=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Пасха: три измерения; чем побеждает христианство
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Автор: протопресвитер Александр Шмеман.
Опубликовано в сборнике "Беседы на Радио «Свобода»", Т. II.

 
серия "Православный церковный календарь"
Аудиоверсия:
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2236147 (скачать все беседы).

 (примерно 1380 слов)

 

 

> Три измерения

> Слово «пасха» в переводе с еврейского означает «переход», а в еще более общем смысле – «перемена». На заре человеческой истории то был праздник весны, когда природа от смерти зимнего оцепенения переходит к новой жизни цветения и плодоношения. Человек всегда ощущал лежащий в основе жизни закон перемены и перехода и всегда праздновал, т.е. радостно переживал, этот праздник. Вот первый пласт, первое измерение пасхальной радости, и оно до сих пор живет в богослужении Пасхи, в словах: «Днесь весна благоухает и новая тварь ликует»6.

> Затем эта изначально-природная радость углубилась и расширилась: для евреев Ветхого Завета Пасха стала также ежегодным воспоминанием другого перехода, другой перемены – освобождения из плена египетского, шествия в Землю обетованную. Из чужбины – на родную землю, из рабства – на свободу, из смерти плена и порабощения – в жизнь, исполненную свободы, от природного закона возрождения – к возрождению, составляющему смысл и радость всей истории и отдельной человеческой жизни. Как в природе холод и скованность зимы не окончательны и сквозь них начинает прорастать весна, благоухающая радостью новой жизни, так и в истории плен и рабство, унижение и изгнание не окончательны, и наступает всегда день освобождения и обновления.

> И, наконец, последнее измерение Пасхи, последний ее пласт – это Пасха будущего, Пасха надежды. Каждый год в эту весеннюю ночь древние евреи не только вспоминали и радовались прошлому освобождению, но и утверждали свою надежду, что исход, начавшийся много веков тому назад, есть только начало окончательного торжества божественной правды в мiре.

> И вот все эти три измерения, все эти три пласта, три смысла нужно почувствовать для лучшего проникновения в глубину и радость той Пасхи, которую уже два тысячелетия празднуют христиане. Иисус Христос пострадал и умер в дни Пасхи. И в пасхальные дни, т.е. в дни праздника весеннего возрождения и нового осмысления истории, ученики Христовы радостно объявили, что видели Его воскресшим. С тех пор Пасха навсегда стала праздником Воскресения и победы над смертью. В ней нашла конечное воплощение та правда, что всегда предощущалась человеком. Ибо всё торжество ненависти и предательства, вся сгущенность зла, которую мы видим в последние дни жизни Христа, – всё это оказалось не самой окончательной правдой о мiре и человеке – любовь и жизнь, прощение и свет восторжествовали. В человеческую память навсегда вошло удивительное воспоминание о том утре, когда женщины и ученики пришли на гроб возсиявшу солнцу (Мк.16:2) и в сверкающей тишине этого утра услышали поразительную весть. И весть эта потрясла и продолжает потрясать мiр: как и тогда, чернота ночи наполняется вдруг изнутри светом, и таинственная радость заливает сердце при звуке этих единственных, ни с чем не сравнимых слов: «Христос воскресе!» Пасха исхода, освобождения от рабства стала Пасхой последнего и всецелого торжества жизни. Принесенный ею свет остался в истории и стал источником веры и надежды человеческого рода, двигателем человеческого творчества.

> Пасха, перемена, переход, благоухание весны, ликование воскресшей жизни, торжественное и трудное шествие к Земле обетованной – здесь сплетается воедино, здесь находит свое выражение всё самое высокое, самое чистое, самое глубокое, что есть в человеке. Его знание и уверенность, что природа и история, прошедшее и будущее исполнены смысла, устремлены к полной и совершенной радости, к торжеству победившей Жизни, ибо поглощена смерть победою (1Кор.15:54). И как бы ни «развенчивали» Пасху бездарные антирелигиозные брошюрки, как бы ни боролась с нею атеистическая власть, неизменно будет приходить эта единственная весенняя ночь, и совершаться шествие, напоминающее о том, как шли на гроб женщины и ученики, исполняя долг любви и верности, и внезапно услышали: Радуйтесь! (Мф.28:9). Пасхальную радость гонят, но она возвращается, и в ликующих храмах снова звучат слова приветствия «Христос воскресе!», и гремит в ответ едиными устами, единым сердцем произносимое «Воистину воскресе!». И благоухает весна, и ликует новая тварь, и возрождается в человеке знание о подлинном назначении всего сущего, вера и надежда, что будет Бог всяческая во всех (1Кор.15:28).

 

> Чем побеждает христианство

Слушать:

> Христос воскресе! Воистину воскресе!

> Как радостно слышать, как радостно произносить эти слова!

> Как радостно сознавать, что еще раз дано нам встретить на этой земле, в этом сумбурном и часто темном, злом мiре «праздников праздник» – Пасху Христову. Но потому, может быть, и дано, чтобы хоть на время забыть об окружающей тьме и злобе, сосредоточив свой внутренний взор на свете. Нет, не отмахнуться от этой тьмы, забыть о страдании и несправедливости, забыть о ненависти и вражде, погрузиться в некое «инобытие» – но вглядеться в то, что одно только может их преодолеть, сделав добро и свет сильнее тьмы и зла. Ибо самый страшный грех в конечном итоге – это поддаться тонкому искушению и признать зло нормой, в темноте и ненависти усмотреть «естественное» состояние мiра и человека, а все мечты о добре объявить прекрасной, но бесполезной грезой. Не слышим ли мы отовсюду постоянно: «Бросьте всё это! Поймите, что в мiре действует железный закон: человек человеку – волк».

> У Толстого есть где-то описание, да такое пронзительное, пасхальной ночи и девочек в беленьких платьях, из которых они очень скоро вырастают. Вот так, может быть, и мы выросли из своих детских мечтаний, стали трезвыми, рассудочными реалистами. Нас не проведешь уже ни прекраснодушием, ни доверием, ни любовью. И даже если кто и верит в Бога, то это странный Бог – бессильный в мiре, отданном диаволу.

> И вот, вопреки всему этому «реализму», в котором многие видят верх жизненной мудрости, вопреки этой бесславной капитуляции перед злом, живет, торжествует и возвращается к нам Пасха как вызов и утверждение, как обещание и сила. «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя, да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждается»7. Слышите? Не небо только, но и земля, и преисподняя, весь мiр, вся тварь, всё сущее наполнилось светом. Как полночь озаряется внезапно светом и радостью, когда входит в нее, разрывая тьму, первое «Христос воскресе!», так и весь мiр, вся жизнь.

> Ведь именно так когда-то, ранним утром, возсиявшу солнцу (Мк.16:2), шли на гроб женщины, всюду сопровождавшие Христа. Тот гроб был для них гробом всех надежд. Всё кончилось, казалось, страшной, бессмысленной смертью на кресте, и если ощущалось когда в мiре полное торжество зла и ненависти, подлости и трусости, то именно в те часы и минуты. Распни, распни Его! (Лк.23:21) – как будто и сейчас слышим мы эти страшные вопли. «Железный закон»... Ему подчинились все – Пилат, солдаты, толпа. Была ночь, был ужас, и мiр был таким, каким мы знаем и, увы, принимаем его сейчас. И оставалось только свои надежды с любовью похоронить; оставалось, как мы и сейчас говорим, отдать «последний долг», чтобы потом обо всём забыть, вернуться к так называемой нормальной жизни, где всегда торжествует зло.

> Что в точности случилось, когда шли эти женщины ко гробу, мы никогда не узнаем. На это лишь намекает трепетная радость евангельского повествования – трепетная, но такой силы, что даже теперь, две тысячи лет спустя, взрывает привычное ко всему и во всём разуверившееся сознание. Кто-то встретил их и сказал: Радуйтесь! (Мф.28:9). И не один, не двое, а многие вдруг узнали Его, и радость эта навеки вошла в их сердце. «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» Вот, в сущности, то, чем побеждало и побеждает христианство. Не доказательствами, не теориями, не догматами – нет, но пасхальной ночью, пасхальной радостью, пасхальным светом. «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем: ратие" и ненавидящим нас, простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»8 Если вы знаете в мiре слова лучше и прекраснее этих, то забудьте всё сказанное. Но таких слов нет. Нет слов, в которых сильнее, яснее, проще была бы выражена эта победа, эта вера в то, что не зло и ненависть, а свет и любовь торжествуют на небе, на земле и в преисподней. Торжествуют тогда, когда мы открываем для них свое сердце, верим и живем ими.

> Не оставлю вас сиротами; приду к вам... И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин.14:18; 16:22), – говорил Господь ученикам в ночь предательства. Радости любви нельзя отнять. Да, каждый из нас в свою меру всё время проходит через эту ночь зла, ненависти, одиночества; да, опыт житейский всё время говорит нам, что пора бросить мечтания и подчиниться «железному закону». «Да, слепы люди, низки тучи... и где нам ведать торжества?»9 – как в неизбывной печали писал Блок. В житейском плане всё это так. Но вот приходит Пасха, и снова даром даются вера, знание и радость о том, что ныне «вся исполнишася света»*.

> Христос воскресе!


> 6 Неделя Антипасхи. Утреня. Ексапостиларий.

> 7 Пасхальная утреня. Канон. Песнь 3, тропарь 1-й. <("... на котором оно утверждается". В аудиозакиси о. Александр цитирует не славянский текст, а руссифицированную его версию.)>

> 8 Пасхальная утреня. Стихира Пасхи на Слава и ныне. <Русский перевод: "Воскресения день! Засияем торжеством и друг друга обнимем; скажем: "Братья!" и ненавидящим нас, – всё простим ради воскресения, и так возгласим...">.

> 9 Из стихотворения А.А. Блока «На смерть Комиссаржевской» (1910).

* В аудиозаписи цитата расширена и дана в руссифицированном виде: "всё наполнилось светом: небо, и земля, и преисподняя, – да празднует вся тварь восстание Христово, в нёмже утверждается" (прим. ред. рассылки.)

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно - не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/7/lp17_045.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«          »Форум сайта«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
   
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»