=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: 4 святых IV века: Антоний Великий, Иларий, Василий Великий, Григоий Нисский
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

Автор: Яков Кротов.
Из "Словаря святых" (Антоний, Иларий, Василий, Григорий).

 
серия "История христианства: персоналии"
 

 (примерно 2040 слов)

 

Святые для этого выпуска выбраны не по принципу их значительности, а из важных святых IV века они выбраны случайно.

 

> Антоний Великий (р. в Коме, совр. Кеман близ Гераклеи (Мемфиса) в центр. Египте, ок. 251 – ок. <горы> Колзим, 356). В двадцать лет Антоний остался без родителей, раздал унаследованное имущество и стал вести отшельническую жизнь сперва в Фиваиде (верхний Египет, на краю Ливийской пустыни), а затем на противоположном берегу Нила. Он не был первым отшельником, но он почитается основателем монашества, ибо первым – в Египте – собрал отшельников в общину, в которой пользовался авторитетом и некоторой властью. Может быть, точнее сказать: монахи собрались вокруг него, ибо сам Антоний не искал власти и сам большую часть жизни прожил в уединении. Он учил искусству уединения с Богом, и он же прошел через самое страшное: одиночество, богооставленность. Еще в начале его пути, когда он не был отшельником, но просто жил в уединении на окраине родного села, посещая время от времени таких же благочестивых молитвенников, живших неподалеку, он прошел через период искушений. Молитва стала безответной. Он плакал – раздавался адский смех. Он отгонял бесов силой креста, но не было силы, могущей пригнать к нему Бога. Антоний был так измотан <>, что однажды его приняли за покойника и чуть не похоронили. Так что, когда он увидел, наконец, свет Богоявления, то начал с упрека: «Где был Ты, милосердный Иисусе?.. почему с самого начала не явился исцелить мои раны?!» Вопрос был, конечно, задан сгоряча – ответ-то простой: чтобы Бог был рядом, мы должны потесниться, расчистить Ему место. В том и был смысл борьбы Антония с бесами, в этом смысл всякого духовного борения. Так в возрасте 35 лет, дойдя до середины жизни, Антоний решился сделать то, чего не делали до него: уйти в полное уединение, физически, а не только духовно оторваться от людей и общества. Он двадцать лет прожил на склоне горы в полном молчании; два раза в год верный друг приносил ему еды. В 55 лет он обрел спокойствие духа и внутренний мир. И вот тогда к нему стали приходить люди, и около 305 г. Антоний основал свой первый монастырь в Фаюме. Сам Антоний не жил в монастырях, которые основывал, но посещал их время от времени. Пост, молитва, смирение, добрые дела, труд, – вот что советовал Антоний сделать главным во внешнем поведении, что же касается внутреннего, он часто повторял, что главным и единственным шагом к познанию любви Божией является познание себя. Во время гонений 311 года Антоний пришел в Александрию, помогал заточенным в тюрьму христианам, присутствовал на суде и допросах, но его самого не арестовали – никто не посмел выступить против него. Он умер в возрасте 105 лет, оставшись как бы вне великих церковных событий своего времени, но на самом деле пребывая их средоточием; ведь событие для христианина не есть “происшествие”, драка или спор, а мгновение, когда мы причащаемся бытию воплощенной Любви. Умирая, Антоний просил сохранить место его погребения втайне, боясь, что кто-нибудь похитит его тело и поместит в церковь, чтобы приманивать туда паломников с их деньгами. После завоевания Египта арабами его останки были перевезены в Константинополь, а с 1491 века мощи его хранятся (якобы) в г. Арль (Франция), в храме св. Иулиана. В то же время почитание Антония достигла вершины в Западной Европе. Кое-где на общественные средства содержали “свинью Антония” (в память о том, как в виде свиньи Антония искушал сатана и был побеждён) в хлеве рядом с храмом, причём свинья свободно бегала вокруг церкви с колокольчиком на шее, а в день св. Антония её закалывали, освящали и раздавали беднякам. <...> Память <...> 17/30 января.

* * *

> Иларий Пиктавийский († ок. 368). <...> при жизни Илария его называли “Афанасием Запада” (имея в виду Афанасия Александрийского, и значение его деятельность имела не меньшее…. Он родился в галльском городе Пуатье (Пиктавии) в языческой семье, пришёл к вере в Христа во взрослом возрасте, через философию. Решающим для него оказалось чтение Пролога Евангелия от Иоанна: хорошо знакомый ему философский термин “Слово”, “Логос” вдруг наполнился глубочайшим смыслом при встрече с Христом Богочеловеком. Еще до обращения он женился, у него была дочь Апра. Уже вдовцом его в 350 г. избрали епископом Пуатье. Вскоре его толкования на Евангелия стали популярным чтением. А еще вскоре он оказался в первых рядах защитников учения о Богочеловечестве Христа против ариан. Его боялись тем более, что писателем и оратором он был блестящим, хотя и склонным к старомодной тогда витиеватости. Иларий сам писал, что считал главным делом своей жизни использовать все свои таланты для проповеди о Христе, для побуждения всех людей любить Бога. В 356 году император, покровительствоваший арианам, отправил Илария в ссылку на во Фригию: тот поехал весело, словно в отпуск. В 360 г. его же противники добились его освобождения из ссылки; объясняли это обычно тем, что они предпочитали видеть его на свободе, но подальше от себя, чем сталкиваться с его полемическим талантом. Однако, не нужно забывать, что в эти годы борьба вокруг богословия уже давно стала в основном политической склокой, терминологические распри зашли в тупик, который смогли отчасти разрушить лишь богословы конца IV столетия, все искали компромисса и примирения, и в этой ситуации Илария не столько боялись (иначе бы его не выпустили), сколько пытались умиротворить. Оказавшись на свободе, Иларий продолжил борьбу с теми, кого считал еретиками, написал даже памфлет против императора Констанция (но держал памфлет втайне до смерти императора), съездил в Милан и обличил тамошнего архиерея в еретичестве, причем наказан за это не был, – в общем, вся эта бурная деятельность показывает, что его не очень-то боялись и, может быть, видели в его рвении некоторую неофитскую чрезмерность и прямолинейность, непонимание того, что богословской полемикой жизнь Церкви не исчерпывается. Рвение Илария не столько приблизило, сколько отдалило решение вопроса о Богочеловечестве; в отличие от многих несвятых борцов с еретиками он, однако, был готов платить за истину своей свободой, своими мучениями, своими жизнью – а не чужими. Прославился он и как автор древнейших латинских христианских гимнов, в которых его энергия нашла адекватное выражение. В 1851 г. Папа провозгласил его Вселенским учителем Церкви. <...> Память 14 января, 14/27 января.

* * *

> Василий Великий, Кесарийский (ок. 330 – 379). Василий родился в семье, почти сплошь состоящей из людей, причисленных к лику святых. <...> Четвёртое столетие – время формирования средневековой Церкви: святыми уже считаются не все христиане, но лишь избранные, однако, избранных определяют ещё вполне благодушно, в духе ранней Церкви, а не казёнщины. Во время гонений на христиан при Диоклетиане родители отца семь лет скрывались в лесу, а вот отец матери не скрывался и стал мучеником. Бабка Макрина Старшая и отец святителя, тоже Василий – адвокат и педагог – почитаются святыми в Католической Церкви. Мать Емилия родила десять детей, из которых пятеро почитаются святыми. Трое мальчиков стали епископами (Григорий – память 10/23 января, Петр – память 9/22 января). Сестра Макрина (память 19 июля) прожила жизнь в уединенной молитве и борьбе с искушениями, сестра Феозва (память 10 января) – в служении больным и нищим, боролась с чужими язвами и пролежнями. Толстой утверждал, что разнообразны только несчастья, а все счастливые семьи счастливы одинаково; может быть – но святые семьи разнообразны и внутри себя, и между собою. Во время учебы у афинских мудрецов, Василий познакомился со св. Григорием Назианзином. Они были ровесниками, но обладали противоположными характерами: резкий, часто бестактный и упрямый Василий сошелся с мягким и деликатным Григорием. Василий любил администрировать, умел быть политиком. Григорий терпеть не мог публичности. Удивительно не то, что друзьям довелось крепко поссориться – когда св. Василий, уже став епископом, рукоположил Григория в епископы не ради блага Церкви, а из политических, в общем, соображений, причинив другу много страданий и безнадежно испортив ему карьеру (в политических расчетах Василий ошибался часто). Удивительно, что они поссорились не на вечно, что продолжали любить друг друга. Подводя итог своей жизни, Василий мог бы гордиться: он всего пять лет пробыл монахом (в Аннеси, на р. Ирис в Понте), но при этом сформулировал основные принципы восточного монашества; он твердо противостоял натиску арианского императора, защищая православие. Вместе с другими великими богословами своего времени он отточил систему православного богословия так, чтобы она отражала веру и в единство Бога, и в Его Троичность. Однако Василий написал горькие слова: «За грехи мои, я, кажется, завалил всё, за что брался» – и не без оснований; ведь, в конце концов, одна ссора с Григорием перечеркивала все достижения. Но один этот покаянный – не унылый! – вздох превратил поражение – в победу. всё то, что окружающим представлялось могучим зданием, Василий увидел как груду развалин – ведь он сравнивал свою жизнь не с жизнью ближних, а с подвигом Христа. Над гробом св. Василия св. Амфилохий Иконийский вспомнил, что владыка часто говорил о необходимости духовного обрезания – и вот, умер в праздник Обрезания, «совлекшись тела». Для грешников смерть – мучительное расставание с тем, что было дороже души, что занимало огромнейшую часть жизни, к чему крохотным приложением была жизнь с Богом; для святых смерть – обрезание крохотной части бытия, которую Бог вернет стократно. <...> Память 1/14 января, соборная 30 января / 12 февраля; в КЦ – 2 января ().

* * *

> Григорий Нисский († 395). Редкий случай: в святцы включены и оба его брата, и обе сестры – свв. Василий Великий, Петр Севастийский, диакониса Феозва, Макрина. У каждого из членов этой удивительной семьи было свое служение, встречались они редко, в основном, на епископских соборах; Феозва ухаживала за больными и сиротами. Правда, три года она ухаживала за Григорием – когда тот был изгнан еретиками и нуждался в помощи. Единство братьев и сестры осуществлялось не внешне, не в проживании на одной жилплощади, а в служении единому Богу. Григорий осиротел рано и воспитывали его старший брат Василий и сестра Макрина. Он получил блестящее образование, женился на Феосебейи, стал преподавателем риторики. Но преподавателем Григорий был плохим, ему не нравилось, что слушатели не относятся к предмету с таким же энтузиазмом, как и он. Поэтому, когда Григорий Назианзин упрекнул его в нежелании послужить Церкви, Григорий охотно оставил преподавание и стал священником. Жена не была ему в том препятствием, и он не оставлял ее (как предполагали позднее слишком ретивые защитники идеи всеобщего безбрачия духовенства); тот же Григорий Назианзин на похоронах Феосебейи назвал ее “славой Церкви и благословением нашего поколения”, “святой и блаженной сестрой”. Григорий болезненно переживал то, что борьба различных богословских партий расколола не только Церковь, но и его собственную семью: Василий Кесарийский, бывший Григорию вместо отца, нападал как на еретика на епископа Понта Григория, дядю обоих братьев, в чьей епархии Григорий и священствовал. Григорий был настолько наивен, что пошел на подлог: написал от имени Василия несколько писем дяде, в которой предлагал мир. Подделка, конечно, быстро открылась, но Василий, учиняя младшему брату грозный выговор, явно улыбался в усы и предчувствовал, что богословом Григорий будет лучшим, нежели администратором и политиком. В 372 году брат сделал его епископом города Нисса, но уже в 376 году господствовавшие тогда в стране еретики-ариане добились его низложения и ссылки (его обвинили в краже церковных денег и в том, что выборы были проведены неправильно). Лишь после смерти императора, покровительствовавшего арианам, в 378 г. Григорий был оправдан от всех обвинений и вернулся на кафедру, а в 381 году участвовал во Втором вселенском соборе. Все годы он писал, писал и писал, очень много – против еретиков, но еще более – просто о Христе, проповеди, толкования Евангелия, аскетические поучения. С тех пор не повторялась пока эпоха, когда бы столько писателей и мыслителей становились во главе Церкви, и, пожалуй, это означает, что столь критически тяжелых времен для Церкви с тех пор не было. Ведь для самого Григория необходимость совмещать дар мыслителя с церковной политикой, с борьбой, была двойным бременем, крестом особенно тяжелым. Его единственного называли “отец отцов”, то есть, – главный из отцов Церкви. После смерти Василия Григорий против своей воли заменил его в качестве лидера православных богословов, причем это была официальная позиция: император Феодосий указом повелел считать православными () тех епископов, которых признает таковыми Григорий. И это обернулось для него крупными личными неприятностями, потому что, кроме императора, у Григория был еще и непосредственный церковный начальник, митрополит Элладий, который постарался показать подчиненному, что означает выражение “я начальник – ты дурак”. Григорий – один из немногих богословов, который интересен даже тем, кто его не читает. Дело в том, что среди его сочинений есть не только признанные Церковью эталонные тексты, не только тексты, представляющие его личную, не одобренную, но и не осужденную Церковью точку зрения, но и тексты прямо еретические. Григорий – как и большинство богословов древней Церкви – был влюблен в Оригена, родоначальника всего богословия на Востоке, влюблен в стиль его мышления, влюблен в оригеновскую любовь ко всему творению. Как и Ориген, Василий считал, что зло, будучи нереальным, не может существовать вечно, что на Страшном суде всё творение пожелает врачевания от греха, пройдет через очистительный огонь и спасется – всё творение, даже и диавол. В наше время любой семинарист, любой воспитанник воскресной школы, не задумываясь, опровергнет это учение; вот если задуматься, тогда можно увидеть всю бездонность и неисчерпаемость – на теоретическом уровне – проблемы всеобщего спасения. <...> Память 9 марта, 10/23 января.

 

См. также выпуск о IV веке в истории Церкви, там есть ссылки на материалы о других святых (значок §).

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно - не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/7/is04_102.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«      »Форум сайта«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серий
   
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»