****************************************************************************
Subject: цд (38) -15/4/02- КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ (6)
****************************************************************************
                           !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*!

*   2  апреля  ст.ст.,  пн  --  церк.  чтения:  Ис.37:33-38:6; Быт.13:13-18;
                                                Пр.14:27-15:4.

(Продолжение отрывка из вып. №37a от 13/4/02...)

> <..>  нам  надо  додуматься  и  до других вещей в нас самих, с которыми мы
> можем бороться в порядке общей нашей борьбы за цельность, за исцеленность,
> за  восстановление  образа  Божия  в  нас.  Мы  все знаем о каких-то своих
> слабостях  и  недостатках  <…..>.  И  эти свойства выходят наружу в разных
> обстоятельствах. Они проявляются, выходят наружу в нашем отношении к людям
> вокруг нас; они выходят наружу в нашем отношении к самим себе; они выходят
> наружу, когда мы обнаруживаем, как мы относимся к Богу. <.....>
>
> <...>
>
> Одновременно, и в том и в другом случае, как дополнительное упражнение, мы
> можем ставить себе вопросы о себе самих: как я отношусь, как я обращаюсь с
> самим  собой?  Как  я  обращаюсь  со  своим умом, со своим телом, со своим
> сердцем, со своей волей в моем поведении и поступках и в моих отношениях с
> окружающими  людьми?  И  это  будет  уже *очень* много; потому что если мы
> честны,  то всё это даст нам печальный и богатый материал о том, что в нас
> есть или неладного или даже прямо злого.
>
> Но  если  этого  недостаточно,  то  мы  можем спросить себя дальше: "А что
> думают  обо  мне  люди?"  Этот  вопрос  мы себе ставить не любим; а если и
> ставим  его, то обычно считаем, что те, которые хвалят нас - люди глубокие
> и проницательные, а те, которые не хвалят, которые критикуют или не любят,
> те,  наверное, упустили из вида что-то существенное: они, наверное, слепы,
> или  уж  очень  злы,  -  ведь "блаженны чистые сердцем..."! Так вот, очень
> полезно оглядеться и спросить себя: "А что люди думают обо мне?" И когда у
> вас  получится  список  того,  что  вам *известно* о мнении людей (а вы не
> знаете  и  половины  того,  что  они  думают, и того, что говорят за вашей
> спиной,  но  ограничьтесь  хотя  бы тем, что доходит до вас), нужно задать
> дальнейший вопрос, который очень, очень важен: справедлива ли похвала тех,
> которые  хвалят  нас? Или они ошибаются просто потому, что любят меня, или
> обманываются,  потому  что  я  лицемерен  и  умею  показать им такое лицо,
> которое  вводит их в заблуждение? С другой стороны, в чем-то похвала может
> быть  и  справедливой,  и  тогда  это можно прибавить к списку тех блёсток
> образа  Божия,  которые  я  нашел через чтение Евангелия: еще одна частица
> правды,  которая  принадлежит "подлиннику", - моему если и не до конца, то
> более  подлинному "я". Другие люди меня критикуют: правы ли они? Ошибаются
> ли они? Иногда люди критикуют, потому что они прямолинейны, потому что они
> правдивы,  потому что у них есть и проницательность, и резкость; иногда же
> они  критикуют других, потому что сами лицемерны, скользки и т.д. Так вот,
> спросИте себя: что люди думают обо мне, что они говорят мне в лицо и что -
> за  моей  спиной?  А  сплетни  доходят до нас очень легко! До меня столько
> доходит  мнений людей, которые *вовсе не собирались* сообщать мне, что они
> обо мне думают!  =>
        [ Антоний, митр. Сурожский. КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ.
          Доклад на Епархиальном съезде в 1989 году.
          опубл.: “Вестник Русского Зап.-Европ. Патриаршего экзархата”
          (№117, 1989г.); сб. О ВСТРЕЧЕ.
          zip: www.mitras.ru/zip/sretenie.zip ]



"Очи Господни всё видят,| взирают и на злых, и на добрых". (Пр.15:3)

^архив рассылки^

****************************************************************************
Subject: цд (39) -16/4/02- КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ (7)
****************************************************************************
                           !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*!

*  3 апреля ст.ст., вт -- церк. чтения: Ис.40:18-31; Быт.15:1-15; Пр.15:7-19.

(Продолжение предыдущего отрывка...)

> <..>  мы  можем  спросить  себя  дальше: "А что думают обо мне люди?" Этот
> вопрос  мы  себе ставить не любим; а если и ставим его, то обычно считаем,
> что те, которые хвалят нас - люди глубокие и проницательные, а те, которые
> не  хвалят, которые критикуют или не любят, те, наверное, упустили из вида
> что-то  существенное:  они,  наверное,  слепы,  или  уж  очень злы, - ведь
> "блаженны  чистые  сердцем..."!  <.....>  Так вот, спросИте себя: что люди
> думают обо мне, что они говорят мне в лицо и что - за моей спиной? <....>
>
> Это  тоже  дополняет  картину  того, чем вы являетесь. И когда вы соберете
> итог  всему  этому знанию, вы можете начать бороться с тем, что в вас есть
> неправды,   и  закреплять  то,  что  в  вас  *правда*.  Укрепление  правды
> начинается,  собственно,  с того, чтобы заслонить, защитить, как бы руками
> оградить  огонь,  чтобы  ветер  не  задул его. Дальше укреплять можно тем,
> чтобы заботливо обхаживать, окапывать и поливать зерно или росток, как это
> делает садовник... Борьба же против неправды начинается с того, чтобы себя
> спросить:  *сколько* я могу сделать, чтобы воспротивиться ей? Я помню свою
> первую  исповедь  у отца Афанасия. Я пришел к нему, к монаху-подвижнику, и
> думал:  вот,  я  поисповедуюсь,  и  он мне точно скажет, что надо сделать,
> чтобы  стать  святым,  - это путь самый прямой и быстрый... Когда я кончил
> исповедь,  он  мне  сказал: вот что надо было бы сделать; а теперь постой,
> подумай,  а  потом скажи: сколько из этого ты *готов* сделать и *способен*
> сделать?..  И  я  был  разочарован.  А потом я обнаружил, что он был прав,
> потому  что  со *всей* задачей я бы не справился, но тут я мог начать, как
> мышь, натачивать зубы на краях, чтобы убрать меньшие элементы, которые мне
> были  под  силу,  пока  я  не  наберусь  больше  сил и не смогу взяться за
> большее.
>
> И  так,  обнаруживая  свое  подлинное - или относительно более подлинное -
> "я",  и вслед за этим - уродующие его элементы, мешающие нам быть тем, что
> мы  есть  по  существу,  мы  можем постепенно получить видение и понимание
> того,  что мы есть на данный момент, и из него потом двигаться в следующий
> момент. =>
        [ Антоний, митр. Сурожский. КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ.
          Доклад на Епархиальном съезде в 1989 году.
          опубл.: “Вестник Русского Зап.-Европ. Патриаршего экзархата”
          (№117, 1989г.); сб. О ВСТРЕЧЕ.
          zip: www.mitras.ru/zip/sretenie.zip ]



"Утомляются и юноши и ослабевают,| и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе:| поднимут крылья, как орлы, побегут - и не устанут,| пойдут - и не утомятся". (Ис.40:30-31)

^архив рассылки^

****************************************************************************
Subject: цд (40) -17/4/02- КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ (8)
****************************************************************************
                           !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*!

*   4   апреля   ст.ст.,   ср  --  церк.  чтения:  Ис.41:4-14;  Быт.17:1-9;
                                                   Пр.15:20-16:9.

(Продолжение предыдущего отрывка...)
> И  так,  обнаруживая  свое  подлинное - или относительно более подлинное -
> "я",  и вслед за этим - уродующие его элементы, мешающие нам быть тем, что
> мы  есть  по  существу,  мы  можем постепенно получить видение и понимание
> того,  что мы есть на данный момент, и из него потом двигаться в следующий
> момент.
>
> Одна  из  вещей,  которых  мы  должны  избегать, это стремиться обнаружить
> больше,   чем  сейчас  действительно  стоИт  на  нашем  пути.  Есть  очень
> замечательный  отрывок  в сочинениях Иоанна Кронштадского, где он говорит,
> что Бог дает нам видеть неправду в нас, лишь когда Он обнаружит, что в нас
> есть  достаточно веры и достаточно надежды, чтобы быть способными на такое
> лицезрение; прежде мы сломились бы под его тяжестью. Поэтому, если сегодня
> мы  видим  себя более уродливыми, чем видели вчера, мы можем быть уверены,
> что это новое задание, которое Бог поручает мне, потому что теперь. Он мне
> может  доверять  больше,  чем  прежде; до этого я еще был слишком хрупок и
> неспособен  видеть,  теперь  же  Он  говорит:  ты  достаточно силен, чтобы
> выдержать это, - справляйся!
>
> Всё это раскрывает нам постепенно очень многогранную картину о нас самих и
> позволяет бороться на двух уровнях: с одной стороны, чтобы нам становиться
> всё  больше и больше *Купиной Неопалимой*, и с другой стороны - искоренять
> всё, что стоит на пути к нашей цельности, исцеленности. =>

        [ Антоний, митр. Сурожский. КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ.
          Доклад на Епархиальном съезде в 1989 году.
          опубл.: “Вестник Русского Зап.-Европ. Патриаршего экзархата”
          (№117, 1989г.); сб. О ВСТРЕЧЕ.
          zip: www.mitras.ru/zip/sretenie.zip ]

          

"Разумный поднимается по пути жизни,| прочь от глубин Преисподней". (Пр.15:24)

^архив рассылки^

****************************************************************************
Subject: цд (41) -18/4/02- канон св. Андрея Кр./5.4 (Иов)
****************************************************************************
                           !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*!

*    5  апреля  ст.ст.,  чт  --  церк.  чтения:  Ис.42:5-16;  Быт.18:20-33;
                                                 Пр.16:17-17:17.


>               135
> Иова на гноище ведаешь, о душе моя, оправданного, 
> Его мужеству не поревновала ты, 
> Твердой воли не обнаружила ни в чём,
          что узнала, что видела, чем искушаема была, 
> Но явилась ты нетерпеливою. 
>               136
> Бывший прежде на престоле, наг ныне на гноище гниет,
> Детьми богатый и прославленный 
> Вдруг без детей и дома остался, 
> Чертогом ему стало гноище и жемчуг заменен язвами. 
>               137
> Царским достоинством, венцом и багряницею одеян, 
> Богатейший человек и праведный, 
> Деньгами и стадами обладавший, 
> Внезапно богатства, славы и царства Иов, обнищав, лишился. 
>               138
> Иов праведен был и непорочен паче всех, 
> И не ускользнул от уловок и сети обольстителя, 
> Ты же, грехолюбивая душе, что сотворишь, 
> Если нечто неведомое случится с тобою?
>               139
> Тело осквернил я и дух растлил, весь изъязвлен, 
> Но словно врач, Христе, и тело, и дух 
> Уврачуй, омой, очисти, 
> Сотвори меня, Спасе мой, снега белейшим. 
>               140
> Тело Твое и кровь в распятии за всех отдал Ты, Слове, 
> Тело отдал, да меня воскресишь, и кровь, да омоешь меня, 
> Дух же отдал, да приведешь меня, Христе, к Родившему Тебя.
 
        [ Великий канон св. Андрея Критского
          /пер. Я.Кротова/ ч.5 песнь 4;
          www.krotov.info/yakov/dnevnik/1991/canon5.html ]

"Для серебра - тигель, для золота - горнило,| а для сердец - испытания от Господа". (Пр.17:3)

^архив рассылки^

****************************************************************************
Subject: цд (42) -19/4/02- КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ (9)
****************************************************************************
                           !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*!

*    6  апреля  ст.ст.,  пт  --  церк.  чтения:  Ис.45:11-17;  Быт.22:1-18;
                                                 Пр.17:17-18:5.

(Продолжение отрывка из вып. №40 от 17/4/02...)

> Всё это раскрывает нам постепенно очень многогранную картину о нас самих и
> позволяет бороться на двух уровнях: с одной стороны, чтобы нам становиться
> всё  больше и больше *Купиной Неопалимой*, и с другой стороны - искоренять
> всё, что стоИт на пути к нашей цельности, исцеленности.
>
> Разумеется,  что это можно делать только в просвещающем свете Божием: Один
> только Бог может нам открыть наше родство с Ним, открыть нам, что мы - Его
> образ,  что мы подобны Ему в том или другом; Один только Бог может пролить
> луч  *Своего*  света,  в котором мы увидим темноту или зло в самих себе. И
> когда  мы  всё  это  обнаружили,  мы  можем  начать  думать  о  том, чтобы
> *овладеть*  своей  душой,  бороться  властно  и  побеждать. Конечно, мы не
> всегда будем победителями, но мы будем на Божией стороне и вместе с Ним. И
> тогда, если мы поняли всю красоту, какая в нас есть, и всё, что в нас есть
> уродливого,  мы  можем  взять  это  всё  и  целиком,  охапкой отдать Богу.
> Принести  Богу  то, что прекрасно, что правдиво, что цельно, не составляет
> проблемы; но как быть с тем, что и не красиво, и не праведно, и не цельно?
> Те  из  вас,  кто  читал  "Дневник  сельского священника" Жоржа Бернаноса,
> помнят, может быть, разговор этого молодого священника с пожилой графиней,
> полной  горечи,  полной  гордости,  полной надменности и разочарования. Он
> говорит ей, что есть только один выход: *отдаться* Богу. Она возражает: но
> мне  нечего  дать, всё что у меня есть - гордость, горечь, озлобление!.. И
> тогда  он  говорит  ей:  отдайте  *это*  Богу, если нечего отдать другого;
> бросьте Ему в руки всё это, и пусть *Он* поступит с этим по-своему...
>
> Мы  ничего  не можем достичь собственным произволением, собственной силой.
> Христос  ясно  говорит:  без  Меня  вы не можете ничего... Нам нужна не та
> сила,    которая    требуется,    чтобы    справляться   с   материальными
> обстоятельствами  жизни,  потому  что эта область борьбы - вне такого рода
> сил.  Апостол Павел, который знал о предстоящем ему служении, молил Бога о
> силе,  и  Господь  ему  ответил:  Моей  благодати  тебе довольно, Моя сила
> проявляется  в немощи... Какая же это немощь? Не расслабленность, не лень,
> не  беспечность - нет! Но податливость ребенка, доверчиво себя отдающего в
> руки  матери;  хрупкость  того,  что  прозрачно;  гибкость того, что может
> принять  силу  извне:  как  парус  наполняется силой ветра и несет тяжелый
> корабль  через  моря;  а  парус  -  самая хрупкая снасть корабля. Перчатка
> хирурга  -  самое  хрупкое, что только можно себе представить, а она может
> творить  чудеса,  если  ею  действует  умная,  опытная  рука.  Вот в такой
> "слабости"  Бог  может  совершить  Свою  силу.  И  если  мы  дадим Ему так
> действовать,  то  многое  действительно  может  стать  реальностью. Тот же
> Павел,  после  этих  слов  Христовых, прибавляет: поэтому ни о чем не буду
> ликовать, кроме как о слабости моей, так, чтобы всё было силой Божией... И
> в  другом  месте  он говорит еще: все мне возможно в укрепляющей меня силе
> Христовой....

        [ Антоний, митр. Сурожский. КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ.
          Доклад на Епархиальном съезде в 1989 году.
          опубл.: “Вестник Русского Зап.-Европ. Патриаршего экзархата”
          (№117, 1989г.); сб. О ВСТРЕЧЕ.
          zip: www.mitras.ru/zip/sretenie.zip ]


"Исаак ... спросил: 'У нас есть и огниво, и дрова, но где ягненок для всесожжения?' Сказал ему Авраам: 'Сынок, Бог видит, где ягненок для всесожжения'". (Быт.22:7-8)

^архив рассылки^

****************************************************************************
Subject: цд (43) -20/4/02- ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА (1)
****************************************************************************
                           !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*!

*  7 апреля ст.ст., сб -- Похвала Богородицы;
                          на литургии читается: Евр.9:24-28; Мк.8:27-31.

> Согласно  православному учению, грех - это не только нарушение какого-либо
> правила, требующее наказания; это всегда искажение данной нам Богом жизни.
> Вот почему история первородного греха изображена как поступок, связанный с
> едой.  Пища необходима живому организму, ибо она поддерживает в нас жизнь.
> Но  здесь-то  и встает главный вопрос: что значит быть живым, что означает
> сама  "жизнь"? В настоящее время это слово рассматривается главным образом
> в  своем биологическом значении: жизнь есть именно то, что всецело зависит
> от  пищи  и  вообще  от  физической  стороны  всего  живого.  Но,  в свете
> Священного  Писания  и  христианского  предания, эта жизнь, оканчивающаяся
> смертью,  отождествляется  со  смертью,  поскольку  начало  смерти  всегда
> присутствует  и  действует в ней. Мы знаем, что Бог смерти не сотворил. Он
> Податель Жизни. Каким же образом жизнь стала смертной? Почему смерть, одна
> только  смерть,  есть  абсолютное  условие  всего  существующего?  Церковь
> отвечает:  потому что человек отверг ту жизнь, которую предложил и дал ему
> Бог, и предпочел жизнь, зависящую не от Бога, но от "хлеба единого". Он не
> только не послушался Бога, за что и был наказан, но изменил само отношение
> между  собой  и  миром. Без сомнения, мир был дан человеку как "пища", как
> средство  жизни;  но в то же время жизнь должна быть общением с Богом; она
> не  только  должна была иметь в Нем свое завершение, но и свою совершенную
> полноту.  "В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Иоанн 1,4). Мир
> и  пища были созданы, чтобы посредством их человек имел общение с Богом, и
> только пища, принятая ради Бога, могла быть животворной. Сама по себе пища
> не  имеет в себе жизни и не может ее воспроизводить. Один Бог имеет Жизнь,
> и  Сам  есть  Жизнь.  В самой пище начало жизни - Бог, а не калории. Таким
> образом,  есть,  т.е.  быть живым существом, знать Бога и быть в общении с
> Ним  - всё это одна и та же реальность. И безмерная трагедия Адама в том и
> состоит,  что он воспринял пищу как "жизнь в себе". Больше того, он вкусил
> ее, скрываясь от Бога, вне Его и для того, чтобы быть независимым от Него.
> И  сделал  он это, потому что поверил, что пища имеет жизнь сама по себе и
> что,  вкушая от этой пищи, он может сам стать, как Бог, т.е. иметь жизнь в
> самом  себе.  Проще  сказать:  он  поверил  в пищу, тогда как единственный
> предмет веры, доверия, уверенности - Бог и только Бог.
> 
> Земной  мир, пища сделались его богами, источником и началом его жизни. Он
> стал  их  рабом.  Адам  по-еврейски  значит "человек". Это - мое имя, наше
> общее  имя.  И человек всё еще Адам, все еще раб "пищи". Он может уверять,
> что  он  верит  в  Бога,  но  для него Бог - уже не его жизнь, не пища, не
> всеобъемлющее  содержание  его  существования.  Он  может  уверять, что он
> получает  жизнь от Бога, но он не живет в Боге и для Бога. Его знание, его
> опыт,  его  самоуверенность  построены  всё  на  том  же принципе: "хлебом
> единым".  Мы  едим, чтобы жить, но мы не живем в Боге. Изо всех грехов это
> самый большой грех. И этим грехом наша жизнь приговорена к смерти.
> 
> Христос  -  Новый  Адам.  Он  пришел  для  того, чтобы уничтожить болезнь,
> вселённую Адамом в жизнь, чтобы восстановить человека для настоящей жизни,
> и  поэтому  Он тоже начинает свое земное служение с поста. "... Постившись
> сорок дней и сорок ночей (Он) напоследок взалкал" (Матф. 4,3). Голод - это
> то  состояние,  когда  мы  сознаём  нашу зависимость от чего-то, когда нам
> срочно,  насущно нужна пища, - что и доказывает, что нет в нас само-сущной
> жизни.  Это  тот  предел,  за которым я или умираю от голода, или, насытив
> свое  тело,  сознаю  вновь,  что  я живу. Другими словами, это тот момент,
> когда перед нами встает ультимативный вопрос: от чего зависит моя жизнь? И
> так  как  вопрос это не отвлеченный, так как сама жизнь моего тела зависит
> от  его  решения,  момент  этот  оказывается и искушением. Сатана пришел к
> Адаму  в раю; он пришел к Христу в пустыне. Два голодных человека услыхали
> его  словА: ешь, потому что твой голод показывает, что ты всецело зависишь
> от пищи, что твоя жизнь в пище. И Адам поверил и стал есть; Христос отверг
> это  искушение  и сказал: не хлебом единым будет жив человек, но Богом. Он
> отверг  эту всемирную ложь, которую Сатана внушил всему миру, сделав ее не
> поддающейся  обсуждению,  очевидной  истиной,  основой всего человеческого
> мировоззрения,  основой  науки,  медицины,  и  может  быть  даже  религии.
> Отвергнув  эту  ложь,  Христос восстановил верное соотношение между пищей,
> жизнью и Богом, то соотношение, которое нарушил Адам, и которое мы всё еще
> нарушаем каждый день.

                [ Александр Шмеман. ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Гл. 5;
                  Париж, 1986, стр. 136-40;
                  www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_20.html ]
(продолжение следует!)


"Как человеку суждено только однажды умереть, а затем - Суд, так и Христос, однажды принесенный в жертву, чтобы унести грехи множества людей, во второй раз явится не для того, чтобы иметь дело с грехом, но чтобы спасти тех, кто Его дожидается". (Евр.9:27-28)

^архив рассылки^

****************************************************************************
Subject: цд (44) -21/4/02- ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА (2)
****************************************************************************
                           !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*!

Всех поздравляю с воскресным днем!

*  8 апреля ст.ст., вс -- 5 воскр. день Вел. поста. Прп. Марии Египетской.
                          на литургии читается: Евр.9:11-14; Мк.10:32-45.

                        Воскресение Христово увидев,
                        поклонимся святому Господу Иисусу,
                        единственному, кто безгрешен!
                        Кресту твоему покланяемся, Христе,
                        и святое воскресение Твое воспеваем и прославляем!

(Продолжение предыдущего отрывка...)
> Христос  -  Новый  Адам.  Он  пришел  для  того, чтобы уничтожить болезнь,
> вселённую Адамом в жизнь, чтобы восстановить человека для настоящей жизни,
> и  поэтому  Он тоже начинает свое земное служение с поста. <.....> Христос
> восстановил   верное   соотношение   между   пищей,  жизнью  и  Богом,  то
> соотношение,  которое  нарушил  Адам, и которое мы всё еще нарушаем каждый
> день.
> 
> Что  же тогда означает пост для нас, христиан? Это участие в постном опыте
> Самого  Христа,  которым  он  освободил  нас от совершенной зависимости от
> пищи,  материи и мира. Но освобождение наше ни в коем случае не может быть
> полным.  Мы  живем  еще  в падшем мире, в мире Ветхого Адама, и, составляя
> часть  этого  мира,  мы  всё  еще  зависим  от пищи. Но т.к. смерть, через
> которую  все  мы  должны  пройти,  побеждена  Смертью  Христовой,  и стала
> переходом  в  жизнь,  пища,  которую мы вкушаем, и жизнь, которую эта пища
> поддерживает,  может  стать жизнью в Боге и для Бога. Часть нашей пищи уже
> стала  "пищей  бессмертия"  -  Телом  и  Кровью  Самого  Христа.  Но  даже
> ежедневный,  "насущный  хлеб",  который  мы получаем от Бога, может в этой
> жизни,  в  этом мире быть тем, что поддерживает и укрепляет наше общение с
> Богом, а не отдаляет нас от Него. Однако только пост может осуществить это
> преобразование,  дать  нам  существенное  доказательство  того,  что  наша
> зависимость  от  пищи  и  материи  не  окончательна,  не абсолютна и что в
> соединении  с  молитвой,  благодатью и служением Богу эта зависимость сама
> хочет  стать  духовной.  Всё  это  означает,  что понятый по-настоящему, в
> истинном  своем значении, пост есть единственное средство восстановления в
> человеке  его  подлинной  природы.  Это не теоретический, а практический и
> реальный  вызов  великому  Лжецу,  убедившему нас в том, что мы зависим от
> одного  хлеба,  и  построившему  всё  человеческое  знание,  науку       и
> существование  на  этой  лжи.  Пост  изобличает эту ложь. В высшей степени
> знаменательно,  что Христос встретил Сатану в то время, когда Он постился,
> и  что  позднее  Он  сказал,  что победить Сатану можно "только молитвою и
> постом".  Пост - настоящая борьба против Дьявола, это вызов всеобъемлющему
> закону,  делающему  дьявола  "князем  мира сего". Если человек голоден, но
> понимает,  что  он  действительно  может  не  зависеть от этого голода, не
> погибнуть  от  него,  а наоборот обратить его в источник духовной власти и
> победы,  тогда  ничего не останется от той великой лжи, в которой мы живем
> со времен Адама.
> 
> Как далеко ушли мы от нашего обычного понимания поста как простой перемены
> диеты,  от  рассуждений  о том, что разрешается постом и что запрещено, от
> всего  этого поверхностного лицемерия! Ибо, в конечном счете, пост состоит
> в  одном:  в  том,  чтобы  испытать  голод, алкать, и это значит - достичь
> предела той жизни в нас, что зависит всецело от пищи, и, взалкав, открыть,
> что  эта  зависимость  не  есть последняя истина о человеке, что сам голод
> есть, прежде всего, духовное состояние и что на последней глубине своей он
> есть алкание Бога. В ранней Церкви пост означал совершенное воздержание от
> пищи, т.е. состояние голода, доводящее тело до крайнего предела. Но именно
> здесь  мы  понимаем,  что  пост,  как  физическое лишение пищи, совершенно
> бесполезен  без его второй, духовной, стороны. "...Постом и молитвою". Это
> значит,  что  без  соответствующего  духовного усилия, без укрепления себя
> Божественной  Реальностью,  без  сознания своей совершенной зависимости от
> Бога и только от Бога, физический пост станет на самом деле самоубийством.
> Если дьявол искушал Самого Христа, когда Он постился и испытал голод, то у
> нас нет никакой возможности избежать искушения. Физический пост, как он ни
> важен,  становится не только бессмысленным, но действительно опасным, если
> он  не  соединен  с  духовным усилием, молитвой, мыслью, сосредоточенной в
> Боге.  Пост  -  искусство,  которым в совершенстве владели святые; было бы
> опасно  и  самонадеянно  с нашей стороны пытаться овладеть этим искусством
> без  духовного  рассуждения,  без  должной осторожности. Всё великопостное
> богослужение  постоянно  напоминает  нам  о  трудностях,  препятствиях   и
> искушениях,  которые  встают  перед  тем,  кто рассчитывает на собственные
> силы, а не на Бога.

                [ Александр Шмеман. ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Гл. 5;
                  Париж, 1986, стр. 139-42;
                  www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_20.html ]
(продолжение следует!)

Рече Господь: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, а чтобы служить и отдать Свою жизнь как выкуп за множество людей". (Мк.10:45)
на первую страницу сайта
^архив рассылки^
дальше (045)=>
=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=
  Каталог Христианских Ресурсов «Светильник» ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU