=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Уверение ап. Фомы: блаженны невидевшие и уверовавшие
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Автор: протопресвитер Александр Шмеман.
Опубликовано в сборнике "Беседы на Радио «Свобода»", Т. II.

 
серия "Православный церковный календарь";
серия "Жизнь по Евангелию"
Аудиоверсия:
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2236147 (скачать все беседы).

 (примерно 1750 слов)

 

 

> Вечный кладезь уверения

> Христос воскресе!

> На протяжении сорока дней празднует Церковь светлый и радостный праздник Воскресения Христова – праздник Пасхи. И каждый год – всё тот же взрыв радости, всё то же ликующее утверждение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

> Для тех, кто испытал всё это, кто хотя бы в малой мере приобщился этой радости, слова и объяснения, конечно, не нужны. Но, быть может, стоило бы попытаться хоть что-нибудь из этого объяснить тем весьма многим, кто, не имея такого опыта, не примкнули, однако, и к хулителям веры, кто с одинаковым удивлением смотрят и на ликующую пасхальную веру христиан и на продолжающиеся по сей день попытки веру эту оскорбить, удушить, разрушить.

> И, конечно, не случайно в первое воскресенье по Пасхе читается в храмах евангельский рассказ об уверении Фомы Неверного. Фома, один из двенадцати учеников Христа, не был с остальными, когда явился воскресший Христос. И услышав от них об этом явлении, сказал: «Пока не увижу Его, пока не вложу пальцы мои в раны от гвоздей, пока не прикоснусь к Нему, не поверю». И вот спустя восемь дней были они опять все вместе, и внезапно «дверем затворенным» явился Христос и, обратясь к Фоме, сказал: «Дай руку, прикоснись ко Мне, вложи пальцы твои в раны Мои, и не будь неверующим, но верующим». И Фома воскликнул: Господь мой и Бог мой! А Христос ответил: «Ты поверил, потому что увидел. Блаженны те, кто не видел и уверовал» (ср. Ин.20:25-29).

> Так вот, рассказ этот или, вернее, само видение, само восприятие Христова воскресения Фомой могут служить символом отношения к вере, ко Христу, к благовестию Воскресения в наши дни: «Если не увидим, не поверим». Вся наша цивилизация, вся наша наука, всё наше воспитание построены на принципиальном недоверии и скептицизме. Верно и достоверно то одно, что можно увидеть, тронуть, измерить.

> И, пожалуй, можно понять это искреннее недоумение перед лицом такого странного, такого неслыханного утверждения: «Мы видели Господа, воскресшего из мертвых» (ср. Ин.20:25; Мк.16:14). Ведь вот прошло уже почти две тысячи лет с тех событий. И всё так же умирают люди, всё той же печалью ухода, разлуки, смерти пронизана жизнь на земле. «О чём же это поют они там, в своих храмах: “Смертию смерть поправ”? Что может означать это радостное восклицание: “И мертвый ни един во гробе!”*?» Ведь мы, верующие, тоже не видели воскресшего Христа, тоже не осязали Его ран, не прикасались к Его плоти. Да, конечно, всё это так. И именно потому, что это так, понятным становится навязчивое желание врагов религии осмеять и разрушить Пасху, запечатленное в маленьком, но таком трагическом рассказе Солженицына9. Автор описал крестный ход в пасхальную ночь в Переделкине. Крестный ход, идущий сквозь шумную толпу хулиганов, всеми силами стремящихся заглушить пасхальное богослужение.

> Понятно это потому, что именно пасхальная ночь, пасхальная служба, пасхальная радость – всё это и есть для нас явление воскресшего Христа, и то «доказательство», которого хотел Фома, и тот таинственный миг, когда на опыте, без слов и объяснений мы вдруг узнаём, что всё это правда, и на победное возглашение «Христос воскресе!» едиными устами, единым сердцем, сотнями голосов в абсолютном согласии отвечаем: «Воистину воскресе!»

> Ибо никакого рационального, научного подтверждения этой вере нет и быть не может. Всё в здешней жизни противоречит ей. «Смерть и Время царят на земле», и ничего не меняется, жизнь по-прежнему остается страшным движением к необъяснимому концу и обрыву. Но тогда откуда же эта радость? Как объяснить, почему из года в год на протяжении двух тысячелетий наступает эта ночь и с нею – взрыв света, ликования и торжества? Массовый психоз? Самовнушение? Нет! Не бывает массового психоза, длящегося двадцать столетий и наступающего по календарю. Не может самовнушение относиться к толпе. Всем этим объяснениям грош цена. Эта радость приходит, потому что Кто-то приносит и подает ее.

> Мы стоим в полночь у закрытых дверей храма – и вокруг тьма, и только огоньки свечей, только надежда, только ожидание... И вот, раздается победное «Христос воскресе!», и рушится эта тьма мiра, и исполняется ожидание, и, почти сами того не сознавая, мы отвечаем: «Воистину воскресе!» И открываются двери, и мы входим в свет храма, и отовсюду, точно сама земля, само небо поют, льется: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!..», «Смерти празднуем умерщвление... иного жития, вечнаго, начало...»10. Но тогда не ясно ли, что врагам веры остается одно – заглушить всё это, не дать нам заново убедиться в том, в чём две тысячи лет назад убедился Фома Неверный, когда пал на колени и воскликнул: Господь мой и Бог мой! (Ин.20:28).

> Да, ни объяснить, ни доказать мы ничего не можем. Но знаем твердо, как знал апостол Павел, что если Христос не воскрес, то вера наша тщетна (см. 1Кор.15:14,17), тщетно и ожидание. И хотя мы часто забываем об этой вере, изменяем ей и падаем, она снова возрождается в эту пасхальную ночь, снова в каждом из нас падает на колени маленький, придирчивый Фома, и узнаёт, и верует, и радуется.

> Блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин.20:29). Блаженны те, чье сердце еще может раскрыться вечному дару свыше, кто в надежде своей способен получить эту пасхальную радость; кто способен ощутить, как «ныне вся исполнишася света: небо же, и земля, и преисподняя», как «радуется весь мiр, видимый и невидимый, возстанию Христову».

> Христос воскресе! Воистину воскресе!

 

> Засвидетельствованное блаженство

> Христос воскресе!

> Первое воскресенье после Пасхи11 посвящает Церковь евангельскому рассказу о Фоме, ученике Христовом, который сказал, что не поверит в воскресение Учителя, пока сам не прикоснется к Нему. Вот что говорится об этом у евангелиста Иоанна Богослова: Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, – пишет евангелист Иоанн, – не был тут с ними (т.е. с другими учениками. – Прот. А.Ш.), когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин.20:24-29).

> В чём смысл этого рассказа и почему сразу после Пасхи Церковь обращает на него наше внимание, как бы говоря: «Это для вас написано, это касается каждого из вас»? И действительно, если вдуматься, он оказывается рассказом о том, что вечно совершается в мiре, а в наши дни, пожалуй, наиболее часто. О чём же он? Конечно, о вере, о коренном ее отличии от рационального знания, основанного на том, что человек самолично видел, слышал, осязал.

> Всё христианство – нужно ли это доказывать? – основано на вере в воскресение Христово, в то, что по крайней мере однажды в нашем мiре, в нашей земной истории смерть была побеждена, и Мертвый воскрес. И если нет этой веры, то, в сущности, от христианства остается некое общее учение о любви, добре и прощении, какое можно найти в других религиях и философиях. Остается рассказ об удивительном Человеке, Который, однако, ошибся в главном, и сказав: «В третий день воскресну» (ср. Мф.27:63), не воскрес. Остается рассказ о неудаче, провале и, по существу, обмане. А ведь быть христианином с самого начала означало верить в неслыханную, невероятную и тем не менее реально совершившуюся победу над смертью. Если Христос не воскрес, – говорит апостол Павел, – то вера ваша тщетна (1Кор.15:17).

> И если так, тогда всё в христианстве зависит от вопроса: как поверить? Никто из нас не видел Воскресшего, не касался ни рук Его, ни пронзенного ребра. Но вот сказано: Блаженны невидевшие и уверовавшие. Итак, как же поверить? Сослаться на опыт других людей, на то, что так учит Церковь? Да, конечно. Но всё же это еще не наша, не моя вера. А между тем нам всё время твердят, что всякое знание основано на доказательствах, нас всё время учат, что Фома, в сущности, был прав, отказавшись верить без доказательств, не удостоверившись. Да и Господь не осудил его, но Сам предложил проверить реальность Своего присутствия прикосновением. И всё же, говорит Господь, блаженны невидевшие и уверовавшие.

> И вот, углубляясь в свою веру, как бы и на этот раз проверяя ее рассказом о Фоме, приходишь к одному-единственному ответу. Верю ли я в воскресение Христово? Да, верю. Как, почему? И сердце отвечает: потому что верю в Христа – в Того, Кто обращается ко мне в вечно живых словах Евангелия. Можно сказать иначе: я верю в Христа не потому что Он воскрес, но в воскресение Христово верю потому, что верю в Него Самого и, главное, верю Ему. Никогда человек не говорил так, как этот Человек (Ин.7:46), – ответили посланные фарисеями привести Иисуса. Но то же самое знает и вечно узнаёт мое сердце. И если сказал Господь: Не оставлю вас сиротами; приду к вам (Ин.14:18), если сказал Он: «И в третий день воскресну» (ср. Мф.27:63), если всю земную жизнь Свою ожидал этой встречи со смертью, чтобы победить ее, то это не может быть обманом. Не мог Он обмануть, не могло быть обманом учение о победе Божией, о Царстве, пришедшем в силе.

> Итак, или – или: или не было в истории более трагического, более страшного обмана, или всё в Евангелии – правда, всё – жизнь, всё – победа. Да, вся эта книга, каждое слово в ней дышит опытом писавших ее, и это опыт тех, кто видели Воскресшего и потому опьянены радостью, ослеплены светом, переполнены самой победоносной на свете верой. И чем же побеждала всегда, чем и сейчас побеждает Церковь, как не этим радостным утверждением: «Христос воскресе!» В чём вся ее жизнь, как не в радостном опыте всякий раз новой встречи с Воскресшим, Живым, Приходящим к нам. Блаженны невидевшие и уверовавшие. Да, блаженны. И это блаженство мы знаем и о нём свидетельствуем. Вот всего лишь несколько дней назад мы снова испытали его в светозарную ночь Пасхи перед закрытыми дверями храма, когда не от ума с его проверками и доказательствами, а из всего существа, из последней глубины опыта отвечали: «Воистину воскресе Христос!»

> И хорошо в эти пасхальные дни читать о Фоме Неверующем, хорошо углубляться в свою веру, хорошо обновлять ее во всей животворной глубине. Ибо вся она – в словах пасхального песнопения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Нет у нас доказательств – есть только вера и блаженная радость ее присутствия в нашей жизни. Воистину воскресе Христос!


> 9 Подразумевается рассказ А.И. Солженицына «Пасхальный крестный ход» (1966).

* Из пасхального "огласительного слова" свт. Иоанна Златоуста (прим. ред. рассылки).

> 10 Пасхальная утреня. Канон. Песнь 7, тропарь 2-й.

> 11 Согласно церковному календарю – Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно - не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/7/lp18_047.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«          »Форум сайта«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии 1
<= предыдущий выпуск серии 2
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»