=рассылка *Христианское просвещение*=

Христос воскрес!

Тема выпуска: История православия в СССР/России: 5-е десятилетие XX века:
(б) 
Ликвидация греко-католичества на Западной Украине
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Автор: игумен Иннокентий (Павлов).
Из статьи
РИСУТСТВИЕ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ В ГАЛИЦИИ: ИСТОРИЯ И ИТОГИ. К 60-летию Львовского 'собора'"
.

 
серия "История христианства"

Последние выпуски исторической серии:

XII-XIII века:
XIV-XV века:
XVI-XVII века:
Русь   +
XVIII век:
Запад:
1700-1787; 1788-1800
Россия   +
Старообрядчество
XIX век:
Северная Америка (1) (2)
Европа (политика)
Латинская Америка (политика); протестантское богословие  
католическое богословие  
географическая экспансия:
(1) (2) (3)
Россия:
(1)  (2)  (3)  (4)
ХX в.:
1-е десятилетие; 2-е десятилетие
3-е десятилетие:
Весь мир
Россия: 1921-5 гг., РПЦЗ; 1926; 1927; 1928; 1929-30.
4-е десятилетие
Весь мир
Россия (1)   (2)
5-е десятилетие
Весь мир: 1941-45; 1946-50.
       
 (примерно 1390 слов)

 

> Когда в июле-августе 1944 г. сталинский режим обосновался на Галицкой земле "всерьез и надолго", то он приступил к решению двух проблем. Первая состояла в очищении Западной Украины от польского элемента. Заметим, что до войны тот же Львов был по преимуществу польским городом. В 1945 г. почти всё польское население Галиции (точнее советской ее части) воспользовалось возможностью переехать в Польшу, дабы не отправиться в Сибирь. По сути, это означало почти полный разгром здесь Церкви латинского обряда, оставившей там многие сотни храмовых и монастырских сооружений. Данное обстоятельство весьма существенно, чтобы понимать нынешнюю церковную ситуацию в Галичине <...>. Вторая задача состояла в ликвидации унии. Католическую Церковь Сталин рассматривал как своего непримиримого врага. Но если с ее существованием в форме латинского обряда на территории Литвы, Латвии и Западной Белоруссии советский режим еще мог как-то согласиться[17], то терпеть униатскую Церковь по старой имперской привычке он не желал. Другое дело, что метод ликвидации унии на этот раз заметно отличался от того, каким он был при Николае I и Александре II.

> С приходом в июле-августе 1944 г. советских войск и советской администрации на Галицкую землю структура <Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ)>, продолжает некоторое время существовать легально, впрочем, подвергаясь серьезным утеснениям. Прежде всего это выразилось в закрытии богословских школ и в изъятии монастырских имуществ, что привело к фактическому закрытию василианских и студитских монастырей[18]. Очевидно, что в течение семи месяцев (август 1944 – март 1945 гг.) советские власти предпринимали попытки склонить украинскую греко-католическую иерархию к разрыву со Святым Престолом и к вхождению в РПЦ МП. К этому, понятное дело, была привлечена и сама Московская патриархия. Так по приглашению Патриаршего Местоблюстителя (в мае 1944 – январе 1945 гг. митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) в конце 1944 г. в Москве побывала делегация митрополита Иосифа Слипого, которой, несомненно, были также сделаны соответствующие предложения[19].

> К апрелю 1945 г. стало ясно, что в лице украинской греко-католической иерархии, во главе которой после смерти Андрея Шептицкого в 1944 г. стал митрополит Иосиф Слипый, советские органы и выступающая в роли их агента Московская патриархия союзника не найдут. Тогда в отношении униатских епископов последовали репрессии в связи со стандартным для тогдашней Украины обвинением в "пособничестве немецко-фашистским оккупантам". Обрушались они также и на униатское монашество и духовенство, замеченное в проявлении своей верности УГКЦ. При этом следует обратить внимание на одну существенную деталь. Обычно советская репрессивная машина была весьма поспешна в деле ареста "пособников оккупантов" и, скажем, репрессии в отношении православного духовенства, несшего свое служение в зоне немецкой или румынской оккупации в западных и южных областях России, в Прибалтике, Беларуси и на Украине не заставляли себя долго ждать. Здесь же они были применены с неслучайным "запозданием" на семь месяцев после "освобождения" Львова[20].

> Несомненно, что тогдашние действия по ликвидации УГКЦ были четко скоординированы между ведомством Л.П. Берии и Московской патриархией. Сразу после ареста митрополита Иосифа и остальных четырех греко-католических иерархов, сотен монашествующих и клириков[21], в конце апреля 1945 г. Московская патриархия образует свою Львовско-Тернопольскую епископскую кафедру, на которую назначает профессора-протоиерея Михаила Оксиюка (в монашестве Макария)[22]. А уже в мае того же года, понятное дело, не без содействия НКВД, образуется "инициативная группа" греко-католического духовенства в составе настоятеля львовской Преображенской церкви протопресвитера Гавриила Костельника, генерального викария Перемышленской епархии о. Михаила Мельника и Гусятинского декана Станиславской епархии о. Антония Пельвецкого, пошедших на то, чтобы сохранить легальную церковную жизнь, "воссоединившись" с Московской патриархией. Однако работа указанной "инициативной группы" по ликвидации" унии и вхождении Галицкой Церкви в состав РПЦ МП затянулась почти на год. Лишь к марту 1946 г. ей, надо полагать, не без помощи органов НКВД, удалось уломать 997 галицких священников, из остававшихся тогда на свободе 1270, пойти на этот шаг[23]. 20 февраля 1946 г. в Киеве происходит "воссоединение" группы униатских священников с РПЦ МП, а спустя несколько дней оо. Пельвецкий и Мельник там же хиротонисаются во епископов Станиславского и Самборско-Драгобычского. Впрочем, лидером "инициативной группы" по-прежнему остается о. Костельник. Ею 8-10 марта 1946 г. во Львове проводится "Собор" в составе 216 человек (204 священников и 12 мирян), "ликвидирующий" Брестскую унию.

> Понятное дело, что о. Костельник прекрасно осознавал, что данный шаг может привести к заметной деградации церковной жизни в Галиции, и как мог пытался ее минимизировать. Из личных бесед с его сподвижником, впоследствии митрополитом Львовским и Тернопольским Николаем (Юриком), автору этих строк стало известно, что о. Костельник связывал "воссоединение" с возможностью открытия вновь во Львове богословской школы для подготовки местного духовенства, издания церковного журнала на украинском языке и сохранения привычного строя приходской жизни. В сентябре 1948 г. о. Гавриил Костельник был убит, по официальной версии, "наемным убийцей, подосланным Ватиканом и украинско-немецкими националистическими элементами"[24]. Не имея возможности ознакомиться с материалами советского МГБ, касающимися этого дела (если таковые, конечно, имеются), остается лишь выдвинуть версию причины гибели о. Гавриила, исходя из известного римского юридического принципа – Cui prodest? Очевидно, что выгодно это было именно сталинскому режиму, не только не желавшему выполнять прежние обещания относительно открытия во Львове богословской школы, но и получавшего повод усилить репрессии в связи с "террористическими акциями украинских националистов". Тем не менее, сам характер народной религиозности в Галиции, которая оказалась намного активнее, чем не только в России, но и в восточноукраинских областях, заставлял советские власти и тогда, и в дальнейшем проводить там более осторожную религиозную (точнее антирелигиозную) политику в сравнении с той, что проводилась в других регионах. В частности, это выразилось в том, что молодые галичане, решившие посвятить себя духовной карьере, имели возможность получать соответствующее образование, однако не у себя на родине, а в семинариях Ленинграда, Загорска и Одессы, где они нередко составляли порядка половины всех учащихся, что, опять-таки, свидетельствовало о гораздо более сильной религиозности в Галиции в сравнении с восточноукраинскими областями, не говоря уже о России[25]. Однако здесь нужно сделать одно существенное замечание, касающееся богословского образования в РПЦ МП, как оно сложилось после Второй Мировой войны. Духовные школы Московского патриархата, коих к 1964 г. осталось три, менее всего ставили целью готовить квалифицированных богословов, способных быть церковными учеными, миссионерами или катехизаторами. По сути, это были лишь профессионально-технические училища, готовившие требоисполнителей, раболепных перед епархиальным начальством и лояльных по отношению к богоборческому режиму. Так что нынешняя деградация РПЦ МП, особенно очевидная в сфере церковной жизни и мысли, в значительной мере есть следствие данной системы духовного образования. Сказалось это в полной мере и на церковной жизни Украины, в том числе Западной.

> Что же касается УГКЦ, то все эти лихие для нее годы, она, с одной стороны, смогла наладить довольно, как оказалось, эффективное конспиративное существование в Галиции. С другой стороны, она заметно укрепилась в зарубежной диаспоре, где выросла целая плеяда высококвалифицированных церковных кадров, готовых к активной работе на родине. Так что неожиданные, казалось бы, изменения в советской религиозной политике не только не застали ее врасплох, но обеспечили, что называется, триумфальное возвращение. В связи с этим следует поделиться еще одним наблюдением, которое в достаточной мере оказалось возможным оценить только теперь. Среди многочисленных студентов духовных школ РПЦ МП – галичан, в глаза бросались почти исключительно уроженцы сельской местности. Городские жители и особенно выходцы из интеллигентной среды среди них встречались редко, и, во всяком случае, гораздо реже, чем среди студентов-россиян и восточных украинцев. Сейчас я этому нахожу объяснение. Религиозность галицких горожан и в особенности интеллигентов была, пусть и скрытно, связана с УГКЦ, они и стали ее главной опорой, когда настал час выйти из подполья и во весь голос заявить о себе. <...>


> [17] В имевшей гриф "совершенно секретно" докладной записке председателя Совета по делам религиозных культов при СНК СССР И.В. Полянского на имя председателя СНК В.М. Молотова от 7 декабря 1945 г. (№ 383) в связи с этим обнаруживается характерный пассаж: "Мероприятия Совета до сих пор были направлены на изучение вопроса о возможности образовать из высшего руководства (имеется ввиду Католической Церкви латинского обряда на территории СССР – И. П.) группу, которая могла бы не только декларативно заявить о своем сочувствии к советской власти и готовности сотрудничать с нею, но и разорвать отношения с Ватиканом, став на путь создания автокефальной католической церкви в СССР. Однако Совет приходит к выводу, что образование указанной группы в настоящее время невозможно, так как это мероприятие ни одним из руководителей католической церкви не будет осуществлено. Вместе с тем надо считать исключенным также и организацию религиозного католического центра, ибо это связано с получением обязательной санкции папы римского" (сохранена орфография оригинала). – ГАРФ, ф. 6991, оп. 3. д. 10, л. 129-130. Цит. по: М. И. Одинцов, Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1995. – С.195-196.

> [18] В архивном фонде Совета по делам религиозных культов при СМ СССР сохранилось письмо митрополита Львовского Иосифа на имя председателя Совета И.В. Полянского от 27 февраля 1945 г. с жалобой на действия местных властей, связанные с изъятием монастырских помещений в львовском предместье Збоисках и закрытием там монастыря. Характерно, что это письмо осталось без ответа. См.: Архив Совета по делам религиозных культов при СМ СССР (1944-1965). Каталог документов. Составитель М. И. Одинцов. // Архивно-информационный бюллетень, 1996 № 11. – С. 73 (Дело № 14).

> [19] В "Журнале Московской Патриархии" (1945 № 2, с. 24) среди поздравительных телеграмм, полученных Патриархом Алексием I в связи "избранием", опубликовано и полученное им краткое послание на украинском языке митрополита Греко-Католической Церкви Иосифа, в котором тот благодарит за переданные приветствие и книги, а также "за ласкависть i гостиннiсть, з якою приняли мою делегацiю".

> [20] О времени ареста и официальном обвинении со стороны советских органов в отношении украинского греко-католического епископата со ссылкой на сообщение в газете "Львовская правда" от 1 марта 1946 г. говорят в своем интервью корреспонденту ТАСС члены президиума т.н. Собора Греко-Католической (Униатской) Церкви во время своего визита в Москву 4-10 апреля 1946 г. – Журнал Московской Патриархии, 1946 № 4. – С. 36.

> [21] Любопытно, что в вышеупомянутом интервью корреспонденту ТАСС сказано об аресте лишь "нескольких священников" (см.: Журнал Московской Патриархии, 1946 № 4. – С. 36). Однако названная в нём цифра в 1270 священников, бывших в Галиции ко дню открытия пресловутого Львовского "Собора" (8-10 марта 1946 г.), свидетельствует о сотнях репрессированных клириков, не говоря уже о монашествующих, поскольку только число приходских церквей в Галиции в 1945 г. было порядка трех тысяч.

> [22] См.: Журнал Московской Патриархии, 1945 № 8. – С. 5.

> [23] Эти цифры приводятся в вышеупомянутом интервью корреспонденту ТАСС. – Журнал Московской Патриархии, 1946 № 4. – С. 35.

> [24] Журнал Московской Патриархии, 1948 №10. – С.17.

> [25] Так, например, среди 158 абитуриентов, поступавших в 1985 г. в Ленинградскую духовную семинарию, украинцы составляли 57,9 %, причем в своем подавляющем большинстве они были выходцами с Галиции – См.: С.Н. Павлов, О современном состоянии Русской Православной Церкви. // Социологические исследования, 1987 № 4. – С. 42.

 


См. также:

УНИЯ – библиография в Библиотеке Якова Кротова
МАРТ 1948 ГОДА. ДОКУМЕНТЫ ЛУБЯНКИ О ПЛАНЕ ЛИКВИДАЦИИ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСТВА В ЗАКАРПАТЬЕ
О ходе Львовского псевдособора – реферат книги Б. Боцюркива "Украинская Греко-Католическая Церковь и Советское государство (1939-1950)"
Письмо Н. Хрущева Сталину о ликвидации греко-католической Церкви на Украине (1945 г.) и комм. к нему

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/i09_150.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»