Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Продолжаем читать книгу Бытие (25:19-30:43).

Перевод М.Г.Селезнева. (Издательство ГРРУ, 1999)

Ср. этот же текст по-церковнославянски Синодальный перевод
К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
й

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
 Комментарий (введение) к книге в "Толковой Библии Лопухина".
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

к гл. 25 из  "Брюссельской" Библии
+ из  "Толковой Библии"
к гл. 26 из  "Брюссельской" Библии
+ из  "Толковой Библии"
к гл. 27 из  "Брюссельской" Библии
+ из  "Толковой Библии"
к гл. 28 из  "Брюссельской" Библии
+ из  "Толковой Библии"
к гл. 29 из  "Брюссельской" Библии
+ из  "Толковой Библии"
к гл. 30 из  "Брюссельской" Библии
+ из  "Толковой Библии"

предыдущий фрагмент

19 ВОТ ПОВЕСТЬ ОБ ИСААКЕ — АВРААМОВОМ СЫНЕ — И О ЕГО ПОТОМКАХ.

У Авраама родился сын Исаак. 20 Сорок лет было Исааку, когда он взял в жёны Ревекку, дочь Бетуэла-арам`ея из Падд`анАр`ама; она была сестрой Лавана-арамея. 21 Исаак молился ГОСПОДУ о своей жене (она была бесплодна), и ГОСПОДЬ внял его мольбе: Ревекка забеременела. 22 Но сыновья у нее в животе начали драться друг с другом.

— Так, — промолвила Ревекка, — что же это меня ждет?

И пошла вопросить ГОСПОДА.

23 ГОСПОДЬ ей сказал:

 — Два народа в твоей утробе,
два племени выйдут из чрева твоего.
Один одолеет другого,
и старший младшему станет слугой.

24 Подошел срок — и родились два близнеца. 25 Первый вышел на свет рыжий и весь волосатый, как звериная шкура; его назвали Ис`авом. 26 Следом, уцепившись ручкой за пятку Исава, появился другой; его назвали И`аковом. Шестьдесят лет было Исааку, когда они родились.

25:22 ...драться друг с другом. — Буквально: "...сокрушать, ломать друг друга". Происходит нечто необычайное, и Ревекка идет вопросить Господа (надо полагать, в какое-то семейное святилище).
Так... что же это меня ждет?  — Другое возможное понимание: "Если так... зачем мне жить?"

25:25 ...рыжий... — Еврейские слова "рыжий" (адмон`и) и "волосы" (се`ар) намекают на имена той страны, где в будущем поселятся потомки Исава: "Эдом" и "Сеир".

27 Мальчики выросли. Исав стал ловким охотником, человеком полей, а Иаков — тихим домоседом. 28 Их отец Исаак любил есть дичь, а потому оказывал предпочтение Исаву, но мать, Ревекка, больше любила Иакова.

29 Однажды, когда Иаков варил похлебку, Исав, усталый, вернулся с охоты.

30 — Дай поесть вот этого, вот, красного! — сказал он Иакову.  — Я устал!

(Потому-то его и прозвали Эд`ом.)

31 — В обмен на право быть первенцем, — ответил Иаков.

32 — Что мне с того, что я первенец? — сказал Исав. — Я сейчас умру!

33 — Сперва поклянись! — сказал Иаков.

Исав поклялся, что отдает Иакову право быть первенцем, 34 а взамен получил хлеб и чечевичную похлебку. Поел он, попил, встал, пошел — и дела ему не было до права быть первенцем.

25:26 Имя Иаков (евр. Яак`ов) созвучно слову "пятка" (ак`ев).

25:30 Исав, согласно генеалогиям книги Бытия, был прародителем эдомитян, обитавших к югу от Мертвого моря. Таким образом, перед нами игра слов: Эдом (имя народа) — ад`ом ("красный").

25:31 Первенец, т.е. старший сын, продолжал род отца. По ветхозаветному законодательству он получал двойную долю наследства (Втор 21:17) и считался посвященным ГОСПОДУ (Числ 3:13). В данном случае право быть первенцем означает для повествователя еще и право на владение обетованной землей  — Палестиной.

26 В стране вновь случился голод (как прежде, во времена Авраама), и Исаак ушел в Герар, к филистимскому царю Авимелеху. ГОСПОДЬ явился Исааку и сказал:

— Не ходи в Египет, а живи в той стране, которую Я укажу тебе. Она приютит тебя, а Я буду с тобой и благословлю тебя. Я исполню клятву, которую дал отцу твоему Аврааму: отдам все эти земли тебе и твоим потомкам. Я сделаю твоих потомков многочисленными, как звёзды на небе, и отдам им все эти земли. Твое потомство будет благословением для всех народов земли — за то что Авраам слушался Меня и соблюдал все Мои веления: заповеди, законы и правила, данные Мною.

26:1-33 Эта глава имеет явные параллели с предшествующими историями про Авраама. Рассказ о Ревекке, которую Исаак называет своей сестрой (26:1-14), перекликается с аналогичными рассказами про Авраама (12:10-20 и 20:2-16). История о спорных колодцах (26:15-22) предвосхищена в 21:25-26. Договор Исаака с Авимелехом (26:26-33) напоминает договор Авраама с Авимелехом (21:22-33).

Исаак поселился в Гераре. Когда местные жители спросили его про Ревекку, он ответил:

— Это моя сестра.

А сказать "жена" побоялся: как бы они его не убили из-за Ревекки, которая была очень хороша собой.

Шло время. Как-то раз Авимелех, филистимский царь, увидел из окна, как Исаак забавляется с Ревеккой. Он позвал Исаака и сказал ему:

— Так она твоя жена?! Зачем же ты говорил, что она тебе сестра?

Исаак ответил:

— Я боялся, как бы меня не убили из-за нее.

10 — Что ты с нами делаешь? — сказал Авимелех. — Кто-нибудь из нас переспал бы с твоей женой — какой грех был бы на нас!

11 И Авимелех объявил своему народу:

— Всякий, кто тронет этого человека или его жену, будет предан смерти.

26:8 Имя Исаак (евр. Ицх`ак) созвучно слову "играет, забавляется" (мецах`ек).

12 Поселившись в той стране, Исаак стал сеять хлеб. ГОСПОДЬ благословил его: в тот год урожай у него был стократным. 13 Исаак делался всё богаче и богаче. Он стал настоящим богачом: 14 теперь у него были стада овец и коров и многочисленная челядь. Филистимляне стали завидовать ему. 15 Они засыпали и забили землей все колодцы, которые еще во времена Авраама были вырыты Авраамовыми рабами, 16 а сам Авимелех сказал Исааку:

— Уходи. Ты стал для нас слишком могущественным.

17 Исаак ушел в Герарскую долину 18 и принялся заново откапывать те колодцы, которые были вырыты еще при Аврааме, а после смерти Авраама засыпаны филистимлянами. Этим колодцам он возвращал те имена, которые им некогда дал Авраам.

19 Как-то раз его рабы откопали в долине источник, 20 но герарские пастухи стали спорить с пастухами Исаака, говоря им: "Это наша вода!" Поскольку из-за колодца вышла ссора, то его так и назвали: `Эсек. 21 Выкопали другой колодец; из-за него тоже возник спор, и его назвали Ситн`а. 22 Тогда Исаак ушел еще дальше, вырыл еще один колодец, и тут уже не было споров. Исаак дал этому колодцу имя Рехов`от, что означало: "ГОСПОДЬ наконец даровал нам простор, чтобы стало нас много на этой земле."

23 Потом Исаак вернулся в Беэр-Шеву, 24 и там, в первую же ночь, ему явился ГОСПОДЬ.

— Я Бог Авраама, твоего отца, — сказал Он.  — Не бойся: Я с тобою. Я благословлю тебя и сделаю твое потомство многочисленным  — Я сделаю это ради раба Моего Авраама.

25 Воздвигнув на этом месте жертвенник и призвав имя ГОСПОДНЕ, Исаак раскинул там свои шатры, а его рабы стали копать колодец. 26 Как раз в это время к Исааку из Герара пришел Авимелех со своим советником Ахуз`атом и военачальником Пих`олом.

27 — Зачем вы ко мне пришли? — спросил Исаак. — Ведь вы меня невзлюбили и прогнали прочь!

28 — Мы видим, что с тобою ГОСПОДЬ, — ответили они, — а потому хотим, чтобы нас связала клятва. Заключим договор! 29 Поклянись, что не причинишь нам зла: ведь и мы тебе ничего худого не делали, а только добро, дали тебе уйти от нас с миром, и теперь с тобой благословение ГОСПОДНЕ!

30 Исаак устроил для них пир. 31 Наутро они обменялись клятвами. Исаак простился с гостями, и те с миром пошли обратно. 32 И в тот же самый день рабы, рывшие колодец, оповестили Исаака, что они нашли воду.

33 Исаак дал этому колодцу имя Шив`а. (Отсюда и сегодняшнее название города — Бе`эр-Ш`ева.)

26:12 ...сеять хлеб. — Евр. текст не уточняет, какой именно вид злаков сеял Исаак (вероятнее всего — ячмень или пшеницу).

26:20-22 Эсек означает "Ссора", Ситна — "Вражда", Реховот — "Простор".

26:33 Шив`а означает "Клятва", Беэр-Шева — "Колодец Клятвы". Ср. прим. к 21:31.

34 Когда Исаву было сорок лет, он взял себе в жены Иехуд`ит, дочь Беэр`и-хетта, и Басем`ат, дочь Эл`она-хетта. 35 Исааку и Ревекке было тяжело с ними обеими.

27:28 В засушливые летние месяцы роса была жизненно важна для палестинской растительности и для земледелия. Роса упоминается в числе важнейших даров Бога во Втор 33:28.

27:33 ...с ним оно теперь и останется! — Считалось, что благословения, проклятия и обеты не могут быть взяты назад, даже если произнесший их изменит свое первоначальное намерение. Благословения могли быть разными: от простого пожелания счастья до вполне конкретных обетований, которые не могут быть даны сразу двоим ("Будешь ты господином над братьями...").

27:36 Имя Иаков (евр. Яак`ов) созвучно слову "пятка" (ак`ев) и может быть понято как "хватающий за пятку". Созвучны друг с другом также слова "право быть первенцем" (бехор`а) и "благословение" (берах`а).

27:39 Далеки твои селенья от тучной земли // и от росы небесной. — Другое возможное понимание: "Твои селенья будут питаться от тучной земли // и от росы высоких небес."

27:40 Эдомитяне, считавшиеся потомками Исава, обитали в засушливой области к югу от Мертвого моря. Со времен царя Давида Эдом был под властью иерусалимских царей, но при иудейском царе Иехор`аме (848—842 гг. до н. э.) восстал и добился независимости.

27:41 ...дни траура по отцу...  — Исав избегает прямо говорить о скорой смерти отца.

27:45 ...день, когда я потеряю двоих сразу! — Речь идет об Исааке и Иакове, который, как опасается Ревекка, будет убит братом, лишь только их отец уйдет из жизни. Как и Исав, Ревекка избегает открыто говорить о смерти Исаака.

27 Однажды Исаак, уже старый и слепой, позвал к себе старшего сына.

— Сынок! — сказал он Исаву.

— Да, отец! — отозвался тот.

Исаак промолвил:

— Я уже стар и не знаю, сколько мне осталось жить. Возьми оружие — лук, стрелы — и ступай в поле за дичью. Принесешь, приготовишь ее повкуснее, как я люблю, а я поем и дам тебе свое предсмертное благословение.

Но Ревекка подслушала их разговор. Когда Исав отправился за дичью, она сказала Иакову:

— Я слышала, как твой отец велел Исаву принести дичи и повкуснее ее приготовить. Отец поест, а потом, пред лицом ГОСПОДА, даст Исаву свое предсмертное благословение. Так вот, сынок, слушай, что тебе надо сделать. Ступай к стаду и выбери двух козлят. Я приготовлю их повкуснее, как любит твой отец, 10 а ты отнесешь ему, чтобы он поел и дал тебе свое предсмертное благословение.

11 — Мой брат Исав весь волосатый, — ответил Иаков, — а у меня кожа гладкая. 12 Вдруг отец меня ощупает? Если он поймет, что я его обманываю, то не благословение меня ждет, а проклятие.

13 Но мать сказала:

— Пусть на мне будет это проклятие, сынок. Ты только слушай меня. Ступай и принеси.

14 Иаков принес козлят, и Ревекка приготовила их повкуснее, как любил Исаак. 15 Затем она взяла лучшие одежды Исава, своего старшего сына, какие были в доме, и надела их на младшего, на Иакова. 16 Руки и шею Иакова она обернула шкурами козлят, 17 потом дала Иакову мясо и хлеб. 18 Тот вошел к отцу и сказал:

— Отец!

— Да, сынок! — отозвался Исаак. — Ты который?

19 — Я Исав, твой первенец, — ответил Иаков. — Я всё сделал, как ты сказал мне. Приподнимись, сядь и поешь дичи, а потом дай мне свое благословение.

20 — Сынок, — спросил Исаак, — как же ты смог так быстро поймать дичь?

Тот ответил:

— ГОСПОДЬ, твой Бог, послал мне удачу.

21 — Подойди, сынок, — сказал Исаак. — Дай я тебя ощупаю: точно ли ты Исав?

22 Иаков подошел к отцу, тот ощупал его и промолвил:

— Голос — Иакова, а руки — Исава.

23 Из-за того, что руки Иакова были покрыты волосами, как у Исава, Исаак не узнал его и дал ему свое благословение.

24 — Так ты мой сын Исав? — спросил он у Иакова.

Тот подтвердил:

— Да, отец.

25 И сказал Исаак:

— Дай поесть твоей дичи, сынок, и я благословлю тебя.

Иаков подал отцу еду и вино. Кончив есть и пить, 26 Исаак сказал:

— Подойди, сынок, поцелуй меня.

27 Иаков подошел, поцеловал отца, и, почуяв запах его одежд, Исаак благословил его такими словами:

 — Запах сына моего — это запах полей,
ГОСПОДОМ благословенных.
28 Пусть же Бог тебя одарит
росой с неба, плодами земли,
изобилием хлеба и вина.
29 Пусть народы тебе служат,
племена пред тобой пусть склонятся.
Будешь ты господином над братьями:
сыновья твоей матери склонятся пред тобой.
Проклинающий тебя проклят,
благословен, кто благословит тебя!

30 Как только благословил Исаак Иакова, как только вышел Иаков от Исаака, с охоты вернулся Исав. 31 Он тоже приготовил еду повкуснее, принес отцу и сказал:

— Отец! Привстань, поешь дичи, которую я принес, и дай мне свое благословение!

32 — Ты кто? — спросил Исаак.

Тот ответил:

— Я твой сын, твой первенец, Исав.

33 И сказал Исаак, задрожав от испуга:

— А кто же тогда раздобыл дичи и накормил меня, еще до твоего прихода? Ведь я отдал ему свое благословение, с ним оно теперь и останется!

34 Громко и горестно закричал Исав, когда услышал эти слова, а потом стал просить отца:

— Так благослови же и меня, отец!

35 — Это твой брат приходил ко мне, — промолвил Исаак. — Он обманом отобрал предназначенное тебе благословение.

36 И сказал Исав:

— Не зря его зовут Иаков — он уже два раза меня обошел! Сперва отобрал мое право быть первенцем, а теперь — предназначенное мне благословение!

— Неужели, — спросил Исав отца, — для меня не осталось никакого благословения?

37 Исаак ответил:

— Я сделал его твоим господином, всех родичей сделал ему рабами, отдал ему и хлеб и вино. Что же я могу сделать для тебя, сынок?

38 — Неужели, — спросил Исав Исаака, — у тебя, отец мой, было лишь одно благословение? Благослови и меня, отец Исав зарыдал, 39 а Исаак сказал ему:

 — Далеки будут твои селенья от тучной земли
и от росы небесной.
40 Ты будешь жить тем, что добудет твой меч,
и будешь брату служить.
Но срок придет — ты взбунтуешься
и сбросишь с шеи ярмо.

41 Исав затаил на Иакова злобу за то, что тот получил благословение отца. "Наступят дни траура по отцу, — подумал Исав,  — убью моего брата Иакова!" 42 Но Ревекке донесли о том, что замышляет ее старший сын. Она позвала к себе Иакова, младшего, и сказала ему:

— Твой брат Исав собирается убить тебя. 43 Слушай, сынок, что я тебе скажу: беги к моему брату Лавану, в Харран. 44 Ты поживешь там, пока не стихнет ярость твоего брата, 45 пока не пройдет его гнев против тебя и он не забудет, как ты поступил с ним,  — а тогда я пошлю за тобою и заберу тебя оттуда. Иначе придет день, когда я потеряю двоих сразу!

46 Ревекка сказала Исааку:

— Мне жизнь не мила от этих хетте`янок. Если еще и Иаков женится на местной, на хеттеянке, вроде этих, мне и жить не стоит!

28 Исаак позвал Иакова, и, благословив его, дал такое наставление:

— Ханаан`еянок в жены не бери. Ступай в Паддан-Арам, к Бетуэлу, отцу твоей матери, и возьми себе жену из дочерей Лавана, ее брата. Да благословит тебя Бог Всесильный! Да сделает Он твой род плодовитым и многочисленным, чтобы множество народов произошло от тебя! Да передаст Он тебе и твоим потомкам благословение, данное Аврааму, — и ты овладеешь землей, где живешь как пришелец, землей, которую Бог даровал Аврааму!

Исаак простился с сыном, и тот пошел в Паддан-Арам, к Лавану, сыну Бетуэла-арамея. Лаван был брат Ревекки, матери Иакова и Исава.

Исав узнал, что Исаак благословил Иакова и послал его за женой в Паддан-Арам, узнал, что вместе с благословением отец дал Иакову наказ не брать в жены ханаанеянок и что Иаков, повинуясь отцу с матерью, уже пошел в Паддан-Арам. Тогда Исав понял, что невестки-ханаанеянки не по душе его отцу, пошел к измаильтянам и взял себе еще одну жену — Махал`ат, дочь Авраамова сына Измаила, сестру Невай`ота.

28:12 ...лестницу... — За этим видением встает образ зиккур`ата, храма-башни. Широкая каменная лестница зиккурата соединяла, как верили жители Месопотамии, мир людей с обителью божества.

28:13 ...на вершине... — Другое возможное понимание: "...рядом с Иаковом...".
...Авраама, отца твоего...  — Слово "отец" имеет здесь более общее значение  — "предок, прародитель".

28:14 См. примечание к 12:3.

28:18-19 Священные камни (их ставили стоймя, как стелы) почитались в древней Палестине обиталищами божества. Они могли также увековечивать чью-то память (Рахили, 35:20; Авессалома, 2Цар 18:18), или же договор (Иакова с Лаваном, 31:45; израильского народа с Господом, Исх 24:4). Отметим, однако, что ветхозаветное законодательство запрещало ставить священные камни (Втор 16:22).
...возлил на него оливковое масло. — Оливковое масло использовалось во многих обрядах. Помазание им совершалось при возведении в священники (Исх 29:7), цари (1Цар 10:1; 16:13; 3Цар 1:39) и пророки (3Цар 19:16). Драгоценная смесь на растительном масле использовалась для помазания святилища (Исх 30:22-33).
Бет-Эл — См. прим. к 12:8.

28:22 Обычай отдавать десятину (т.е. десятую часть дохода) святилищу хорошо известен из Библии (ср. Быт 14:20). Надо полагать, что в данном тексте обет Иакова относится не к самому Иакову, а к его потомкам — израильтянам, для которых святилище в Бет-Эле было на протяжении столетий одним из важнейших культовых центров (3Цар 12:26-33).

10 Покинув Беэр-Шеву, Иаков направился в Харран. 11 Дойдя до некоего места, он остановился, застигнутый ночью, и лег спать, подложив под голову камень. 12 Во сне он увидел лестницу, соединявшую небо и землю; ангелы Божьи поднимались и спускались по ней. 13 ГОСПОДЬ стоял на вершине и говорил Иакову:

— Я ГОСПОДЬ, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Эту землю, на которой ты лежишь, Я дарую тебе и твоим потомкам. 14 Многочисленны, как песок, будут твои потомки, и расселятся они на запад и на восток, на север и на юг. Благословением для всех народов земли будешь ты и твои потомки. 15 Я с тобой: куда бы ты ни шел, Я буду тебя хранить — и верну тебя обратно, в эту страну. Я тебя не оставлю: исполню всё, что обещал.

16 Проснулся Иаков и вымолвил:

— Воистину, ГОСПОДЬ пребывает на этом месте — а я-то и не знал!

17 — Как же страшно это место! — сказал он в ужасе. — Это же дом Бога, врата небес!

18 Наутро Иаков взял камень, который клал себе под голову, поставил его стоймя, как священный камень, и возлил на него оливковое масло. 19 Место это он назвал Бет-Эл — а прежде город назывался Луз.

20 И дал Иаков такой обет:

— Если Бог будет со мною, оберегая меня в пути, подавая мне хлеб и одежду, 21 и если я с миром возвращусь в отчий дом, то ГОСПОДЬ станет Богом моим. 22 Священный камень, который я поставил, станет Домом Божьим, и от всего, что Ты дашь мне, я буду отдавать Тебе десятую часть.

29 Иаков отправился дальше. Дойдя до земли сынов Востока, он увидел в поле колодец, а рядом с ним три стада овец (здесь обычно поили скот). Отверстие колодца было закрыто большим камнем: когда собирались все стада, пастухи сдвигали этот камень, поили овец, а потом вновь закрывали колодец.

— Откуда вы, братья? — спросил Иаков у пастухов.

— Из Харрана, — ответили те.

Он спросил:

— А вы не знаете Лавана, сына Нахора?

Они ответили:

— Знаем.

— Как он поживает? — спросил Иаков.

— Хорошо, — отвечали ему. — Да вон и дочь его, Рах`иль, идет сюда с овцами.

— Жара еще не спала, — сказал Иаков пастухам, — не время собирать скот. Напоите овец и гоните их на пастбище.

Но те отвечали:

— Мы не можем, пока не соберутся все стада. Тогда от колодца отодвинут камень, и мы напоим овец.

Пока они разговаривали, подошла и Рахиль, ведя овечье стадо своего отца — она была пастушкой. 10 Увидев ее со стадом, Иаков подошел к колодцу, сдвинул камень и напоил овец. 11 Потом он поцеловал Рахиль и, громко зарыдав, 12 сказал ей, что он родственник ее отца, сын Ревекки. Рахиль побежала передать это отцу. 13 Услышав, что к ним пришел его племянник Иаков, Лаван бросился гостю навстречу, обнял его, расцеловал и повел в свой дом. Иаков поведал ему о себе, 14 и Лаван сказал:

— Точно, ты мой родственник, кость и плоть моя!

29:1 Сыны Востока — общее имя для всех народов, живущих восточнее Палестины. Здесь под "землей сынов Востока" имеется в виду северная Месопотамия (Арам-Нахараим, или Паддан-Арам), где обитал род Нахора.

29:5 ...сына Нахора? — Слово "сын" имеет здесь более общее значение — "потомок".

29:14 ...кость и плоть моя!  — Это образное выражение, обозначающее родство или верность (Суд 9:2; 2Цар 5:1).

Минул месяц с тех пор, как Иаков поселился у Лавана, 15 и Лаван сказал ему:

— Неужели, раз ты мой родственник, ты будешь работать на меня даром? Скажи, какую ты хочешь плату?

16 А у Лавана было две дочери, старшую звали Л`ия, а младшую Рах`иль. 17 У Лии глаза были некрасивы, зато Рахиль была прекрасна и лицом и станом. 18 Иаков полюбил Рахиль и сказал Лавану:

— Я буду работать на тебя семь лет за Рахиль, твою младшую дочь.

19 — Что ж, — ответил ему Лаван, — пусть лучше выходит за тебя, чем за чужого. Оставайся.

20 Семь лет Иаков работал на него за Рахиль, но эти семь лет были для него что несколько дней  — так он любил ее. 21 И вот, наконец, он сказал Лавану:

— Где моя жена? Срок пришел, пора ей быть моей.

22 Лаван созвал всех соседей и устроил пир. 23 Когда стемнело, он привел к Иакову свою дочь Лию, и Иаков лег с ней. 24 В служанки Лии Лаван отдал свою рабыню З`елфу.

25 Настало утро — перед Иаковом Лия!

— Что ты сделал со мной? — сказал Иаков Лавану. — Разве не за Рахиль я работал на  тебя? Зачем ты обманул меня?

26 — В наших краях не принято, — отвечал Лаван, — младшую дочь выдавать замуж вперед старшей. 27 Вот кончится у этой свадебная неделя, мы и младшую тебе отдадим, а за это ты будешь работать на меня еще семь лет.

28 Иаков подчинился. Когда свадебная неделя кончилась, Лаван отдал ему в жены свою дочь Рахиль, 29 а в служанки ей дал свою рабыню В`аллу. 30 И лег Иаков с Рахилью. Он любил ее больше, чем Лию, и работал за нее на Лавана еще семь лет.

29:27 Заметим, что ветхозаветное законодательство (Лев 18:18) запрещает брать в качестве второй жены сестру первой жены — по крайней мере, пока та еще жива.

31 ГОСПОДЬ увидел, что Лия нелюбима, и сделал ее утробу плодовитой, а Рахиль оказалась бесплодной. 32 Лия забеременела, родила сына и назвала его Рув`им.

— ГОСПОДЬ увидел мою печаль, — сказала она.  — Уж теперьто муж меня полюбит.

29:32 Имя Рувим (евр. Реув`ен) созвучно словам "он увидел мою печаль" (ра`а беонй`и).

33 Потом опять забеременела — и снова родила сына.

— Услышал ГОСПОДЬ, что я нелюбима, — сказала она, — и даровал мне еще одного сына!

И назвала мальчика Симе`он.

29:33 Имя Симеон (евр. Шим`он) созвучно слову "услышал" (шам`а).

34 Потом опять забеременела — и снова родила сына.

— Уж теперь-то муж будет ко мне привязан,  — сказала она, — ведь я родила ему троих сыновей.

И дала сыну имя Лев`ий.

29:34 Имя Левий (евр. Лев`и) созвучно слову "будет привязан" (йиллав`е).

35 Забеременела еще раз — и снова родила сына.

— Теперь восхвалю ГОСПОДА! — сказала она и дала сыну имя И`уда.

После этого она перестала рожать.

29:35 Имя Иуда (евр. Ехуд`а) созвучно глаголу "хвалить" (ход`а).

30 А Рахиль, видя, что не может родить Иакову ребенка, томилась завистью к сестре.

— Дай мне детей, — говорила она Иакову, — или я умру!

Но Иаков, рассерженный, отвечал ей:

— Что я — Бог, который не дает тебе детей?

— Вот Валла, моя рабыня, — сказала Рахиль. — Живи с ней, пусть родит ребенка мне на колени. Хотя бы через нее, но у меня будут дети!

И Рахиль отдала ему в наложницы свою рабыню Валлу. Иаков стал жить с Валлой, та забеременела и родила ему сына.

— Бог рассудил нас, — сказала Рахиль. — Он услышал мою мольбу и дал мне сына.

И она назвала мальчика Дан.

30:3 ...мне на колени. — Рахиль намерена усыновить ребенка рабыни (ср. 16:2); во время этой церемонии усыновитель сажал ребенка себе на колени (ср. 48:12; 50:23).

30:6 Имя Дан созвучно слову "рассудил" (дан).

А Валла вновь забеременела и родила Иакову еще одного сына.

— Судом Божьим состязалась я с сестрой, — сказала Рахиль,  — и одолела ее

И она дала мальчику имя Неффал`им.

30:8 Судом Божьим... — Евр. выражение нафтул`е элох`им неясно. Его понимают по-разному: "могучая борьба", "поединок, исход которого решает Бог".
• Имя Неффалим (евр. Нафтал`и) созвучно слову нафтул`е.

Тем временем Лия, подумав, что детей у нее больше не будет, отдала Иакову в наложницы свою рабыню Зелфу. 10 Зелфа родила Иакову сына.

11 — Удача! — сказала Лия.

И дала мальчику имя Гад.

30:11 Имя Гад, вероятно, означает "удача". Языческое божество с таким именем упоминается в Ис 65:11.

12 Зелфа родила Иакову второго сына.

13 — Счастье! — сказала Лия. — Счастливицей назовут меня женщины.

И дала мальчику имя Ас`ир.

30:13 Имя Асир (евр. Аш`ер) созвучно слову "счастье" (`ошер).

14 Как-то раз, в пору жатвы пшеницы, Рувим нашел в поле мандраг`оры и принес их своей матери Лии. Рахиль попросила Лию:

— Дай мне мандрагоры, которые нашел твой сын.

15 — Мало тебе, — сказала Лия, — что ты у меня мужа отняла? Теперь хочешь получить мандрагоры, которые нашел мой сын?

— В эту ночь, — пообещала ей Рахиль, — муж будет спать с тобой, в обмен на эти мандрагоры.

16 И вот, вечером, когда Иаков вернулся домой, Лия вышла навстречу ему и сказала:

— Иди ко мне. Я откупила тебя у сестры за мандрагоры, которые нашел мой сын.

В ту ночь Иаков спал с Лией. 17 И ГОСПОДЬ внял ее мольбе: она вновь забеременела и родила Иакову пятого сына.

18 — Это, — сказала Лия, — Бог воздает мне за то, что я делила мужа со своей рабыней.

И она дала сыну имя Иссах`ар.

30:14 ...в пору жатвы пшеницы... — В Палестине это месяц май.
Мандрагоры — растение, распространенное в Средиземноморье. Поверья приписывали корням или плодам мандрагор силу приворотного зелья.

30:18 Имя Иссахар созвучно слову "воздаяние" (сах`ар), а также употребленному в 30:16 глаголу "откупить" (сах`ар).

19 Снова забеременела Лия, и родила Иакову шестого сына.

20 — Щедро одарил меня Бог! — сказала она.  — Уж теперь-то муж станет превозносить меня, ведь я родила ему шестерых сыновей.

И назвала сына Завул`он.

30:20 Имя Завулон (евр. Зевул`ун) созвучно словам "одаривать" (зав`ад) и "превозносить" (зав`ал).

21 Потом Лия родила дочь и назвала ее Д`иной.

30:24 Имя Иосиф (евр. Йос`еф) созвучно выражениям "избавить от позора" (ас`аф херп`а) и "пусть прибавит" (йос`еф).

30:27 Мне открылось...  — Имеется в виду "открылось в гадании".

30:31-42 Лаван полагает, что от животных обычной расцветки не будет рождаться пестрый приплод. Иаков же действует исходя из поверья, что окраска приплода зависит от того, на какой предмет смотрит овца или коза в момент зачатия.

22 Но и о Рахили вспомнил Бог, внял ее мольбе и сделал ее утробу плодоносной. 23 Рахиль забеременела, родила сына и сказала:

— Бог избавил меня от позора.

24 Она дала сыну имя И`осиф и попросила:

— Пусть прибавит мне ГОСПОДЬ еще одного сына!

25 После рождения Иосифа Иаков сказал Лавану:

— Позволь мне вернуться домой, на родину, 26 вместе с детьми и женами, ради которых я работал на тебя. Сам ведь знаешь, сколько я на тебя работал!

27 — Будь добр, послушай! — сказал ему Лаван.  — Мне открылось, что благодаря тебе со мною благословение ГОСПОДНЕ. 28 Скажи, какую ты хочешь плату?

29 — Сам знаешь, — отвечал Иаков, — как я на тебя работал, какими при мне стали твои стада. 30 Немного было у тебя скота, когда я пришел, а теперь сколько! Вот как ГОСПОДЬ благословил тебя с моим приходом! Но на свою-то семью мне когда работать?

31 — Так скажи, какую ты хочешь плату? — спросил Лаван.

— Мне ничего от тебя не нужно, — отвечал Иаков. — Я готов и дальше пасти и стеречь твой скот — но с одним условием. 32 Давай обойдем сегодня стада, чтобы ты забрал оттуда всех крапчатых, пятнистых и черных овец, а также пятнистых и крапчатых коз. А впредь такие животные будут моей платой. 33 Тебе легко будет проверить мою честность: отныне, если ты придешь посмотреть, чт`о я взял себе в качестве платы, и найдешь у меня козу без крапинок и пятен или овцу, которая не будет черной,  — считай, что они у тебя украдены.

34 — Договорились, — сказал Лаван. — Будь по-твоему.

35 И в тот же день Лаван отобрал всех пестрых и пятнистых козлов, всех крапчатых и пятнистых (то есть с белыми отметинами) коз, всех черных овец, отдал их своим сыновьям, 36 и те удалились от Иакова на три дня пути.

Иаков пас оставшийся скот Лавана. 37 Он взял свежие ветки тополя, миндаля, платана и содрал с них полоски коры, обнажив белую древесину. 38 Ободранные прутья он клал в поилки (откуда пьет скот), чтобы козы смотрели на эти прутья, когда приходят пить  — а как раз в это время у них бывает случка. 39 Так как козы во время случки смотрели на полосатые прутья, то козлята у них рождались пестрыми, крапчатыми и пятнистыми. 40 А овец Иаков ставил особняком и поворачивал их так, чтоб они смотрели на пестрый и черный скот из Лавановых стад.

Теперь у Иакова появились собственные стада, и он держал их отдельно от стад Лавана. 41 Когда бывала случка у крепких животных, то Иаков клал прутья в поилки, у них перед глазами, чтобы они совокуплялись около этих прутьев. 42 А когда случка бывала у хилых животных, тогда он прутьев не клал. Так хилый скот доставался Лавану, а крепкий Иакову. 43 Иаков сделался настоящим богачом, у него появились стада овец и коз, рабыни и рабы, верблюды и ослы.

дальше

Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
Рассылка "Слово Божье день за днем"
>Форум сайта<

Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах...

  сАМАУЙР зЛЪЦМЪАИЦСЪЗ лЕЦГЛЦЙВ «цВЕМЪУЬИЪС» ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Туры на соловки
Туры из Спб от всех
mosturflot.ru