=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

№13   18 марта 2002г.   Основной грех - поверхностность

* 5 марта ст.ст., пн - на вечерни читается: Быт.1:1-20; Пр.1:1-20.

> Это не всегда была бы правда, если бы понятие греха относилось только к нравственным категориям правдивости, честности, добротности нравственной. Но есть более глубокое, основное значение слова «грех»: грех это, прежде всего, потеря человеком контакта с собственной своей глубиной. Человек глубок - а так часто он живет поверхностно, только поверхностными чувствами, понятиями, и вместо того, чтобы жить из глубины, действовать из сердцевины своего бытия, он живет отраженной жизнью; человек реагирует на жизнь, - простой отблеск тех лучей, которые падают на него.

> Это первый и основной грех: поверхностность, потеря глубины, потеря контакта с этой глубиной. И в результате человек теряет контакт с содержанием этой глубины, то есть с Богом. <...> я упоминал слова архиепископа Кентерберийского Михаила Рамзея о том, что в каждом человеке есть бездонная глубина, заполнить которую может только Сам Бог. И вот, живя на поверхности собственной жизни, человек теряет контакт с Самим Богом. И потеряв контакт с Богом, человек становится чужим и для своего ближнего, для окружения, для людей и для всей жизни. Он становится таким человеком, который живет только в себе, для себя, человеком, для которого центр жизни - он сам, и жизнь делается такая же бедная, как его малое содержание. Епископ Феофан Затворник говорит, что такой человек подобен древесной стружке, которая свернулась вокруг внутренней своей пустоты. Вот это и есть греховное состояние; и это состояние в себе может, должен признать всякий человек, если только он честен: кто может сказать, что он живет всеми глубинами своей души, своего сердца, своего ума, всем размахом своей воли, всей смелостью, всем благородством, всем величием своим?

> И вот, становясь перед Богом, Который и есть величие. Который создал нас для величия, мы не можем не признать своей греховности, того именно, что мы отпали от своего первородного достоинства. Поэтому мы, конечно, можем обратиться к Богу с криком души: Господи, прости! Какой позор: Ты меня создал великим, а я измельчал, так постыдно измельчал...

[ Митр. Сурожский Антоний. ПОПРОБУЕМ МОЛИТЬСЯ БОГУ ИСТИНОЙ…
  Радиобеседы в религ. программе русской службы Би-Би-Си. 1980-1981 гг.
  Публикация: Беседы о молитве. СПб.: Сатисъ, 1996.
  Размещено на сайте www.mitras.ru ]


И сказал Бог: "Да будет свет". И появился свет. Бог увидел, как хорош свет,
и отделил его от тьмы. (Быт.1:3-4)

^архив рассылки^

=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

№14   19 марта 2002г.   Религиозные переживания в христианской упаковке

* 6 марта ст.ст., вт - на вечерни читается: Быт.1:14-23; Пр.1:20-33.

>.... «Проверка качества» богослужения состоит в том, делает ли оно нас более чувствительными к «трансцендентному посреди нашей жизни», ко Христу в этом голодном, в этом нагом, в этом бездомном и в этом заключенном. Богослужение можно назвать христианским только в том случае, если после его посещения мы более способны узнать Христа в этих людях; в противном случае это просто порция религиозных переживаний в христианской упаковке. Именно это имел в виду Иисус, когда говорил, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Все наше благочестие и хождение в церковь должно поверяться этим критериям. И мы должны набраться мужества, чтобы сделать нужные выводы, как это сделал Джон Рен-Льюис в статье, озаглавленной «О непосещении церкви»*:

>> «Если общая атмосфера в какой-нибудь церкви извращает то, что утверждал Иисус, и настраивает людей ходить в церковь потому, что только там можно встретить Бога и вступить с Ним в особые отношения, недостижимые иначе как через специфические культовые действия, то было бы чудом, если бы из хождения в такую церковь действительно вышло что-нибудь хорошее. Не стоит искушать Бога и просить у Него таких чудес. Гораздо лучше держаться в стороне. Идеальным решением, наверное было бы попытаться устроить в такой церкви революцию, стараясь открыть глаза ее членов на прямой смысл их собственного Евангелия, но определенные церковные традиции надежно защищены от попыток такого рода. Поэтому пусть каждый реалистически взвесит свои революционные способности».

> Это, несомненно, суровые слова, особенно для приходских священников, но они не суровее тех слов, которые сам Иисус говорил раввинам. Это не означало для Него конец хождению в церковь, не означает и для нас. Но для иудаизма это означало либо революцию в представлениях о святости, либо закат и упадок.

[ Дж.А.Т.Робинсон "Быть честным перед Богом", М., 1993; стр. 65-66 ]


Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой:
"слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла". (Пр.1:20,33)

^архив рассылки^

=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

№15   20 марта 2002г.   *канон св. Андрея Критского / 3.5*

* 7 марта ст.ст., ср - на вечерни читается: Быт.1:24-2:3; Пр.2:1-22.

169
> Скверною опоганил ум свой, бедный я,
Омой меня, Владыко, потоками моих слез,
Молю Тебя, плоти моей одеяние убели словно снег.

170
> Если испытаю мои дела, Спасе,
Себя вижу всякого человека превзошедшим грехами,
Ибо разум свой напрягая, согрешил я не неведением.

171
> Пощади, пощади, Господи, создание Твое,
Согрешил я, помилуй меня, ведь Ты один чист естеством,
И никто, кроме Тебя, не чужд скверны.

172
> Меня ради, Боже истинный, образом сравнялся со мною,
Совершал чудеса, исцеляя прокаженных и расслабленных укрепляя,
Кровоточивую излечил, Спасе, прикоснувшуюся к одеждам Твоим.

178
> [Преподобная Мать Мария, моли Бога о нас!]
Струи Иордана реки Ты перешла и обрела покой безболезненный,
От похотей плоти спаслась,
И нас от них избави твоими молитвами, преподобная.

180
> [Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу!]
Тебя, Троице, славим, единого Бога,
Свят, Свят, Свят Ты Отче, Сыне и Душе,
Цельное существо, единство неизменно поклоняемая.
[И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.]

194
> Преодолей времени текучее естество, душе моя,
Подобно ковчегу, преодолевшему Иордан,
И будь обладательницею обетования по Божию повелению.

195
> Как Петра спас возопившего, спаси, встретив меня, Спасе,
От зверя меня избавь, протянув руку Твою,
И возведи из глубины грехов моих.

196
> Пристань Ты, знаю, тихая, Господи, Спасе мой, Владыко, Владыко Христе,
От гибельных глубин греха и отчаяния поспеши укрыть меня.

203
> Душе моя, душе моя, восстань, что спишь ты:
Жизни цель приближается и тогда смутишься.
Пробудись же, да пощадит тебя Христос Бог,
Везде сущий и все наполняющий.

[ Великий канон святого Андрея Критского
  /пер. Я.Кротова/ ч.3 песни 5,6,
  www.krotov.info/yakov/dnevnik/1991/canon3.html ]


"Ходи путем добрых, / держись стезей праведников, /
ибо праведные останутся жить на земле, / непорочные пребудут на ней..." (Пр.2:20-21)

^архив рассылки^

=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

№16   21 марта 2002г.   *канон св. Андрея Критского / 4.4*

* 8 марта ст.ст., чт - на вечерни читается: Быт.2:4-19; Пр.3:1-18.

67
> Башню замыслила создать, о душе, из гордых мыслей твоих,
И твердыню воздвигнуть из похотей твоих,
Но Зиждитель разрушил помышления твои
И низверг на землю построения твои.

145
> Время жития моего мало и исполнено болезней и лукавства,
Но в покаянии меня приими, к познанию истины призови,
Да не буду добычею и пищею отчуждившему от Тебя,
Спасе, Сам меня ущедри.

137
> Царским достоинством, венцом и багряницею одеян,
Богатейший человек и праведный,
Деньгами и стадами обладавший,
Внезапно богатства, славы и царства Иов, обнищав, лишился.

138
> Иов праведен был и непорочен паче всех,
И не ускользнул от уловок и сети обольстителя,
Ты же, грехолюбивая душе, что сотворишь,
Если нечто неведомое случится с тобою?

146
> Высоко возношусь ныне похвалами пустыми,
Сердцем жесток ныне без причины и во вред себе,
Не осуди с фарисеем меня, но мытарево смирение подай мне,
Единственный щедрый и праведный Судия, приими меня с кающимся сим.

147
> Согрешил, осквернил сосуд плоти моей,
Ведаю, Щедре, это, но в покаянии меня приими,
И к познанию истины призови,
Да не буду добычею и пищею отчуждавшемуся от Тебя,
Спасе, Сам меня ущедри.

148
> Самому себе как идолу поклонился я от страстей своих,
Душу свою изуродовал, Щедре,
Но в покаянии меня приими, к познанию истины призови,
Да не буду добычею и пищею отчуждавшемуся от Тебя,
Спасе, Сам меня ущедри.

149
> Не послушал гласа Твоего,
Преступил Писание Твое, Закона Подателю,
Но в покаянии меня приими, к познанию истины призови,
Да не буду добычею и пищею отчуждившемуся от Тебя,
Спасе, Сам меня ущедри.

[ Великий канон св. Андрея Критского
/пер. Я.Кротова/ ч.4 песни 2,4;
www.krotov.info/yakov/dnevnik/1991/canon4.html ]


"Милость и истина да не оставляют тебя: / надень их, как ожерелье, на шею, /
запиши на скрижаль сердца - /
и обретешь снисхождение и благоволение / и у Бога, и у людей". (Пр.3:3,4)

^архив рассылки^

=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

№17    22 марта 2002г.   * ВЕЛИКОПОСТНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (1) *

* 9 марта ст.ст., пт - на вечерни читается: Быт.2:20-3:20; Пр.3:19-34.

> ... какое значение мог бы иметь Великий Пост в течение долгих часов, проводимых вне дома, во время наших разъездов, когда мы сидим за своим столом на работе, занимаемся исполнением профессиональных обязанностей, встречаемся с коллегами или друзьями? Тут нельзя дать никакого определенного рецепта, но можно привести некоторые общие соображения и рассуждения. Во-первых, Великий Пост — лучшее время, чтобы рассмотреть и взвесить невероятно поверхностный характер нашего отношения к людям, к вещам, к работе. "Относиться ко всему с улыбкой", "не принимать слишком близко к сердцу" — вот советы, ставшие на самом деле "заповедями", которым мы радостно подчиняемся, а означают они: не связывайте себя, не расспрашивайте, не углубляйте своих отношений с людьми; соблюдайте правила игры, которые состоят в соединении дружественных отношений с людьми и полного к ним равнодушия; думайте обо всем с точки зрения материальной выгоды, прибыли, повышения; другими словами, будьте частью того мира, который постоянно употребляет великие слова "мир", "ответственность", "осторожность" и т.д., а на самом деле следует материалистическому принципу, по которому человек оценивается соответственно его заработку. Великий Пост — время искания смысла: смысла моей профессиональной жизни с точки зрения призвания; смысла моих отношений с другими людьми; смысла дружбы; смысла моей ответственности в жизни. Нет ни работы, ни призвания, которые хотя бы понемногу не могли быть преображены, не с точки зрения большей производительности или лучшей организации, но с точки зрения человеческой ценности. Необходимо стараться углубить все наши человеческие отношения, потому что мы — свободные люди, которые стали (часто сами того не сознавая) рабами систем, постепенно уничтожающих все человеческое в мире. И если наша вера имеет какое-либо значение, она должна быть соотнесена с жизнью во всех ее сложностях. Множество людей думает, что необходимые перемены происходят в зависимости от революций, внешних перемен в условиях жизни. Но мы, христиане, должны доказать, что на самом деле все вытекает изнутри — от веры и жизни по вере. Церковь, когда она вошла в Греко-Римский мир, не призывала к революции, указывая на рабство. Но рабство стало невозможным под влиянием веры и новой оценки человека и всей жизни. Один святой — а здесь святой означает просто человека, относящегося серьезно к своей вере — больше может сделать, чтобы изменить мир к лучшему, чем тысяча напечатанных программ. Святой человек — единственный настоящий революционер в этом мире.

[ Александр Шмеман. "ВЕЛИКИЙ ПОСТ", 5.4;
www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_20.html ]

-=* "Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его". (Пр.3:27) *=-

^архив рассылки^

=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

№18   23 марта 2002г.   *Молитва "человека для других"*

* 10 марта ст.ст., сб - на литургии читается: Евр.1:1-12; Мк.2:23-3:5.

> <…> Послушаем <..> Джорджа Маклауда:

>> "Нашу молитвенную жизнь обессиливает... наш предрассудок, будто тяготы жизни находятся с одной стороны, а Бог - с какой-то другой. Он интересуется нами, заботится о нас, но всё же Он - где-то там, с другой стороны. Из-за этого предрассудка мы всё ждем, когда же наступит вечер и кончатся тяготы наши, чтобы тогда уж со всем пылом устремиться к Богу,- но, дождавшись, обретаем, к смущению нашему, лишь пустоту. Мы стараемся наполнить эту пустоту "духовными размышлениями" - но чем больше стараемся, тем безнадежнее становится наше положение. В конце концов нам приходится сказать себе, что мы, видно, не "молитвенники". Так начинается опасное сползание с "лезвия бритвы" на одну сторону <с одной стороны - сосредоточение на своих дух. переживаниях, уход от "мирского", с другой - "материализм">.

> Выдаются, конечно, и такие вечера, когда наша молитва оживляется. И если разобраться, то окажется, что это те времена, когда тяготы жизни столь серьезны, что нам приходится прямо с ними и обращаться к Богу. Но именно это возвращает нас на "лезвие бритвы". Религиозное расцветает на почве практического. Молитвенная жизнь тоже может привести нас к выводу: "Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев"*.

> Я уверен, что наше обучение молитве должно начинаться не с поиска Бога в "паузах" нашей жизни <...>, но с серьезного отношения к миру, к истории, к повседневной жизни как к месту Воплощения. "Предмет" нашей молитвы задается миром <...>. Христианская жизнь, жизнь "человека для других" должна, как настаивал Бонхёффер, быть "мирской" жизнью*. Однако она должна быть жизнью "святой светскости"*, "священной секулярности"*.

[ Дж.А.Т.Робинсон "Быть честным перед Богом", М., 1993; стр. 73 ]


"И сказал им Иисус: 'Суббота создана для человека, а не человек для субботы'." (Мк.2:27)

^архив рассылки^


=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

№19   24 марта 2002г.   *Новый Закон или ...*

* 11 марта ст.ст., вс - Торжество православия
на литургии читается: Евр.11:24-26,32-12:2; Ин.1:43-51.

> ... Нравственные указания Иисуса не были предназначены для легалистического <=законнического> толкования, будто бы они предписывают всем христианам, что надо делать, невзирая на обстоятельства, или будто они определенную линию поведения провозглашают универсально правильной, а все другие — универсально порочными. Это не законоположения, определяющие, чего требует любовь всегда и от всех; это скорее примеры того, чего может любовь в любое время потребовать от каждого*. Это как бы притчи о Царстве, представленном в его нравственных требованиях, яркие образы бескомпромиссного требования, которое может быть предъявлено каждому, кто откликнется на зов Царства. Слово, сказанное богатому юноше: «Иди и продай все, что имеешь» (Мк.10:21) — это не универсальный принцип нравственного поведения, но как бы переведенная на язык нравственного императива притча о богатом купце, который именно так и поступил ради обладания драгоценной жемчужиной (Мф.13:46). Этот переход к императиву: «Иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37) — не закон; такой оборот речи сравним со словами, которые Нафан сказал Давиду в заключение классической ветхозаветной притчи: «Ты — тот человек» (2Цар.12:7). Это напоминание о том, что притчи — вовсе не занятные истории, которые можно к месту припомнить в разных случаях жизни; они выражают призыв Царства. обращенный в конкретной ситуации к определенному человеку или группе людей.

> Этот приточный характер этических высказываний Иисуса нужно настойчиво подчеркивать, чтобы уберечь себя <..> от неправильного их понимания в качестве буквальных предписаний или универсальных принципов, пригодных на все случаи жизни. Нельзя предварить Нагорную проповедь заголовком. «Вот что вы должны делать при любых обстоятельствах». Скорее сюда подошли бы такие слова: «Вот какого рода поступков может в любой момент потребовать от вас Царство (или любовь, если вы открыты абсолютной, безусловной воле Бога». Нагорная проповедь нужна нам не в качестве безошибочного руководства к нравственной жизни; она потому нужна нам, что «способна преобразить нас» <...>.

> Учение Иисуса о браке (как и обо всем остальном) — это не новый Закон, по которому развод объявляется бОльшим из двух зол при любых обстоятельствах, в то время как по закону Моисея бывают случаи, когда это не так. Учение Иисуса гласит, что любовь, безусловная любовь до конца, не терпит компромиссов; она не может удовлетвориться ничем иным, кроме полной и безоговорочной самоотдачи. В чем это может проявиться? Продать всё, что имеешь (Мк.10:21), положить всё свое достояние в сокровищницу храма (Мк.12:44), отдать свою одежду или дать свои деньги взаймы, не спрашивая ни о чём (Мф.5:40—42), отрезать свою правую руку или вырвать свой глаз (Мф.5:29—30). Однако совершенно ясно, что не во всякой ситуации нужно делать именно это. Ведь в высказываниях Иисуса нет попыток рассудить, что делать в случаях соперничества интересов (Лк.12:14) или как принять во внимание нУжды третьего лица, которые присутствуют в любой реальной жизненной ситуации (кто, например, будет содержать вдову после того, как она пожертвовала все свои средства к существованию? или детей человека, который все отдал нищему?). Конечно, любовь всё это тоже должна принять во внимание — и столь же безоговорочно. Но Иисус никогда не решает за нас все эти вопросы, Ему достаточно знать, что если мы проникли в суть дела, если наше око чисто, то любовь найдет себе дорогу, пробьет свой особый путь в любой конкретной ситуации.

[ Дж.А.Т.Робинсон "Быть честным перед Богом", М., 1993; стр. 80-81 ]


Рече Господь:
"Истинно, истинно говорю вам:
увидите, как раскрывается небо
и как Божьи ангелы восходят на небо и нисходят к Сыну Человеческому". (Ин.1:51)

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»