=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: День исцеления слепорожденного: вечная история
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

Автор: протопресвитер Александр Шмеман.
Опубликовано в сборнике "Беседы на Радио «Свобода»", Т. II.

 
серия "Православный церковный календарь"
Аудиоверсия:
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2236147 (скачать все беседы).

 (примерно 1350 слов)

 

 

> Вечная история

> В последнее воскресенье пасхального периода2 читается в церкви евангельский рассказ об исцелении слепорожденного.

> Вот что говорит евангелист Иоанн: И, проходя, увидел (Иисус. – Прот. А.Ш.) человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии. /.../ Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купели Силоам... Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что́ скажешь о Нём, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что он родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись иудеев; ибо иудеи сговорились уже, чтобы, кто призна́ет Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мiр сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин.9:1-3,6-41).

> Я нарочно привел этот рассказ целиком, в его нарочито медленном темпе, потому что каждая подробность здесь драгоценна и имеет поистине непреходящее значение. И конечно, наиболее примечательна и актуальна в нём – реакция на исцеление слепорожденного со стороны фарисеев, все их попытки разубедить его, восстание против очевидного. Заменим незрячего просто верующим, т.е. человеком, для которого Христос – Свет, Жизнь, Радость, а сама вера в Него – несомненное чудо, ибо он может применить к себе слова исцеленного: Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Но вот ему говорят: «Всё это неправда! Тот, Кого ты считаешь Светом, на самом деле тьма». Ему на тысячу ладов объясняют, почему он заблуждается, почему его вере и радости невозможно, не до́лжно быть. Как тогдашние фарисеи ссылались на Закон, так нынешние враги Христа ссылаются на авторитет науки, на достижения ученых и пытаются запугать христианина наших дней так же, как запугивали тогда родителей прозревшего. И наконец, когда спор этот не приводит ни к чему, то его веру, его Церковь начинают попросту гнать, как выгнали вон бывшего слепца.

> Это вечная история. И дело здесь не в возможности или невозможности чуда, а в отрицании того, что для христиан есть самоочевидный факт. На протяжении двух тысяч лет миллионы, миллиарды людей свидетельствуют, что вера для них – источник всего в жизни. И вера эта наполнила мир такой красотой, такой любовью и человечностью, что даже враги не могут отказать культуре, порожденной ею, в непревзойденной глубине и величии. И вот, несмотря на это, не прекращаются отрицание, запугивание, гонения, не умирает замысел веру эту искоренить и уничтожить. Сначала утверждали, что Христа никогда не было, потом стали противополагать Христа самому христианству, а вскоре выдумают еще что-нибудь. Всё та же суета, как вокруг прозревшего слепца. И вечно оправдываются слова Евангелия: На суд пришел Я в мiр сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

> Христос воскресе!

 

> Не увидят, не примут

> В пятое воскресенье после Пасхи мы слышим евангельский рассказ об исцелении Христом слепого. Рассказ этот удивительно близок многому из того, что происходит в наши дни, на наших глазах, и поэтому в него сто́ит вслушаться.

> Всё здесь напоминает то самое отношение к факту веры, религии, религиозного опыта, какое мы встречаем сегодня: «Этого не может, не должно быть, а значит, этого нет». Именно такова установка всей антирелигиозной пропаганды нашего времени – это то же вопиющее упрямство, тот же отрицательный догматизм. «Религия есть тьма, невежество, суеверие, отчаяние, страх!» – так постановили авторитеты. Но вот, говорим мы, преподобный Серафим Саровский; вот его пасхальная белизна и радость, вот его обращение к каждому человеку с приветствием: «Радость моя!» Что вы на это скажете, как вместите в свою твердокаменную и унылую схему? Но нет: не увидят, не примут, ибо заранее и раз навсегда решили, что не может быть в религии ни радости, ни света, ни правды, ни добра. А решили так, если вдуматься еще глубже, потому что сами ненавидят радость и свет, правду и добро. Слепые и глухие ко всему, кроме своей теории, эти последователи ее смеют говорить о проверке всего фактами! Но в евангельском рассказе, который мы только что слышали, речь и идет о столкновении факта, простого и очевидного, с предвзятым мнением и законнической гордыней. Я был слеп, а теперь вижу – вот что вслед за слепорожденным могут повторить и повторяют на протяжении веков миллионы людей. Я был слеп, а теперь вижу свет, подобного которому нет, знаю радость, которую ни с чем не сравнить. А в ответ всё та же жвачка: «наука доказала, наука выяснила…» Да что может наука сказать о таком горении се́рдца и о такой радости, в каких лабораториях проверяла она их и измеряла? И кто же в конце концов слеп и глух к очевидным фактам, кто нагнал на родителей слепорожденного такой страх, что они боятся ответить прямо? Не на наших ли глазах действует всё та же круговая порука запугивания?

> Но вот по-прежнему звучит в храмах радостная пасхальная песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Слишком живо еще помнят люди, как пришла Пасха, как озарилась ночь и как снова увидели они то, чего не видят слепцы. И потому мы можем утверждать: «Да, мы знаем Сказавшего о Себе: Доколе Я в мiре, Я свет миру (Ин.9:5)».


> 2 Согласно церковному календарю, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно - не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/7/lp22_061.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«          »Форум сайта«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
 
 
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»