=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Тайна Сретения
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

С праздником Сретения!

Автор: протопресвитер Александр Шмеман.
Опубликовано в сборнике "Беседы на Радио «Свобода»", Т. II, стр. 171–3,
а тж в сб. "«Я верю». Что это значит? О главном в христианстве").

 
серия "Православный церковный календарь"

 (примерно 800 слов)


 

> Последний смысл

> В начале Евангелия от Луки говорится о том, как на сороковой день после рождения Христа Иосиф и Мария, согласно религиозному обычаю того времени, принесли Его в Храм. Тогда, — продолжает евангелист, — был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израиля; и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в Храм.
> И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут была Анна пророчица, дочь Фануилова... достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от Храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме
 (Лк. 2:25–38).

> Поистине всё удивительно, всё таинственно в этом рассказе и однако в тайне этой трепещет нечто бесконечно радостное. И именно из этой радости вырос праздник Сретения, т.е. встречи Господа, совершаемый Церковью ровно через сорок дней после Рождества Христова. Попробуем в тайну эту вникнуть и радость ее осознать.

> Итак, прежде всего — принесение Младенца в Храм, чтобы представить пред Господа (Лк.2:22), т.е. для посвящения Богу. Всё наше общество, весь дух современной жизни так пропитаны эгоизмом — личным, семейным, групповым, — что нам, пожалуй, трудно понять такой поступок родителей. А между тем именно тут — раскрытие первой тайны и первой радости этого повествования, ибо оно — о посвящении новорожденного человека тому вечному, истинному и абсолютному, ради чего и дана нам жизнь. Именно тут выход из тупика, созданного в новейшие времена эгоизмом родителей и эгоизмом детей. Ибо, хотя современные родители, казалось бы, и жертвуют для детей всем, делается это, как правило, в угоду их собственному, глубинному эгоизму, заставляющему обзаводиться потомством «себе на радость». Дети же восстают на родителей в силу собственного эгоизма, ибо желают жить «для себя». И вот в этом коротком евангельском рассказе так сжато, но с такой замечательной ясностью раскрыто, что полнота жизни — всегда в отдаче себя и друг друга высшему и Божественному. В отдаче, через которую происходит осмысление самой жизни.

> А вот старец Симеон, который принимает Младенца на свои немощные руки, воздает Богу хвалу, исполненную мира и радости. О нём сказано лишь одно: всю свою длинную жизнь он ждал. И это означало, что вся жизнь его сделалась ожиданием высшей полноты, немеркнущего света, всеобъемлющего ответа, что он прозрел и в прозрении своем увидел человеческую жизнь как направленную к предельному ее исполнению, как сплошное приготовление к тому главному дару, в котором и обретает она конечный свой смысл. В этой встрече Младенца праведным Симеоном Церковь всегда видела встречу Христа как Спасителя и Бога самим мiром, самим человечеством. Встречу, в которой раскрывается тайна и всей человеческой истории, и каждой человеческой жизни. История! Сколько ни говорят о ней как о носительнице какого-то «прогресса», чуть ли не обожествляя ее, но поколение за поколением исчезают в том же небытии, в той же пучине смерти, и перед лицом этого исчезновения всякие попытки возвеличить историю кажутся трагически смешными и суетными. А вот Евангелие говорит, что цель истории во встрече с истинным ее смыслом, что история и в целом, и в каждом отдельном человеке направлена к тому, что выше ее самой, — к тому, что вечно, божественно, исполнено жизни преизбыточествующей. Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, — восклицает праведный Симеон. И сходя в смерть с этим виде́нием, старец Симеон не проваливается в бездну бессмысленного исчезновения, но вступает в свет и полноту той встречи, для которой созданы и к которой направлены вся жизнь, весь мiр, всё творение.

> Ребенок и старец, начало жизни и конец ее. Принесение, посвящение, отождествление человека с высочайшим и божественным его призванием в начале и исполнение обещания, полнота осуществленного призвания, радостная встреча с самим Светом — в конце. О, если бы мог каждый из нас раскрыть свое сердце радостной тайне встречи как тайне самой жизни! Если бы могли мы почувствовать, что тут, в этом удивительном Сретении — спасение от одиночества и бессмыслицы жизни, от ужаса старения и умирания, от страшного зрелища человеческого муравейника, жители которого ищут мимолетного счастья на вселенском кладбище! Если бы могли мы ждать, как ждал Праведный Симеон, всю жизнь свою претворивший в ожидание, и встретить ожидаемое, и принять его на свои руки, и обрести свет, побеждающий тьму!

 

См. также о празднике:
• о. Александр Шмеман: Сретение: Ожидание встречи. /Ср. с сокр. версией./
• о. Александр Мень о празднике в кн. "Таинство, слово и образ".

 

См. также о подготовительном предпостовом периоде:
• о. Александр Шмеман: Первое приглашение, Зов великопостной весны;
     Смириться перед правдой, Откровение о блудном сыне

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно - не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

messia.ru/r2/7/lp50_262.htm

Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
 
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»