=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Христианство в 1946-50 годах

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на что, чтобы оценить выпуск после прочтения.
Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую. ;-)

Редактор

Подготовлено на основе работы:
Хусто Л. Гонсалес. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА. Т. 2, часть четвертая. ХХ ВЕК
. (Цитаты из нее в выпуске выделяются цветом.)

Также использованы следующий материал:
* 20 век: Хронологический указатель в БЯК
.

 
серия "История христианства"

Последние выпуски исторической серии:

XII-XIII века:
XIV-XV века:
XVI-XVII века:
Русь   +
XVIII век:
Запад:
1700-1787; 1788-1800
Россия   +
Старообрядчество
XIX век:
Северная Америка (1) (2)
Европа (политика)
Латинская Америка (политика); протестантское богословие  
католическое богословие  
географическая экспансия: (1) (2) (3)
Россия:
(1)  (2)  (3)  (4)
ХX в.:
1-е десятилетие; 2-е десятилетие
3-е десятилетие:
Весь мир
Россия: 1921-5 гг., РПЦЗ; 1926; 1927; 1928; 1929-30.
4-е десятилетие
Весь мир
Россия (1)   (2)
5-е десятилетие
Весь мир: 1941-45
 
    
 (примерно 1660 слов)

 

1947 г.

* III ассамблея в Уитби (Канада) Международного совета миссионеров
Деятельность Международного миссионерского совета (создан в 1921 г.) была прервана Второй мировой войной, и третья ассамблея /.../ основное внимание уделила восстановлению нарушенных войной связей и возобновлению миссионерской работы после войны. Но к тому времени всё больше осознавалась неразрывная связь церкви с миссионерской деятельностью, поэтому казалось неразумным обсуждать миссионерские вопросы в отрыве от диалога, касающегося природы Церкви и других богословских тем.

 

* Различные протестантские конфессии объединились в Церковь Южной Индии. Это слияние было особенно знаменательным, ибо впервые христиане, настаивающие на апостольской преемственности епископов (англикане), объединились с теми, у кого вообще не было епископов. С того времени в мире проводились сотни переговоров об объединении, а число состоявшихся слияний слишком велико, чтобы их можно было перечислить. В Соединенных Штатах Консультативный совет церковного единства предложил входящим в его состав деноминациям план создания "Объединенной Церкви Христовой".

1948 г.

Во время войны установленные благодаря зарождавшемуся экуменическому движению связи сыграли важную роль в создании христианской сети по обе стороны фронта для оказания помощи Исповедальной церкви в Германии и для работы по спасению евреев в разных странах, находившихся под властью нацистов.

 22 августа в Амстердаме начались заседания I Ассамблеи Всемирного Совета Церквей (ВСЦ).

В них приняли участие представители 107 церквей из 44 стран. Вступительную проповедь прочитал Найлз, методист с Цейлона, приобретший богатый опыт руководителя в Студенческом христианском движении. Выступили также Карл Барт, Йозеф Громадка, Мартин Нимеллер, Рейнхольд Нибур и Джон Фостер Даллес. Структура Совета была разработана таким образом, чтобы учесть в своей работе дела, которыми занимались движения "Жизнь и деятельность" и "Вера и порядок", – в Исследовательском отделе была создана Комиссия по вопросам веры и порядка, продолжившая организацию встреч и всемирных конференций, а всё связанное с "Жизнью и деятельностью" как заботы более практического свойства было отнесено к ведению Отдела экуменической работы.
Выражая удовлетворение единством, проявившимся в самом существовании Совета, делегаты в то же время обращали свой взгляд на окружающий их мир и пытались найти решения стоявшим перед ним проблемам. Показательно, что в период начала холодной войны Совет призвал все церкви отвергнуть как коммунизм, так и либеральный капитализм, а также ошибочное представление, что этими двумя системами ограничиваются все возможные альтернативы. Как и следовало ожидать, это и сделанные впоследствии другие подобного рода заявления не всегда встречали хороший прием.

После 1948 года число членов Всемирного Совета Церквей неуклонно росло. Наиболее знаменательным событием стало участие в нём православных церквей, которые ранее приняли совместное решение не присутствовать на амстердамской ассамблее. (В первых десятилетиях XX века отношение восточных церквей к экуменическому движению было достаточно сдержанным. Они опасались, что готовность обсуждать вопросы "веры и порядка" может быть расценена как нетвердость в убеждениях или как готовность пойти на компромисс в своих верованиях. Поэтому, хотя некоторые из них сотрудничали с другими христианами в практических делах, они вместе с тем отказывались принимать официальное участие в дискуссиях, которые могли бы быть истолкованы как попытка решить вероучительные вопросы путем переговоров.)

 

1949 г.

* Провозглашение Китайской Народной Республики

После войны усилия папы в международном плане были в основном направлены на борьбу с коммунистической угрозой. В 1949 году он объявил об автоматическом отлучении от церкви всех, кто оказывает поддержку коммунистам в какой бы то ни было стране. То было время экспансии Советского Союза, в орбиту влияния которого вскоре попало большинство стран Восточной Европы. В Азии, где закончился период японского владычества, Китай тоже стал коммунистическим, и тогда казалось, что в этой обширной стране католическая церковь наряду со всеми другими церквами полностью уничтожена. В ответ на эту угрозу и в надежде предотвратить войны в будущем Пий поддержал голоса, призывавшие к объединению Европы.

 

   Пасха. Основание протестантом Роже общины Тезэ во Франции.

* США. Чернокожие солдаты и моряки, возвращавшиеся с войны (на которой они сражались в отдельных от белых частях), видели, что свободы, за которую они сражались за границей, у себя дома они лишены. В ответ на это недовольство правительство в 1949 году отменило сегрегацию в вооруженных силах.

1950 г.

Центральный Комитет ВСЦ ясно заявил, что Всемирный Совет не претендует на роль "вселенского собора" наподобие Никейского и что у него нет намерения стать отдельной церковью.   После этого большинство православных церквей стали полноправными членами ВСЦ. Возросло участие и других восточных церквей. В такой обстановке, в значительной степени при посредничестве Всемирного совета церквей, проводились переговоры между церквами, признающими халкидонское определение и отвергающими его, – несторианскими и монофизитскими. В ходе переговоров выяснилось, что между этими церквами существует глубокое единодушие и что многие разногласия возникли в результате взаимного непонимания. Таким образом, открыв диалог между западным и восточным христианством, экуменическое движение в то же время способствовало началу полезных переговоров между восточными христианами. (Рассматривая положение дел в этих церквах в целом, можно сделать два вывода. Во-первых, история этих церквей, с необычайной быстротой перешедших в постконстантинову эпоху, может служить показательным уроком для других христиан, переживающих сейчас аналогичные преобразования. Во-вторых, западные христиане, возможно, недооценивают силу литургии и предания, позволившую этим церквам продолжать существование и даже процветать в самых неблагоприятных условиях.)
Поскольку некоторые православные церкви существовали в условиях коммунистических режимов и их делегаты могли присутствовать на заседаниях Всемирного совета только с разрешения правительства, у многих возникло подозрение, что Всемирный совет превращается в орудие международного коммунистического заговора.

* Начало войны в Корее

* Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо

* Энциклика «Humani generis»

Папа Пий XII более благожелательно по сравнению со своими предшественниками относился к экуменическому движению. Тем не менее он воздвиг в 1950 году еще одно препятствие для его развития, провозгласив догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо. Но самое главное, он с крайней подозрительностью относился к любым новшествам в области богословия. В 1950 году в булле "Humani generis" были повторены прежние предостережения против богословских новаций. Наиболее творчески мыслящих католических богословов того времени принудили к молчанию, в том числе некоторых из тех, чьи сочинения легли в основу решений II Ватиканского собора. Тейяру де Шардену, одному из наиболее творческих католических мыслителей XX века, Священная канцелярия запретила публиковать его богословские произведения, которые вышли в свет лишь после его смерти в 1955 году.
Во Франции некоторые видные католические деятели предприняли попытку проникнуть в рабочее движение при посредничестве "священников-рабочих", которые устраивались простыми рабочими, иногда даже не раскрывая сначала, что они – священники. Это движение на первых порах получило поддержку Ватикана, несмотря на его критику со стороны наиболее консервативных элементов во французском католичестве. Однако когда несколько священников стали лидерами рабочего движения и заняли антикапиталистическую позицию, папа перестал их поддерживать. Он приказал всем священникам выйти из рабочего движения и закрыл семинарию, в которой большинство из них училось. Это происходило в эпоху холодной войны, и папа, во время Второй мировой войны надеявшийся стать посредником, теперь оказался втянутым в конфликт, в котором, казалось, не было другой альтернативы, кроме коммунизма и реакционного консерватизма.
С другой стороны, некоторые меры Пия XII подготовили почву для больших изменений, произошедших при следующем понтификате. Энциклика 1943 года "Divino afflante Spiritu" побуждала использовать современные методы библейских исследований. Хотя позднее он подчеркивал необходимость проявлять осторожность в этом вопросе, уже начавшиеся библейские исследования впоследствии способствовали обновлению церкви. Реформа литургии, ставшая одним из первых решений II Ватиканского собора, готовилась папой Пием XII, хотя и с большой осторожностью. Но самое главное, он способствовал интернационализации церкви, сделавшей возможными решения II Ватиканского собора. Он понимал, что эпоха колониализма закончилась, и потому продолжал политику своих предшественников по укреплению церквей за пределами Европы. Он также призывал к признанию прав колоний, за что его даже критиковали как врага Европы, особенно во Франции, которая одно время упорно сопротивлялась предоставлению независимости своим колониям. Настаивая на своем праве всемирной юрисдикции и прямого управления всеми церквами, он в то же время поощрял создание местных церквей под руководством епископов из числа коренного населения. Очень важную роль для дальнейшего развития событий сыграло образование под эгидой Ватикана Конференции латиноамериканских епископов, первой официальной организации подобного рода на международном и региональном уровне. Он также ввел в курию неитальянцев и придал международный характер коллегии кардиналов, в которой ко времени его смерти число итальянцев составляло всего одну треть. Таким образом, будучи консервативным папой в духе Тридентского и I Ватиканского соборов, он в то же время положил начало процессу, приведшему в конечном счете ко II Ватиканскому собору и принятым на нём реформаторским решениям.

 

* США. В конце войны произошла катастрофа в Хиросиме и начался ядерный век. Вначале много говорили о больших перспективах, открывающихся благодаря использованию ядерной энергии, но ее разрушительное действие было слишком очевидным. Впервые в истории целое поколение выросло под угрозой ядерного холокоста. Это было также самое многочисленное в американской истории поколение – поколение "взрыва рождаемости". Несмотря на ужасы Хиросимы, послевоенные годы стали периодом беспрецедентного процветания как для экономики страны, так и для ее церквей. После долгих десятилетий, в течение которых депрессия и война ограничивали доступ к материальным благам, наступил период изобилия. Во время войны промышленное производство выросло в связи с необходимостью обеспечения военных потребностей. После нее рост продолжался, создавая тем самым самое богатое общество потребления, которое когда-либо видел мир. Возможности для материального и общественного роста открывались перед всеми, кто хотел ими воспользоваться. В поисках этих возможностей миллионы людей устремлялись в новые места и, найдя их, селились в пригородных районах. Центры городов постепенно освобождались от зажиточных граждан и становились местом обитания низших слоев населения, в частности бедных чернокожих и представителей других меньшинств. Для пестрого и непостоянного населения пригородов церкви начали играть важную роль как олицетворение стабильности и общественного признания.
Это было также временем холодной войны. Сразу же после разгрома стран "Оси" появился новый и более опасный противник – Советский Союз. Этот противник казался более коварным, поскольку у него были сторонники в Западном мире. В Соединенных Штатах началась очередная охота на коммунистов и социалистов всех мастей. В разгар "эпохи Маккарти" отсутствие связи с церковью рассматривалось как возможное указание на склонность к антиамериканской деятельности.
По этим причинам церкви в пригородах быстро росли. 50-е и начало 60-х годов были временем расцвета церковной архитектуры, когда богатые местные общины финансировали строительство больших и великолепных храмов, школ и других помещений. В 1950 году была создана Евангельская ассоциация Билли Грэма. Она стала не просто продолжением старой американской традиции ривайвелизма (массовой проповеди
; от англ. revival – оживление, пробуждение), так как имела в распоряжении большие финансовые возможности, благодаря которым пользовалась самыми современными методами и техническими средствами. Придерживаясь консервативных по своей сути взглядов, Ассоциация Билли Грэма в то же время старалась избегать конфликтов с христианами других вероисповеданий. Вскоре она распространила свою деятельность на весь мир, оставив отпечаток традиции американского ривайвелизма на всех континентах.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/i07_072.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»