=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Сколько в Церкви таинств?
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Автор: Алексей Зайцев.
Заглавие публикации: "Число таинств Церкви".
Опубликовано: kiev-orthodox.org/site/faithbasis/540/.

 
серия "История Церкви: темы";
серия "Церковь"
 

 (примерно 900 слов)

 

 

> В творениях отцов Церкви I-го тысячелетия учения о седмеричном числе таинств не встречается. Св. Ириней Лионский, например, никак не выделяет семи священнодействий, получивших в позднейшие времена наименования “таинств” в узком смысле, из всех прочих “действований Святого Духа” в Церкви, каждое из которых есть, по его мнению, таинство в полной мере. “Невозможно перечислить дарования, – писал он, – которые Церковь по всему миру получила от Бога во Имя Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате”.

> Первые попытки систематизации учения о самых важнейших священнодействиях Церкви связаны с именами св. Дионисия Ареопагита и св. Феодора Студита. Св. Дионисий в “Церковной иерархии” указывает на 6 таинств: 1) Крещение и Миропомазание (как одно целое); 2) Евхаристия; 3) Таинство Мира (освящение мира для употребления его в “святейших”, как сказано, священнодействиях); 4) Священство; 5) Монашество; 6) Погребение.

> В IX в. преп. Феодор Студит в общих чертах, хотя и с некоторыми изменениями, повторяет изложение св. Дионисия Ареопагита. Он также говорит о шести основных священнодействиях, перечисляя их в следующем порядке: 1) Просвещение (Крещение); 2) Собрание (Евхаристия); 3) Миропомазание; 4) Священство; 5) Монашеское пострижение; 6) Погребение.

> Впервые учение о семи (и не более) таинствах в том виде, в котором оно существует в русском “академическом” богословии, встречается в XII в. на Западе, как следствие схоластического принципа, приводящего к мертвящей схематизации и формализации всего церковного вероучения. Первым из известных источников, в котором говорится о седмеричности таинств и о разделении церковных священнодействий на таинства и обряды, является так называемое завещание католического епископа Оттона Бамбергского († 1139) к жителям Померании. Несколько позднее это учение повторяет другой латинский писатель Гуго Виктор († 1141). Но многие протестантские исследователи считали оба эти свидетельства подложными, настаивая на том, что первым утвердившуюся схему семи таинств изложил знаменитый католический богослов Петр Ломбард († 1164).

> На православном Востоке число семь в отношении к важнейшим священнодействиям впервые использовано столетие спустя в одном из посланий византийского монаха Иова († 1270). “Семь таинств Святой Христовой Церкви, – писал он, – по порядку суть следующие: первое – Крещение, второе – хрисма (помазание), третье – принятие святынь животворящего Тела и Крови Христовой, четвертое – священство, пятое – честной брак, шестое – святая схима, седьмое – елеосвящение или покаяние”. В этом случае, несмотря на общее со схоластической схемой число 7, очевидны достаточно серьезные отличия в самом перечне таинств: шестым таинством названо монашество, а елеосвящение и покаяние объеденены в одно седьмое (елеосвящение рассматривалось как таинство, особенным образом связанное с раскаянием в грехах).

> В 1267 г. в Константинополе стали известны содержащие латинское схоластическое учение так называемые грамоты императора Михаила Палеолога, известные также под названием “Исповедание веры”. Этот документ, адресованный папе Клименту IV, относится ко времени Лионской унии. Даже современные католические исследователи признают, что “Исповедание веры” было написано не самим Михаилом Палеологом, а некоторыми латинствующими богословами с целью устранить препятствия к соединению с Римской Церковью. Кроме вполне католического учения о таинствах в грамотах говорится о чистилище, филиокве, пресуществлении в Евхаристии и т.п.

> В следующих XIV и XV столетиях изъяснением важнейших священнодействий Церкви занимались, в частности, такие великие православные богословы как свт. Григорий Палама, свт. Симеон Солунский и канонизированный в Греции, но не попавший в русские святцы Николай Кавасила. Ни один из них не говорит о таинствах и об их числе в привычном в наше время схоластическом смысле. Свт. Григорий особое значение придает только двум таинствам, находящимся в самом центре церковной жизни, – Крещению и Евхаристии. Какого-то определенного и законченного перечня таинств в его творениях нет. Николай Кавасила в своей книге “Семь слов о жизни во Христе” останавливается на трех из важнейших священнодействий – Крещении, Миропомазании и Евхаристии. Свт. Симеон Солунский, перечисляя семь известных таинств, настаивает при этом на сакраментальном характере и монашеского пострига. Монашество рассматривается им как таинство непрестанного покаяния. “К покаянию, – пишет святитель, – относится и ангельский образ…”

> К XV в. относится еще один перечень церковных таинств, составленный митрополитом Иосафом Эфесским, в котором называется не семь, а десять священнодействий, среди которых – монашество, погребение и освящение храма.

> Очевидно, что православная традиция в течении 15 столетий, т.е. до времени упадка восточного богословия и последующей зависимости его от богословия латинского, не знала учения о фиксированном седмеричном числе таинств Церкви. Седмеричный счет таинств, появившись на православном Востоке только в середине второго тысячелетия сначала как один из возможных, становится общепринятым там лишь к концу XVI – началу XVII веков (причем упоминание о таинстве монашества встречается в греческих источниках вплоть до XVIII в., например, у блаженного патриарха Иеремии II).

> Таким образом, строгая фиксация числа таинств, как и разделение церковных священнодействий на таинства и обряды, – это один из горьких плодов средневековой латинской схоластики с ее стремлением всё дробить, расчленять и “раскладывать по полкам”. В творениях же святых отцов если и встречается то или иное определенное число таинств, то лишь в значении “первых среди равных”, без попыток какой-либо абсолютизации.

> Выражением православной позиции по данному вопросу можно считать учение, кратко выраженное недавно канонизированным в Сербской Церкви выдающимся подвижником и богословом XX в. архимандритом Иустином (Поповичем) († 1979): “Всё в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. И даже самое незначительное? – Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое “незначительное” священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом” (Православная Церковь и экуменизм. “Духовная нива”. 1997. С. 62). Церковная практика не знает “пустых”, безблагодатных священнодействий. Все церковные таинства есть в одинаковой степени “действия Божии в Теле Христовом”, но лишь самые важные, самые первостепенные и необходимые из этих действий выделяются в православной традиции названием “таинство” в тесном смысле этого слова.

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/7/it01_018.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«          »Форум сайта«


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии 1
<= предыдущий выпуск серии о Церкви
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»