=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Нагорная проповедь: отношение к злу и к врагам
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

Автор: В.Н. Кузнецова.
Из книги: "ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий". // М.: ОПУОПАМ, 2002.

 
серия "Библия: трудные страницы";
серия "Жизнь по Евангелия"

(примерно 2020 слов (включая послесловие редактора))

 

 

 

> 38 Вы знаете, что было сказано: «Око за око и зуб за зуб».

> 39 А Я говорю вам:
> не мсти тому, кто причинил тебе зло.

> 39 не мсти тому, кто причинил тебе зло — возможен перевод: «не противься злу».
> 38 Исх 21.24; Лев 24.20; Втор 19.21

> 5.38-42 ОТНОШЕНИЕ К ЗЛУ

> (Лк 6.29-30)

> Ст. 38-39а — Так называемый lex talionis, то есть закон возмездия, был некогда призван ограничить месть: если у человека повредили глаз или выбили зуб, было запрещено <убивать виновного>: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле человека, так и ему до́лжно сделать». (Лев 24.20). Во времена Иисуса такой закон равного возмездия, вероятно, был заменен денежным возмещением за причиненный ущерб. Иисус не говорит о том, что всякий грех останется безнаказанным, но люди должны предоставить возмездие единственному Судье — Богу. Пусть человек откажется от суда, передав его в руки Божьи. О том же говорится в Писании: «Не говори: “Отплачу за зло!” Доверься Господу, и Он защитит тебя» и «Не говори: “Как он со мной поступил, так и я с ним, воздам ему по заслугам его”» (Притч 20.22; 24.29). Сам Бог призывает людей вместо мести любить своих ближних, как самих себя (Лев 19.18) и предоставить Ему возмездие (Втор 32.35). Подобная мысль высказывалась как некоторыми еврейскими богословами, слова которых сохранены в Талмуде, так и язычниками. Например, знаменитый греческий философ-мудрец Сократ (V век до н.э.) говорил, что лучше, чтобы тебе причинили зло, чем причинить его другому. Тому, кто причинил тебе зло — так как в дательном падеже окончания мужского и среднего рода совпадают, можно понять, что речь идет или об обидчике, или о зле вообще (ср. ст. 37).

> Чувство мести недостойно тех, кто жаждет исполнить волю Бога, кто радуется страданиям, чье главное стремление — творить мир. Невозможно представить кроткого человека, наносящего ответный удар. См. также 1Фес 5.15; Рим 12.19-21 и особенно Учение Двенадцати апостолов, в котором очень много параллелей с Матфеем; ср. также 1Петр 2.21-24; 3.9; Евр 10.30.

 

> Если ударят тебя по правой щеке,
> подставь и левую.

> Ст. 39б-42 — Как и в ст. 21-30 и 33-37, призыв не сопротивляться проиллюстрирован несколькими примерами: как надо вести себя с обидчиком, с заимодавцем и, вероятно, с оккупантом.

> Ст. 39б — Если удар по правой щеке наносит не левша, то он должен был ударить тыльной стороной ладони. У евреев такая пощечина считалась страшным оскорблением, так что речь идет не просто о причинении физической боли. Есть также мнение, что по правой щеке били за отступничество и ересь. Ведь очень скоро христиан будут считать отступниками от веры отцов. Правда, некоторые комментаторы полагают, что смысл несколько иной: удар левой рукой не может быть очень сильным, и ученику предлагается подставить левую щеку, чтобы получить удар еще сильнее. {Davies and Allison, Matthew, p. 543-544.} Ср. также Плач 3.30 и Ис 50.6-7.

 

> 40 Если кто-то рубашку хочет у тебя отсудить,
> пусть забирает и плащ.

> 40 1Кор 6.7

> Ст. 40 — Здесь речь идет о беспощадном кредиторе, который готов отнять у должника даже его плащ, в то время как Закон прямо запрещал это (Исх 22.26-27; Втор 24.12-13), потому что для бедняка плащ был не только теплой верхней одеждой, но служил в качестве одеяла ночью. Вместо того чтобы сопротивляться, ученик должен быть готов отдать даже нательную рубашку, то есть длинную льняную или шерстяную одежду (тунику). Хотя кредитору запрещалось отнимать одежду, ученики сами должны быть готовы поступиться своими законными правами, доверившись Богу, который всегда позаботится о тех, кто в нужде.

 
> 41 Если тебя принуждают сопровождать кого-то версту,
> пройди с ним две.

> Ст. 41 — Третий пример еще более разителен и мог вызвать сильное смущение. Если в первых двух случаях обидчиками скорее всего выступали единоплеменники, то здесь речь шла о враге, об оккупанте. Известно, что римские войска имели право заставить любого человека из местного населения нести их поклажу на расстояние одной мили (около полутора километров), а также служить проводниками. Так, Симона из Кирены заставили нести крест Иисуса до места казни; там употреблен тот же греческий глагол (27.32). Для учеников Иисуса на первом месте должны стоять не их политические и гражданские права и даже не любовь к родине, а исполнение воли Бога. Здесь нельзя не увидеть прямую полемику с воинственно настроенными зелотами, которые считали войну с римлянами священной и угодной Богу. Понятно, что крайние националисты должны были ненавидеть Иисуса и видеть в Нём коллаборациониста, предателя интересов народа Израиля.

 

> 42 Тому, кто просит, дай
> и от того, кто хочет занять у тебя,
> не отворачивайся.

> 42 Исх 22.25; Лев 25.36-37; Втор 15.7-11; Притч 28.27; Сир 4.1-10; 29.1-2

> Ст. 42 — В последнем примере речь идет уже не о прямых обидчиках, но о человеке, который, будучи беден, возможно, не сможет вернуть того, что он просит в долг. Особенно близок смысл Его слов к Втор 15.7-11, где Бог велит «не сжимать руки» перед нищим братом и давать ему взаймы, не скорбя сердцем при мысли, что тот не сможет отдать. Некоторые комментаторы обращают внимание на то, что Матфей опустил слово «всем», которое есть и в варианте Луки (6.30), и в Дидахе (1.5). Возможно, этим евангелист хочет подчеркнуть, что, помогая человеку бездумно, иногда можно причинить ему больше вреда, чем пользы. Но такой смысл противоречил бы абсолютным требованиям Нагорной проповеди. Кроме того, надо помнить, что этот пример помещен в контекст непротивления врагам, а вслед за ним следует требование любить врагов. Вероятно, и здесь ученики должны помогать и давать в долг даже тем, кто является врагом.

 

> 43 Вы знаете, что было сказано: «Люби ближнего и ненавидь врага!»

> 43 Лев 19.18; Мф 19.19; 22.39; Мк 12.31; Лк 10.27; Рим 13.9; Гал 5.14; Иак 2.8

> 5.43-48 ОТНОШЕНИЕ К ВРАГАМ

> (Лк 6.27-28, 32-36)

> Ст. 43 — <...> ближним в то время обычно назывался единоплеменник, человек, принадлежавший к народу Израиля. Хотя в Писании нигде прямо не заявляется о необходимости ненависти к врагу, там есть достаточно текстов, из которых можно сделать такой вывод (Втор 23.3-6; Пс 139(138).21-22). Известно, что кумранские отшельники говорили о ненависти ко всем сынам тьмы, к ним они, как правило, относили всех остальных, не входивших в их сообщество. Под врагами понимались личные враги человека, а также враги народа, то есть язычники, подчинившие себе Израиль; в I веке это были римляне.

> Конечно, надо помнить о том, что в силу особенностей семитских языков, не имевших степеней сравнения, слово «ненавидеть» должно пониматься не столь жестко, как в русском, и слова́ «люби ближнего и ненавидь врага», вероятно, означают следующее: «Ты должен любить ближнего, но ты не обязан любить врага». И еще одно замечание по поводу слова «любить». Когда мы произносим его, мы сразу же видим в нём эмоциональное наполнение: чувство нежности, преданности, привязанности и т.д. Но в Библии любовь всегда значит не столько эмоцию, сколько дела. Тот, кто любит, проявляет свою любовь тем, что делает любимому добро, помогает ему, относится к нему с уважением.

 

> 44 А Я говорю вам:
> люби́те своих врагов,
> моли́тесь за тех, кто преследует вас.

> 44 Исх 23.4-5; Притч 25.21; Рим 12.20; Лк 23.34; Деян 7.60; Рим 12.14; 1Кор 4.12

> Ст. 44 — Слова Иисуса, призывающие любить врагов, звучали, вероятно, вызывающе и вызывали недоумение и даже негодование. Скажем, существует довольно много текстов и в Писании, и в Талмуде, и в эллинистической литературе, где призывали стараться относиться к личным врагам по-доброму, не ненавидеть их, но молиться о том, чтобы они обратились на путь истинный. Но почти всегда это личные враги, а не захватчики, не иноверцы. Кроме того, в основе таких призывов часто лежит некий интерес, это советы практической мудрости: будешь делать врагу добро, и он станет твоим другом.

> Но Иисус стои́т на совершенно другой позиции, Он не уверяет Своих последователей, что в результате их любви поведение врагов переменится и они станут добрыми. В эпоху, когда создавалось Евангелие, врагами христиан были евреи, не принявшие Мессию, и римляне, вскоре начавшие жестокие гонения. Это не столько враги человека, сколько враги Бога. Но и к ним у христиан должно быть любовное отношение: они должны за них молиться, то есть просить Бога ниспослать на них Свои благословения.

 

> 45 Только так станете вы сынами своего Небесного Отца,
> потому что Он велит всходить солнцу
> и над добрыми, и над злыми
> и посылает дождь и для праведных, и для грешных.

> 45 Еф 5.1

> Ст. 45 — Есть лишь единственная причина, по которой ученики Христа должны так себя вести: они должны уподобиться Богу. «Воздавать злом за добро есть путь дьявола, воздавать добром за добро есть путь человека, воздавать добром за зло есть путь Бога». {Davies and Allison, Matthew, v. 1, p. 554.} Только те, кто подражают Отцу, могут стать Его сынами. До этого так были названы люди, добивающиеся мира (5.9).

> Солнце и дождь — это то, без чего не может жить человек, от чего зависит урожай и, следовательно, сама жизнь. Они в руках Божьих. И Бог, в Своей великой любви ко всем Своим творениям, посылает и солнечный свет, и воду на поля для всех, а не только для праведников. Вероятно, слова «Он велит всходить солнцу и над добрыми и над злыми и посылает дождь и для праведных, и для грешных»  были пословичным выражением, потому что в Талмуде сохранилось несколько похожих выражений, например: «Видел ли ты когда-нибудь в своей жизни, чтобы дождь прошел над полем одного — человека праведного, но миновал поле другого — человека порочного?» и «День, когда идет дождь, больше, чем День воскресения мертвых, потому что воскресение мертвых — только для праведных, в то время как дождь — и дляправедных, и для порочных».

 

> 46 Если будете любить только тех, кто любит вас,
> за что вас тогда награждать?
> Разве сборщики податей делают не то же самое?
> 47 И если вы приветливы только с друзьями,
> что особенного вы делаете?
> Разве язычники поступают не так же?

> Ст. 46-47 представляют собой обоснование того, что если человек, желающий уподобиться Богу, любит лишь друзей, то его праведность не только не превосходит праведность фарисеев и учителей Закона (5.20), но находится на том же уровне, что и у людей, которых все считали грешниками.

> Ст. 46 — Сборщики податей — см. коммент. на 9.9. Они были людьми грешными и презираемыми, но и они любили тех, кто любил их, и делали добро тем, кто был добр к ним. Некоторых комментаторов смущает, что Иисус, известный тем, что Он часто общался в этими изгоями общества, здесь приводит их в качестве примера, которому не следует подражать. Действительно, в версии Луки вместо слов «сборщики податей» стоит «грешники» (6.32). Но мы должны помнить, что Иисус, общаясь со сборщиками податей, действительно людьми грешными, не отменял тем самым понятие греха. Кроме того, здесь могла быть и полемика с теми, кто считал себя праведными: вы безупречны, но отличаетесь ли вы на самом деле от тех, кого ни во что не ставите?

> Ст. 47 — Если вы приветливы — дословно: «если вы приветствуете». Вероятно, это слово значит не просто «здороваться», но и действительно желать людям мира и Божьего благословения, возможно даже принимать их, привечать. Как и сборщики податей, язычники — это грешники, они — захватчики, враги народа Божьего, идолопоклонники, к тому же, как правило, люди безнравственного поведения. Но и они любят и привечают своих. Если запереться в стенах своего маленького мирка, считать избранными только себя и своих, и ненавидеть всех остальных, то нет никакого различия между последователями Христа и почитателями идолов, между теми, кто рожден заново для жизни будущего Века, и теми, кто живет по стандартам мира, который отверг Бога.

> В то время, когда многие соотечественники Иисуса видели в войне против языческих захватчиков священный религиозный долг, Иисус призвал Своих учеников любить их. Следовательно, не может быть и речи о «святых, священных войнах». Прошло почти две тысячи лет, но христиане всё еще не могут вместить слова Своего Господа.

 

> 48 Так будьте совершенны,
как совершенен ваш Небесный Отец.

> 48 Лев 19.2; Втор 18.13

> Ст. 48 — Слово «совершенный» в Писаниях никогда не применялось по отношению к Богу, так описывались лишь вещи или люди, в которых не было никаких недостатков. Например, совершенными назывались животные, предназначенные для жертвы — у них не должно было быть никаких физических изъянов. Когда же это слово применялось по отношению к людям, оно означало, что они достигли физической или духовной зрелости. В варианте Луки Иисус призывает Своих последователей быть такими же милосердными, как милосерден наш Отец (6.36), и многие полагают, что Лука точнее сохранил слова Иисуса, всегда ставившего милосердие выше святости. Но Матфей, вероятно, употребляет слово «совершенный» еще в одном значении — «достигший полноты, завершенности, всестороннего развития». Бог есть любовь, и любовь эта безгранична, всеобъемлюща и поэтому совершенна. Бог любит всех, и такой Его любви должны подражать христиане.

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно - не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/7/bt06_119.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«      »Форум сайта«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии 1
<= предыдущий выпуск серии 2