=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Великий пост – время покаяния
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

Автор: протопресвитер Александр Шмеман.
Заглавие публикации: "Два покаяния".
Опубликовано в сборнике "Беседы на Радио «Свобода»", Т. II, стр. 41–2,
а тж (в сокращении): elitsy.ru/communities/106539/1101854/.

 
серия "Православный церковный календарь"

 (примерно 770 слов)


 

> Великий пост – время покаяния, т.е. беспощадной, на последней глубине совершающейся оценки самих себя, всей нашей жизни; время, когда мы особенно стремимся жизнь эту очистить, исправить, возродить. Но как самооценка эта, так и исправление нашей жизни зависят, в первую очередь, от того, понимаем ли мы не только умом, но и всей душою, всей совестью, что́ значит покаяние и призыв к нему.

> А ведь призыв этот – не просто одно из «слагаемых» христианства, но его основа и в буквальном смысле начало. Ибо само Евангелие начинается с двойного призыва к покаянию. Сначала это призыв Иоанна Крестителя. Как говорит в самом начале своего повествования евангелист Марк, явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои (Мк.1:4-5). И затем – призыв Самого Христа, с которого и начинает Он Свою проповедь: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4:17).

> Итак, христианство – и не только тогда, два тысячелетия назад, но и всегда, и сейчас – начинается для каждого из нас с призыва покаяться, с того, что призыв этот мы слышим и принимаем. Но что же он значит? К чему призываемся мы и в чём сущность такого покаяния? Быть может, ответ на этот основоположный для христианства вопрос и заключен как раз в евангельском рассказе о двух призывах. Начнем с призыва Иоанна Крестителя. Евангелист Лука передает его более подробно: И спрашивал его народ: то же нам делать?" Он сказал им в ответ:  кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же". Пришли и мытари (сборщики налогов – люди, считавшиеся особенно нечестными и продажными. – Прот. А.Ш.) креститься, и сказали ему: читель! что нам делать?" Он отвечал им: ичего не требуйте более определенного вам". Спрашивали его также и воины: нам что делать?" И сказал им: икого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лк.3:10-14).

> Итак, мы видим, что призыв Иоанна Крестителя имеет в виду, прежде всего, нравственное исправление, очищение жизни от жестокости, лжи, алчности и т.д. То был, иными словами, призыв к человеческой совести. Ибо совесть знает, что хорошо и что плохо в нашей жизни, различает добро и зло и, таким образом, помогает отказаться от зла, вернуться к нравственной правде, к нравственному закону. И, конечно, необходимость в таком покаянии остается на все века. Даже и неверующий человек своею совестью, т.е. способностью непосредственно, интуитивно различать добро и зло, к такому покаянию призван и способен. И без этого покаяния, без этого стремления освободиться от эгоизма и лжи, бессмысленны и все остальные стремления человека к высшему.

> Поэтому покаяние, о котором говорит первый евангельский призыв, можно назвать покаянием предварительным. Сущность его – в отречении от засоряющего душу и затемняющего жизнь очевидного зла.

> Но вот, вслед за Иоанном Крестителем приходит Иисус Христос. И раздается Его призыв: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Уже в самих словах этих мы различаем нечто совершенно новое. Что означает эта связь покаяния с приближением Царства Божия, что значит это «ибо» – ибо приблизилось? Как мы сказали, это означает, прежде всего, некую новизну. Произошло, совершилось нечто, делающее возможным и необходимым новое, иное покаяние, не совпадающее с тем нравственным судом над собою, к которому призывал Иоанн Креститель.

> Что же есть это новое? Из Евангелия ответ ясен: это пришествие в мiр Иисуса Христа, это явленное людям – в Его учении, в Его образе, в Его жизни – Царство Божие, т.е. сама сущность жизни, о которой до этого пришествия человечество не знало и не могло знать. Ибо, только увидев Христа, услышав и приняв с верой и любовью Его учение, человек оказывается в состоянии воспринять не просто мораль, не просто нравственный закон, а божественное ви́дение жизни, Божественный замысел о нас, о бесконечно высоком, подлинно небесном призвании человека и полюбить это виде́ние, устремиться к нему как к сокровищу сердца, о котором извечно тоскует человек и которое теперь открыто, даровано нам во Христе. «И вожделенное отечество подаждь ми», – просим мы в церковном песнопении. И это вожделенное отечество, эта утерянная в грехе и отпадении от Бога небесная родина открыта нам Христом, и возвращение к ней – Его призыв, Его проповедь, Его учение.

> И потому покаяние означает здесь своего рода прозрение. Не видели – и вот узрели. Не знали – и вот познали. И всё переменилось в нас, и теперь, даже падая и согрешая, не может душа забыть этот свет, эту любовь, эту красоту вспыхнувшего, засиявшего в мiре Царства Божия. Призыв «Покайтесь!» – по-гречески μετανοεῖτε, в глубоком смысле означает: «Обратите свой внутренний взор, свое сознание на то, что явлено вам, и, увидев, перемените всю жизнь». Вот смысл второго основного в христианстве призыва к покаянию.

 

См. также:
• другие тексты о. Александра:
 ++ из бесед на радио:
  +++ Великий пост: путь и средство (1) (2) /   +++
Вступление в Великий пост: необходимость простить
  +++ Светлая печаль Великого поста /   +++
Молитва преподобного Ефрема Сирина
 ++ Из книги "Великий пост": путь к Пасхе; подготовка к Посту / +++Великопостные богослужения (1) (2)
  +++Литургия Преждеосвященных Даров / +++Канон прп. Андрея Критского; субботы / +++
Воскресенья; Крест /
• епископ Диоклейский Каллист (Уэр). Великий пост и общество потребления
   (фрагмент: чтобы вновь увидеть вселенную как таинство)
• свящ. Александр Мень: Великий Пост (из ТСО) / Лекция 1989 г. (1) (2)
• игумен Петр (Мещеринов): Главное искушение Великого Поста

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно - не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

messia.ru/r2/7/lp51_268.htm

Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
 
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»