=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

С праздником Сретения!

Тема выпуска:
Преддверие Великого поста (4)
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Автор: протопресвитер Александр Шмеман.
Опубликовано в сборнике "Беседы на Радио «Свобода»", Т. II.

 
серия "Православный церковный календарь"
Аудиоверсия:
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2236147 (скачать все беседы).

 (примерно 1530 слов)

предыдущая часть


 

> И нет суда страшнее

> За неделю до Великого поста читается в церкви притча Христова о Страшном суде.

> Прослушаем ее. Христос говорит:

> Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мiра: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным или в темнице, и пришли к Тебе?" И Царь скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне". Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня". Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не послужили Тебе?" Тогда скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне". И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25:31–46).

> Вот притча Христова. Теперь зададимся вопросом: что сказано нам в ней, в чём сущность этого суда, который от века называют Страшным? В слово «суд» мы привыкли вкладывать вполне определенный и именно устрашающий смысл: суд для нас – это грозный трибунал, применяющий к нам безличный и отвлеченный закон; суд – это наказание или оправдание. Но ничего этого нет в этом последнем суде Христовом, и если он, как мы всегда называем его, Страшный, то по какой-то другой причине. Ибо не ясно ли, что судьей и законом оказывается здесь не какая-то абстрактная норма, а только одно: любовь.

> В самом деле, с обыденной точки зрения можно преспокойно прожить всю жизнь, быть уважаемым членом общества, иметь чистую совесть, не знать даже, где помещается суд и судьи, и при этом ни разу не накормить голодного, не одеть бедного, не посетить больного или заключенного в тюрьме. Ибо никакой человеческий закон не требует от нас ничего подобного. Напротив, нам со всей определенностью говорят сегодня, что это дело не наше, а соответствующих органов или инстанций, которые занимаются голодными и бедными, больными и заключенными. «Не вмешивайтесь, себе дороже станет!» Закон, следовательно, ничего не говорит о любви, он просто игнорирует ее. Больше того: любовь может привести нас к тому, что считается иногда нарушением закона. Об этом хорошо знал Пушкин, который в своем «Памятнике» поставил себе в заслугу то, что он «милость к падшим призывал».

> Нет, здесь, очевидно, другой суд и другой закон. И первое, что говорит нам своей притчей Христос, – это то, что любовь выше всякого закона, выше всякого суда. В этом беспощадная правда Евангелия. Можно всю жизнь прожить, не нарушив ни одного закона, и всё же быть преступником в глубочайшем смысле этого слова, ибо не закон делает нас людьми и мiр наш человеческим мiром, а любовь, и только любовь. Законом может прикрыться любой мерзавец и им оправдать свое равнодушие к людям, безучастие к их страданию, страх перед начальством и, наконец, простой эгоизм. И вот эту маску псевдозаконности и срывает Христос, устанавливая в мiре высший закон любви, с которым отныне соизмеряется всякий закон и всякий суд.

> Второе, о чём говорит нам притча Христова, – то, что мерилом всего в нашей жизни является человек, человеческая личность. Не отвлеченное «человечество», не призрачное «общество», не интересы государства, партии и коллектива, а живой человек. Всё остальное можно уважать, признавать из страха или послушания, но любить настоящей любовью можно только живого и конкретного человека, который был голоден, был болен, был в темнице. И снова перевернуты все наши привычные взгляды и представления. Мы судим человека во имя и от имени отвлеченных начал – государства, общества, коллектива. Но на суде, о котором рассказано в притче Христовой, всё это судится в свете личности. Человек, сидящий в темнице, может быть преступником, но остается человеком и на него направлена любовь Божия. И так во всём.

> Наконец, последнее: почему, откуда эта любовь, это сострадание, эта невозможность оставить любого человека в беде? Христос отвечает и на это: «Я был, – говорит Он, – в темнице; Я был болен; Я голодал, и вы помогли Мне». Никакое государство, никакое общество, никакой земной коллектив не может быть источником этой личной любви. Но если мы однажды увидели Христа, вслушались в Его слова, вдумались в Его жизнь и Его учение, то мы знаем несомненным и абсолютным знанием, что каждый человек – Его брат и друг, и потому – мой брат, мой друг. Он перестал быть для меня безымянным незнакомцем, ибо его вечной любовью возлюбил Тот, Кого люблю я. Любя Христа, я не могу не любить Его любовью. И вот всё в мiре становится личным, всё в мiре светится и судится любовью, и эта Божественная любовь есть действительно самый страшный из всех судов.

 

> Предпостовые воскресенья

> Вот опять приближается к нам Великий пост – время покаяния, время духовного самоуглубления, время, когда, говоря словами старца Зосимы в «Братьях Карамазовых», призваны мы прикоснуться к мирам иным4, увидеть и услышать то, чего в суете и заботах повседневной жизни, увы, не видим и не слышим, к чему духовно ослепли и оглохли.

> Вот уже прозвучало в храмах это удивительное готовящее нас к великопостному подвигу песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему...» «Утренюет...» Как перевести это слово, передать его глубину?.. «Утренюет» – значит ждет рассвета, всматривается в предрассветный мрак, когда еще темно, но вот-вот займется заря, засветлеет небо, когда всё полно ожидания, надежды, что пройдет, преодолена будет тьма.

> Вот уже слышали мы и горестные слова псалма, которыми готовит нас Церковь к вступлению в Великий пост: На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона (Пс.136:1), т.е. сидели мы и плакали, вспоминая о духовной родине – о рае, откуда изгнаны были грехом и злом нашей жизни, но по которому неизбывно тоскует наша душа. Слышали евангельский рассказ о маленьком и грешном человеке Закхее, который так желал видеть Христа, что влез на дерево, и которому за это желание всё простил Христос. Слышали и узнали, что именно с желания вернуться к Богу, с печали по утерянной жизни с Ним начинается наше покаяние, духовное восстание и возрождение.

> Далее, во второе из готовящих нас к Великому посту воскресений мы слышали притчу Христа о мытаре и фарисее, из коих один, фарисей, войдя в Храм, во всеуслышание благодарил Бога за то, что он, фарисей, такой добродетельный, в положенное время молящийся и постящийся, жертвующий деньги и т.д., а второй, мытарь (т.е. сборщик налогов), стоял у дверей Храма, не смея поднять глаза к небу, и только повторял: Боже, милостив буди мне, грешному! (ср. Лк.18:13). Слышали и узнали, что в смирении и раскаянии своем этот мытарь оказался ближе к Богу, чем гордый собою фарисей, ощутили правду слов псалма о том, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50:19).

> В третье воскресенье, наконец, слышали мы притчу Христову о блудном сыне, ушедшем от отца и из дома своего на страну далече, растратившего там в грехе, зле и разврате всё свое имущество и вот вспомнившего об отчем доме и решившего вернуться: «Встану, пойду, вернусь!» (ср. Лк.15:18). И увидел его издалека отец, и бросился навстречу, и обнял его, и всё на радостях простил.

> А теперь мы уже совсем близко к началу поста. И Церковь предлагает нашему вниманию еще одну притчу Христову – о Страшном суде.

> О чём эта притча, как не о том, что составляет сердцевину христианства, – о заповеди любви, которую Христос называет заповедью новой (см. Ин.13:34) и о которой говорит, что только по тому, как исполняется она, все увидят, кто подлинные Его ученики. Почему напоминает нам Церковь притчу о Страшном суде почти накануне поста? Да потому, что в ней раскрыт смысл всех предстоящих нам подвигов. И пост, и молитва, и подвиги – сами по себе ничто, если не ведут нас к тому, чтобы в каждом (и особенно – в страдающем) человеке различать Христа, и этот образ Христов в нём полюбить, и в этой любви найти смысл жизни. Об этом говорит и апостол Павел: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1Кор.13:2–3).

> И потому Великий пост, эта, как называет его Церковь, «духовная весна», этот возврат к Богу есть возврат к любви, которая одна судит нас, составляя смысл, силу и радость нашей жизни.

 


> 4 Ср.: «Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взра-стил сад свой, и взошло все, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным...» (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Ч. 2. Кн. 6. Гл. 3 // Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 14. Л.: Наука, 1976. С. 290).

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/7/lp06_010.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«          »Форум сайта«


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
   
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»