейских исследований? По оценке самих "экспертов", протестантская библейская наука испытывает кризис ().

> Действительно, этот кризис, возможно, лучше всего иллюстрируется признанием известного протестантского ученого, специалиста по Ветхому Завету, Герхарда Газеля (в его обзоре истории и текущего состояния богословия Ветхого Завета): в семидесятые годы нашего столетия возникло пять новых толкований Ветхого Завета и "ни одно из них не согласуется по подходу и методу ни с каким другим" ().

> И правда удивительно (если принять во внимание высокий научный уровень протестантских библейских исследований), что для любого набора заключений почти по любому вопросу можно найти подходящее научное обоснование. Другими словами, вы можете прийти к любому желательному для вас выводу и всегда найдется какой-нибудь доктор философии, который будет его защитником. Следовательно, здесь нет ничего общего с такими науками как, скажем, математика или химия! А значит, мы имеем дело со сферой знания, которая претендует на то, чтобы быть объективной наукой, но которая фактически является псевдонаукой, скрывающей в своих недрах большое разнообразие взаимно противоречивых филосовских и богословских точек зрения. До тех пор, пока ученые не изобретут инструментов, пригодных для исследования Бога, объективное научное богословие или толкование Библии невозможно.

> Нельзя утверждать, что в протестантских библейских исследованиях нет ничего поучительного или полезного, но протестантские методы изучения Библии, заключенные в стандартные формы историко-лингвистического подхода, оперирующие какими-то туманными "технологиями" и отраженные зеркалами псевдонауки, являются одновременно продуктом и подспорьем протестантских богословских и философских предпосылок и, как шланги от насоса, заполняются тем, что в них накачивается. (Я рассмотрел либеральное направление протестантизма лишь для того, чтобы продемонстрировать дефекты "исторического" экзегезиса. Православный христианин скорее может встретиться с консервативным фундаменталистом или харизматиком хотя бы потому, что последние принимают свою веру достаточно всерьез, пытаясь обращать в нее других. Либеральные протестантские деноминации слишком заняты тем, чтобы удержать своих прихожан, а потому не проявляют рвения к миссионерству.) С субъективностью, превосходящей самые спекулятивные методы фрейдистских психоаналитиков, протестантские ученые намеренно подбирают факты и свидетельства, соответствующие своим взглядам, и затем начинают (причем выводы существенно предопределены исходными предпосылками) применять свои методы к Священному Писанию, не переставая считать себя при этом беспристрастными учеными (). И поскольку современные университеты не присуждают степени доктора философии тем, кто лишь просто констатирует очевидную истину, эти ученые стараются превзойти друг друга, выдвигая всё новые и новые, самые невероятные, теории. И в этом сама сущность ереси: нововведения, самонадеянность и самообман.

> Православный подход

> <....> к сожалению, <...> протестантские методы и предпосылки сумели затронуть своим влиянием некоторые круги даже внутри Православной Церкви. Причина, как было сказано выше, заключается в том, что протестантский подход к Священному Писанию заявляет себя как наука и поэтому некоторым православным ученым кажется, что они оказывают Церкви большую услугу, вводя этот ошибочный подход в наши семинарии и приходы. <...>

<...>

> <...> православный подход к Священному Писанию не основывается на объективном научном исследовании, его понимание Священного Писания не покоится на новейших археологических данных, но коренится в особых взаимоотношениях с Автором Писания. Православная Церковь есть Тело Христово, столп и утверждение истины и одновременно является орудием, посредством которого Бог (руками его членов) писал Священное Писание, и средством, с помощью которого Бог сохранил Писания.

> Православная Церковь правильно понимает Библию, потому что существует единое живое Предание, идущее еще от Адама и сквозь все времена дошедшее до современных ее членов во плоти. То, что это истина, не может быть доказано в лаборатории; убежденность в этом дается Святым Духом и опытом жизни в Боге и в Церкви.

> Здесь протестант задаст вопрос: а кто может доказать, что православное Предание правильное и что вообще существует какое-либо правильное Предание? С самого начала Церковь верила в то, что существует только одна Церковь. Никейский символ четко выражает эту веру: "Верую... во едину, святую, соборную и апостольскую церковь". Это утверждение, которое признается почти всеми протестантскими исповеданиями, никогда не истолковывалось в смысле существования некоей невидимой Церкви, члены которой не могут прийти к взаимному согласию ни по одному пункту своего учения.


<.....>*

> Наша вера в единство Церкви имеет две стороны. Это и историческое единство, и единство, существующее в настоящем времени. Это значит, в частности, что когда, например, ушли из жизни апостолы, они не оторвались от церковного единства. Они по-прежнему являются частью Церкви в не меньшей степени, чем когда входили в нее во плоти. Когда мы совершаем евхаристию в любой поместной Церкви, мы совершаем ее не одни, а вместе со всей Церковью, пребывающей как на земле, так и на небе. Святые на небесах даже ближе к нам, чем те люди, которых мы можем видеть или до которых мы можем дотронуться. Таким образом, в Православной Церкви нас учат не только те люди во плоти, которых Бог поставил чтобы нас учить, но и все церковные учители, пребывающие на небе и на земле – св. Иоанн Златоуст является учителем в нашей теперешней жизни в неменьшей степени, чем наш ныне живущий епископ, а фактически даже в большей. Это влияет на наш подход к Священному Писанию таким образом, что мы не толкуем его, полагаясь только на свои силы (2Петр.1:20), но делаем это вместе со всей Церковью. Такой подход был сформулирован в классическом определении св. Викентия Леринского:

> "Если написанное Слово Божие свято, всесовершенно и всегда вполне вразумительно при сравнении одних мест с другими, то какая же надобность присоединять к нему еще авторитет церковного его разумения? Священное Писание, по самой его возвышенности, не все понимают в одном и том же смысле, но один толкует его речения так, другой иначе; так что почти сколько голов, столько же, по-видимому, можно извлечь из него и смыслов. А потому-то и совершенно необходимо, при таком множестве бесчисленно-разнообразных изворотов заблуждения, направлять нить толкования пророческих и апостольских писаний по норме церковно-вселенского их понимания. В самой же вселенской Церкви всеми мерами надобно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все; потому что то только в действительности и в собственном смысле есть вселенское, как показывает и самое значение этого слова, что, сколько возможно, вообще всё обнимает. А этому правилу мы будем, наконец, верны при том единственном условии, если будем следовать всеобщности, древности, согласию. Следовать всеобщности значит признавать истинною только ту веру, которую исповедует вся Церковь на всём земном шаре; следовать древности значит ни в каком случае не отступаться от того учения, которого несомненно держались наши св. отцы и предки; следовать, наконец, согласию значит в самой древности принимать те только вероопределения и изъяснения, которых держались все или, по крайней мере, почти все пастыри и учители" (Св. Викентий Леринский. Памятные записки. Казань, 1863).

> При таком подходе к Священному Писанию в задачу отдельного человека не входит стремление к оригинальности, но, скорее, обязанность знать и понимать церковное Предание. Мы не должны выходить за границы, установленные отцами Церкви и должны быть верными Преданию, полученному нами. Для этого необходимо много учиться и размышлять, но еще важнее – если мы хотим подлинно понять Священное Писание – погрузиться в мистическую жизнь Церкви. Вот почему, когда блаж. Августин пишет о том, как надо толковать Священное Писание (О христианской науке. Книги I-IV), то, недолго останавливаясь на тех знаниях, которые необходимо иметь при изучении Писания, он много места уделяет тому, каким должен быть человек, приступающий к толкованию Священного Писания (Блаж. Августин. Христианская наука. Киев, 1835):

> тот, кто любит Бога всем сердцем своим и лишен гордыни;
> кто желает уразуметь Божественную волю, движимый верой и почтением, а не гордостью или жадностью;
> кто имеет чистое сердце, по возможности умирая миру сему; кто не боится и не старается кому-либо угодить;
> кто не ищет ничего иного, кроме знания Бога и единения со Христом;
> кто алчет и жаждет праведности;
> кто неустанно участвует в делах милосердия и любви.

> При таких высоких требованиях мы тем более должны смиренно преклониться под водительство отцов, которые явили эти добродетели в своей жизни, и не обманываться на свой счет, полагая, что мы можем лучше истолковать святое Божье Слово, чем они. А что же можно сказать о работе, проделанной протестантскими учеными-библеистами? В той степени, в какой она помогает нам понять историю и значение неясных мест, она может быть использована наряду с Преданием.

> Св. Григорий Назианзин так это формулировал, говоря о языческой литературе:

> "Даже между пресмыкающимися гадами есть такие, что мы примешиваем их в целебные составы. Так и в науках мы заимствовали исследования и умозрения, но отринули всё то, что ведет к демонам, к заблуждению, во глубину погибели" (Св. Григорий Богослов. Творения. Ч. 4. М.,1889. С. 51. Слово 43).

> Таким образом, коль скоро мы воздерживаемся от поклонения ложным богам индивидуализма, модернизма и академического тщеславия и коль скоро мы рассматриваем историко-лингвистический анализ как рабочий инструмент, позволяющий пролить свет на неясные места в Писании, это будет способствовать нашему более глубокому пониманию Предания. Но когда протестантская наука выходит за пределы канонических текстов и проецирует чуждые идеи на Священное Писание, когда не согласуется с верой Церкви, какой та была всегда и везде, – тогда она заблуждается. Если протестанты посчитают такую точку зрения невежественной или наивной, пусть они сначала подумают над невежеством и наивностью тех ученых, которые хотят перекроить (а чаще всего просто игнорировать) двухтысячелетнее христианское учение.

> Дает ли степень доктора философии возможность более глубокого проникновения в Божественные тайны, чем совместно накопленная мудрость миллионов отцов и матерей, верно служивших Богу и людям, перенесших страшные пытки и мучения, издевательства и пленения за свою веру? Обучаются ли христианству в тиши кабинетов или неся свой крест, на котором тебя же распнут?

> Невежество свойственно тем, кто не удосужившись изучить Предание, считает, что им виднее, что только сейчас пришел некто, кто правильно понял истинный смысл Писания.

> Заключение

> Священное Писание, вероятно, является вершиной церковного Предания, но высота, на которую возводят нас Писания, познается лишь благодаря той высокой горе, которую эта вершина увенчивает.

> Оторванная от контекста всего Предания, твердая скала Священного Писания превращается просто в глиняную массу, которой может быть придана любая форма в зависимости от желания того, кто за это берется. Нельзя говорить о почитании Священного Писания, если его неправильно используют или искажают, даже если это делается во имя возвышения его же авторитета. Мы обязаны читать Библию, это святое Слово Божие! Но для того чтобы понять, что оно хочет нам сказать, давайте смиренно сядем у ног святых, которые показали себя "делателями Слова, а не только слушателями" (Иак.1:22) и доказали собственной жизнью, что они достойные толкователи Писания. Если же у нас возникают вопросы касательно писаний апостолов, то обратимся к тем, кто знал апостолов лично – к таким, как святые Игнатий Антиохийский и Поликарп Смирнский. Давайте спросим у Церкви и не будем впадать в самообольщение и самообман.


+ У автора – "находясь в храме" (прим. ред. рассылки).

* Здесь мной, редактором рассылки "Христианское просвещение", сделано значительная по объему купюра (изъятие текста), и я вижу необходимость объяснить, почему это сделано. Дело в том, что цель данной расылки – донести до читателей определенные истины, которые ее редактор считает важными. Для этого он пользуется чужими текстами. При этом бывает так, что мнение автора не во всём совпадает с позицией редактора. Это имеет место быть и в данном случае. Ознакомиттся с полной, авторской версией текста (точнее, скорее "переводческой", т.к. текст является переводом с английского) можно по ссылкам в начале выпуска (одна из ссылок ведет к "версии п/ред. еп. Александра (Милеанта)", однако там редактура, насколько мы поняли, свелась альтернативному к разбиению на абзацы).
 Поскольку в нынешнем случае сокращение текста довольно значительное, представляется необходимым дать пояснение о том, в чём состоит наше расхожение с автором цитируемой книжки.
 В опущенных здесь абзацах автор ведет речь гл. образом о том, что истинное Предание – это Предание, сохраняемое Православной Церковью, а, скажем, католики, претендующие на то же самое в отношении к их версии Предания, неправы.
 Итак, в чём же мы не согласны с уважаемым дьяконом Джоном Уайтфордом? Коснемся только основных моментов, т.к. разбор каждого спорного утверждения автора отнял бы слишком много времени.
 1. Автор книжки утверждает, что перед его читателем стоит выбор в пользу одного из трех положений:
(а) правильного предания не существует, врата ада одолели церковь и таким образом Евангелия и Никейский символ веры ошибочны; (б) истинная вера заключена в папстве, с его меняющимися или вновь вводимыми догматами, которые определяются непогрешимым наместником Христа; (в) Православная Церковь есть единственная Церковь, которая была основана Христом и сохранила в целости и неповрежденности Апостольское Предание.
 В связи с этим тезисом нужно отметить вот что.
   (1)
 О. Джон вольно или невольно упрощает вопрос о Предании. Как было бы здорово, если бы можно было вместо псевдопростого принципа "Только Писание" предложить простой принцип "Писание + Предание". Но на самом деле принцип Предания не прост! Игумен Петр (Мещеринов) замечает: "Церковь не имеет догматического богословского определения, точной формулы, что такое предание" ("О Священном Предании"); протоиерей Александр Мень начитает статью о Священном Предании в "Библиологическом словаре" словами: "Существует множество попыток дать точное определение Свящ. Предания, но ни одна из них не признана исчерпывающей. Сложность задачи, по-видимому, обусловлена тем, что понятие о Свящ. Предании как о Слове Божьем, открывающемся Церкви, не может быть полностью формализовано".
   (2)
 Автор противопоставляет православие католичеству: если правы одни, то заблуждаются другие. В то время как на самом деле внутри православия нет едиства по многим вопросам, касающимся священного Предания (например, одни верят, что православная монархия — наилучшая для христиан форма государственного устройства, при этом ссылаясь на св. Предание: в чине богослужения в течение веков были молитвы о благочестивых царях, другие же полагают, что форма управления государством к Преданию не имеет отношения, а просто обусловлена исторически).
 Для автора католики – однозначно еретики. Но положение о том, что католическая Церковь является лжецерковью, собранием еретиков, не является общепризнанным в православии. Да, такая позиция ныне популярна, но разделяется не всеми. (Самый яркий пример – в РПЦ МП в течение 15,5 лет в XX в. при определенных обстоятельствах католикам было разрешено причащаться у православных, с 1969 по 1986 гг.) Притом, в православной Церкви фактически нет органа, который мог бы принять такое решение от лица всего православия, в том числе и по вопросу о том, как относиться к католической Церкви.
 2. Автор говорит о "современной ереси экуменизма", причем говорит так, словно слово "экуменизм" для всех православных имеет одно значение! И словно все согласны в том, что такое "ересь экуменизма". В том, что это не так, нетрудно убедиться, хотя бы открыв книгу дьякона Андрея Кураева об экуменизме (о. Андрей насчитал 10 смыслов этого слова).
 3. Автор несколько вольно использует св. Писание, когда из слов Господа о том, что врата ада не одолеют Его Церковь, делает заключение, что должна существовать организационно единая Церковь, хранящая истинное Предание. Во-первых, как уже говорилось, само понятие Предания не настолько просто и однозначно, чтобы можно было указать конкретное "место" на Земле, где оно "хранится". Слова о "вратах ада" в каждой христианской конфессии толкуют в свою пользу (а католики к тому же делают упор об обетовании о ап. Петре, как скале, на которой основана Церковь, видя в них намек на епископа г. Рима, Папу; и дейстивтельно многие отцы Церкви видели в этих словах завет Господа о том, что римская кафедра дожна быть первенствующий среди других епархий во вселенской Церкви! Папа римский Пий XI в энциклике 1928 г. использует эту же евангельскую фразу примерно так же, как о. Джон, но для тезиса "единая Церковь = католическая Церковь", против экуменизма как стремления обрести межконфессиональное христианское единство через диалог). А ссылок на какие-либо древние авторитетные толкования (отцов Церкви) этих слов, которые бы подтверждали его правоту, автор не дает.
 "Для Бога Церковь едина, у людей она разделена" – говорил православный священник Александр Мень (в беседах на Символ веры). Более осторожные православные авторы говорят так: мы знаем, что Православие — истинная Церковь, а о других Церквях, сохранивших апостольское преемство, не знаем, являются ли они частью единой, святой, апостольской Церкви.
 Итак, нужно заключить, что автор книжки "Только одно Писание?" то ли невольно, по незнанию, то ли вольно, из желания упростить вопрос о том, где содержится подлинное священной Предание, пишет вещи странные, которые признаются бесспорными далеко не всеми православными богословами.
 Темы же, которые пришлось затронуть в этом примечании, требуют отдельного рассмотрения.

И, вероятно, будут рассмотрены в дальнейшем в этой рассылке (а некоторые были поднимались в ней раньше). Пока же предлагаю читеталям, для которых эти темы важны, попытаться разобраться в этих вопросах самостоятельно. Возможно, в этом будут полезны материалы, ссылки на которые приведены ниже (ссылки на материалы, которые ранее были в рассылках "Христианское просвещение" и "Мысли о вере и Церкви" – более темные):

Предание и Писание:
• иг. Петр (Мещеринов). "О Священном Предании".
• прот. Александр Мень. Статья о Священном Предании в "Библиологическом словаре".
   Из бесед на Символ веры.
• Андрей Десницкий. Священное Предание: многовековой опыт жизни Церкви.
• еп. Каллист (Уэр): многообразные элементы предания (из ст. ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ ПРЕДАНИЯ).
• протоиерей Фома Хопко: Источники христианского учения (1)   (2)
"Предание" в "Словаре Библейского Богословия" (часть: Предание апостольское).
• Валерио Маннуччи. Предание у истоков христианства.
• Луи Буйе: Слово Божье – Писание и Предание.
• иг. Иннокентий (Павлов):
  деформация Предания; очищение Церкви (из ст. Очищение как непременное предварительное условие обновления Церкви).
• протопр. Александр Шмеман. Авторитет и свобода в Церкви.    Свобода в Церкви.
• архиеп. Василий (Кривошеин). Символические тексты в Православной Церкви
• свящ. Яков Кротов. Предание.    Заповедь любви и предание Церкви.
• Алистер МакГрат: Концепция "Предания" на Западе накануне Реформации.
• Том Райт: природа "власти" Библии (из кн. "НАСТОЯЩЕЕ ХРИСТИАНСТВО").

Экуменизм, проблема единства Церкви:
митрополит Сурожский Антоний. Что такое экуменизм? (ответы на вопросы).
  Церковная молитва "о соединении всех"
• свящ. Александр Мень. "Да будут все едино!"   Письмо об экуменизме
   Церковь – единая, святая, апостольская (из бесед на Символ веры)
   Экклезиологические тезисы (в связи с материалами Второго Ватиканского Собора)
  "В Церкви есть только одна граница – между истинной верой и идолопоклонством"
• иг. Вениамин (Новик). Ответственность христиан за единство христианского мира (Обязательность экуменизма).
• Яков Кротов. Не строить мост, а увидеть, что нет реки.   Единство Церкви, примирение Церкви
• патриарх Афинагор: Да будут все едино! (из кн. О. Клемана).
• Иеромонах Габриэль Бунге: Да будут едины! (из ст. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЕДИНСТВУ).
"Экуменизм невозможен без покаяния" (из Декрета II Ватиканского Собора об экуменизме).
•  Ссылки по теме.

Соотношение православия и католичества:
Юрий Табак. Православие и Католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения (см. оглавление книги в начале выпуска рассылки!).
История Церкви: Великий Раскол (1054 г.).
"Православие и католичество как слагаемые Церкви" (библиография, ссылки).
Разъяснение митр. Никодима (Ротова) о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков.
• д. Александр Занемонец. Православие и Католичество сегодня. К вопросу общения в Таинствах.
Православно-католический диалог после II Ватиканского собора.
• Сергей Аверинцев. Попытка говорить спокойно о тревожащем.
Антикатоличество (библиография, ссылки).

Протестантизм:
• прот. Иоанн Мейендорф. Значение Реформации как события в истории христианства.
• священник Александр Мень. Из ответов на вопросы.
• Алистер МакГрат. Книга БОГОСЛОВСКАЯ МЫСЛЬ РЕФОРМАЦИИ.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/ek05_112.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»