=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: История православия в России: Московский период (2)

Редактор-составитель рассылки, не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

Автор: Л.Василенко.
Из книги: "История Русской Православной Церкви".
Подчеркивание (во врезках) – редактора рассылки.
 
серия "История христианства";
серии "История христианства: персоналии"

 (примерно 2.1 тысячи слов)

Предыдущие выпуски по теме:

Запад:
Россия:
X в.; XI в.; XII в.;
XIII в. (1)   (2)   (3);   XIV в.;
XV в. (1)   (2)   (3)

 

> Московский период

<.....>

> Разделение митрополий

> Митрополит Киевский издавна был символом духовного единства русской земли. Но фактическая удаленность от Киева митрополитов в северо-восточных центрах означала, что южнорусские земли меньше, чем следовало бы, были предметом их внимания и заботы. Этим воспользовались южнорусские, литовские и польские князья, чтобы обосновать для Константинополя необходимость создать в Киеве или Литве особую митрополию за счет территорий, подведомственных митрополитам в Москве. Константинополь долго этому сопротивлялся, но в конце концов уступил, поскольку Русь была слишком далека от политического единства. Впервые разделение было осуществлено при митр. Максиме в 1303 г., но всего на два года. Вторая попытка – это Литовско-Галицкая кафедра с митрополитом Феофилом (1316–1329 гг.) Митр. Феогносту удалось добиться закрытия этой кафедры, но она опять существовала в 1331–1347 гг. до и в дни княжения Ольгерда, от руки которого погибли в 1347 г. виленские мученики. В 1354–1361 г. параллельно с Алексием в Москве действовал еще один Литовско-Галицкий митр. Роман, возведенный из иеромонахов по воле всё того же кн. Ольгерда, но с 1361 по 1371 г. единство митрополии Алексию вновь удалось на время восстановить.

> В 1371 г. вмешался польский король Казимир и, завоевав Галич и часть Волыни, потребовал у Константинополя учреждения Галицкой кафедры. Он добился своего, убедив патриарха, что митрополичья забота не доходит из Москвы до этого края – митр. Алексий действительно никого не поставил для этих земель в качестве епископов. Король также пригрозил патриарху подчинить православное население региона католическим епископам, если у него не будет своих иерархов.

> Время "смуты", когда вел. кн. Дмитрий Донской навязывал на московскую кафедру своего кандидата, привело лишь к ухудшению дел церковного управления и ослаблению авторитета церковной власти. Началась в Москве национализация церковного управления, утрачивалось чувство вселенскости православия, росло отдаление от других православных церквей, в частности, от Константинополя. Патриарх Антоний писал в 1393 г. вел. кн. Василию I, преемнику Дмитрия Донского: "За что пренебрегаешь ты меня?" В 1381 г. на Руси уже не две, а три кафедры – в Галиции, Литве и Москве. В последующие десятилетия что-то менялось, пока в 1458 г. при митр. Ионе разделение былой русской митрополии на Московскую и Литовско-Галицкую не закрепилось для той эпохи. С усилением, однако, католических притязаний на латинизацию Руси короли уже не желали иметь юрисдикционно независимых православных иерархов на своих территориях и поэтому всячески старались их кафедры закрыть, заменив их католическими и не допустив при этом возврата под московскую юрисдикцию.

> "Стяжатели" и "нестяжатели"

> Оба эти направления монашеской практики, возникшие в XV в., бесспорно восходят к делу преп. Сергия, в монастыре которого духовный по́двиг и упорный труд в суровых жизненных условиях внутренне сочетались так, что для обеспечения жизни большого числа братии сами монахи создавали хорошо налаженное хозяйство. В условиях тогдашней Руси для еще лучшего их обеспечения нередко во владение монастырям передавались в собственность большие территории пахотных земель и разных угодий, вместе с жившими на них крестьянами. В результате монастыри овладевали такими богатствами, размер которых стал во много раз превышать разумно необходимое для жизни и деятельности самих монахов. Началось это еще во времена преп. Саввы Сторожевского и преп. Кирилла Белозерского, но эти игумены умели сочетать личную святость с экономическим процветанием. "Стяжатели", как называли крупных хозяйственников и сильных организаторов, имели чем поддержать бедствующие слои населения и этими возможностями дорожили. Тех же, кто более всего был верен духу преп. Сергия, это озадачивало, потому что с большим богатством связано немало искушений и опасностей, и они предпочитали воздерживаться от "стяжания". Между теми и другими начался конфликт, который имел далеко идущие последствия для всей нашей Церкви.

> Учеником ученика преп. Сергия – преп. Пафнутия Боровского (†1477) стал преп. Иосиф Волоколамский (Волоцкий) (1439–1516). Это был суровый и строгий игумен, борец за благо Церкви, православного народа и государства. В нелегкое время пришлось ему трудиться, когда ослабели духовные основы поставленной Сергием общежительной иноческой жизни. Духовной дряблости преп. Иосиф противопоставил строгую дисциплину и порядок. Основная его книга – "Просветитель" – является ярким свидетельством его любви к Богу и Его Пречистой Матери и ревности о вере православной. Он – человек большого административного таланта и одновременно – предводитель монашеского воинства, вышедшего на беспощадную духовную битву с грехом. Эта борьба – не для слабых и не для плохо организованных людей, а для решительных и мужественных, для тех, кто готов отдать всё время и силы трудам и молитве. Воинство Христово должно быть дисциплинированным, подготовленным, благочинным, хорошо оснащенным и обеспеченным всем необходимым. Оно должно, считал он, быть надежной опорой и защитой бедствующему крестьянству и всё делать для укрепления государевой власти в стране.

> Для этого нужно, рассудил он, чтобы монастыри были сильны и богаты, чтобы их земли были обширны и в прекрасном состоянии, чтобы страдающее население всегда находило в таких монастырях духовную поддержку и большую материальную помощь. За свою упорную и систематическую работу по созданию богатых и сильных монастырей преп. Иосиф и его последователи получили имя "стяжателей". В жизнеописании преп. Иосифа мы читаем, например, что во время голода в его монастыре кормили до 7 тысяч нуждавшихся. Сам Иосиф – великий благотворитель – считал их приход "посещением Божиим", возражая тем, кто боялся за себя и думал, что монастырю нечем будет кормить своих же монахов. Школы для беспризорных детей, богадельни для стариков, приюты и больницы для больных и убогих, суровость и властность слова игумена по отношению к нерадивым и немилосердным помещикам, увещевания государю, чтобы он управлял достойно и в согласии с волей Божией, – всё это снискало доверие и уважение к деятельности преп. Иосифа и его учеников в самых разных общественных слоях нашей страны. Тяжкое преступление совершает государь, учил преп. Иосиф, если он не думает о благе Церкви и народа.

> Преп. Нил Сорский (1433–1508) – инок, подвижник, насаждал скитский образ жизни, сам был строгим аскетом и ревнителем православного просвещения. В жизнеописании он назван "великим отцом Русской Церкви". Падение православной Византии в 1453 г. под ударами турецких войск, которые возглавлял Мехмед II, стало трагическим событием не только для греков, но и для русских. Спустя время, Нил, направляясь на Афон, увидел мусульманский полумесяц на величественном когда-то храме св. Софии в Константинополе и запомнил навсегда: таков печальный конец неправедных политических притязаний христиан на величие, богатство и мирскую власть.

> Вернувшись в Россию, он поддержал и укрепил то направление монашеского благочестия, представителей которого назвали "нестяжателями". Они лучше других хранили верность заветам преподобного Сергия – любить Бога и ближнего, смиренно и мужественно совершать труд спасения в чистоте жизни и евангельской бедности. Послушания, как и труда, у "нестяжателей" было не меньше, чем у последователей преп. Иосифа (их еще назвали "осифлянами" или "иосифлянами"), но оно было качественно другим – совершалось под знаком "божественных писаний" древних духовных авторов и глубокой личной преданности наставникам-старцам. На первое место в христианской жизни Нил и его ученики поставили работу над собой, тщательное самонаблюдение, сосредоточенную молитвенную практику ("умное делание"), формирование души подвижника согласно Слову Божию, древнецерковному Преданию и Уставу. Они умели также не осуждать грешников при ревностном отношении к правде Божией.

> "Нестяжатели" понимали, что владение крупной собственностью – большая духовная опасность для ее хозяина, что монах сильно рискует, когда думает в основном о больших социальных задачах: многие "стяжатели", сами того не замечая, жили уже "не по закону Божию и преданию отеческому, а по своей воле и человеческому рассуждению". Они больше рассчитывали не на Бога, а на свою успешную деловитость, на труды (а хорошо работать они умели как редко кто на Руси), на умение всё и всех хорошо организовать. Нил же говорил о первостепенном значении Св. Писания и предания св. отцов: "…стремление к приобретению сёл и стяжанию богатства – отступничество от заветов Христа".

> Сам Нил на Соборе 1503 г. в Москве настаивал, что монастыри должны ограничиться необходимым и не приобретать в собственность огромные территории пахотных земель с селами и крестьянами. Пример преп. Сергия и многих других древнерусских подвижников говорил в пользу этого. "Нестяжатели" высоко ценили христианскую образованность и лучше "осифлян" хранили верность древнехристианскому и византийскому наследию и духовности преп. Сергия. Примечательно, что Нил требовал от своих последователей быть грамотными, а неграмотных в скит не брал. Это нужно было для дела христианского просвещения. Трудами Нила и его последователей в 90-е гг. XV в. был составлен трехтомный "Соборник", для которого были отобраны и переведены жизнеописания великих свидетелей веры древности. Такая работа требовала квалифицированного труда хорошо подготовленных исполнителей.

> Нилу и его ученикам пришлось действовать в условиях непростых и неблагоприятных. В то время общую ситуацию в стране весьма усугубили отступники от церковной веры. Таковых собирательно называли еретиками. Были, как некоторые думают, в небольшом числе богумилы, чью ересь манихейского типа занесли на Русь когда-то давно из Болгарии, еще во времена Киева. О них мало что известно, кроме того, что в северных землях они сравнительно легко находили общий язык с языческими волхвами, таились от православных, проповедовали дуализм света и тьмы, изображали себя строгими монахами-аскетами, проникали в монастыри и иногда становились скопцами. Больше проблем было из-за них в Европе, чем на Руси.

> <.....> стригольничество представляло собой лишь частное проявление доктринального и культурного конфликта, вызванного успехами углубленной христианизации русского общества.
> Всё перечисленное позволяет сделать выводы относительно сущности стригольничества как религиозного и социального феномена, вызванного к жизни появлением новых форм благочестия. Коль скоро стригольники не имели догматических разногласий с церковным учением, можно ли считать их первыми русскими еретиками? <...> В обличительных трактатах стригольники порой именуются еретиками. Но в то же время, те же иерархи во главе с митрополитом Фотием не усматривали никаких препятствий для того, чтобы раскаявшихся стригольников принять в лоно Церкви. Если исходить из более точных определений, то их следует относить к числу т.н. парасинагогов, или раскольников.

А.И.Алексеев. Религиозные движения на Руси последней трети XIV – начала XVI в.: cтригольники и жидовствующие

> В 1371 г. в псковско-новгородских землях обнаружились т.н. "стригольники", которые яростно обвиняли иерархию в симонии, но с ними сравнительно быстро справились. Исследователи XIX–XX вв. вряд ли полно могут описать, какого именно содержания ересь они проповедовали. Ясно лишь то, что они отвергали благодатность Церкви и призывали переходить к беспоповству, отрицали таинства, дискредитировали догматы и каноны. По жестоким нравам того времени, в 1375 г. трех "стригольников" просто утопили в р. Волхове, согласно решению церковной и городской властей Новгорода. Концом секты это не стало, она давала о себе знать еще и в первую половину XV в. Ею занимались не только новгородские иерархи, но и еп. Стефан Пермский, архиеп. Дионисий Суздальский, митр. Московский Фотий и даже патриарх Константинопольский Нил. (А симонию на Руси не раз обсуждали и осуждали совершенно официально, например, на Соборе во Владимире в 1274 г., затем на Стоглавом в 1551, а в 1311 г. в этом обвиняли, но безуспешно, митр. Петра.)

> Особое место в учении "жидовствующих" занимали астрологические темы. "И звездозаконию учаху и по звездам смотрети и строити рожение и житие человеческое", обвиняет Иосиф дьяка Курицына и протопопа Алексея. <....>
> Звездозаконием вообще очень интересовались в Москве в начале XVI века и еще Максиму Греку приходится писать о "власти и строении звезд", о "немецкой прелести, глаголемей фортуне и о колесе ея"... В Новгороде со звездозаконием жидовствующих Геннадию пришлось столкнуться всего острее, кажется, по поводу вычисление пасхалии, в связи с окончанием Седьмой тысячи лет и ожиданием апокалиптической катастрофы. По еврейскому исчислению шла еще только Шестая тысяча и то в самом начале...
> Нет надобности припоминать внешнюю историю "жидовской ереси" и стараться восстановить еретическую "систему" в целом. Всего вернее, что еретического сообщества и вообще не было. Были известные настроения, именно "шатание умов", вольнодумство... Исторический смысл "жидовского" движения станет яснее, если его сопоставим с другими обстоятельствами тогдашней Новгородской жизни. Прежде всего, можно догадываться, что Новгородские еретики стояли, по-видимому, на Московской точке зрения, почему Иван III и вывел "душевредных протопопов" на первые места в Кремлевских соборах. Покровительство и поддержку еретики находили именно в Москве. А в Новгороде в это время производилась большая и очень важная богословская работа, – составление и обработка первого полного славянского библейского свода. И вот неожиданным образом эта работа оказывается в латинских руках. Общее смотрение и руководство официально принадлежало владычнему архидиакону Герасиму Поповке. Но в действительности решающее влияние имел некий доминиканец Вениамин (м.б., прибыл из Кракова или Праги), "презвитер, паче же мних обители святого Домника, именем Вениямин, родом словенин, а верою латынянин". Вряд ли этот Вениамин оказался в Новгороде случайно. Есть основание предполагать, что он был и не одинок. <.....>

прот. Георгий Флоровский

> Вскоре в том же Новгороде в 1470 г. появились т. н. "жидовствующие" (или иудействующие), отступники от христианства в сторону иудаизма. Новгородское духовенство заразилось этим от прибывших с Запада приверженцев модернизированного иудаизма лейб-медика Схарии (Захарии) и еще двух из свиты литовско-русского князя Александра Олельковича. Инициаторы были весьма начитанные и амбициозные люди. <....> В 1471 г. государь Иван III изгнал этого князя и навел в городе относительный политический порядок. Но изменившие Христу новгородцы тайно продолжали начатое дело. <...> Изменивших было не так уж и много. В условиях конспирации много и не могло быть, а о. Георгий Флоровский считал, что было просто "шатание умов", какое-то хамское вольномыслие, приверженцы которого даже не успели толком сорганизоваться.

> Действовали они интригами и нашли себе сторонников в Кремле. <....> прот. Алексий (тайно переименовавшийся в Авраама) стал настоятелем Успенского собора в Кремле, а прот. Денис – Архангельского. На их стороне был также дьяк Феодор Курицын – лицо ранга министра иностранных дел. Из Венгрии он привез аналогичную доктрину, отрицавшую догматическое учение о Святой Троице, и сам осторожно вводил в ересь некоторых из близкого ему круга.


 

 

См. также:

А.Б.Зубов. Православная русская Церковь в XIII – первой половине XV века (текст и фонограмма)
• Христианство в XIV-XV веках, Русь (по книге Дм. Поспеловского) [A] [B]

О "жидовствующих":
протоиерей Георгий Флоровский
• С.Ходнев.
Жидовствующие: ересь-призрак
«Русские ереси были похожи на протестантизм». Интервью с историком Ириной Карацубой
• свящ. Яков Кротов.
Ирреальные «жидовствующие» и реальные «кошмарящие»

О стригольниках и жидовствующих:
В вып. по кн. Дм. Поспеловский. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки. Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
На этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно – не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

 

messia.ru/r2/7/i33_526.htm

Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» messia.ru

 »Тг-канал сайта«
»Страничка сайта вКонтакте« / »Страничка сайта в facebook«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах —
в письме, в icq или в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии 1
<= предыдущий выпуск серии 2
 
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»