=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Библия: канон и богодухновенность
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Автор: Анри Даниель-Ропс.
Из ст. "Общее введение в Священное Писание" (предисловие к "Брюссельскому" изданию Библии).

 
серия "Библия: общее введение"
 

 (примерно 1960 слов)

 

 

> Библия – книга совершенно исключительная, неисчерпаемая, книга, в которой всё сказано как о Боге, так и о человеке.

> Вездесущий Бог в ней многообразно нам открывается и дает нам прозревать Свою тайну. Себя же человек узнаёт в ней, начиная с самых возвышенных стремлений своих и кончая самыми темными сторонами своей совести, теми, где рана, нанесенная первородным грехом, кровоточит у каждого из нас.

> Библия содержит в себе учение религиозного порядка, богооткровенную истину, но и человеческое знание и вся наша умственная деятельность находят в ней пищу богатства неиссякаемого. Многое почерпнули из нее и поэзия, и история, и география, и социология. Она легла в основу европейского искусства. Без нее ни ваятели Шартрского собора, ни мозаисты Равенны, ни Микеланджело, ни Рембрандт, ни Греко не были бы теми, кем мы теперь восхищаемся. На этой же основе зиждется творчество Шекспира, Расина, Данте и Достоевского. Народы белой расы в большой степени обязаны Библии той ведущей ролью, которую признаёт за ними история, а другие расы ей же обязаны тем, что они пробудились к большему свету.

> Само название, которое мы даем этой книге, заключает в себе и выражает всё ее исключительные качества. Слово "библос" у греков уже значило "книга". Это слово этимологически коренится в тех далеких временах второго тысячелетия до Р.Х., когда финикийцы города Библоса превратили свой порт в главный склад и рынок папируса. Для нас же эти три слога "Библия" выражают вершину и совокупность всего написанного. Библия – книга книг.

> Так Библия на протяжении веков далеко превзошла все остальные творения духа, была и остается самой читаемой книгой в мире.

> Учитывая все печатные издания Библии, можно заключить, что общий тираж ее достигает почти миллиарда экземпляров. В переводе она существует почти на семистах языках и диалектах. Библию можно читать на языке эскимосов и уолоф (Сенегал), на языке фламандском и бретонском.

> [Вопреки широко распространенному мнению, Церковь не только не запрещает чтения и изучения Священного Писания, но всячески его поощряет, приняв предварительно все необходимые меры к охране богодухновенного текста от всевозможных лжетолкований и извращений. За последние 80 лет, начиная с 1893 года, Святейший Престол опубликовал три большие окружные послания – Энциклики, посвященные вопросу о необходимости чтения, изучения и преподавания Священного Писания с подробными указаниями как для ученых и духовенства, так и для мирян. Энциклики: папы Льва XIII "Providentissimus Deus" (1893 г.), папы Бенедикта XV "Spiritus Paraclitus" (1920 г.) и папы Пия XII "Divino afflante Spiritu" (1943 г.) являются твердыми руководящими правилами для чтения и исследования Священного Писания. Эти Энциклики и все другие важнейшие документы Святейшего Престола, входят в особый сборник "Enchiridion Biblicum" (4-ое издание, Рим, 1960 г.), издающийся Папской Библейской Комиссией в Риме, учрежденной папой Пием Х в 1902 г.] (Примечание издателей "Брюссельской Библии")

> Канон Священного Писания

> Библия делится на две, очень неравные по объему, части: книги Ветхого и Нового Завета. Само слово "Завет", если его понять правильно, подводит читателя вплотную к таинственной действительности, занимающей в Священном Писании ключевое положение. Речь идет о соглашении, заключенном между Богом и человеком сначала через посредство одного определенного народа, а затем непосредственно. Это соглашение также называется откровением. Слово "завет" значит: договор, заключенный союз. Еврейское слово Берит, было по-гречески переведено diaqhkh, что обозначает как договор, так и завет, завещание. Первый смысл этого слова прежде всего определяет те особые отношения, которые были установлены между Богом и народом, который Он избрал, чтобы тот служил Ему свидетелем и был Его глашатаем; но оно также обозначает и тот союз, который Сам Бог, вочеловечившись, заключил с человеком через принесение Христом Самого Себя в жертву. Но тем самым сюда включается и второй смысл слова diaqhkh: завет, завещание, ибо в Послании к евреям сказано (9,15): Христос передает тем, кого призвал, вечное наследие, "завещание" Господне. Итак, слово "завещание", в самом трагическом смысле слова, обозначает дарственную на все права усыновления Богу: в этом и заключается благовествование, побеждающее смерть.

> Переход от одного союзного договора или завещания (завета), к другому является в то же время переходом из одного плана бытия в другой, решающим шагом вперед в последовательности откровения: в первом случае речь идет еще только об уготовлении и о прообразе, а во втором уже о полном завершении обещанного. Сам Иисус на Тайной Вечере в Страстной Четверг указал на эту разницу между двумя Заветами, сказав: "сия есть кровь Моя Нового Завета" (Мф 26,28). И ап. Павел, пишущий друзьям своим в Коринф, тоже противопоставляет Ветхий Завет полному завершению истины в Новом Завете.

> Каждая из двух основных частей Библии состоит из известного количества книг, которые по учению Церкви все содержат как правило жизни, так и правило веры. Правило, норма, канон – по-гречески. И книги Библии называются каноническими потому, что они являются больше чем какие-либо другие писания, авторитетными, что они дают правила, служат примером. В этом-то смысле и употребляет слово канон ап. Павел во 2-м Послании к коринфянам (10,13). В более широком смысле термины канонический и библейский стали почти синонимами, а слово "канон" стало обозначать совокупность книг, являющихся по учению Церкви составными частями Библии, книг, которые Церковь принимает как достоверно выражающие смысл союза Бога с человеком.

> Когда говорят о каноне Священного Писания, это слово подразумевает известный отбор. Существуют ли еще другие писания, которые могли бы быть включены в книги обоих Заветов? Несомненно, такие книги существуют, но включены они не были. Начиная с IV столетия нашей эры, Церковь приняла много решений относительно состава канона Священного Писания. Одним из самых важных было решение Тридентского Собора в 1546 году, последним по времени является постановление Ватиканского Собора 1871 года. В Ветхом Завете католический канон насчитывает сорок пять книг, тогда как канон древнееврейский, которому следуют и протестанты, признает только тридцать девять книг, оставляя вне канона книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха, 2-ю книгу Ездры и две книги Маккавейских*. В Новом Завете насчитывается двадцать семь канонических книг, которые принимают все христианские вероисповедания, не всегда соглашаясь в вопросе об авторстве.

> Как произошел отбор канонических книг? Что касается Ветхого Завета, отцы Церкви, и в особенности блаженный Иероним, общепризнанный знаток и переводчик Священного Писания, опирался, по всей вероятности, на труды иудейских раввинов и учителей Закона, которые, в свою очередь, имели в своем распоряжении сборники священных книг, издаваемые с последовательными исправлениями и улучшениями царем Иосией в 622 году до Р.Х., Ездрой в 444 и, наконец, Неемией, составившим свод книг Священного Писания. Но, по-видимому Церковь в своем выборе руководствовалась главным образом тем, как употребляли Священное Писание Христос и Апостолы, которые пользовались греческим переводом <70-ти (Септуагинтой)>, содержащим полный список книг, и придавали ему тот же авторитет. Что же касается Нового Завета, то канон установился не в силу какого-либо категорического решения церковного авторитета (ex cathedra), а по общему согласию, во времена одухотворенной ревности первых христианских общин, которые, будучи близки к откровению, были еще исполнены Духа Святого.

> Уже во втором веке отбор канонических писаний был, по-видимому, закончен и всеми признан. Так, в 1740 году, итальянский ученый Муратори, библиотекарь Амвросианской библиотеки в Милане, опубликовал документ, который можно отнести приблизительно к 200 году и который содержит перечень книг Нового Завета. Канон Мураториев совпадает с нашим каноном, за исключением посланий апостола Иакова и апостола Петра, которых в нём нет.

> На чём основывает свое суждение Церковь, какими критериями она руководится при отборе писаний Нового Завета, которые она включает в Библию? Тем, чтобы были обоснованы их кафоличность и их апостольское происхождение; иными словами, она искала доказательств того, что принятие их покоится на согласном мнении вселенского христианства и что их происхождение от Святых Апостолов, прямых свидетелей Христовых, может быть установлено.

> Богодухновенность Библии

> Церковь признаёт богодухновенность всех книг Ветхого и Нового Завета. Это именно и есть существенно данная истина решающего значения: вся Библия, как целое, является книгой богодухновенной. Все выражения, которые со времен святоотеческих и до нашего времени применялись, чтобы определить природу этих писаний: "книги священные", "Священное Писание", "письменность божественная" как их называл Тертуллиан, "божественная библиотека", как писал блаженный Иероним, "Святая Библия" – все они равнозначны понятию богодухновенности.

> Библия есть Слово Божие, обращенное к людям, написанное Слово Божие. Эту истину уже знал народ Израильский, для которого Закон был Писанием, которое продиктовал Сам Господь, а голос пророков был голосом Самого Всемогущего; иудейский историк Иосиф Флавий определенно утверждает, что все писавшие Книгу, писали "по вдохновению Божию". То же утверждают и христиане. Так, ап. Павел, обращаясь к Тимофею, говорит как само собою разумеющееся: "всё Писание богодухновенно" (2Тим 3,16), ап. Петр также учит: "но изрекали его (пророчество) святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым" (2Петр 1,21); то же утверждает многое множество Отцов и богословов всех времен. Таково неизменное учение Католической Церкви.

> Но сам термин "богодухновенность" требует уточнения. Его самым совершенным образом определил папа Лев XIII в своей энциклике "Providentissimus Deus": "Богодухновенность есть сверхприродное действие, посредством которого Дух Святой побуждал и <подвигал> священных писателей и содействовал им во время писания таким образом, что они осознавали, стремились точно передать и выражали с безошибочной верностью всё то, и только то, что Бог повелевал им писать". Это мудрое и глубокое определение, которое в создании Священного Писания оставляет, как за разумом и волей человеческой, так и за Всемогуществом Божиим, роль каждому из них присущую.

> Господь не писал Библию собственноручно, как некогда начертала незримая десница Его на стене дворца Валтасарова слова предостережения. Он не диктовал Библию писателям, находящимся как медиумы в состоянии транса, подобно тому как греки воображали себе прорициания дельфийской Пифии. Чтобы создать Библию, Дух Святой обращался к посредству людей, которые становились Его орудиями и при этом не утрачивали ни своей личности, ни своих характерных черт, ни своего таланта или гения, ни умственных установок, ни манеры писать. Дух Святой не уничтожал и не насиловал способностей тех, кому поручено было выразить Его Слово. Поэтому не следует забывать о тех последовательных моментах Богодухновенности, которые определил Лев XIII.

> Во-первых, Бог побуждал священнописателей к писанию: не по одной только своей воле брались они за труд, как это делают светские писатели; и сколько раз пророки Израиля признавались какой мукой бывало для них это принуждение и как велико было искушение избежать этого принуждения, ибо говорить от имени Господа – тяжелое бремя.

> Во-вторых, Бог просвещал тех, кого Он избирал Своими глашатаями. Но просвещал Он их таким образом, что, оставляя неприкосновенной деятельность человеческих способностей, Он сообщал написанному ими божественное значение. Суждение, выраженное таким образом писателем, оставаясь и его собственным суждением, и вместе с тем в силу сверхприродного действия Божия, неотъемлемого от действия человеческого, становилось суждением Божиим.

> Писание, по мере того, как оно становилось Словом Божиим, оказывалось "предохраненным от всякой ошибки". Таков непосредственный смысл того, что можно назвать принципом непогрешительности Библии: Священное Писание ошибаться не может. Но такая формулировка еще слишком узка: она слишком ограничивает поле действия богодухновенности. Так как Бог есть Сама истина, то принцип непогрешительности должен быть рассматриваем как неотъемлемое свойство всех дел Божиих.

> Этот Божий авторитет распространяется таким же образом на всю Библию, всё содержание которой тоже является делом Божиим. Комиссия по библейским вопросам в постановлении от 17 июня 1915 г. говорит: "То, что автор Священного Писания утверждает, излагает, дает подразумевать, следует рассматривать как утверждаемое, излагаемое и подразумеваемое Духом Святым". Таково утверждение католического вероучения.

> Остается третий момент: изложение Священного Писания в письменном виде. И в этой области Бог, без сомнения, воздействовал на тех, на ком лежала обязанность запечатлеть в письменном виде Его Слово. Если основные данные, глубинные понятия непосредственно зависели от Духа Святого, мог ли оставаться вне этой зависимости выбор слов, фраз, выражений, которые в человеческой речи так близко связаны с ними? Но здесь и привходят личные качества священнописателя, человека из плоти и крови, подчиняющегося определенным навыкам мышления, живущего в определенную эпоху и в определенной среде и неспособного освободиться всецело от этих условий, чтобы быть всецело духновением Божиим. Бог решил обращаться к человеку через человека же, следовательно вполне естественно и необходимо считаться с личностью этого человека, чтобы полностью уразуметь его слова.

 


* В <Септуагинте>, в Вульгате, в славянском переводе и в русской Библии (московского издания 1956 и 1968 гг.) помещены еще: третья книга Маккавейская и третья книга Ездры, а также молитва Манассии, псалом 151-й и сирийское окончание книги Иова, не вошедшие в католический канон. <...>

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/7/b01_011.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«          »Форум сайта«


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
   
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»