=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Симптомы перфекционизма

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 приблизительно равные части.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Составлено по книге: Д. Симандз. «Исцеление чувств», гл. 7.
Цитаты из книги в тексте выпуска даны курсивом.
Новый Завет цитируется по переводу В.Н. Кузнецовой.

 
серия "внутренний мир"
       
NB! Эта глава в аудиоверсии radioteos.ru/rrbi/mp3/RBI195.mp3
(radioteos.ru/rrbi/?p=92)
(приблизительно 2940 слов)

7. Симптомы перфекционизма

 

Придите все ко Мне, измученные тяжкою ношей!
   Я дам вам отдых!
Наденьте на себя ярмо Моих заповедей
   и у Меня учитесь:
потому что Я мягок и кроток сердцем,
   и вы наконец отдохнете,
ведь заповеди Мои просты
   и ноша Моя легка! (Матфея 11:28-30)

Есть много разных видов депрессии, различающихся по степени проявления. Мы подробно остановимся на том, который развивается вследствие эмоционального расстройства, а точнее, искаженного восприятия действительности, и называется перфекционизмом.

Слово перфекционизм происходит от французского perfection — совершенствование.

Но правомерно ли говорить о стремлении к совершенству в негативном смыле, разве христианин не должен стремиться к совершенству? Конечно, да. Но есть огромная разница между истинным совершенством личности и перфекционизмом, хотя внешне они похожи.

Перфекционизм — подмена христианского совершенства, святости, освящения и жизни, наполненной Духом Святым. Вместо того чтобы сделать нас святыми людьми и гармоничными личностями — цельными натурами во Христе, — перфекционизм превращает нас в душевных фарисеев и эмоциональных невротиков.

Это преувеличение? Это одно из новомодных открытий психологов или священников? На самом деле на протяжении веков внимательные пасторы обращали внимание на таких христиан–страдальцев и были крайне обеспокоены этим явлением еще задолго до того, как в обиход вошло слово «психология». Они не знали, как помочь, но признавали наличие проблемы.

Джон Флетчер, современник Джона Уэсли, так описывал своих прихожан:

«Некоторые собственноручно взваливают на себя тяжелую ношу, и, когда оказываются не в состоянии нести ее, совесть начинает мучить их чувством воображаемой вины. Другие живут, терзаемые беспочвенными страхами: им кажется, что они совершили смертный грех. Короче говоря, перед нами сотни людей, имеющих все основания думать о себе хорошо. Однако вместо этого им кажется, что у них уже не осталось надежды».

Сам Джон Уэсли так писал об этом явлении:

«Иногда это чудесное качество — совестливость — обостряется до крайности. Мы знаем тех, кто боится, когда бояться нечего; кто беспрестанно осуждает себя без всякой причины, находя греховным то, что Писание нисколько не осуждает; кто выдумывает себе какие–то моральные обязательства, которые Писание вовсе ни на кого не накладывает. Такое состояние справедливо именуется угрызениями истерзанной совести, и это большое зло. Не поддавайтесь этому злу, задача молитвы — освободить вас от него, чтобы вы вновь обрели душевное здоровье»

(Артур Зепп «Одна совесть — ненадежный водитель», Chicago: The Christian Witness Company, 1913, с. 103).

Один умудренный годами пастор даже написал книгу о перфекционизме, которую назвал «Духовное исцеление страдающих от нервов и угрызений совести». Поразительно точное название!

Симптомы

Перфекционизм — очень серьезная эмоциональная проблема, особенно остро проявившаяся в среде христиан.

Что такое перфекционизм? Описать его гораздо легче, чем дать ему определение. Вот некоторые из его симптомов.

1. Тирания долга. Ее основная характеристика — постоянное всепоглощающее чувство, что ни одно дело тебе не удается, что ты никогда не преуспеешь. Это чувство может проявляться по–разному, но сильнее всего оно воздействует на духовную жизнь. Психолог Карен Хорни дал его точное описание: «деспотизм долженствования». Вот типичные высказывания перфекциониста:

• «Я должен сделать это лучше»,

• «Я должен был сделать это лучше»,

• «Я должен суметь сделать это лучше».

Всё на свете — от приготовления пищи до молитвы — «Я сделал это недостаточно хорошо».

Три любимых выражения перфекционистов: «мог бы», «надо бы», «должен был бы». Если вы пребываете в этом эмоциональном состоянии, то чаще всего повторяете слова «если бы». Вы всегда стоите на цыпочках, всегда тянетесь вверх, стремитесь, стараетесь, но никогда не дотягиваетесь до желаемого.

2. Самоуничижение. Связь между перфекционизмом и заниженной самооценкой очевидна. Никогда не бывая достаточно хорошим, вы постоянно ощущаете собственные недостатки. Если вы никогда не бываете удовлетворены собой и своими достижениями, то, естественно, делаете вывод, что и Бог тоже никогда не бывает доволен вами! Вам кажется, что Он всё время твердит: «Ну давай, ты можешь сделать это лучше!». А поскольку вы перфекционист и никогда не довольны собой, то вы отвечаете: «Щас, даю».

Как бы вы ни старались, вы всегда занимаете второе, а не первое место. Но Бог, да и вы сами, постоянно требуете от себя первого — вот и получается, что у вас всё плохо. И вы снова возвращаетесь к своим духовным каторжным работам, еще больше напрягаетесь, чтобы понравиться себе и постоянно наращивающему Свои требования Богу, Который никогда не бывает полностью удовлетворен. И вы опять терпите неудачу, не соответствуете стандарту, не достигаете цели, но остановиться уже не можете.

3. Тревога. Чувство долга и самоуничижение порождают больную совесть, которая прячится под гигантским зонтом из вины, тревоги и осуждения. Словно атомный гриб, этот зонт висит над вашей головой. Временами он приподнимается, и из–под него проглядывает солнце.

Когда заканчивается действие того, что вас вдохновило, вы падаете с духовного облака и больно ударяетесь. Вами снова овладевают те же ужасные чувства. Возвращается ощущение, что Бог недоволен вами, что вы всегда и во всём виноваты. Эти чувства с глухим ворчанием стучатся в потайную дверь вашей души.

4. Законничество. К чрезмерно ранимой совести и безграничному чувству вины перфекциониста обычно добавляется крайняя щепетильность и законничество: вы преувеличиваете значение любых внешних правил и запретов. Давайте посмотрим, почему этот четвертый элемент неизбежно сопровождает первые три симптома.

Перфекционист с его болезненно ранимой совестью, заниженной самооценкой и неизбывным, почти автоматическим чувством вины необычайно восприимчив к тому, что о нём думают другие. Не пребывая в согласии с собой и будучи абсолютно неуверенным в Божьем одобрении, он отчаянно нуждается в симпатии окружающих. А потому падает жертвой чужих мнений и оценок. Каждая проповедь повергает его в отчаяние. Он занимается самокопанием: «Наверное, именно это я делаю не так… Если только я поборю в себе этот недостаток… разовью в себе эту добродетель… Перестань я делать это или начни я делать то, я обрету покой, радость и силу. Может быть, тогда Бог примет меня и будет доволен мной».

Итак, растет перечень правил и запретов; их становится всё больше и больше, потому что надо угождать всё большему количеству людей. И одним лишь нимбом над головой не обойтись: его форму нужно менять в зависимости от того, с кем разговариваешь, а то вдруг не понравится? Итак, нимб над головой перфекциониста становится то круглым, то — квадратным, то — треугольным, пока не превращается в «ярмо» (см. Галатам 5:1). Ярмо — это широко применявшееся крестьянами того времени приспособление: его надевали на лошадь, которую впрягали в плуг, или с его помощью соединяли в пару волов. Но это слово имело еще и переносное значение, недаром Павел говорит об "иге (ярме) рабства". В Ветхом Завете ярмо было символом деспотии, символом порабощенного народа, унижения и разрушения.

Благая весть о милости Божьей ворвалась в жизнь галатов, освободив их от подобного духовного ига. Благая весть состоит в том, что дорога к Богу — это не дорога безгрешной жизни. Сколько бы вы ни старались, вы никогда не заслужите Божьего расположения. Почему? Потому что Его расположение приходит в облике благодати, действующей через Иисуса Христа.

Но через некоторое время галаты решили, что благодать слишком, неправдоподобно хороша, и стали прислушиваться к иным голосам; к «иному благовествованию», как сказал Павел (Галатам 1:6). Возможно, они прислушивались к иерусалимским законникам, призывавшим строго соблюдать все законы, выполнять все обряды. Или они внимали колосским аскетам, решившим во всём себе отказывать, чтобы доставить удовольствие Богу. Они следили за соблюдением особых праздников, новомесячия и суббот, настаивали на необходимости ложно понимаемого «смирения» (см. Колоссянам 2:18). Они, как говорил Павел, «держались предписаний»: «Не прикасайся!», «Не ешь!», «Не трогай!» Павел утверждает: «Такие предписания, с их самодеятельным благочестием, смирением и умерщвлением плоти, конечно же, создают видимость какой-то мудрости, но грош им цена. Они ведут лишь к потворству плоти!» (см. Колоссянам 2:20-21,23). Какие точные слова!

Таким вот образом иерусалимские законники и колосские аскеты произвели на свет галатских доктринеров и ретроградов. Галаты возвратились к прежней вере — некой водянистой смеси, состоящей из веры и дел, закона и благодати. И результат оказался точно таким же, какой мы имеем сегодня, когда смешиваем закон и благодать. Незрелые и мнительные верующие превращаются в нервных перфекционистов, страдающих от осознания своей воображаемой вины, несчастных и неуверенных. Они непреклонны в своих взглядах, они холодны, поскольку неспособны дарить любовь, они полностью зависят от оценки других. Вот парадокс — они жестоко критикуют и осуждают окружающих, обвиняют их во всех смертных грехах.

5. Злость. Но самое худшее еще впереди. Вы видите: с перфекционистом начинает происходить что–то ужасное. Он может не догадываться об этом, но в нём копится раздражение. В нём поднимается возмущение против долга, христианской веры, других христиан, против себя и, что самое печальное, против Бога.

Нет, на самом деле перфекционист не против истинного Бога. Перфекционист не восстает против милостивого, любящего, идущего на жертвы Бога, ставшего Человеком, Бога, Который в лице Иисуса Христа прошел весь путь до Креста, заплатив такую огромную цену. Нет, возмущение перфекциониста направлено против пародии на Бога. Его карикатурный бог никогда не бывает доволен, ему невозможно угодить, как бы упорно человек ни старался, сколько бы лишений ни терпел и как бы отчаянно ни напрягался. Это жестокий бог исподтишка поднимает планку, чтобы потом сказать: «Извини, ты не допрыгнул».

Гнев на такого бога кипит в душе перфекциониста. Временами этот гнев вырывается наружу, и становится ясна суть «тирании должествования»: сатана старается подсунуть нам фальшивку, чтобы мы забыли, что такое истинное христианское совершенство. Порой перфекционисту удается разобраться в собственных проблемах, отыскать благодать и чудесным образом освободиться от страшного ига.


6. Непризнание. Но многие христиане упорно отрицают наличие в себе злости. В связи с тем, что гнев считается страшным грехом, его загоняют внутрь. И вся эта смесь из порочного богословия, законничества и спасения по делам превращается в замерзший Ниагарский водопад. Вот тут и появляются серьезнейшие эмоциональные проблемы. Перепады настроения становятся такими резкими и драматичнымии, что создается впечатление, будто в одном человеке уживаются сразу два.

Когда постоянно испытываешь стресс и напряжение, пытаясь жить в согласии с собственным «я», которое тебе не нравится, с богом, Которого не любишь, и с другими людьми, с которыми находишься не в ладах, нагрузка может оказаться чрезмерной. И случается одно из двух: либо человек отходит от веры, либо у него наступает полный упадок сил.

Отход от веры — явление печальное.

Доктор Дэвид Симандз:

Большую часть своего времени в качестве душепопечителя я уделяю людям, которые когда–то были активными христианами, а теперь отошли от веры. Такой отход всё переворачивает с ног на голову. Человек не становится неверующим. Он продолжает верить разумом, но уже не может верить сердцем. Перфекционизм не дает ему жить в согласии с собой. Он отчаянно пытается, но каждый раз чувствует себя таким несчастным, что прекращает любые попытки.

Другие доходят до полного упадка сил. Этот груз настолько тяжел, что его невозможно вынести, и под его воздействием они ломаются. Именно так и случилось с доктором Джозефом Куком, профессором антропологии университета Дж. Вашингтона в Сиэтле. Блестящий доктор философии, великолепно образованный в вопросах библейского богословия, он отправился благовествовать и преподавать в Таиланд. Но через несколько лет был вынужден оставить служение, превратившись в совершенно разбитого человека. Нервное расстройство лишило его возможности и проповедовать, и преподавать, и даже читать Библию. Как он сам сказал: «Я стал обузой жене, не приносил пользы ни Богу, ни людям» («Свободен для захвата», Fleming Revell, 1975).

Как такое случилось? «Я выдумал себе немыслимого Бога и получил нервное расстройство». Он верил в благодать, он даже учил ей! Но его собственные чувства, относящиеся к богу, с которым он жил изо дня в день, не соответствовали его учению. Изобретенный им бог был немилостив и недоволен.

«Требования Бога ко мне были настолько высоки, а Его мнение обо мне настолько низко, что вся моя жизнь проходила не иначе, как под Его недовольным взглядом… Дни напролет Он ворчал: «Почему ты не молишься чаще? Почему мало свидетельствуешь? Когда ты научишься самодисциплине? Как ты можешь поддаваться нечестивым мыслям? Делай это. Не делай то. Смиряйся, кайся, трудись упорнее…» Бог всегда использовал Свою любовь против меня. Он демонстрировал мне Свои пробитые гвоздями руки, а затем вызывающе смотрел на меня и говорил: «Почему же ты не становишься лучше? Займись делом и живи так, как должно».

Самое главное то, что у меня был бог, который в глубине души смешивал меня с грязью. Вслух он говорил, что любит меня. Но я знал: он полюбит меня — о чём я так мечтал, — только если я позволю ему растоптать себя. Я искал и не находил в себе ни слова, ни чувства, ни мысли, ни решения, которые бы по–настоящему понравились моему богу».

 

Можно понять, почему глубоко верующий христианин дошел до полнейшего упадка сил под наплывом подобных чувств.

Исцеление

Есть только один способ полного исцеления от перфекционизма: одновременно сложный и простой, как и само понятие «благодать». "Благодать" — перевод греческого слова «харис», что означает «любезность, благосклонность, одолжение, услуга». Но в Новом Завете это слово имеет особое значение: «Добровольно оказанная, незаслуженная, неограниченная, незаработанная и неоплатная милость». Любовь и признание Бога не основываются на наших заслугах. Как напоминает доктор Кук, благодать — выражение лица, которое принимает Бог, сталкиваясь с нашим несовершенством, грехом, слабостью и ошибками. Благодать — это сущность Бога, Его реакция на наши греховные и недостойные поступки. Благодать — бескорыстный дар, добровольно отданный нам. Неужто в момент примирения с Богом в вас проникает некая «доза» благодати, после чего начинается жизнь, полная напряженного стремления к совершенству?

Исцеление от перфекционизма не бывает мгновенным. Для него нужен ни один день, оно требует веры и постоянных размышлений о благодати, исходящей от любящего, заботливого Небесного Отца.

Процесс нелегкий — он не происходит сам собой. Некоторым людям удается вместить в себя благодать лишь после того, как они избавятся от мучительных воспоминаний. Им удается ощутить Божью заботу лишь после того, как они расстанутся с ложными стереотипами, внушенными и  родителями, семьей, друзьями, учителями и проповедниками.

Перфекционисты — люди, «запрограммированные» на то, чтобы хотеть невозможного, стремиться к недостижимому. Они знают только обставленную множеством условий любовь и нереальные надежды, невозможные достижения, любовь с оговорками и шаткое богословие, которое учит: человек оправдывается делами. Конечно, они не могут избавиться от стереотипов в одночасье. Чтобы измениться, нужно время: это длительный процесс, в ходе которого человек переосмысливает жизнь, исцеляется, «перепрограммирует» себя — обновление ума ведет к преобразованию личности.

Д-р Дэвид Симанз свидетельствует:

Вот как это произошло в жизни одного молодого человека. Дон вырос в строгой христианской семье. Члены семьи прекрасно знали богословие, но это никак не сказывалось на их повседневном общении. Возможно ли такое? Да, возможно! Родителям следует помнить: важно не только то, чему учишь ребенка на словах, но и то, какой пример ему показываешь. Дона учили одному, а видел он совсем другое. Внутри него боролись противоречивые чувства.

Дон был окружен какой–то непредсказуемой, обставленной строгими условиями любовью. С раннего детства ему дали понять: «Тебя будут любить, ЕСЛИ…», «Нам нравится, КОГДА ты…», «Мы будем тебя любить, ПОТОМУ ЧТО…». У него возникло ощущение, что родители им всегда недовольны.

Ко мне Дон обратился, когда ему было чуть больше тридцати. К этому возрасту его депрессии стали частыми, длительными и всё более опасными. Некоторые из его друзей (из лучших побуждений) внушили ему, что его проблемы носят духовный характер. «Исполненные Духа Святого христиане не могут испытывать подобных чувств. Они не могут ощущать ничего, кроме радости». От этого Дону стало только хуже: к депрессиям прибавилось чувство вины.

Нам с Доном потребовалось немало времени, чтобы найти выход. Ему было трудно понять и принять Божью любовь и благодать: он не умел ощущать их инстинктивно. С самого детства он не знал, какими должны быть отношения, построенные на благодати и любви, а потому ему было трудно поверить в Божью благодать и почувствовать ее.

К тому же Дон еще более усугубил собственные проблемы. В периоды депрессий он искал спасения в женщинах. Нет, он с ними не спал. Но использовал романтические отношения в качестве лекарства от депрессии. Это было грехом, и он знал это: он ощущал чувство вины за то, что манипулировал людьми. Так к его псевдовине добавилась вина настоящая. Он никак не мог вырваться из порочного круга слёз и раскаяния, но ему так и не удавалось сдержать данного себе же слова.

Наши с ним беседы продолжались более года. За это время он исцелился от многих болезненных воспоминаний, избавился от ложных стереотипов. Он аккуратно выполнял все мои задания, записывал в дневник свои чувства, читал нужные книги и слушал кассеты, заучивал наизусть отрывки из Писания и молился.

Многому он научился и из наших с ним отношений. Дон не раз пытался спровоцировать меня, чтобы я отверг его, отвернулся от него. Ему хотелось, чтобы я повел себя так же, как вели себя его мать и отец и как, по его мнению, вел Себя Бог.

Мгновенного исцеления не произошло, но — благодарение Богу! — оно всё же наступило! Медленно, но верно Дон понял суть благодати, увидел, что Бог поступает невероятно: любит его таким, какой он есть. Депрессии возникали всё реже. Он ничего для этого не делал, они просто исчезли, как исчезают с деревьев сухие листья, чтобы уступить место новым. Он стал лучше контролировать свои мысли и поступки. Депрессий у него больше не было, а были лишь нормальные перемены настроения, как у всех нас.

Теперь, когда Дон приходил ко мне, он говорил: «Доктор, всё это слишком хорошо, чтобы быть правдой, но это правда!» Запомните его слова! Вся беда в том, что перфекционист «запрограммирован» считать: «Это слишком хорошо, чтобы быть правдой». Возможно, и вы думаете: «Конечно, я верю в благодать, но…»

«Придите все ко Мне, измученные тяжкою ношей! — сказал Иисус, — Я дам вам отдых!» (Матфея 11:28). Разве это не Благая весть? Зачем же жить так, как живете вы, если можно жить лучше? «Я дам вам отдых! Наденьте на себя ярмо Моих заповедей… ведь заповеди Мои просты, и ноша Моя легка!» (Матфея 11:28–30).

«Ноша Моя легка». Что это значит? Его "ярмо" удобно, так как изготовлено «точно по вашим меркам», соответствует вашей индивидуальности, вашему естеству. Христос, давший вам ношу, никогда не оставит вас одного, а разделит бремя с вами. Не Он ли обещал послать Утешителя — Того, Кто помогает носить бремена?

Прочитайте слова гимна Чарльза Уэсли. Они показывают, как благодать исцеляет измученное виной сердце перфекциониста.

Воспрянь, душа моя, воспрянь; свой страх вины смети,
И жертвенную кровь приняв, защиту обрети.
Он — Поручитель мой на небесах,
Он — Поручитель мой на небесах,
Книга с именем моим в Его руках.
Всё искупившая любовь — посредник мой в веках,
И драгоценнейшая кровь — защита во грехах.
Его кровь пролилась, чтоб мой грех искупить,
Его кровь пролилась, чтоб мой грех искупить,
И благодати престол окропить.

Полученные на кресте пять ран кровоточат
И просят, молят обо мне, неистово кричат:
«Прошу Тебя, пусть будет он Тобой навек прощен.
Прошу Тебя, пусть будет он Тобой навек прощен.
Ему не надо умирать — ведь грешник искуплен!»

Отец услышал, как воззвал Помазанник Его
За этим к людям и послал Он Сына Своего.
Той кровью Дух Его распорядился,
Той кровью Дух Его распорядился,
Сказав, что в Боге я родился.

Теперь я с Богом примирен, теперь я — Его чадо.
Я Богом полностью прощен, бояться мне не надо.
К Нему уверенно стремлюсь,
К Нему уверенно стремлюсь,
И «Авва, Отче» я молюсь.


Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/v01_181.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии и часть книги
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»