Предыдущая часть
17 1+
Лучше черствая корка, да с миром,
чем дом, где пиры да раздоры.
2 Умный раб получит власть
над недостойным сыном господина
и наследство с его братьями разделит.
3 Для серебра тигель, для золота
горнило,+
а для сердец испытания от ГОСПОДА.
4 Злодей прислушивается к лукавым речам,
и лжец внимает словам злокозненным.
5 Кто глумится над бедняком, оскорбляет его Творца,
и кто злорадствует, не уйдет от возмездия.
6 Венец старцам дети детей,
а слава сынов их отцы.
7 Не пристали глупому достойные речи,
а тем паче благородному речи лживые.
8 Кажется взятка дающему волшебным камнем:
куда ни поверни, всюду выгода.
9 Кто стремится к любви, забывает обиду,
а злопамятный теряет друга.
10 Понятливого укор уязвит
сильней, чем глупца сотня тумаков.
11 Злодей только к смуте стремится,
и ангел неумолимый будет послан к нему.
12 Лучше встретить медведицу, потерявшую детенышей,
чем глупца, когда дурь в нём бушует!
13 Кто злом воздает за добро
от его дома зло не отступится!
14 Начало ссоры что прорыв плотины,
уймись, пока вражда не разбушевалась.
15 Оправдать злодея, осудить невинного
и то, и другое ГОСПОДУ мерзко.+
16 К чему глупцу трясти мошной?
Как купишь мудрость, если нет ума?
17 Любовь друга на все времена,
и брат рожден, чтобы с братом беду разделить.+
18 Безрассудный тянет руку,
спешит поручиться за другого.
19 Кто любит свары любит злодейство,
кто превозносится накличет падение.
20 Лживому сердцу добра не видать,
коварный язык доведет до беды.
21 Кто породил глупца, родил себе горе:
не порадуешься дури собственного сына.
22 Радость на сердце лучшее лекарство,
а угнетенный дух иссушает тело.
23 Нечестивец изHпод полы берет взятку
за то, что искажает правосудие.
24 Проницательный взор обращен к Премудрости,
а взгляд глупца во все концы земли.
25 Глупый сын досада отцу
и огорчение для матери.
26 Дурное дело взыскивать с невиновного
или бить благородного за прямоту.
27 Сведущий осторожен в словах,
и кто разумен, тот хладнокровен.
28 Глупец промолчит и сойдет за мудреца,
сомкнет уста и кажется умным.
18 1 Кто живет сам по себе творит, что
хочет,
а на здравые советы лишь бранится.
2 Глупцу не нравится думать,
зато любо умом похваляться.
3 По пятам за злодейством презрение,
а за бесчестием следует позор.
4 Слова человека глубокие воды,
источник мудрости струящийся поток.
5 Дурное дело потворствовать злодею
или праведнику отказать в правосудии.
6 Язык глупца доведет до ссоры,
его уста накличут побои.
7 В речах глупца его погибель,
его уста для него же ловушка.
8+ Речи сплетника
что лакомство,
проникают в самое нутро человека.
9 Ленивый работник
всё равно что разрушитель.
10 Имя ГОСПОДА
могучая башня:
укроется в ней праведник и будет неприступен.
11 Для богатого достаток словно крепость,+
оно ему мнится стеной неприступной.
12 Падению предшествует надменность,+
а славе смирение.
13 Давать ответ, не дослушав,
только глупость и стыд.
14 Сильный духом справится с недугом,
но как быть, если дух сломлен?
15 Сердце разумного копит знание,
ищет знания слух мудрецов.
16 Подношения расчистят путь
и откроют доступ к вельможам.
17 В тяжбе кто первый, тот и прав
пока соперник не вступит в спор.
18 Жребий улаживает споры
и разводит могучих противников.
19 Обиженный брат неприступная крепость,+
а ссора засов на воротах.
20 Плодами своих речей насыщается человек:
что добудет языком, тем и насытится.
21
Жизнь и смерть во власти языка,
и кто с ним дружен, плоды его вкусит.
22 Кто нашел жену нашел сокровище
и обрел благоволение ГОСПОДНЕ.
23 В словах бедняка мольба,
но грубость в ответе богача.
24 У кого друзей много, тому несдобровать,+
но любовь иного друга крепче братской.
19 1 Лучше бедняк, что живет непорочно,+
чем лжец, да к тому же глупец.+
2 Нет добра душе без познания,+
и торопливые ноги оступятся.
3 Человека сбивает с пути его дурость,
а сердце его на ГОСПОДА злится.
4 Богатство умножает число друзей,
а бедность с друзьями разлучает.
5+ Не уйдет от
возмездия лжесвидетель,
и кто дышит ложью не уцелеет.
6 Многие заискивают перед знатными,
и со щедрым на подарки всякий дружит.
7+ Ненавистен
бедняк даже братьям,
а тем паче друзья его избегают:
спешит он слово молвить, а их уж нет!
8 Кто желает себе добра, тот ищет разума:
храня мудрость, обретет он благо.
9+ Не уйдет от
возмездия лжесвидетель,
и кто дышит ложью погибнет.
10 Не пристало глупцу жить в роскоши,
а тем паче рабу князьями править.
11 Благоразумие удержит от гнева,
величие в прощении проступков.
12 Царская ярость как рык львиный,
а милость царя как роса на траве.
13 Глупый сын несчастье для отца,
а сварливая жена что прореха в крыше.
14 Дом и богатство наследство от отцов,
а разумная жена дар от ГОСПОДА.
15 Лень доводит до сонной одури,
а нерадивость до голода.
16 Хранящий заповедь сохраняет жизнь,
а кто не разбирает пути погибнет.
17 Кто нищему подает одалживает ГОСПОДУ,
и ГОСПОДЬ вернет ему сполна.
18 Вразумляй сына, пока не поздно,
смотри, не погуби его.+
19 Грубиян пусть понесет наказание,
если дашь ему поблажку будет хуже.+
20 Слушай советы, принимай наставления,
и станешь со временем+
мудрее.
21 Много замыслов в человеческом сердце,
но исполнится то, что решил ГОСПОДЬ.
22 В людях ценится верность,
и бедняк милей лжеца.
23 Люди живы страхом ГОСПОДНИМ
кто исполнен им, спит спокойно,+
и беда его не постигнет.
24 Запустит лодырь руку в блюдо,+
а до рта не донесет.
25 Накажешь наглеца простаки образумятся,
отчитаешь разумного он поймет твою науку.
26 Кто груб с отцом, кто гонит мать
стыд и позор такому сыну!
27 Сын! Не станешь слушать наставления
попадешь впросак без слов разумных.
28 Негодный свидетель глумится над правосудием,
преступление пища для нечестивцев.
29 Наглецу не миновать суда,
а спине глупца побоев.
20 1 Глумливо вино, и брага буйна,
кого они валят с ног, тому мудрым не быть.
2 Царская ярость как рык львиный,
навлечь ее грех против себя самого.+
3 Почет тому, кто далек от ссоры,
куда всякий глупец спешит ввязаться.
4 Лодырь в холода не пашет,+
значит, в жатву ничего не сыщет.
5 Сокровенный замысел что глубокий омут,
но разумный сумеет зачерпнуть из глуби.
6 Многие кричат о своей преданности,
но человека верного найдешь ли?
7 Праведник живет непорочно,
блаженны его потомки!
8 Воссядет царь судить
и пред взором его развеется зло.
9 Кто же скажет: "Нет порока в моем сердце,
от греха своего я очистился"?
10 Взвесил, да обвесил; отмерил, да обмерил
мерзость всё это для ГОСПОДА.+
11 Смолоду человек познается по делам,
чисты ли, честны ль его поступки.
12 Ухо слышащее, око зрячее
то и другое создано ГОСПОДОМ.
13 Любишь поспать дождешься нищеты;
не смыкаешь глаз наешься досыта.
14 "Дрянной товар!" говорит
покупатель,
а едва отойдет давай хвалиться.
15 Есть на свете золото, есть самоцветы,
но сведущие уста драгоценнее.
16+ Кто за чужого
поручился, в залог отдаст одежду,+
и такой же залог за жену чужую.+
17 Сладок хлеб, добытый обманом,
но после он щебнем во рту обернется.
18 Замысел зреет в обсуждениях:
ведя войну, выслушивай советы.
19 Кто распускает сплетни, тот и секреты выдаст,
так что не связывайся с болтуном.
20 Кто проклинает отца с матерью
погаснет его светильник во тьме кромешной.+
21 С жадностью схваченное наследство
не обернется благословением.
22
Не говори: "Отплачу за зло!"
Доверься ГОСПОДУ, и Он защитит тебя.
23 Гири с обманом мерзость для
ГОСПОДА,
и дурное дело неверные весы.
24 ГОСПОДЬ направляет
шаги человека.
А человеку как понять свой путь?
25 Ловушка для человека торопливая клятва
или обет необдуманный.
26+ Мудрый царь развеет
нечестивцев,
колесом молотильным по ним проедет.
27 Дух в человеке светильник ГОСПОДЕНЬ,
что просвечивает его насквозь.
28 Вера и правда сберегают царя,
верностью укрепляется престол.
29 Юноши сияют силой,
а старцев украшает седина.
30 Раны и рубцы очищают от зла,
исправляют побои нутро человека.
|
17:1 ...пиры
да раздоры. Евр. зивх`е рив, дословно: "жертвоприношения
вражды". Здесь обыгрывается культовый термин зивх`е-шелам`им
"пиршественные жертвы", дословно: "жертвоприношения
мира" (см. прим. к 7:14). Однако раздоры превращают
их в "жертвоприношения вражды".
17:3a В
оригинале дословно совпадает с 27:21a.
17:15b
В оригинале дословно совпадает с 20:10b.
17:17
...брат рожден, чтобы с братом беду разделить.
Или: "а брат рождается на беду".
18:8 Дословно
совпадает с 26:22.
18:11a
Дословно совпадает с 10:15a.
18:12b
Дословно совпадает с 15:33b.
18:19
Для первого полустишия существует конъектура, значительно
меняющая смысл стиха: "Братская помощь как
мощная крепость".
18:24
У кого друзей много, тому несдобровать... Или:
"Иные друзья на погибель".
19:1a Дословно
совпадает с 28:6a.
... лжец, да к тому же глупец. Вариант
Пешитты: "лжец, но зато богач".
19:2 Нет добра
душе без познания... Существует конъектура: "Нет
добра в желании без знания".
19:5
и 19:9 Почти дословно совпадают.
19:7 Текст
данного стиха явно испорчен и переводится отчасти по контексту.
19:18
...смотри, не погуби его. Возможны две интерпретации:
(1) "наказывай его, но смотри, чтоб не убить";
(2) "вразумляй его, а иначе ты станешь причиной
его гибели".
19:19
...дашь ему поблажку будет хуже. Точный смысл
евр. текста не вполне ясен, перевод предположителен.
19:20
... со временем... Вариант Пешитты: "на
путях своих".
19:23 ... кто
исполнен им, спит спокойно... Или: "насытится
человек и спит спокойно".
19:24a
Дословно совпадает с 26:15a.
20:2 ... грех
против себя самого. Существует конъектура: "жизнь
под угрозу поставить".
20:4 ...в
холода не пашет... В Палестине пахота начиналась
поздно осенью, с началом сезона дождей.
20:10b
В оригинале дословно совпадает с 17:15b.
20:16
Почти дословно совпадает с 27:13.
...в залог отдаст одежду... Одежду брали
в залог лишь в крайних случаях, когда ничего другого у человека
не оставалось (ср. Исх 22:26; Втор 24:12L13).
...за жену чужую. Перевод по кере; кетив:
"за посторонних". [<кет`ив (дословно "написано";
чтение, которое отражено в масоретском тексте, но уже в древности
при чтении вслух заменяется на другой вариант
кер`е)>]
20:20
...во тьме кромешной. Перевод по кетив; кере: "с
приходом тьмы".
20:26
Расправа царя с нечестивцами образно описана как обмолот зерна.
Сперва по рассыпанным на земле колосьям волокли тяжелую
доску или катали повозку, чтобы вылущить зерно;
затем его провеивали на ветру, чтобы выдуть легкую
шелуху.
|
Далее
|