=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Как относиться к антиклерикалам? Как отвечать на зло?

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на что, чтобы оценить выпуск после прочтения.
Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую. ;-)

Редактор

A. Автор: священник Феодор Людоговский.
Заглавие публикации: 'Прислушаемся к антиклерикалам'
Опубликовано: pravmir.ru/svyashhennik-feodor-lyudogovskij-prislushaemsya-k-antiklerikalam/.

B. Автор: Сергей Путилов.
Заглавие публикации: 'О противлении злу насилием'
Опубликовано: new-theology.com.ua/?p=1533.

серия "Христианство в современном мире";
серия "Жизнь по Евангелию".
 (примерно 1650 слов)

 

A. > Прислушаемся к антиклерикалам

> Говоря об антиклерикализме, нужно прежде всего определиться с терминами. Антклерикализм – это не мировоззрение, а иделогия, которая может принимать форму общественного движения или государственной политики. Антиклерикализм отнюдь не тождествен материализму, атеизму. Вполне можно представить себе верующего человека, который мыслит себя антиклерикалом. Антиклерикализм – это неприятие чрезмерной, по мысли сторонников этой идеологии, роли религиозных институций вообще и духовенства в частности в жизни страны, общества, различных социальных институтов.

> В последнее время действительно наблюдается рост антиклерикализма. Не думаю, что тут надо искать происки каких-то врагов народа, руку Госдепа или последствия жидо-масонского заговора. Всё объясняется, на мой взгляд, вполне естественно: в обществе возросла роль религиозных институций (и, в частности, РПЦ) – соответственно, возросло и противодействие их влиянию на общество, на отдельного человека.

> Кроме того, по моему убеждению, росту антиклерикальных настроений весьма способствуют некоторые высказывания официальных лиц РПЦ (достаточно вспомнить полемику вокруг дресс-кода и прочих сомнительных идей). Церковь в последние годы и месяцы заявляет о себе как о мощной общественной силе, как о надежном партнере государства в различных сферах. Но поскольку государственный аппарат безнадежно скомпрометировал себя в глазах значительной части общества, то такое отношение к государству переносится и на РПЦ – в той мере, в какой РПЦ ассоциируется гражданами нашей страны с властными структурами РФ.

> История со скандальным «панк-молебном» в Храме Христа Спасителя подлила масла в огонь. Фактически Церковь выступила в роли обвинителя, не использовав возможность мирного и милостивого разрешения этой ситуации (по крайней мере, так это выглядит в глазах многих людей – как церковных, так и нецерковных, – которые пытались вникнуть в суть проблемы).

> Может быть, это прозвучит парадоксально, но в наши дни Церковь должна быть заинтересована в тесном взаимодействии с антиклерикальными кругами. Да, оттуда мы слышим и безосновательные нападки, и клевету, и слова ненависти. Но христианам – привыкать ли к поношениям? Зато если мы дадим себе труд прислушаться к тем здравым замечаниям (пусть и сделанным без любви), которые высказывают по разным поводам антиклерикалы, мы сами сможем стать лучше.

> Действительно ли мы хотим, чтобы наши (и не наши) дети строем ходили на уроки «Основ православной культуры», которые в исполнении учителей советской закалки рискуют превратиться в классический «Закон Божий» синодальной эпохи? Уверены ли мы в том, что братание с коррупционерами, которых ненавидит население, – это благо для Церкви? Заинтересованы ли мы во взгляде нашей потенциальной паствы на РПЦ как на репрессивный орган? Казалось бы, ответ очевиден. Но подобные перекосы на деле видны не всегда, а если и видны, то клирики и миряне вряд ли будут с этим бороться: выносить сор из избы у нас не принято.

> А кроме того, структура РПЦ выстроена по принципу той самой пресловутой вертикали. И информация «с мест» доходит до верхних уровней системы с искажениями, достигающими критического порога. И наоборот: воля, транслируемая сверху вниз, натыкается на непонимание, косность и элементарный саботаж. Короче говоря, обратная связь практически отсутствует. И вот тут-то и пригодились бы антиклерикалы. Находясь во внешней среде по отношению к церковным структурам, они неустанно критикуют нас – и эта критика имеет все шансы быть услышанной на самых разных уровнях: от Синода до самого незначительного прихода.

> Но многое уже было ими высказано – и ко многому следовало бы прислушаться. Мне кажется, мы встаем сейчас на очень опасный путь. Все мы хорошо знаем слова Христовы, обращенные к апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается» (2Кор 12:9). Но знать – еще не значит понимать и, тем более, исполнять. Создается впечатление, что сейчас взят курс на земное строительство, на укрепление РПЦ как социального и даже политического института, хозяйствующего субъекта. И на первый взгляд – что же тут плохого? Как говорится, дают – бери, а бьют – беги. Били достаточно, теперь пришло время брать.

> Но всмотримся в эту дарующую десницу. Чья она? Что это за люди? Это преемники и потомки тех, кто разорял храмы, расстреливал священников, уничтожал Церковь. И дают они разного рода временные блага не по расположению к Церкви, не по любви ко Христу – а преимущественно имея в виду обратить Церковь в свой инструмент. Собственно, государство почти никогда иначе к Церкви и не относилось. Мы можем вспомнить Ивана Грозного, Екатерину Великую, товарища Сталина – для них Церковь была лишь орудием, лишь средством, а отнюдь не целью. Ровно то же самое мы имеем и сейчас. И не стоит обманываться, видя наших правителей, стоящих в храме со свечками и крестящих свой лоб.

> И вот в этой ситуации Церковь должна пойти по пути кеносиса, уподобляясь своему Главе. Не стремиться властвовать и тем более карать – а миловать и ходатайствовать о милости. Не требовать для себя – а отдавать другим. Не трубить о себе на стогнах – а тихо и молча помогать людям, и церковным, и нецерковным – ибо за всех умер Христос.

> Только в этом случае мы получим надежду на обращение ко Христу наших соотечественников. Если же после десятилетий унижения Церковь захочет взять реванш – это будет катастрофой и для самой Церкви, и для нашего народа, и, в конечном счете, для государства.

> Прислушаемся к антиклерикалам. Сами того не ведая, они радеют о нашей пользе.

*****

B. > О противлении злу насилием

> Христианство всегда было учением о любви — даже к врагам. Однако, на постсоветских просторах учение Иисуса подверглось необычайной ревизии. Нередко приходится сталкиваться с мнением, что для расширения Царствия Божия на земле, вполне допустимы наручники и полицейские дубинки против геев, иммиграционный контроль инородцев и иноверцев, даже вооруженное сопротивление «нечестивцам». Одним словом, в христианской упаковке предлагается теория о противлении злу насилием. Насколько это совместимо с учением Христа?

> Излюбленный аргумент сторонников нового взгляда — мы не можем пассивно наблюдать, как враг «топчет родную землю, сжигает поля, насилует, совращает наш народ». Формы сопротивления злу в лице «извращенцев, муслимов, гнилых либералов» — варьируются. Одни предлагают «гуманную» изоляцию «врагов общества» с помощью тюрем, законов, запрещающих им посещать учебные заведения, другие места «массового скопления граждан». Предлагается информационная блокада путем ограничения доступа секс-меньшинств на «голубые» экраны, проведение антигеевских пикетов. Для иноверцев, прежде всего мусульман, нахлынувших в Европу, припасены не менее суровые сюрпризы: ограничение миграции, запреты на строительство мечетей. Всё это, как правило, сдобрено воинственной риторикой, призванной возбудить «праведный гнев» христиан против «врагов Божиих». И на некоторые неокрепшие души подобная духовная отрава действует столь сильно, что некоторые, судя по форумам, уже готовы схватиться за винтовку.

> Стоит ли удивляться, что в подобной атмосфере нетерпимости (даже в среде христиан!) на улицах российских городов убийства приезжих из стран «третьего мира» уже давно стали повседневностью? Когда я был на мусульманском Востоке, то нигде и никогда меня никто не только не ударил, но даже не сказал грубого слова. Везде — от Египта и Сирии до Турции и Палестины — отношение коренных жителей-мусульман к белому «неверному» было исключительно положительным. Почему же попадая в наш, «христианский мир» эти люди сталкиваются с подобным отношением? Кто-то скажет, что одно дело — путешествие, а попробовал бы я поселиться там навсегда. У меня много знакомых русских, которые живут в исламских странах. И никто никогда не гонялся за ними по улице с кастетами только потому, что они другого цвета кожи или другой веры.

> Отношения между религиями складываются по-разному в разных частях света. Но хорошее отношение к гостю — это святой закон везде. Почему же мы, — христиане, — которые самим Господом призваны к высшим проявления любви, считаем нормальным ненавидеть ближнего только за то, что он другого цвета кожи, или вместо бейсболки на голове у него тюрбан?

> Примечательно, что подобная расовая и религиозная нетерпимость, поиски врагов народа в лице сексуальных меньшинств, деление общества на «чистых» и «нечистых» расцвели именно на постсоветском пространстве. То есть там, где еще недавно вера была вырвана с корнем, а теперь ее пытаются возродиться вновь. Но что получается, когда в храмы приходят бывшие комсомольцы и партийные функционеры, — прекрасно видно. С комсомольским задором они бросаются возводить уже не коммунизм, но царствие Божие на земле. Методы остались прежние — «кто не с нами, тот против нас». Лишь наружно приняв христианство, такие люди в душе остались такими же большевиками, нетерпимыми ко всему, что не схоже с их собственной точкой зрения. Может, лишь еще добавилось языческое преклонение перед родом, общиной. Теплые чувства исключительно к «моими ближним» — членам семьи, друзьям, прихожанам «моего» храма. Все, что находится вне этого мирка и, тем более, угрожает его иллюзорным «незыблемым устоям» моментально записывается в «зло». И здесь уж все средства хороши. Вплоть до порвать зубами глотку врагу. Причем, врагу, даже еще не реально, а только собирающемуся «топтать поля, сжигать деревни, насиловать, грабить и т.д.» Понятно, что все эти ужасы чаще всего происходят лишь в воспаленном воображении такого полухристианина-полуязычника.

> Исключительно маловерием и проросшим в неокрепших душах язычеством можно объяснить подобное неверие в силу Божию. В силу молитвы. На случай, если молитва «не сработает», у них всегда для подстраховки имеются другие, более осязаемые вещи, чтобы остановить нашествие «полчищ нечествивцев». Тем не менее, мне лично, например, трудно представить Христа, рассаживающего по тюрьмам геев или в роли жандарма, изгоняющего из Европы мигрантов.

> Сторонники репрессивных мер против грешников упускают из вида главное: Христос грешников любил. Ни из одной самой «святой» затеи ничего хорошего не получится, если не будет главного, к чему нас призвал Господь, — любви к ближнему. Их «благочестивые» мотивы, по мнению сторонников насилия против грешников, — с лихвой искупают возможные издержки. Как то: гибель от голода людей в бедных странах, для которых переезд в Европу — единственный шанс, чтобы выжить. Или аресты невиновных, по ошибке принятых за «голубых». Действительно, у них ведь на лбу не написано, что они содомиты. Так что же будем сажать в тюрьмы людей только по подозрению в намерении совершить преступление? Не точно также ли поступали и фашисты и коммунисты? Примечательно, что и те, и другие оправдывали свои жестокие методы правления именно «высокими» с их точки зрения целями: благом нации, построением общества «всеобщей справедливости» и т.д. Что из того получилось, хорошо известно.

> Примечательно, что в Германии, где имело место общенациональное покаяние за грехи фашизма, идеи ксенофобии (тем более, маскируемой под христианство) не приживаются. Зато подобная человеконенавистническая идеология пышным цветом расцвела на постсоветском пространстве, где процесс декоммунизации и покаяния за убийство миллионов людей тоталитарным режимом так и не был завершен. Отсюда и неумеренное стремление все проблемы, вплоть до обретения царствия Божьего, решать силой, чистками, тюрьмами. Не останавливаясь ни перед какими жертвами во имя новой великой цели.


Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/es02_073.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»